Джон Гилл. Обитель и блаженство праведных
Джон Гилл
И ублажил я мертвых, которые блаженны более живых.
Еккл.4.2
Эта фраза построена как вывод из предыдущей, и некоторые считают (1), что мудрец, которому принадлежат эти слова, отворачивается от своих мыслей и чувств, выраженных в последнем стихе предыдущей главы: "Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?" То есть, как он объясняет это в следующей главе, человек ест и пьет, и вкушает блага своего труда с умеренностью и бодростью, но затем, когда он лишился этого, и увидел насилия и притеснения, которые были в мире, так что человек не может из-за них наслаждаться плодами своих трудов, Соломон возвращается к своим мрачным раздумьям снова, как и тогда, когда он заговорил о своей прежней теме, о злоупотреблении гражданской силой и властью: "Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие, и место правды, а там неправда" (Еккл.3.16); и сделав небольшое отступление отсюда, он вновь принимается за свой прежний аргумент, и расширяет и улучшает его. "И увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем", все из происшедшего, что находится в кругу его знаний, или о чем он узнал хотя бы намеками по традиции, или читая историю и летописи прежних времен, своего и других народов, где говорится о притеснениях подданных тиранами и князьями, о несправедливом суде для вдовы, сироты и пришельца, для бедных и богатых, для слуг и господ, и возможно, он вспомнил и о притеснении сынов Израилевых в Египте, и во времена судей, и он увидел, или узнал Духом Святым, как перефразирует это один еврейский писатель (2), и, будучи в настоящее время под божественным вдохновением, может предвидеть Духом пророчества угнетение евреев евреев в плену Вавилоном и во времена Маккавеев, и гонения на Церковь Христа в Евангелии Римом языческим и папским, и все бедствия, которые будут нанесены ей антихристом, человеком греха и сыном погибели, и всеми, кто будет угнетать ее; именно это наблюдал мудрец, все притеснения, которые будут совершаться под солнцем, и он видит выход лишь по смерти: "там беззаконные перестают наводить страх" (Иов 3.17), и усталые оказываются в покое. Но мудрец продолжает наблюдения: "И увидел слезы задавленных", которые лились с очей их и бежали по щекам в великом множестве из-за притеснений их, и это было все они могли сделать, так как у них не было помощника. Когда говорят о слезе в единственном числе (3), это означает как бы нескончаемый поток, текущий из очей их, и как природный источник может быть исчерпан, так источник слез иссякает из-за чрезмерного плача, так что уже и слез больше нет, и "нет у них утешителя"; никто не скажет им доброе слово в их скорбях и боли, ничего не сделает, чтобы облегчить их горе, или чтобы помочь им уйти от беды, и нет того, кто может облегчить их участь или освободить их, и потому так велико их горе. Утешителем или Избавителем для Церкви или народа Божия иногда называется Мессия, Которого имеет в виду Давид (Пс.58.2), или как это описано у Иеремии (Плач 1.9). Под притеснениями греха, сатаны и мира, есть Бог, чтобы быть их утешителем, он является Богом всякого утешения, утешающий их во всех их бедах: одним из имен Христа является Утешитель Израилев, о котором пел старый добрый Симеон, и Святой Дух есть другой Утешитель, нежели Отец и Сын, и есть воля Божия, что служители Евангелия должны говорить утешение святым, заверяя их, что их грехи прощены и полное удовлетворение дано для них, в противном случае у них нет человека, который утешил бы их, по крайней мере время от времени, или же эти люди подобны друзьям несчастного Иова. И далее было найдено, что на стороне угнетателей была власть, которая подавляет и пригибает к земле одних, и препятствует другим, удерживая их от помощи и освобождения. Такие злые люди, как наблюдал Давид, обладают великой силой и расширяются "подобно многоветвистому дереву" (Пс.36.35), когда они могут злоупотреблять своей властью, чтобы причинять боль другим людям, в конечном итоге себе на беду. И если у угнетенных ими нет утешителя, что усугубляет их бедствие и жестокость угнетателей, то некому даже привлечь к ним внимание и поднять жалость и сочувствие в сердцах других.
