14. Зоопарк

ГЛАВА 1. Кони

За окном шел дождь.
- Пойду. Быть может, вместе?
Сказали мне: “Не знаю”.
- Пойдем, закончится ведь скоро.
Молчание. Пока ждал слов, дождь прекратился.
- А я пойду, послушаю шум ветра. Сама же не сиди бездумно, займись делами.
Ответили: “Посплю”.

    Я шел по тропинке, гуляя по парку, смотрел на деревья и видел суки, пока сзади неизвестный источник энергии не поразил меня чем-то тяжелым, чуть оловянным по голове и я не упал от удара на землю, откуда некоторые уходят вниз стремглав, другие же стремятся к небесам. Но даже после этого я прополз еще несколько метров, трясь об почву животом и не только, пока не уперся в забор. Каменный, с выпирающими, как яичко, кирпичами, он возвышался надо мной.
    В голове постепенно прояснялось. На секунду меня охватило желание наладить контакт с детьми и взрослыми, сделаться душой коллектива... Стоп. Что со мною? Депрессия? Шизофрения? Нейтралитет! - почему-то на миг подумалось мне. Затеряться средь листьев, слиться с волною - вот, что главное в жизни на данный момент.
    Так, встаю на ноги. Хорошо. Молодец. Отряхиваюсь. Для начала неплохо. С этим проблем теперь не будет, не такой я простак, чтобы падать вторично. Делаю шаг вперед. Да-да, именно вперед, если назад - попаду обязательно в прошлое, в предыдущий отрезок времени. Делаю еще несколько шагов. Потом еще. А ведь идут, черти, идут ножки мои! И тут спотыкаюсь, взмываю к высотам, встречаю там неудачников таких же, как я, лечу и падаю из-за булыжника, весьма небольшого букета планеты. Пытаюсь подняться, открыть глаза. Нечто бьет опять по голове. Сноп искр. Отключка.

ГЛАВА 2. Люди

Место действия: просторная комната, в центре - бочка с водой.

Перфилов (к Ж): Вчера я купил себе бочку. Меня уверяли, что ни о чем не пожалею.
Ж (равнодушно): И зачем она тебе?
Перфилов: Мне обещали, что буду приятно удивлен. (Обходит бочку, любуется ею)
Ж: Я перестала понимать тебя. Где ты нашел ее? Кто тебе ее мог продать?
Перфилов: Нашлись люди.
Ж: Вот уже год, как мы вместе, а я до сих пор ничего не знаю о тебе. Чем ты занимаешься? Каковы твои планы на будущее?
Перфилов: Я же тебе говорил. Я - наблюдатель, ищу намеки в происшедших событиях. Но иногда надо действовать. (Раздевается и залезает в бочку) Сорвись с цепи и обезумь, затем очнись и сделай выводы.
Ж: И как долго ты намерен плавать в этом водоеме?
Перфилов: Это не водоем, а маленькая ванночка для нищих.
Ж: Один хрен.
Перфилов: Не скажи. (Плещется в воде)
Ж какое-то время молча наблюдает за действиями Перфилова. Перфилов продолжает плескаться.
Ж (Перфилову): Ну как?
Перфилов: Чуть жжет.
Ж: Так выходи.
Перфилов: Немного посижу. Помучаю себя. Такие занятия люблю.
Ж подходит к жалюзям, смотрит, как ветер ломится в окно.
Перфилов: Далеко не уходи, ты можешь мне понадобиться. (Опускается в воду с головой)
Тут же из трясущейся бочки бьет фонтан брызг. Перфилов все не выныривает. Руки Перфилова просят их вытащить.
Ж (безразлично смотрит на брызги, не двигается): Пассивное созерцание, ты же меня этому учил? (Приходит в ярость) Земля - алтарь, а люди - приношенье! Глотай же воду до исчезновенья, но волосы еще чуть отрастут.
Пузыри из под воды перестают идти. Наступает тишина. Ж чертит на стенке бочки крестик и уходит через дверь.
Время продвигается на минуту. Из бочки выныривает очень сильно помолодевший Перфилов красного цвета.
Перфилов: Все, прибыл. (Увидев ползущего краба) Я слышал, крабы ищут чистые места. Таких ведь нет уже. Пойду с ним в мир иллюзий и обмана, где я родился и помолодел.
Протягивает руку, краб цепляется ему в палец и они вместе уходят через дверь.

ГЛАВА 3. Знакомые

Место действия: аллея.

Перфилов подходит к скамейке, садится, не замечает, что под ней я лежу безмятежно. Мимо проходит медленно женщина. Платье в горошек шевелится.

