В мире нет ничего совершенно ошибочного

"В мире нет ничего совершенно ошибочного. Даже сломанные часы дважды в сутки показывают точное время"

Как часто мы совершаем ошибки, а затем жалеем об этом, хотим повернуть время вспять, чтобы всё исправить, поступить по-другому... как часто, впоследствии мы осознаём, что всего одно ошибочное действие является семенем ядовитого древа, почки которого, не прекращая, рождают новые плоды, а ветви разрастаются всё шире, образуя огромную крону длинных  костлявых конечностей. Однако ведь если семя произросло, значит, это произошло «не просто так», значит по каким-то особым причинам оно было необходимо природе. Человек привык замечать лишь ядовитые плоды, абсолютно не беря во внимание то, что это же дерево может послужить жилищем  для каких-то насекомых или птиц, что человек сам может укрыться в тени мрачного чудовища от палящего солнца, и что, наконец, это же чудище может стать украшением сада среди стройных ароматных яблонек - «...как часто красота уродна и есть в уродстве красота», писал Игорь Северянин в своём стихотворении «Поэза странностей жизни». Именно о том, чего люди обычно не замечают в своей жизни или просто не хотят заметить, пойдёт наша дальнейшая речь.

Итак, для того, чтобы глубже проникнуть в суть обсуждаемого афоризма, сначала следует обратиться к семантике слова «ошибка».  В словаре Ожегова данное слово трактуется как «Неправильность в действиях, мыслях», а в словаре Ушакова мы можем увидеть очень схожее толкование, но немного шире: «ОШИ;БКА - Неправильность в действиях, поступках, высказываниях, мыслях, погрешность». Опираясь на значения из обоих словарей, мы попробуем рассмотреть семантику данного слова с разных сторон в контексте человеческой жизни. Начнём мы наш дискурс  с рассмотрения ошибки, как составляющей категории опыта.  В словаре Ожегова опыт трактуется как «1. Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания. 2. Совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений».  Любое осмысленное ошибочное действие далее трансформируется в опыт, причём, неважно какой - положительный, или отрицательный.   Как следствие, опыт помогает избежать в дальнейшем подобных ошибок, ибо «на ошибках учатся», хотя это правило и не всегда работает сразу, иногда нам приходится не раз «наступить на одни и те же грабли», прежде чем опыт наконец-таки даст о себе знать. Тем не менее, если опыт помогает в будущем избежать подобных ошибок, значит, человек впоследствии становится мудрее, что позволяет нам отнести понятие опыта к положительной категории человеческих «приобретений». Итак, каждая ошибка заключает в себе положительную категорию «опыта» и как следствие - мудрость, следовательно, ошибка не может расцениваться, как исключительно отрицательная категория, из чего вытекает то, что любое ошибочное действие заключает в себе и положительные стороны.  Обладая положительными сторонами, любое ошибочное действие не может считаться совершенно ошибочным. Наличие разных характеристик, как со знаком «+», так и со знаком «-»,  означает то, что любую ошибку можно рассматривать с различных «позиций». Например, мы можем рассмотреть какой-либо поступок с позиции его последствий, с позиции нравственных моральных ценностей, с позиции выгоды, с позиции разумности/неразумности, с позиции чувств и желаний и т.д. --> которые, в свою очередь формируются различными типами личности, различными  приоритетами, и складываются в конечном итоге в разные точки зрения. Если всё в мире может быть рассмотрено с разных позиций, значит, всё в мире может иметь как отрицательные стороны, так и положительные, и являться неоднозначным, а значит и не может быть совершенно ошибочным. Отличной иллюстрацией данного тезиса является пример из самого афоризма: «...Даже сломанные часы дважды в сутки показывают точное время.»

