В мире книжного хлама

                В мире «книжного хлама».
      Свою первую книгу Санька прочел, когда ему было шесть с половиной лет. Научившись читать, он с азартом начал складывать буквы в слова, читая надписи и небольшие тексты, которые попадались ему на глаза. Видя такое усердие, отец мальчика вручил ему книгу с картинками и сказал, что читать надо книжки, потому что в них не просто слова и фразы, а сказки и другие истории, о которых ему будет интересно узнать.
      В доме родителей Саньки было множество книг — четыре большущих шкафа, полки которых плотно уставлены книгами. Большинство из них были толстыми, и Санечка удивлялся: сколько времени надо затратить, чтобы прочесть один такой том. А в Санькиной комнате  стоял небольшой книжный шкаф, на нижней полке которого находились детские книги, в том числе и для самых маленьких.
      Как-то папа с мамой принесли в детскую комнату огромную кипу книг и разложили их по разным полкам того самого книжного шкафа.
     — Вот на этой полке, — показал сыну отец, — стоят книги, которые тебе можно читать сейчас. — А книги на самой верхней полке начнешь читать, когда пойдешь в пятый класс. Сейчас эти книги могут показаться тебе скучными или же непонятными. Детские книги пишутся для определенного детского возраста.
      — Может, купим ему электронную книгу, — предложила мама. — Будем закачивать в нее тексты специально отобранных книжек.
      — Ну, вот еще, что придумала! — возмутился папа. — Хочешь лишить Саньку радости держать в руках настоящую книгу.
      — Ты, наверное, прав, — сказала задумчиво мама и почему-то посмотрела в распахнутое окно. —  Знаешь, я заметила, что книги, которые ты приносишь из районной библиотеки, читаются как-то по-особенному уютно и задушевно. Может, их странички хранят память о переживаниях их читателей?
      — Фантазёрка, — изрёк папа, ласково улыбаясь в усы и, подумав, добавил не совсем понятную для Саньки фразу о том, что хорошая книга, напечатанная в типографии, как бы имеет живую душу, а живые цветы нельзя заменить даже самыми красивыми их фотографиями.
      Это к старости годы несутся стремительно, а  в детстве время движется со скоростью неторопливого черепашьего шага. Как же хочется, думалось десятилетнему Саньке, быстрее стать уже взрослым, смотреть взрослые фильмы, научиться водить машину, вместе с папой уезжать в дальние экспедиции и, наконец-то, читать интересные книги для взрослых.
      Санька рос обыкновенным парнишкой, мало чем отличаясь от большинства своих сверстников. Разве что, мог часы напролет читать, с головой погружаясь в мир, открывающийся ему со страниц выбранной в библиотеке книги.
      Однажды, когда Сане было уже двенадцать, папа с мамой собрались на какое-то время уехать в горы, а сына отвезли в другой город в гости к папиным родственникам. Супруги  Лукошины приезду Саньки обрадовались, так как были людьми общительными, а своих детей у них не было.
      — Ну, здравствуй, племянничек, — пророкотал Александр Андреевич, прижимая мальчика к необъятной груди. — Посмотри, Ларочка, как вырос этот птенец, — воскликнул он, обращаясь к жене Ларисе Степановне.
      Квартира Лукошиных удивила Санечку: огромная и, куда ни глянешь, — всюду картины и книги. Дядя Саша был художником, обладал могучим телосложением,  крупным, словно спелая слива, носом и кудрявой с проседью бородой. А жена его, тетя Лара, работала в школе преподавателем музыки; дома она часто что-то наигрывала на пианино, подпевая тоненьким голоском.
      —  Ты у нас не соскучишься, — объявил Санечке дядя Саша. — В нашем городе есть на что посмотреть... А потом, у нас много книг — читай, сколько хочешь. Правда, детских книжек не так уж густо.  Хотя... Сейчас я тебе кое-что покажу. Есть у меня заветный ящичек, где хранятся мои с детства любимые книги, журналы и разные памятные для меня вещички.
      Открыв створки нижнего отделения старинного шкафа, он выгреб оттуда кучу картонных папок, запыленные стопки старых журналов и книжек. Усевшись на пол, художник осторожно, словно музейные экспонаты, перебирал и рассматривал книги. Подошедшая Лариса Степановна фыркнула:
      — Зачем ребенку этот твой книжный хлам? Детей следует воспитывать на классической литературе.
      — Если читать только классиков... — пробормотал дядя Саша и уткнулся носом в страницы книги с пожелтевшей от времени мятой обложке. — Эту книженцию, помнится, я прочитал на одном дыхании. Приключения мальчика, по прозвищу Николка-паровоз, в годы гражданской войны.  А вот это замечательное произведение! — дядя Саша выхватил из развала книг стопку листов, стянутых тонкой резинкой. — Жаль обложка не сохранилась. Это повесть называется «Вперед, капитаны», в ней рассказывается о группе мальчишек, создавших в тылу у фрицев боевой партизанский отряд. А еще посмотри-ка вот это! — с ликованием воскликнул художник. — Я сохранил годовые комплекты журналов для детей и юношества, изданные в начале прошлого века. Их читал еще мой отец. Всемирный следопыт! Задушевное слово! Вокруг света!
     Заметив в глазах мальчика азартные огоньки, Александр Андреевич понял, что удивительный и загадочный мир старого книжного «хлама»  приобрел еще одного почитателя.


Рецензии