Искусственные языки сегодня

ИСКУССТВЕННЫЕ ЯЗЫКИ СЕГОДНЯ

1.
Рассматривая вопрос об искусственных языках, хотелось бы отметить, что в настоящее время создаётся всё больше и больше языков, и вот уже всякий желающий, изучив методическую литературу, может легко создать свой собственный язык на свой вкус и цвет. Или же, другой вариант, он может взять любой из языков, будь то искусственный или естественный, и изменить его на своё усмотрение.

2.
Создание языков превращается в бытовое ремесло, или же в искусство, в зависимости от умения. Это может быть самоделка, созданная за один день одним человеком, или труд сотен учёных, работавших много лет.

3.
В связи с этим складывается впечатление, что занятие это несерьёзное, и что никакой практической пользы от этого нет. В те времена, когда было известно лишь несколько языков, отношение к «эсперанто» было более серьёзным, а теперь, когда языков много, эти творения мысли не кажутся чем-то великим, а выглядят обыденно.

4.
Мнений, касающихся будущего всеязыка, множество. Сложились группы единомышленников, говорящих и знающих хотя бы один язык. Им-то не надо объяснять, зачем это нужно. Их я называю «интермэнами».

5.
Думаю, что первоначальный импульс, подвигший к созданию нового языка, никогда не обусловлен целью создания средства всеобщей связи. Это, скорее, порыв художника, всплеск творческой энергии, а не холодный рассчёт, основывающийся на том, что необходимо осчастливить всё человечество, а заодно и прославиться на весь мир. Уже дальше, создавая всё новый и новый проект языка, творец направляет себя таким образом, чтобы вышел именно всемирный язык, а не игрушка для собственного развлечения.

6.
Если рассуждать грубо, то всякий новый язык – это игрушка. У одних одно развлечение, у других – другое. Чем вызвана необходимость создавать новые языки?

7.
Если говорить о себе, то меня всегда интересовало звучание русского языка. В рамках среднего образования это для меня было самое интересное. В итоге в моём аттестате стоит всего одна пятёрка – по русскому. Всё остальное скучно и занудно. Языки я начал создавать поздно, это связано с тем, что не было чьёго-то примера, и никто не подсказал, как именно можно это сделать. В итоге только в 2001-м году, когда мне было 27 лет, понемногу начал вырисовываться мой первый язык. По своим параметрам он вполне сошёл бы за международный. Создавая всё новые проекты и наброски, я время от времени создавал конланги, которые ну никак не сошли бы за международный. Зная метод, который я открыл сам для себя без посторонней помощи, я мог бы уже лет в 10 что-нибудь создать. Желание – было.

8.
Вызвано оно несовершенством русского языка. Русский, как и другие языки, несовершенен. Возможно, что его предок, фракийский язык, был значительно изящней и интересней, но он потонул в забвении прошлого. Могу назвать множество недостатков русского языка, и многих других. Но, думаю, в этом нет никакой нужды, поскольку это мог сделать уже кто-то другой. Много также недостатков в «эсперанто» и «лидепле».

9.
Хотелось бы узнать, где вообще эти 1000 языков находятся, и можно ли их найти в интернете. Мне удалось найти лишь около десятка языков. Поставив в поиске «все искусственные языки», я так и не нашёл ничего, что подошло бы под это определение.

10.
Если рассматривать комплексные языки, где в одну кучу свалены слова из разных языков, то можно отметить пару моментов. Обычно слова там выбраны по принципу наибольшей распространённости на данный момент. Если один корень слова встречается сразу в нескольких языках, выбранных для слияния, значит, он выбран. Но, если бы слияние языков происходило не искусственно, а своим ходом, от народа, выбор слов мог быть другим. И не только мог бы, но и в реальности все слова соединены ИСКУССТВЕННО, не так, как бы это произошло на самом деле. Некоторых это ничуть не беспокоит, и они безбоязненно сливают в кучу китайские слова вместе с французскими, подмешивая туда же немецкий, хинди и арабский. Всё выглядит благообразно, а высокая цель объединить людей даёт вдохновение.

11.
В конечном итоге получается продукт – вроде ничего. Ровно с тем же успехом можно слить в кучу не самые популярные слова, а произвольно, всё, что попадётся. Результат будет ровно тем же, и звучание языка от этого не пострадает. Строгая дисциплина требует, чтобы в подборе слов был какой-то алгоритм, но на конечном результате это никак не отразится. Все правила существуют для практической цели, но в данном случае это правило для себя, обязанность выполнять строгий алгоритм, чтобы не терять ощущение собственной важности.

