Latino Невские беседы 1 вечер
Толмач переводчик (ТП)
Владимир Невский (ВН)
Вечер первый
;;;
ДФ: Nulla dies sine Iinea
ТП: Ни дня без строчки.
ВН: Для Гения это не обязательно. Он творит свои шедевры под диктовку вдохновения. А оно приходит без предупреждения. Для Посредственности – это обязательное правило. Надо писать каждый день, и много. Может тогда количество перерастет в качество. Для Бездаря – пустая трата времени. Бумагомарательство, не более.
;;;
ДФ: Feci quod potui.
ТП: Я сделал, что мог
ВН: Удобная формулировка в любых жизненных ситуациях. При победе – фраза только подчеркивает ее значимость. При поражении – отличное оправдание, смягчающее твою никчемность.
;;;
ДФ: Poetae nascuntur, non fit
ТП: Поэт рождается, а не делается.
ВН: До нового времени так оно и было. Поэты рождались редко, гениальные поэты – еще реже. Но сейчас?! Литературные негры у писателей давно перестали быть секретом. Тогда почему не могут быть и поэты - негры? Может, вполне может. Просто поэзия сейчас не такая востребованная и далеко не прибыльная. Сам же я считаю, что талант к стихосложению – это состояние души. Поэтому, поэты рождаются, а рифмоплетами становятся.
;;;
ДФ: Omne initium defficile est.
ТП: Всякое начало трудно.
ВН: Всегда трудно сделать первый шаг. Только никогда бы не подумал, что в древности уже существовало правило, которое так точно подходит к русскому человеку. Мы долго запрягаем, да быстро едем.
;;;
ДФ: Renuntiatio est indisciplinatos trahitur
ТП: Покорных судьба ведет, непокорных волочит
ВН: Ты утверждаешь, что Судьба ведет человека? А как же тогда: человек творец своего счастья? Но если согласиться с тем, что стечение обстоятельств – это и есть Судьба, то, пожалуй, можно и согласиться. Вот только быть слепо покорным как-то не хочется. Значит, я не ведомый, а насильно тащимый? Неприятно.
;;;
ДФ: Per aspera ad astra
ТП: Через тернии к звездам
ВН: Смотря, что подразумевать под словом «звезда». Если в буквальном понимании – то тут все предельно ясно: необходимо бороздить космическое пространство, двигаясь к великим знаниям. А если это аллегория? Тут возможны варианты, особенно у богатых на фантазии личностей. Первое, что приходит на ум, это цель жизни. А почему бы и нет? «Звезда» - цель жизни. Тогда я с тобою, философ, согласен. Необходимо просто ставить перед собою цели, и двигаться от одной к другой. На этом и держится сама жизнь.
;;;
ДФ: Homo homini lupus est.
ТП: Человек человеку волк
ВН: Я уже писал об этом в одном из своих стихотворений. Я полностью солидарен с этим афоризмом. Хоть мы и считаем себя высшей ступенькой развития, добавляя гордое «разумный», хотя и считаем себя царями природы, по существу же мы – хуже всякого зверя. Зверь никогда не принесет в свой дом ущерб и разруху. Зверь никогда не пойдет на убийство ради самого убийства. Зверь не ест себя подобных.
;;;
ДФ: Verum vechtye.
ТП: Вечные истины
ВН: Вечные истины – это, по моему скромному мнению, накопленные за тысячелетия знания и мудрость. Но они разрознены, скрыты в монастырях, институтах, архивах закрытых организаций. Их бы все объединить, систематизировать, придать пригодную для восприятия форму, и, может быть, тогда наступила Эра совершенства и гармонии. Видимо, время для этого еще не пришло, и когда оно наступит, никто не знает. Мы еще не доросли до этого, мы еще вредим сами себе, мы еще далеко не sapiens.