Ж (подходит к Перфилову): Извините, но я заблудилась среди растительности. (С улыбкой, как бы оправдываясь) У людей ведь она другая.
Перфилов (в сторону): Вот так встреча. (Сделав вид, что не узнал, к Ж) Другая?
Ж: Ну, усы там иль борода какая. (Став серьезной, доверительно) Незнакомые деревья поглумились надо мной, пошутили, порекомендовав мне тропинку, несостоятельную в выборе пути, ошибающуюся среди кустов.
Перфилов: А куда вам, собственно, надо?
Ж: Мне надо в город, желательно в центр копоти и дыма.
Перфилов: Тогда вам влево. (Показывает) Тропинка вас проводит.
Ж (поспешно): Нет-нет, я уже с ней связывала свою судьбу. Вот если б вы смогли...
Перфилов (строго): После того, как скажешь, кто я.
Ж (удивленно): Не знаю. К тому же здесь темно.
Перфилов: Ну посвети мне в лицо.
Ж (присматривается): Трудно так сразу. Голос вроде знакомый, да и горбинка на носу подсказывает что-то.
Перфилов: Не узнаешь? (В сторону) Приятно все же, когда тебя не узнают. (К Ж) Так как?
Ж (неуверенно): Перфилов?
Перфилов: Да, я.
Ж (со злобой, любезности уж нет): А это кто, твой друг? (Поддевает меня ногой) Ишь ты, подобрал под себя ноги, мечтает, чтоб не оттоптали.
Перфилов: Ты же знаешь, у меня нет друзей. Я одинок, безобразен без друга, обделен общеньем, приятным досугом.
Ж: Ты выведешь меня?
Перфилов: Нет.
Ж: Ну, выведи. Я заблудилась, устала в лесу. Прояви сострадание, опеки немного отдай.
Панфилов: Нет.
Ж: Ты давал обещание заботиться обо мне.
Перфилов: Это было до того, как я утонул в бочке.
Ж: Поверь, я сожалею о случившемся. Извини. Но ты так страдал, что я решила прекратить твои мучения…
Перфилов: Увидеть цветущим - вот это картинка, спасти человека - вот это поступок! Какая возможность для одолжения, повод какой для благодарности! (Укоризненно) Ты не спасла меня. Хотя со мною это не впервые.
Ж: Извини. Выведи меня.
Перфилов: Нет.
Ж (в ярости): Тогда может этот! (Поддевает меня ногой) Он выведет меня. (Тормошит) Вставай!
Перфилов: Оставь его. Разве ты не видишь, он борется с травмой, с кровотечением, лежит и бормочет, что хочет домой. Какой он тебе проводник?
Ж: Вот так, значит! (Достает из сумочки пистолет, наводит на Перфилова) Сейчас спущу курок.
Перфилов (спокойно смотрит на дуло): Стреляй.
Ж: Тут промаха не будет.
Перфилов: Ну же. (Подбадривает) Что ж ты, стреляй.
Ж (рука дрожит): Выведешь?
Перфилов: Нет. Вот сюда. (Рисует жестом на своей рубашке сердце)
Ж (колеблется, затем наводит пистолет на меня, придавливает ногой мой бок): А вот его сейчас точно не будет.
Перфилов: Он игнорирует тебя, значит не боится. Ты для него не угроза.
Ж (прицеливается вновь в Перфилова): Я убью тебя одним щелчком! Трудно представить, что ты не сможешь больше шевелиться. Правда, как только я нажму курок, где-то появится тотчас такой же, с такими же чертами лица, направлением мысли и взглядами. (Глубоко вздыхает, после опускает пистолет)
Перфилов: Жаль, это был бы для меня выход.
Ж (быстро вскидывает пистолет): А ну пошел! Мне приглянулось место за забором.
Перфилов (воспрянув): О, есть еще надежда, шанс прекратить мученья. (К Ж) Только ты забыла, где находишься.
Ж: А что такое? Где?
Перфилов: В парке. Под пристальным взором деревьев, во власти трав и сорняков.
Ж (отмахивается): Иди-иди.
Перфилов: Здесь так нельзя. Кричишь, кому-то угрожаешь, небось костры жгла на траве вблизи стволов смоляных.
Ж: Один раз.
Перфилов: Тут этого не любят.
Ж: Шагай! (Доходят до забора) Теперь стань сюда. (Примеривается) Отступи немного.
Перфилов: Так?
Ж: Еще.
Перфилов: Так? Так? Ну, отвечай.
Ж: Ах! (Падает почему-то за куст)
Перфилов: Не учла ты возможности парка.
Ж: Помоги!.. (Подымается, пытается от кого-то убежать, позади нее происходит что-то с землей, Ж падает, куда-то ползет, ее тянет в обратную сторону, из-за кустов все плохо видно)
Перфилов: Я понимаю, обидно, конечно.
Ж: Ох!
Перфилов: Ты такая забавная.
Ж: Ой...
Крики стихают. Земля выравнивается. Ж нигде нет. Ветер поддувает новых листьев.
Перфилов: Так, сегодня среда - в бесславии прожита. Потом четверг - дел никаких. Что ж, завтра можно не просыпаться. Только в пятницу.
Уходит.
Из-под пня вылезает Ж.
Ж: Странно, но я, действительно, стала другой. Какая-то лёгкость в груди образовалось и даже зрение улучшилось…

ГЛАВА 4. Докучливые насекомые.

Не-Я: Ну что, побродил? Ходил под дождем? Слышу, за окнами льет опять.
Я: Да, неплохо время провел. Мешали немного лишь капли. Особенно одна, настырная, чего-то хотела, противная.
Не-Я: А как выглядит этот дождь?
Я: Сама бы вышла, посмотрела хоть раз на это собственными глазами.
Не-Я: А зачем? Мне хорошо и так. Без помощи глаз я понимаю лучше твой рассказ.
Я: Когда на тебе ставят крест, у тебя появляется шанс возродиться и в очередной раз прозреть.
Не-Я рисует круг. Оба полностью исчезают.


Рецензии