Чтобы целостнее понять смысл афоризма, теперь рассмотрим отдельно его наиболее значимые составляющие.  Итак, сначала обратимся к слову «мир».  В данном афоризме это слово, скорее всего, употреблено со значением - «Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная» (сл. Ожегова). Для того чтобы понять, насколько широкой семантикой обладает слово «мир», разобьем его на части. Итак, в понятие «мир» входят: 1) Люди: народы, национальности, социальные положения, социальные группы (профессии); 2) Взаимоотношения людей: любовь, дружба, деловые отношения, враги, знакомые, отношения отцов и детей, родственники, и т.д.; 3) Природа: растительный мир - леса --> деревья, растения; гидросфера - реки, озёра, моря, океаны; литосфера, атмосфера и т.д.; 4)  Животные: домашние, дикие, хищные, млекопитающие и т.д.;  5) Человеческие изобретения: наука; 6) Идеи: теории, гипотезы, вероисповедания, философия; 7) История; 8) Культуры; 9) Географические места - континенты, страны, города, острова, полуострова; 10) Вселенная - космос, планеты, галактики, и т.д. Мы выделили 10 основных категорий, составляющих семантику слова мир в его самом широком и традиционном употреблении. Следовательно, можно сделать вывод, что, если «в мире нет ничего совершенно ошибочного», значит, абсолютно ошибочного не может быть и  ни в  одной из приведённых нами категорий.

Однако не следует забывать, что слово «мир», может также употребляться в значении человеческого, «внутреннего мира», который, в свою очередь, формируется: 1) Мыслями: чувства, эмоции, восприятие, психика ---> мировоззрение; 2) Идеями - формирование мыслей в определённом направлении; 3) Органами чувств - обоняние, осязание, слух, кинестетика, визуальное восприятие ----> субъективное восприятие действительности; 4) Темпераментом --> характер; 5) Способностями, и т.д.  Индивидуальный внутренний мир является проводником от каждого человека к миру внешнему, который воспринимается личностью в сенсорной форме  (через органы чувств), а затем фильтруется его убеждениями, предпочтениями, и интересами, таким образом, формируя субъективные внешние миры для каждого индивидуума. Т.е., все люди, воспринимая  внешний мир по- разному, живут каждый в своём индивидуальном мире.  Например, говоря о море, каждый человек будет описывать «своё» море: кто-то в первую очередь скажет о красивом цвете морской волны и потрясающем малиновом закате, кто-то скажет об успокаивающем шуме волн, а для кого-то самым запоминающимся будет ощущение прохладного морского ветерка на коже. И тут мы снова «пришли» к одной из главнейших причин невозможности существования абсолютной ошибки - это наличие разных «сторон», разных точек зрения, которые могут казаться вполне корректными в контексте того или иного «индивидуального мира».

Рассуждая об ошибках, мы  не  привыкли вдаваться в подробности и выделять те категории, которые могут относиться к «ошибочному», но в своём анализе мы попробуем это сделать. Итак, ошибочным может быть: 1) Поступки - действия, слова; 2) Мысли; 3) Всё, что противоречит логике; 4) Всё, что противоречит общепринятым моральным ценностям; 5) Всё, что несёт в себе разрушительные начала, и т.д. На основе вывода о том, что на свете нет ничего совершенно ошибочного, мы можем утверждать, что каждая из приведенных категорий «ошибки» не может быть всецело ошибочной.

Осмыслив афоризм,  в конце проанализируем и его формальную сторону. Наибольшую яркость представляет пример, приведённый в афоризме в качестве иллюстрации тезиса - «Даже сломанные часы дважды в сутки показывают точное время.». Именно благодаря столь удачно подобранному примеру, это высказывание приобретает такую глубокую образность, заставляя обратить на себя внимание и задуматься. Более того, 2-ое предложение является метафоричным по отношению к 1-ому предложению. Например: «сутки» (2-ое предл.) являются метафорой «Мира» (1-ое предл.), а «сломанные часы» (2 предл.)  - метафора  «совершенно ошибочного» (1-ое предл.).  «Дважды» (2 предл.) - это  метафора разных сторон и  различных миропониманий - говорит о  возможности посмотреть на любую вещь с разных сторон. Словосочетание «дважды в сутки» олицетворяет умение отыскать ту позиции, заглянуть в те миры, с высоты которых, абсолютно ошибочное будет являться верным. «Точное время» (2-ое предл.) является образным оппозитом «совершенно ошибочному (1-ое предл.), благодаря которому усиливается  «крылатость» афоризма.


Рецензии