;;;
ДФ: Perpetuum trahentium
ТП: Вечный след
ВН: Оставить след в истории после себя – совсем не абсурдное желание здравомыслящей личности. Ничего зазорного в том нет. Суть совсем в ином, какой это будет след, и как долго потомки сохранят его в памяти. Так уж устроен человек, что хорошее запоминается, а плохое – приобретает вечность. Спроси у любого назвать самую колоритную историческую личность, и в ответ услышишь: Александр Македонский, Чингисхан, Наполеон, Петр I, Гитлер, Сталин. Имена тех, чьи следы далеко не милосердны и добры. А потому, отсюда и такая страшная мысль: легче всего стать Геростратом, чтобы оставить о себе память на долгие века.
;;;
ДФ: Sub specie aeternitatis
ТП: С точки зрения вечности.
ВН: А нет никакой вечности. Просто мы не допустим ее. Много миллионов лет назад появилась галактика, через много миллионов лет они погибнет. Вот такая у нее продолжительность существования. У человека – иная шкала. А что такое вечность? Вот ты, например, счастлив и несчастен по хронометражу ровно час. Но тебе кажется, что счастье быстротечно, а горе длится вечность. С точки зрения вечности, жизнь – всего лишь один миг.
;;;
ДФ: Tragoedia incipit
ТП: Трагедия начинается
ВН: В меру своей душевности и склада характера трагедия рождается по-разному. Для кого-то и наступившее утро беда, а для кого и смерть ближнего – ничего незначащий факт. Трагедия человечества заключается в одном: одни не знают где взять деньги для существования, другие – куда потратить капитал, чтобы хоть как-то развеселить себя.
;;;
ДФ: Incipit gignuntur
ТП: Пародия начитается
ВН: Пародия и не начинается, она – вечна. Она сопровождает нас от самого рождения и до тризны. А если уж совсем углубиться в этот вопрос, то я думаю, что пародии нет вообще. Пародия бывает на что-то совершенное, а совершенства так никто и не познал, и посему не ведает, какое оно.
;;;
ДФ: Contradictio in re
ТП: Противоречие в существе.
ВН: А вот это вообще не секрет. В каждом человеке намешано столько парадоксов, что ни один гениальный психолог не разберется. Черное и белое в каждом из нас. Может, в этом и состоит природный баланс. А что было бы, если в одних доминировало только Добро, а в других преобладало Зло? Святые и злодеи. Мир бы рухнул в одночасье.
;;;
ДФ: Qualis artifex pereo!
ТП: Какой артист погибает!
ВН: В каждом из нас кто-то умирает. Кто-то так и не открыл в себе изюминку, и она превратилась в кишмиш. Кто-то под давлением обстоятельств зарыл талант, надеясь на лучшие времена, которые в итоге так и не наступили. А кто-то просто был не понят, и сразу руки опустил. Ну, не хватило наглости и упорства доказать свою истину. У каждого вида искусства, у каждого стиля и направления, будь-то даже дико абсурдны, обязательно найдутся ценители и знатоки. Не может искусство быть понятым и принятым всем количеством населения земного шара. Так что, каждый может перед собственной кончиной крикнуть: «Какой артист погибает». И только единицы способны при этом сжигать города.
;;;
ДФ: Suus ridiculam quod suus ridiculum
ТП: Вот это смешно, вот это нелепо
ВН: В нашей жизни все смешно, и все нелепо. Любые слова, любые поступки и действия можно рассматривать и в этой плоскости. Все, как известно, весьма относительно. А в сравнении всегда найдется что-то более трагическое, катастрофичнее. Смешно жить, а умереть – нелепо.
;;;
ДФ: Magna res est cludendi
ТП: Важная вещь – замолчать.
ВН: Высказывание, которое вот так с разбега можно назвать абсолютно верным, обязательно рекомендуемым повсеместно и подушено. Но при более глубоком погружении в жизненные ситуации, аксиома «молчание – золото» как-то теряет под собой твердую основу. Не стану приводить всю логическую цепочку рассуждения, сразу оглашу ее финал. Замолчать – это значит остаться равнодушным. А вот равнодушие способно разрушить абсолютно все.
;;;
ДФ: Suum cuique
ТП: Каждому свое.