Теперь от всего этого царственный проповедник выводит выводы или заключения в тексте: ублажил я мертвых, и т.д, то есть не то чтобы он написал панегирик им или восхвалил их личности, дела, добродетели и достоинства, но он сделал для себя вывод, что мертвые счастливее, чем живые, и заключил, что для него состояние мертвых было предпочтительнее состояния живых, и что первым лучше, чем вторым, поскольку они свободны от угнетения, а не оставлены под ним. Эту тему я избрал для того, чтобы облегчить нашим умам понимание скорбных путей провидения, которое ведет нас, и я попытаюсь сделать это следующим образом.
I. Кто понимается под мертвыми и живыми, которые здесь противостоят друг другу, и почему мудрец судит о них.
II. Почему состояние умерших предпочтительнее состояния живых.
III. В чем предпочтительность или превосходство одних перед другими.
I.Я спрошу, кто здесь понимается под мертвыми и живыми. Под мертвыми здесь не понимаются мертвые в переносном смысле, но в буквальном, хотя наш Господь в одном месте использует это слово в обоих смыслах (Мтф.8.22), когда Он предложил одному человеку стать последователем Его, но тот просил дать ему похоронить отца своего, но Иисус сказал: следуй за Мною, то есть прими решение учиться у Него и служить Ему, и "предоставь мертвым погребать своих мертвецов", то есть, пусть мертвые в переносном смысле, мертвые во грехах, похоронят того, кто телесно умер, и некоторые из них мертвы в моральном смысле в то время как они живут телесно, ибо хотя они живут в покое, радости и телесных удовольствиях, вся их жизнь представляет собой пребывание в грехе, и они умерли еще при жизни (1 Тим.5.6). Это касается всех невозрожденных людей, в том числе людей Божиих до возрождения, до того, как они оживлены Духом и благодатью Божией: "вас оживил, мертвых по преступлениям и грехам" (Еф.2.1). Сейчас те, кто мертв во грехе, по крайней мере многие из них, более счастливы, чем живущие святые, во внешних вещах; они могут не страдать, как они, и не переживать бед, подобно прочим людям, их глаза заплыли жиром, они имеют более чем сердце может пожелать: есть нечестивые, что благоденствуют в мире и умножают богатство (Пс.63.5,7,12), но мудрый человек никогда не будет ублажать таких лиц или считать их счастливыми, и не предпочтет их жизнь состоянию благочестивых людей со всеми их бедами. Некоторые живые мертвы в религиозном смысле, хотя они исповедуют религию; у них есть имя, что они духовно живы, они исповедуют себя живыми и делают вид таковых, и дают такие доказательства и свидетельства духовной жизни, что по ним и даже по целым церквам другие судят о том, что такое христианская жизнь, и они могут даже славиться благочестием, когда у них есть только форма его, но нет его силы; через некоторое время такие исповедующие люди скорее всего откажутся от веры и станут отступниками, и это те, кого апостол Иуда называет дважды умершими; они мертвы во грехах, как все невозрожденные люди, и мертво их исповедание религии, и хотя сейчас они в силу внешних обстоятельств могут быть счастливее, чем другие, те, кто действительно жив в духовном смысле, если благодаря своему отступничеству они смогут избежать неприятностей и преследований, которым подвергаются желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, однако Соломон никогда не даст таким отступникам предпочтение перед реальными святыми.
Есть некоторые, которые мертвы в гражданском смысле, в отношении бедствий, мук и страданий, которые сопровождают их в этой жизни, которые можно назвать смертью, и их уже считают мертвыми. Плен Израиля в Вавилоне назван смертью (Иез.18.32), к которой Бог никак не благоволил, ибо Он скорее желал, чтобы они могли обратиться от своего идолопоклонства, отречься от своих грехов и жить на своей собственной земле снова. Тяжелые мучения и гонения, выпавшие на долю апостолов и последователей Христа, были связаны с близкой смертью, и апостол Павел говорит, что он был многократно при смерти (2 Кор.1.9-10, 11.23), то есть он часто подвергался опасности для жизни и был на грани смертного приговора, и отчаивался выжить; но те, которые являются живыми в нашем тексте - это несчастные люди, и состояние мертвых противоположно им и предпочтительно. Поэтому под мертвыми здесь понимаются мертвые в смысле буквальном и телесном, те, чьи души и тела действительно отделены друг от друга смертью, ибо "тело без духа мертво" (Иак.2.6), ) и в этом смысле все люди должны умереть, и действительно умирают, и обо всех, о ком здесь речь, можно сказать, что они мертвы и положены в могилы, не так, как Исаак с момента жертвы, ибо его избавление было знамением воскресения, и не как Павел, который после побиения камнями в Листре оказался живым в посреди учеников, но они действительно мертвы в буквальном и собственном смысле, что и придает такую парадоксальность этой фразе.
