Горизонт

Ровный горизонт, простирающийся во все стороны в открытом море или открывающийся навстречу нам с береговых холмов и дюн. Чуть волнующаяся линия далеких гор, едва видимая в дымке, рукотворный горизонт в городе, жесткий и нервный, – где угодно эта линия меж небом и землей необъяснимым образом волнует наше сердце. Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни  испытал радость от созерцания горизонта.
 Быть может, там, за горизонтом, совсем иной мир? Душа наша ждет весточку оттуда. Мы вглядываемся в эту загадочную линию в ожидании чуда: вот-вот что-то новое из-за этой черты, из ниоткуда, с той стороны горизонта придет к нам…
Как в вечном сюжете о черном и белом парусе. Женщина ждет любимого и каждый день выходит на берег, вглядываясь в горизонт, не появится ли долгожданный корабль. Если парус белый, значит, возлюбленный жив, черный парус – знак беды.
Бог создал горизонт во второй день творения, когда отделил земную твердь от тверди небесной. Начало мира можно представить себе как точку, из которой вышли шесть лучей, образовав трехмерное пространство. Любое творчество предполагает вертикаль как замысел и волю, которая пересекается с горизонталью, символизирующей пластическое, женское начало. Мы говорим: «Мать сыра земля» – и видим перед собой горизонталь полей. Землепашец оплодотворяет землю, и она вознаграждает его плодами. Так и горизонт, простираясь перед нашим взором, является бесконечной горизонталью, которая ждет нашей любви и творчества.
Горизонт - граница между небом и землей, и, как всякая граница, он, соединяя небо и землю, одновременно отделяет одно от другого. Это точка перехода, и, как всякая тайна, она притягательно для нашего сознания.
Когда мы пытаемся передать словами счастье, мы, как правило, описываем его как пограничное состояние. Примерно так: «И я не знал, где нахожусь, на земле или на небе».
Радость, граничащая с болью, катарсис, это всегда движение через границу.
 Пограничное состояние всегда присутствует в содержании поэтических образов. Весна, стремительно тает снег и обнажается земля, распускаются первые деревья, солнце переходит границу равноденствия, таинственность летнего солнцестоянии и надежда зимнего – все это рождает щемящее чувство хрупкости и вместе с тем непреложности течения времени. Еще только вчера появились цветы яблонь, а завтра их уже не будет, есть только сегодня, этот день, этот час, эта секунда.
 Постоянный переход. Настоящее время.
Настоящее – значит единственно реальное; ни прошлое, которого уже нет, ни будущее, которое еще не наступило; только настоящее является точкой, в которой мы живем. Если мы постоянно пребываем то в воспоминаниях, то в мечтах, это значит, что по сути нас нет; как правило, только сильные переживания, которые застают нас врасплох, возвращают нас в настоящее. В минуту опасности, неожиданной боли или, напротив, захватившего нас чувства радости мы становимся единым с протекающим через нас потоком времени. 
Очень трудно научиться жить в настоящем, быть настоящими в обыденной жизни. Нелегко достигнуть состояния покоя, контроля над мыслями и чувствами. Вглядимся в горизонт. Он поможет сосредоточиться, выйти из суеты, стать простым и просторным.
Помню закат солнца на Куршской косе. Высокая дюна, с которой открывается вид во все стороны. Море свинцового цвета, горизонт раскрыт предельно широко и четко очерчен; лишь по краям, на юге и севере, небо уже темное и сливается с водой. Превращения происходят каждую секунду. Солнечный диск то частично скрывается за небольшими облаками, то снова появляется во всем величии. Купол неба в это время содержит в себе весь цветовой спектр – от светло-желтого до темно-синего. Пока солнце еще сравнительно высоко, время течет плавно и размеренно, но стоит солнечному диску хоть краешком зайти за горизонт, как оно начинает стремительно сжиматься, словно часы превратились в минуты, а минуты – в секунды. И ты тоже сжимаешься вместе с ним. Еще недавно твое сознание охватывало века, и вдруг ты уменьшаешься до точки, и эта точка вся там, где мелькнул последний луч. Но вот солнце зашло, и спираль времени раскручивается в обратную сторону, и ты опять становишься большим и обнимаешь весь небосвод, который звучит все тише и тише, но на более высоких нотах, по мере того как сжимается полоса света над горизонтом.
«Созерцание» отличается от просто смотрения тем, что созерцающий становится зерцалом, то есть тем, кто отражает. И чем чище зерцало, тем правдивей отражение. Глядя на лицо созерцающего, мы можем увидеть образ того мира, в котором он находится. В глазах, устремленных к горизонту, мы узнаем другой, внутренний горизонт его души и вместе с ним верим, что вот-вот там вдалеке покажется парус корабля, который несет нам добрую весть.
То место, где встречаются стихии:
Вода и воздух, огненный закат
И земли неизвестные, чужие
Друг другу что-то тихо говорят, –
Привычно горизонтом называют
И смотрят вдаль, смотреть не уставая,
Как будто бы чуть-чуть приоткрывая
Врата давно потерянного рая.


Рецензии