ВН: Золотое правило, бриллиантовые слова. Жаль, в жизни случаются исключения, которые порой приводят к катастрофам местного или мирового масштаба. Если б каждый сверчок знал свой шесток, то жизнь протекала бы мирно и мерно. Вот только прогресс остановился бы на месте, ибо его двигают безумцы-гении, которым всегда хочется чего-то большего.
;;;
ДФ: In media vita
ТП: Посредине жизни
ВН: Абсурдность. Никто не знает срок своей жизни, а уж с точностью до года, месяца, часа… вообще немыслимо. Даже если ты тяжелобольной, и смерть дышит в лицо. И потому, найти середину не представляется возможным. Лишь можно гипотетически приблизительно сказать: лет до сорока каждый миг может потенциально считаться серединой жизни.
;;;
ДФ: Fiunt per regulam
ТП: Делать согласно правилу
ВН: Видимость, не более. Если б в нашем мире все происходило по правилам, по конституции, по заветам мудрых предков, по кодексу чести – мир был бы идеальным. Но есть исключения, от которых никуда не денешься. Богатые и блатные, чьи денежные эквиваленты легко переписывают любые правила. А твоя формулировка действительна лишь для убогих и сирых.
;;;
ДФ: Cogito, ergo sum
ТП: Я мыслю – значит существую
ВН: Существовать – не значит жить. А хочется именно жить. А мыслить, конечно же, необходимо. Только имеется угроза, ибо мысли могут привести не только к достойной жизни, но и к жалкому существованию. Все зависит от их направленности и от удачи. Фактор случая еще никто не отменял.
;;;
ДФ: Contradictio in adjecto
ТП: Противоречие в определениях
ВН: У каждой медали две стороны. Плюс и минус. В каждом слове, в каждой ситуации, и от этого никуда не деться, этим не следует пренебрегать. И в этих противоречиях можно найти и это, и то. Противоречия заставляют человека терзаться, сомневаться, искать и творить. И деятельность эта не вмещается, не укладывается ни в какие рамки и программы. И куда способна вывести кривая – не ведомо никому.
;;;
ДФ: Monstrum in fronte – monstrum in amino
ТП: Чудище по виду – чудище в душе
ВН: А как же Квазимодо? А как же Шрэк? Это первое, что приходит на ум. Конечно, скажешь ты, это только литературный и киношный персонажи, а в жизни…. Жизнь тоже пестрит исключениями. Но по большому счету, исключая убогих и святых, все остальные – монстры. Только у каждого свой уровень, своя мера. Но и это можно утроить, если дать человеку все то, что он хочет. Кому-то деньги, кому-то власть, кому-то безнаказанность. Все мы в душе монстры.
;;;
ДФ: Pulchrum est paucorum hominum
ТП: Прекрасное принадлежит немногим.
ВН: Согласен, если речь идет о духовных ценностях, засевшие в коллекциях частного капитала. Картины, статуэтки, и прочая. Но как быть с музыкой? Купи диск и наслаждайся. А архитектура? А природные памятники? Тут собака зарыта в ином, по-моему, скромному мнению, - как шедевры стали таковыми? Кто определяет грань между посредственностью и гениальностью? Вот, где поле для обильного размышления.
;;;
ДФ: Vires non habeant, sed libido ipsa est laudabilis
ТП: Пусть не хватает сил, но сладострастие само уже похвально
ВН: О, да, хвалить, порой, мы мастера. Да только похвала не всегда идет на пользу. По мне, уж лучше не начать, чем остановиться. Разочарование, что непременно накроет тебя, хуже, чем бездействие.
;;;
ДФ: Aut filios, aut libri
ТП: Или дети, или книги
ВН: «Или» - вообще имеет огромное значение. Чтобы добиться высоких целей и задач в одном деле, прочие дела надо просто перечеркнуть, и этот разделительный союз тут помеха. А если рассматривать буквально конкретный афоризм, то и здесь можно найти лазейку. Писать книги для детей, например. Но надо признаться, что это очень даже нелегко. Надо либо впасть в детство, либо сохранить детскую непосредственность, живя в столь жестокой среде.
Свидетельство о публикации №214021300747