Но здесь мы обсудили различие между мертвыми. Нечестивые мертвые не могут иметься здесь в виду, ибо они умирают, как прочие люди, ибо "не спасет нечестие нечестивого" (Еккл.8.8). Несмотря на всю наглость и дерзость нечестивых, они обязаны будут предстать перед смертью, даже такие, которые говорят, что"мы заключили союз со смертью и договор с чертом"; как бы они ни обещали это себе и другим, "их завет со смертью рушится, и их согласие с адом не устоит" (Ис.28.18), и такие люди не могут ублажаться в нашем тексте. Нечестивые люди, когда они умирают, ввергаются в геенну, богач в притче, как только умер, в аду поднял глаза свои, будучи в муках, в вечном пламени, в дыму, который не дает подняться на веки и веки; червь их не умирает и огонь их не угасает, их состояние фиксировано и неизменно, есть непроходимая пропасть между ними и праведниками, которую им никогда не перейти, и следовательно, они никак не могут быть счастливы. Но умершие праведники, с которыми желал умереть Валаам, хорошо знают, что такое обрести блаженство в смерти. Бывает, что праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу и не обеспокоен этим. Умирают люди, которые всю жизнь наиболее желательны для нас, и являются наиболее полезными. "Ваши отцы, где они? и пророки, будут ли они вечно жить?" Но они не умирают, как прочие люди, но они счастливы в момент смерти и за ней. "Блаженны мертвые, умирающие в Господе" (Откр.14.13)
Под теми, которые живы, мы понимаем тех, которые еще живут, тогда как другие умерли, и которые подвержены различным скорбям, бедствиям и неприятностям, и особенно находятся под гнетом злых людей у власти, о котором мы уже сказали. Но есть и другой смысл, ибо это особенно верно применительно к жизни святых, которые живут духовно, ибо желающие жить благочестиво во Христе Иисусе всегда будут гонимы в той или иной форме ради Него; они можно сказать, каждый день умирают, и живут с постоянной опасностью для собственной жизни , и, если бы не благая надежда благодати, на счастье в другом мире, они были бы несчастнее всех людей (1 Кор.15.19).
II. Спросим же теперь, в чем предпочтение мертвых живым. Я похвалил мертвых и т.д.: умерших праведников, которые после смерти намного более счастливы, чем живущие святые. Столь веские слова, как правило, понимают по человеческому смыслу и рассуждению, безотносительно к славе и счастье будущего состояния, таким образом, что быть мертвым предпочтительнее, чем живым, когда вокруг царят покой и тишина одних и страдания и беды других, и это, кажется, подтверждает следующий стих, но я предпочитаю понимание этих слов в ином смысле. Сама смерть как таковая не есть счастье, и даже будь иначе, она не могла бы быть особенным и своеобразным счастьем для некоторых, потому что она является общей для всех, высоких и низких, богатых и бедных, мудрых и глупых, хороших и плохих, ибо умирают все, и могила есть "дом собрания всех живущих" (Иов 30.23); кроме того, она являет собой плод и следствие греха: "грех вошел в мир, и грехом смерть" (Рим. 5.12). Грех открыл дверь, через которую в мир вступила смерть, она есть угроза за грех и наказание за него, и является платой и возмездием за него, и поэтому никогда не может быть счастьем как таковая. Добавим к этому, что это разрушение человека, распад его земного жилища есть нарушение всего порядка природы, разъединение его составных частей, души и тела, и хотя это не уничтожение человека, но все же это распад и возвращение в прах изначального человека, который был создан из праха и в момент смерти он возвращается к нему снова, что является унизительным и оскорбительным для человеческого естества, а потому не может быть для него счастьем. Самосохранение есть принцип всех живых существ, и так обстоит и с человеком; человеческая природа не хочет смерти, и не согласна с ней. Сатана сказал: "кожу за кожу, да и, все, кто что имеет, отдаст за свою жизнь" (Иов 2.4); это последнее, с чем человек захочет расстаться, он готов скорее расстаться с любой вещью, чем с жизнью, ибо "хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо?" (Пс.33.13). Каждый человек желает жизни, и долгих лет жизни, особенно жизни в здоровье, процветании и успехе, и даже человеческая природа Христа не хотела смерти, мысли о ней были неприятны Ему, и Он молился за освобождение