12.
Язык, созданный по алгоритму «для чистоты совести» считается успешным, находятся десятки поклонников, они его изучают, они без ума. Но, с другой стороны, будете ли вы столь же восторженно принимать язык, в котором слова собраны без какой-либо системы? Язык столь же гениален, но вы его не принимаете. Значит, вы не согласны с тем, что 1=1? Язык, грубо говоря, принимается только потому, что над ним работали по единой схеме. Признаётся сама работа, а не конечный результат. Язык уже не является произведением искусства, как все естественные языки, а есть простая условность. Мы с вами договариваемся, что это ЯЗЫК, а вы обязуетесь признавать, что это да, самый настоящий ЯЗЫК. Но на самом деле не играет никакой роли, кто и что думает, кто и о чём договорился, а имеет значение лишь то, что есть. Если же картина нарисована не под вдохновением, а исходя из каких-то мыслей, то это не произведение искусства. И любой комплексный язык, где сложены в одно слова из разных языков, это как-бы и не язык вовсе. А подделка. Тонко чувствующий субъект понимает это, а толпа – нет. Им скажи, что это искусство, они и поверят.

13.
Ощущая острую необходимость сотворить что-то целостное, а не произвольную кучу правил и слов, специалисты создали «интерлингву». Вместе с рядом других языков этот проект походит на что-то целостное. Кто-то соединяет романские языки, кто-то германские. Это начинает походить на язык. Но, тем не менее, как и в предыдущем случае, проблема всё та же – нельзя соединить несоединимое. Оно может соединиться само, если просто смешать народы, но всякое искусственное соединение отразится на внешнем звучании.

14.
Так возникли «симплы», или упрощённые языки. Симпл создаётся из одного языка путём его упрощения. Но, надо отметить, что тот же самый процесс упрощения языка происходит и в реальной жизни. Но в реальной жизни всё происходит ЕСТЕСТВЕННО, и спроектировать язык будущего – это то же, как спроектировать и само будущее. Ни один человек, я думаю, не способен предугадать, каким будет наше будущее через 100 лет. То же самое – и с проектированием языков, в данном случае – симплов. Я бы не стал проектировать русский симпл, а лучше бы поэкспериментировал с древне-русским. При этом надо не стремиться воссоздать древний язык, а создать нечто новое, резко отличимое, это будет оригинально.

26.
 Все языки становятся проще. Русский язык в будущем должен потерять все свои падежи, и не надо приходить от этого в ужас. Формы, которые исчезают, не играют никакой роли для выражения мыслей. На смену потерянных форм могут придти новые части речи, и тогда язык станет не проще, а многократно сложнее, позволяя выразить сложные мысли, роящиеся в головах умных людей. Мозг, так сказать, начнёт работать лучше, усваивая сложные понятия и категории. Если же эти части речи не возникнут сами собой, мы создадим их сами.

15.
Сейчас я пытаюсь создать язык «зип-джолзик», в котором будет 38 частей речи. Это примерно в три раза больше, чем в русском. Если же кому-то они не нужны, он может пропускать слышанное мимо ушей, понимая лишь основной смысл. Здесь будут и волки сыты, и овцы целы. Один и тот же язык обслуживает и примитивных людей, и образованных. Хотелось бы, чтобы именно зип-джолзик и стал международным языком.

16.
Со своей стороны, хотелось бы отметить, что мне больше нравятся некоторые другие языки из мной созданных, например, грассонский. Но зип-джолзик более флегматичен, чем другие, и это должно иметь одобрение среди людей, которые сами флегматики. Всё продумано таким образом, чтобы удовлетворить самого усреднённого человека. Другие языки более эмоциональны, и более подходят к моему характеру. Зип-джолзик так же максимально удалён от сходства с чем-либо национальным. Можно отметить, что эсперантское окончание «-о» больше импонирует итальянцам и испанцам, чем кому-либо, а «интерлингва» и вовсе походит на разновидность итальянского.

17.
В языке «зип-джолзик», как в параязыке, задействовано больше интуиции, чем логики. Но язык «арахау», созданный Аханерой, идёт по другому пути. Там наоборот, всё подчинено логике. Интуиции лишь 20%. То и другое хорошо. Язык должен быть либо продуктом мозга, то есть, логики, либо продуктом интуиции. В зип-джолзике 70% интуиции и 30% логики. В других языках логика и интуиция распределены примерно одинаково. Остаётся невыясненным, можно ли создать язык на 100% по законам логики, и будет ли он звучать столь удачно, что сгодится как международный? И совершенно ясно, что нельзя создать язык, исходя только лишь из интуиции, поскольку такой человек должен обладать 100%-ным совершенством.

