Чёрная женщина
На Руси, кажется,всегда были женщины недоступные,
соблюдающие некий свой кодекс чести.
Скажу прямо: я не люблю женщин.
Нашел мужик подкову, поднял – а там лошадь.
Однажды довелось в расширенном мужском застолье, слегка разбавленном двумя-тремя привлекательными барышнями, подслушать разговор.
«Ты боишься женщин...», - сказал кто-то своему соседу, который слегка смутившись, отвечал вполголоса:
«Да, боюсь… Но в этой жизни женщин и надо бояться… Посмотри хотя бы на блондинку, - это же фурия… ей пока не наступишь на хвост, не поимеешь. А той мегере, - показал он на брюнетку, - мало и на хвост наступить, надо ещё взять за горло. А ты, психолог хренов, не знал…»
В связи с этим я вспомнил роман Н.Греча «Черная женщина», который недавно открыл для себя. Спасибо Инету.
Почитал… - жуть…. Главному герою постоянно мерещится женщина в черном, предвещающая беду.
И потянулась вереница аналогий, ассоциаций, параллелей, воспоминаний и проч.
Первое, что пришло в голову: Пушкина к последней черте подвела женщина. Тут же «Сказка о рыбаке и рыбке»… рядом лежала.
Лермонтовский Печорин признается, что в детстве гадалка предсказала ему смерть от злой жены, поэтому он боится женитьбы. Всплыл в памяти и Даниил Заточник с его молением, и гоголевский Андрий. Известно, у Гоголя практически все женские персонажи - ведьмы.
В «Дон-Кихоте» рассказывается, как к новоназначенному губернатору острова Санчо-Пансе пришла женщина с жалобой, что её изнасиловали и хотели отобрать кошелек, но кошелёк она отстояла, из чего Санчо-Панса заключил, что если б она свою честь защищала так же яростно, как кошелёк, её бы не смог изнасиловать даже сам Геркулес.
Помню несколько ярких историй из жизни моего села.
В детстве я любил подслушивать сплетни старух на лавочке, их вечные были и небыли. Одна история гласила, как мужик вернулся домой не в духе. Он жене слово - она ему два, он ей слово, а она ему – дулю... А, надо сказать, у нас в селе дать дулю мужу считалось последним делом. Материться можно, а вот дули давать…
Муж ей по лицу – в ответ дуля; вожжами её перетянул, а она ему скрутила две дули. Затолкал её в чулан, но и оттуда сквозь щель жена высунула фигу.
Тогда он решился на последнее.
Смеркалось, запряг коня, взял бабу за косы, связал, бросил в подводу и отвез на крутой берег Днестра.
«Последний раз спрашиваю: будешь дули давать?..» - В ответ жена показала дулю.
Он подошел и столкнул ее в реку… Видно, баба плавать не умела, потому что быстро круги разошлись по воде...
Сел мужик, схватив голову руками.... Затем взглянул на воду – кругом чистая гладь… Как вдруг из воды медленно вынырнула рука с дулей. Раз вынырнула.., другой, но уже поменьше, а напоследок лишь кончик большого пальца показался и, завернувшись в воду, утоп навеки…
И тут мужик, содрогаясь, дико захохотал, и в глубокой тишине над рекой к нему возвратилось многократное эхо…
Чё бы исчо соврать?..
Вот:
Другой мущщина, чему сам я был свидетель, буйный алкаш, и его крася-я-вая супруга страшно терзались взаимной ревностью.
Их мирили соседи, но театрализованные представления с любовью напоказ, с объятьями и страстными поцелуями в десна, нередко перерастали в драку. Бывало, она скажет что-нибудь не то – и тут же получает в глаз. Часто женщина ходила в засосах на шее и с фонарями на лице. Сам сущий инкуб он, открыто матерясь, кликал её шалавой, шельмой, плазмодией, ведьмой с Лысой горы, кикиморой болотной.., но часто как-то так ласково, что она даже не обижалась. В самом деле, в ней, как и во многих тётках нашего села, было что-то как из Книги Теней.
Закончилась их история прозаически трагично: в один прекрасный вечер он утопил жену в бочке с молодым играющим вином.
В детские годы часто бродячие псы рвали мне штаны, как говорится, «на немецкие знаки», и мать водила меня к бабке, которая, нашептывая что-то, выкатывала испуг куриным яйцом по голой спине.
В отличие от матери отец был отпетым атеистом и не верил в чудеса. Вечно поддатый всегда крепко спал, надрывая мою душу своим богатырским храпом.
В такие ночи мне иногда снились страшные сны в духе фильма режиссера Бергмана «Земляничная поляна»: в сновидениях возникала женщина, которая по мере приближения ко мне увеличивалась до гигантских размеров, глядя мне прямо в глаза, и готова была разорвать меня на куски. Я прокидался в холодном поту, но рассказывать эти сны стыдился.
Близко к этому звучит и откровение Есенина: «…кот лапой мне показывает дулю, а мать, как ведьма с Киевской горы».
Прошла целая жизнь, пока я решился передать в стихах страшный женский образ:
Я видел много страшных снов,
Но этот – просто жуток.
Как вспомню – леденеет кровь…
И это кроме шуток.
Однажды в детстве мать приснилась,
Не то с небес иль из земли…
Из ничего во сне явилась
прозрачным облачком вдали.
И ничего не предвещало
Такое милое начало.
Вдруг задрожала, как слеза..,
И набухая, словно тесто,
Мне смотрит пристально в глаза,
А я сойти не в силах с места.