от нее: "избавь Меня от часа сего" (Ин. 12.27). На самом деле Его смерть была уникальной, ибо Он умирал вместо других, грешников, и на Него лег гнев Божий и проклятие закона за грехи их, так что не удивительно, что Его человеческая природа должна была содрогаться при этом, и он должен был сказать: "Отче, если это будет возможно, да минует Меня чаша сия" (Мтф.26.39), и тем самым Он показывает, что даже безгрешная человеческая природа не хочет смерти, и поэтому смерть как таковая должна быть гораздо более неприятной простой греховной человеческой природе. Должно быть нечто большее, чем природа, чтобы сделать смерть приятной или желательной, или побудить человека смотреть на нее с радостью и идти к ней без страха, и даже в отношении того, что пребыть со Христом во веки веков лучше для верующего, чем быть в этом грешном мире. Смерть, как она относится к хорошим людям, есть счастье потому, что для них она не есть наказующее зло. Смерть как наказание есть то, что пережил для них Христос; проклятие забрано Его смертью, Он стал проклятием для них, Он забрал кару за грех и смерть стала благословением для святых. Поэтому сказано: "отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе", которые умирают в единстве с Ним; это единство есть тайный союз с Ним, который состоялся в вечности, когда избранные были избраны во Христе, еще до сотворения мира, и есть открытый союз с Христом в возрождении, которое является проявлением первого; эта связь, которая является вечной любовью Христовой, никогда не может быть разрушена; смерть не может заставить Бога расстаться с теми, кого Он возлюбил, она разрушает союз между душой и телом, но не союз между Христом и Его народом, и, следовательно, Его люди должны жить с Ним душой и телом во веки веков, и потому они счастливы, как и все, кто умирает в благодати, явленной им; смерть таковых является выдающимся и дивным благословением. "Все сии умерли в вере" (Евр.11.13), говорится о таковых; когда умирал Давид, его предсмертными словами были: "Он сотворил со мной вечный завет, и это все спасение мое"; и так умер апостол Павел; "время моего отшествия, говорит он, настает, и отныне уготован мне венец, правда, которую Господь, праведный Судия, даст мне в тот день" (2 Тим.4.7-8). Это и есть смерть в утешении и блаженстве, смерть в вере завета и в интересе вечной славы, и потому смерть в надежде. Надежда безбожников, лицемеров и самоправедных призрачна, она распадается и исчезает как паутина, и если она живет так долго, как они, она умирает вместе с ними, и в момент смерти не имеет смысла для них, праведные же имеют надежду и в смерти (Притч.14.32). Те, чья надежда сосредоточена на Христе и Его праведности, которыми они оправданы, и есть те праведники, и их надежда осуществляется ими при кончине и поддерживает их, и они радуются надеждою славы Божией. Они тоже умирают, но святые и праведники являются единственными счастливыми в смерти, единственными, кому она несет счастье, ибо "драгоценна в очах Господних смерть святых Его" (Пс.116.15), тех, кого Бог освятил и отделил для Себя в избрании, кого Христос освятил и заместил Своей Кровью и жертвой, и кого Дух Святой освятил Своей благодатью. И если есть что тягостное в смерти для них, то это участь ближайших родственников умерших, которые имеют наибольшую привязанность к ним, как Авраам любил Сару, однако если смерть святых драгоценна для Господа, то она радостна для всех Его людей, ибо как человек во время прогулки в сад собирает свои лучшие цветы, так Господь, посещая сад Своей Церкви, собирает Свои лилии, полностью созревшие для славы, и с восторгом принимает их к Себе. Вот смерть праведника, которая является счастьем: "пусть умрет душа моя смертью праведников" (Чис.23.10), говорит такой злой человек, как Валаам, ибо им всегда хорошо во времени, хорошо при кончине и будет хорошо во веки веков, ибо они не только забраны от нынешнего лукавого века, но и сразу же получают вечные блага, ибо праведные входят в жизнь вечную; кончина такого человека отличается от других, ибо она есть мир; он обретает мир и спокойствие ума и вступает с ними в мир вечный, и он получает цель своей веры, ибо его вера взирает в будущее и ожидает спасения; у него есть плод святости сейчас, и его конец - жизнь вечная (Рим.6.7,22). Но я продолжу.