18.
Язык арахау создан таким образом, что каждое его слово раскладывается на буквы, благодаря чему каждое слово является совершенным продуктом, и, кроме того, может быть осмыслено. Цена этому – потеря внешнего звучания. Для некоторых внешнее звучание – это главное, и такие обычно изучают естественный язык. В параязыках и мутантах задействовано больше интуиции, но интуиция, как известно, это спрессованная логика. Мозг проделывает тысячи логических операций в секунду при создании каждого слова в параязыке. Но некоторые думают, что, раз это сделал ты сам, значит, это всё отсебятина, а не какое не искусство. На самом деле это не отсебятина, а работа мозга. Любая гениальная картина художника – это та же «отсебятина», где автор не может логически обосновать каждый мазок кисти. Но мы с этим миримся, и признаём картину, не требуя доказательств.

19.
Отдельно можно отметить язык «молот». Он относится к симплам - мутантам. Это упрощённый русский язык. Автор не стал останавливаться на одном лишь упрощении, но использовал свои, оригинальные идеи, отчего язык стал совершеннее. Лучшие из языков-мутантов могли бы возникнуть и в реальном мире, если знать, как поместить людей в такую искусственную среду, где может возникнуть язык с заданными параметрами. Тут всё как в джазе: на основании одного ритма возможны различные импровизации, и все они будут правильными.

20.
Параязыки, в свою очередь, требуют навыка и мощной интуиции. Если же какой-нибудь параязык неуклюж, то можно вспомнить естественные языки и найти ещё больше недостатков.

21.
Язык «арахау», созданный по законам логики, несколько проигрывает во внешнем звучании, но зато позволяет конструировать какие угодно слова. Это позволяет выразить самую сложную мысль и легко создавать терминологию. Интеллектуальная беседа на арахау в какой-то момент подходит к тому, что ты вообще перестаёшь слышать язык и слова, а улавливаешь лишь одно движение мыслей. Пока не пробовал, но думаю, оно так. Чтобы вооружить мозг, надо всего лишь дать ему язык-конструктор, и чтобы сложное выражалось кратко. Краткость, по сути, это и есть способ выражения мысли. Когда надо выразить долгую мысль (в русском языке), мы попросту воздерживаемся от этого. Если надо говорить целое предложение, вместо одного слова, мы выбираем молчание. А в ряде случав нас просто не понимают, пропустив мимо внимания слово, указующее на контекст. Текст понимается так, словно бы указания на нужный смысл не было. Начиная говорить просто и по-дикарски (зато понятно), мы ничего умного не говорим, и не можем доказать правильность своих взглядов. Личные убеждения для оппонента начинают казаться тупым упрямством. Поэтому и зип-джолзик тоже имеет инструменты для построения более сложной мысли. На минимальном уровне.

22.
Представляя будущее, в котором все знают зип-джолзик, я бы предпочёл в нём говорить как на русском языке, так и на зип-джолзике. Русский язык я из своей лексики не исключаю. Некоторые предпочтут говорить лишь на каком-то одном языке – либо на зип-джолзике, либо на русском.

23.
В данный момент необходимо, чтобы именно интермэны перешли на мою сторону, и стали пропагандировать зип-джолзик и говорить на нём. Дальше всё пойдёт проще. Если же будет решено, что международным должен стать какой-то другой язык, и если это будет достойный проект, то я брошу свои разработки и начну изучать этот язык. В этом случае мне не нужно будет до конца создавать зип-джолзик.

24.
Если учесть, что искусственных языков более 1000, то среди них вполне может оказаться достойный кандидат на роль всемирного. Мне кажется странным, что нет такого сайта, где были бы собраны все эти языки, и распределены по категориям. Мне также неизвестно, есть ли ещё какие-нибудь параязыки, кроме моих. Широко известны лишь самые популярные языки. Но может оказаться, что какой-нибудь малоизвестный язык есть самый лучший. Малоизвестное не должно проходить мимо внимания, а должно рассматриваться вместе с популярным.

25.
Может произойти и такое, что международный язык нам подкинут инопланетяне. Их технологии развивались миллионы лет, и там может быть какой-то подходящий для нас язык. Если будет так – ещё лучше. По крайней мере, могу точно сказать, что комплексные языки – это лишь первая ступень эволюции, и причём тупиковая. В будущем интерес к комплексным языкам и простым симплам должен иссякнуть. Те и другие – это 20-й век, каменная эра интерлингвистики. Сейчас время другое, и надо смотреть вперёд.
   


Рецензии