Истоки зарождения культа Сатья Пира. Бишнупад панд

 Кави Карна: истоки зарождения культа Сатья Пира

От переводчика: смысл слов «Сатья Пир»: слово «Сатья» на санскрите означает истинный, а слово «Пир» на персидском – святой.

Хотя эти баллады имеют разные названия и в них излагаются разные истории, все они, в основном, относятся к категории «Сатьянараяна палы», воспринимаемые народом как «истории, в обязательном порядке сопутствующие обряду поклонения» («вратакатха»). Сатьянараяна катха, или врата катха – это охватывающее всю Индию культурное явление, имеющие широкое хождение в народе истории (слово «катха» означает «обсуждение» - прим. переводчика). Книжки с этими историями можно обнаружить на всех языках современной Индии. Но главное различие, существующее между Палами Кави Карны и повествованиями «вратакатхи», используемыми в качестве неотъемлемой части процесса поклонения Сатьянараяне, состоит в следующем: Кави Карна использовал три истории из Сканда Пураны в качестве основы повествования только для одной своей баллады, тогда как в других он излагает истории своего собственного сочинения. Эта единственная баллада называется «Катхурья Пала», она идет под номером тринадцать в нашей антологии. С другой стороны, все баллады вратакатхи  строго придерживаются в своих повествованиях канвы этих трех историй из вышеозначенной пураны, и в большинстве случаев они  изначально написаны на санскрите с дальнейшим переводом на местные наречия. Говорящие на Хинди штаты, равно как и штаты Южной Индии, строго следуют этой традиции, тогда как Палы Кави Карны, используемые для совершения ритуальных обрядов в Ориссе, никогда не писались на санскрите. Местные священники могут читать любую историю из этих Пал после совершения обряда поклонения Сатьянараяне, и это будет считаться неотъемлемой частью пуджи.
Сканда и Бхавишья пураны говорят об обряде поклонения Сатьянараяне, но три истории, принятые по всей Индии, взяты из Сканда Пураны. В одной из частей Сканда Пураны приводятся четыре истории. По причинам, которые были известны только авторам этих произведений, последняя история из Сканда Пураны не была принята ни одним из них. Вот эта история: когда-то жил царь по имени Вамшадхваджа, который однажды отправился на охоту и увидел, как несколько пастухов поклоняются Сатьядеву, другое имя которого – Сатьянараяна. Царь не выразил почтение божеству и не принял предложенную этому божеству пищу. В результате чего, все сто его сыновей умерли и накопленное им несметное богатство исчезло. Царь осознал свою вину, стал поклоняться Сатьянараяне вместе с пастухами и получил назад свое богатство и своих сыновей.
Поклонение Нараяне – очень древний обряд.
***
Но тут возникакет вопрос: когда и почему к имени «Нараяна» был прибавлен эпитет «Сатья»? Некоторые ученые напоминают, что «Сатья» - одно из пяти имен, которым с древних времен обращались к Господу Вишну. Вот эти пять имен: Нараяна, Вишну, Пуруша, Сатья и Ачьюта. Но факт остается фактом: поклонение Сатьянараяне возникло только в средние века, и  основано оно было исключительно на историях из Сканда и Бхавишья Пуран.
                ***
Великий мусульманский учёный Аль Бируни (973-1048 годы) упоминает пураны в своей книге об Индии, которая, предположительно, была написана в 1030 году. Поэтому мы можем с большой степенью уверенности заключить, что эти сборники историй  были созданы задолго до приезда Аль Бируни в Индию и пользовались большой популярностью в десятом веке. Мы также можем предположить, что поклонение Сатьянараяне было весьма распространенным в то время.
                ***
Теперь мы попытаемся выяснить, как Сатьянараяна стал отождествляться с Сатьяпиром, и обозначим исторический отрезок времени, в который произошел этот синкретизм. Синкретизм в сфере религии был определен как «слияние религиозных идей и практик, в результате которого одна из сторон принимает в той или иной степени принципы другой стороны, или же обе стороны сливаются в некоторую более космополитическую и менее политеистическую форму» (Джеймс Хэстингс, Энциклопедия этики и теологии).
Какое бы название мы ни дали этой стадии межрелигиозного слияния или синкретизма, ему необходимо предшествует «новый философский синтез» и «неизбежная унификация божеств». Этот философский синтез происходит только тогда, когда общество, следующее путем конкретной религии, начинает осознавать, что их способ поклонения не является более адекватным окружающей их реальности и что другие системы религии обладают какими-то аспектами, более действенными, чем их собственная система религиозных воззрений, и что эти аспекты можно привнести в свою религию без опасения уничтожить основополагающие принципы своей веры» (Цитата из той же энциклопедии).
Если мне не изменяет память, Нарендра Басу был первым бенгальским ученым, упомянувшим в своей знаменитой Бенгальской энциклопедии, что принципы поклонения Сатьяпиру были введены Хусейном Шахом, Султаном Бенгалии (1493-1519 гг). Нарендра  это сделал после детального изучения средневековой поэмы Рамешвара Бхаттачарьи, где тот употребляет имя «Ала Бадшах» («Ала Бадшах» - Аллаудин – Великий Шах, прямое указание на Хусейна Шаха – прим. переводчика).
    ***
А вот что пишет Динешчондро Сен: «Когда две религиозные общины тесно смешиваются между собой и оказывают друг на друга огромное влияние, как результат – у них появляется общее божество, которому в равной степени поклоняются индусы и мусульмане. Имя этого божества создается в результате сочетания арабского и санскритского слов. Его называют Сатья Пир. На старобенгальском языке было написано много поэм, прославляющих Сатья Пира, ниже я перечислю названия некоторых из них:
1) «Сатья Пирер Панчали» - поэма написана в 1734 году факиром Чандом, жившем в деревне Сучия провинции Читтагонг.
2) «Сатьяпир» - автор Рамананда
***
Полное собрание этих манускриптов было издано Нагендранатхом Басу. Это большая книга, но в ней раскрывается интересная информация об истоках культа поклонения Сатья Пиру. Конечно, это всего лишь легенда, но, сопоставив эти факты с информацией из другого научного труда, книги, написанной Наяком Маядж Гази, мы можем увидеть, что император Бенгалии Хусейн Шах, пытавшийся заручится поддержкой подданных индусов, выступил в роли создателя культа поклонения Сатья Пиру, этот культ побудил индусов и мусульман, взявшись за руки, начать поклоняться одному общему Богу. Хотя в Ориссе Сатьянараяна и Сатьяпир  считаются одним и тем же Богом, их не отождествляют в Бенгалии. В Бенгалии нет ни одной деревни, где не поклонялись бы один раз в неделю Сатьянараяне, но в этих пуджах мусульмане не принимают участия.
Доктор Б.Н. Чопра сказал: «Возникновение этого культа совпало по времени с зарождением движения Бхакти. Проведя сравнительные исследования этих двух религиозных течений, можно найти между ними много общего».


Рецензии