III. Покажем теперь, в чем состоит превосходство блаженства праведных по смерти перед состоянием живущих святых.
1. Прежде всего скажем, от чего избавлены умершие праведники и что было их уделом прежде, ибо если притеснения, слезы и мучения столь обычны в нынешнем состоянии жизни, то мертвые, освободившись от них, блаженны более живых.
Во-первых, умершие праведники полностью свободны от греха, источника всех бед и страданий в жизни, а когда его не будет больше, не будет и горя. То, что апостол говорит о тех, кто в духовном смысле, как сказано, мертв для греха, верно для умерших праведников в естественном смысле, что "умерший освободился от греха" (Пс.37.37), даже от самого бытия его; они не только избавлены от вины, и она никогда не вернется к ним, но от самого греха. Покой святых в том, что они освобождены в совести от вины греха через Христа, ставшего грехом за них, и через применение крови Христа, которая очищает совесть нашу от мертвых дел и вины их, и их сердца от порочной совести; они омыты кровью, которая возвещает мир и прощение и говорит лучше, нежели кровь Авеля, но поскольку совершаются свежие грехи и появляется новая вина, она требует повторного приложения крови; но не так с умершими праведниками, ибо они больше не грешат и не имеют новой вины, и больше не нуждаются в обновленной благодати и милости. Кроме того, они не только свободны от власти греха, но и от любой его попытки возродиться. Истинным святым, людям, возрожденным Духом и благодатью Божией, обещано, что грех не будет господствовать над ними, потому что они не находятся под законом, законом греха и смерти, осуществляющим свою власть над ними, но они находятся под благодатью, в качестве руководящего принципа в них, что царствует через праведность к жизни вечной (Рим.6.14, 5.21), однако несмотря на это, время от времени сила и распространенность пребывающего греха таковы, что он делает их пленникамим закона греха (Пс.38.2-3), но это не имеет такой власти над умершими праведниками, и греху нет места в них, ибо они духи праведных, достигших совершенства; они не только дивно праведным через праведность Христа, но совершенно святы как таковые; в них нет места, как хананеям в святой земле, ни одному греху или пороку, никакой похоти или растления нет в их сердцах. Живые святые не свободны от греха в таком смысле, они далеки от безгрешного совершенства в себе, и это понимали все святые на земле во все времена, как Иов, Давид, Соломон, апостол Павел и другие, а также, как говорит возлюбленный ученик, "если мы говорим, что у нас нет греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас". Их жалобы, исповедания и молитвы обильно подтверждают то, что они стонут под тяжким бременем пребывающего греха, и пока они находятся в этой хижине (2 Кор.12.7) с тяжестью пребывающего греха в них, их фактические преступления и беззакония, являются как тяжелое бремя, слишком тяжелое для них; но святые на небе избавлены от этого мучения; это бремя сброшено с них, и они не будут чувствовать его больше, как и всех нынешних грехов сердца и жизни. Хананеи были для израильтян колючками в глазах и шипами в боках, они причиняли им сильную боль и страдания. Возможно, нечто в этом роде чувствовал апостол Павел, когда он жалуется на жало в плоть (2 Кор.5.4). Но в небесном состоянии больше не будет этих колючек и шипов для Израиля (Иез.28.24), ломающих мирную жизнь людей Божиих сейчас, так что они не будут иметь покоя в их костях из-за этого; их кости сокрушены, и радость спасения забрана от них, и хотя грехи не могут разрушить союз между Богом и ними, он прерывает их разумное общение с ним, и заставляет Его отвратиться от них: "беззакония ваши, произвели разделение между вами и Богом вашим, и вашим грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать" (Ис.59.2). Грех делает этот мир землей жаждущей, лишая святых их утешения, которое Христос, как тень от высокой скалы, дает им, и они не призываются прийти к Нему для покоя туда, где они могут найти Его; их мучения делают их усталыми от жизни. Но праведные мертвые больше не обеспокоены этим; усталые, они входят в покой, в тот субботний покой, который остается для людей Божиих. Грех сейчас вызывает войну внутри них, как бы борьбу двух армий, закона в членах и закона ума, воюющих друг против друга; плоть и дух, грех и благодать борются в них, так что они не могут делать то, что они хотят; но умершие праведники свободны от этой борьбы, и они могут служить Господу без перерыва, и исполнять Его волю, как это делают ангелы на небесах.
