США. Десять дней, которые... День пятый

       И день настал последний, день отъезда.  Четыре дня - а кажется мгновение.…




       Утро посвятили сборам в дорогу. Задолго до отъезда, еще днем, приехала Галина (кузина), чтобы не только проводить, но и пообщаться и попрощаться «как следует». Это тронуло, так как я уже был в курсе, что как раз в эти дни ей было вообще-то не до нас  - достали серьезные личные проблемы. Галина предложила оставшееся до отбытия на автовокзал время посвятить прогулке по Верхнему Манхэттену. Я согласился, и не пожалел об этом. Денис предпочёл посидеть за компьютером – думаю, теперь жалеет.

 
       Итак – вверх по Бродвею в сторону Гарлема. Кстати о Гарлеме. Какие сведения мы, совки, черпали об этом районе Манхэттена из Советской прессы, радио - и телевизионных передач? Гетто для бедных и озлобленных негров, район трущоб.  Любого, даже случайно оказавшегося здесь «белого»,  сразу же грабят, насилуют и убивают (или в обратном порядке)…


       Пару дней назад, уже поздним вечером, мы с Денисом возвращались домой. Торопились и… сели по ошибке в экспресс, который нужную нам станцию благополучно миновал без остановки. А следующая - уже в Гарлеме. Помните, я упоминал, что в Нью-Йоркском метро станции, в основном, устроены так, что чтобы вернуться надо выйти на поверхность. Конечно, в сказки об ужасах Гарлема я уже давно не верю, но, всё-таки, время позднее.…


       Вышли мы на поверхность, осторожно огляделись. Здания как здания, не хуже чем в той части Манхэттена, где мы проживаем. Чистенько, красочно оформленные витрины, сияет реклама. Да, редкие прохожие действительно «чёрные», особенно в это тёмное время. Но, заявляю со всей ответственностью,  - пока мы стояли у светофора, пересекали авеню, потом ещё шли по панели метров сто до входа в сабвей, никто из прохожих не пытался нас оскорбить, ограбить и пр. Более того - некоторые нам даже приветливо улыбались!


       И ещё о неграх. Кстати, в Америке меня бы привлекли к ответственности за неполиткорректное название афроамериканцев. По-моему, это издержки демократии. Негры, они и есть негры! А африканских негров как прикажете называть – афроафриканцами? Я заметил, что Галина, почему-то, с вопросами типа – Как пройти? или - Где находится? - всегда обращается только к неграм. Почему? – поинтересовался я. Галина пожала плечами – они наверняка местные, а «белые», особенно в дневное, рабочее время, скорее всего туристы, да и «черные» доброжелательнее, общаются охотнее.

 
       Но, «вернемся к нашим баранам». Через несколько кварталов мы наткнулись на величественное здание собора, и не просто собора, а четвертого по величине храма в мире! Впрочем, наткнулись – это относится только ко мне, Галина-то знала куда вела.


       Собор св. Иоанна Богослова начали строить в конце 19го века и… достраивают до сих пор! Американцы его так и называют – Иоанн Недостроенный. За 120 с лишним лет строительство прерывалось неоднократно – то кризисы мешали, то войны, то пожары. В результате и сейчас возведено лишь две трети от задуманного. Архитекторы менялись, менялись и стили – одна часть собора византийско-романская, другая – готическая. Присутствуют и элементы других стилей. Несмотря на недострой, храм открыт для посещений и способен принять до 5000 человек одновременно! Нью-Йоркская Епископальная церковь (протестантская) считает собор главной своей святыней.

 
       Вместе с тем собор необыкновенно демократичен. Вы можете быть католиком и протестантом, православным и иудеем, вообще неверующим – все равно для вас отыщется в храме что-нибудь интересное.  Есть здесь уголок поэзии и медицины, мемориалы Холокоста евреев и геноцида армянского народа, скульптуры, витражи и изображения американских президентов и Христофора Колумба, Уильяма Шекспира и радиоведущих, спортсменов и… Титаника, и прочее, прочее.

 
       Однако следовало торопиться – до отъезда оставалось уже не так много времени. От собора мы с Галиной свернули налево и, буквально через какую-нибудь сотню метров, оказались перед величественным зданием Колумбийского университета. Основанный ещё в 1754 году, университет занимает шесть кварталов. В этих  стенах обучается одновременно 27 тысяч студентов. Среди выпускников старейшего ВУЗа США четыре президента, в том числе и действующий – Барак Обама, 96 лауреатов Нобелевской премии. Между прочим, FM-радио и дисплеи на ЖК придумали именно здесь. Проходим мимо главного входа. На ухоженных, потрясающе зеленых, огромных газонах несколько молодых людей, очевидно студентов. Одни - невозмутимо прогуливаются, другие - играют «летающей тарелкой». Так здесь принято. Вспомнилась грозная табличка, еще совсем недавно украшавшая отечественные парки и скверики – По газонам не ходить!


       Пройдя вперед вдоль университетских корпусов, мы развернулись и, уже никуда не заходя, вернулись домой тем же маршрутом.

 
       Переезд автобусом до Кливленда занял у нас всю ночь и ничем особенным не запомнился.


Рецензии
Спасибо, Яков, за непредвзятые путевые заметки!

С удовольствием прочитал о местах, недостижимых для меня на этом свете.

Написано легко и интересно, легко и читается.

Спасибо: Понравилось!

С уважением

Юрий Фукс   18.02.2014 18:29     Заявить о нарушении
Спасибо Юрий! На днях выложу последние главы - читайте на здоровье. Что же касается недостижимости, то главное - определить цель, и все будет достижимо. Удачи!

Большаков Яков   18.02.2014 19:12   Заявить о нарушении