И в небе атомным грибом
Вся разрастается потом…
Я вижу всю её подробно,
До мелких складок дуг надбровных
И до морщинок на челе,
Весь мир на ней сошелся в точку…
Немало страшных баб в селе,
А эта вот примстилась ночью…
Даже не мать передо мной -
А полный ужас под луной…
Я не могу пошевелиться.
Такому надо же присниться…
И начинает вырастать
Передо мною баба…
Нет мочи от неё сбежать
Или послать хотя бы…
И надвигается знобяще,
Чтоб разорвать меня на части…
Мерцающий неясный свет…
Уже лица на бабе нет.
И приближается она -
И прокидаюсь я со сна
От собственного крика…
Очнулся… тихо… в доме спят…
На стенке ходики стучат…
В молчании великом.
Бывало, после спать ложиться
Боялся. Вдруг опять приснится...
И ещё долго баба эта
Ко мне являлась вспышкой света
И проступала на стене
Сиреною в кошмарном сне.
Я этот сон не разгласил,
Себя ли, матери стыдился,
Всегда в себе его носил…
И лишь теперь он пригодился.
Печорин в своем журнале бросает мимоходом:
«С тех пор, как поэты пишут и женщины их читают (за что им глубочайшая благодарность), их столько раз называли ангелами, что они в самом деле, в простоте душевной, поверили этому комплименту, забывая, что те же поэты за деньги величали Нерона полубогом…
Не кстати было бы мне говорить о них с такой злостью, — мне, который, кроме их, на свете ничего не любил, — мне, который всегда готов был им жертвовать спокойствием, честолюбием, жизнию… Но ведь я не в припадке досады и оскорблённого самолюбия стараюсь сдёрнуть с них то волшебное покрывало, сквозь которое лишь привычный взор проникает. Нет, всё, что я говорю о них, есть только следствие — ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».
В другом месте он выдает каламбур:
«Я презираю женщин, чтобы их не любить, потому что иначе жизнь была бы слишком нелепой мелодрамой».
И тут нет противоречия.
В повести «Тамань», он описывает своё противоборство в лодке с Ундиной:
«…я крепко сжал её маленькие руки; пальцы её хрустели, но она не вскрикнула: её змеиная натура выдержала эту пытку».
В «Чёрной женщине» Н.И.Греча бесконечно проплывают перед глазами картины, одна мрачнее другой:
«Теперь нередко поглядывает она на тебя, как гремучая змея».
«Бабушка! Погадай мне, где ожидает меня счастие. -
Старушка взглянула на него, протасовала карты, дала ему снять левою рукою, вскрыла пиковую семерку и тихим голосом сказала: в гробу!»
Уход Толстого – это бегство от женщины. Его слова: «А я про баб скажу правду, когда одной ногой в могиле буду…»
Вот вам и Наташа Ростова…
У Льва Николаевича есть ещё мысль, которая звучит примерно так: человечество переживет любые войны, катастрофы, землетрясения и катаклизмы, но никогда не решит проблему - с кем спать.
Есенин, Маяковский… – туда же.
А все эти богини мщения и прочая нечисть... Мифология прям кишит ими: пифии, фурии, сирены, - бр-р-р-р… - эриннии… просто выносят мозг. Есть и Антигона, и ангелы небесные… Но кому это интересно? Другое дело баба Яга, в сравнении с которой все эти в мужском обличье козлоногие сатиры, белые и черные ведуны, водяные, домовые и прочие демоны и фавны – просто милые создания.
Вальпургиева ночь…
Одна литературная дама, знакомая, видимо, с примочками восточной мудрости, заметила, что женщине ничего не должно быть позволено. Литературной даме, как говорится, виднее. Жена – пашня, борозда… она даёт жизнь, но и отнимает с полным на то правом. Ещё как отнимает… Может, не случайно у нас славят женщину-мать.
«Жена и дети, друг, поверь, большое зло, у нас все скверное от них произошло…» - иронизировал Пушкин. В самом деле, гримасы природы в женщине обладают страшной разрушительной силой и об этом не следует забывать… Только влюблённая женщина слаба, но проходит угар любви, и глазам открывается всепоглощающая чудовищная бездна…
Нет ничего парадоксальнее женского ума, записывает в своём журнале Печорин. Женщину трудно в чем-либо убедить, её надо довести до того, чтоб она сама себя убедила.
Бедные женщины… Сколько сказано о них обидной едкой правды, но есть и «мимолётное виденье» и «гений чистой красоты», но… им всегда всего мало.
Печорин, между тем, продолжает:
«Вернер намедни сравнил женщин с заколдованным лесом, о котором рассказывает Тасс в своём «Освобождённом Иерусалиме». «Только приступи, — говорил он, — на тебя полетят со всех сторон такие страхи, что боже упаси: долг, гордость, приличие, общее мнение, насмешка, презрение… Надо только не смотреть, а идти прямо; — мало-по-малу чудовища исчезают, и открывается пред тобой тихая и светлая поляна, среди которой цветёт зелёный мирт. Зато беда, если на первых шагах сердце дрогнет, и обернёшься назад!»
Складывается довольно жуткая картина, и все это вдруг пришло в голову, благодаря «Чёрной женщине» Греча. В литературных ископаемых можно было еще много чего нарыть, но мрачные фантазии рассеиваются, когда представишь, сколько в Москве, как и по всей России, старушек, просящих с протянутой дрожащей рукой. И в каждой мерещится - мать-сестра-жена-дочь…
Вижу старушку, просящую у ларька…
В России ее обобрали - в хапок, в два хапка, в три хапка…
Николай Сербовеликов
Свидетельство о публикации №214021201653