Во-вторых, умершие праведники избавлены от искушения сатаны; святые, обретшие покой, избавлены из его рук Христом, Который взял добычу от сильного и пленил плен, сатану и его начальства и власти, которые держали Божий народ в плену в своей воле, и этот народ взят из их рук в возрождении; сильный с оружием лишен своей добычи, и Тот, Кто сильнее его, забрал его браню и вернул похищенное, и Божии люди возвращены от власти сатаны Богу, и приведены в Царство Христово, но и тогда они не освобождаются от его соблазнов, даже величайшие святые и самые сильные из верующих; апостол Петр был просеян им, как просеивают пшеницу, и Павел имел ангела сатаны, удручавшего его. Христос, Сын Божий, в нашей природе, здесь, на земле, был искушен во всем, как и народ Его, за исключением греха. Сатана подстрекает хороших людей ко греху, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян, вопреки разуму и воле Божией, он находит в них что-то, чтобы работать над ними и портить такую природу, которую он не мог найти во Христе; он знает, какой грех является наиболее сильным в них и к какому они наиболее склонны, и бросает свои крючки и приманки в виде тех искушений, которые наиболее приятны для них это лишь некоторые его хитрые козни, ухищрения и уловки, с которыми знакомы святые; он имеет большую силу и влияние на духш людей, он не только работает в сынах противления, и вкладывает в сердце Иуды предать своего господина, и в сердца Анании и Сапфиры лгать против Святого Духа, но он может предложить кощунственные и безбожные вещи и умам добрых людей, предложить им подвергать сомнению бытие Бога, и авторитет Писания, истину христианства, и тому подобное; таковы огненные стрелы, которые он бросает в них и которые причиняют им большую боль и беспокойство и заставляют их очень скорбеть о них; он разрушает веру и поклонение не только личные, но и общинные, и приходит к детям Божиим, когда они приносят себя Господу и поклоняются Ему; и он не только похищает слово слышанное у небрежного и невежественного слушателя, но отвлекает умы хороших людей на другие вещи, нежели применение Слова, и препятствует их пользе и назиданию, и поэтому они должны молиться, чтобы не впасть в искушение и быть в состоянии провести в молитве и служении Христу хотя бы час; он ходит взад и вперед по земле, и наблюдает за грехами и недостатками народа Божия, собирает все, что он может против них, а потом обвиняет их пред Богом, как он вдохновил первосвященника обвинять Самого Христа. Он часто поражает умы святых страхами, желая просеивать их, как пшеницу, и бросает плевелы растления, так что они не могут различить истинное семя благодати в них, и поэтому боятся, что работа Божия так и не началась в них, и что они лицемеры, и имеют только вид благочестия, а не силу его, и что они должны в один прекрасный день погибнуть в своих грехах среди искушений сатаны; и многие из них под его давлением "от страха смерти всю свою жизнь подвержены рабству". Но не так с умершими праведниками; они свободны от всех соблазнов, искушений и предложений этого врага душ человеческих, они вне его досягаемости, он находится под их ногами, ибо он изгнан с небес и никогда не будет больше допущен туда. Искуситель был в Эдемском саду, но его нет в саду Божьем, в раю небесном. Сатана действительно, как только он упал, был изгнан с неба и связан, и хотя ему было дозволено ходить по нашей земле, чтобы соблазнять сынов человеческих, но недолго, ибо могущественный ангел заключил его в бездну и сковал на тысячу лет; а затем он на некоторое время будет выпущен обольщать народы, но потом снова будет и брошен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, мучиться во веки веков; он никогда не будет восстановлен и не займет прежнего места на небесах, и святые будут удалены от него на веки веков.
В-третьих, умершие праведники избавлены от всякой тьмы и падений, которые испытывают живущие святые, и следовательно, это состояние является более предпочтительным для них. Ныне хорошие люди не только, как Еман Езрахит, могут блуждать во тьме, не понимая провидения, но часто они оказываются во тьме души; они ходят во тьме, и не видят света, не имеют четких доказательств их интереса к любви Божией и к завету благодати Его, как и своей заинтересованности во Христе, Его Крови, жертве и правде, и в работе Духа благодати в их сердцах; они пребывают без света духовного мира и радости, без явного общения с Богом и света лица Его, Он скрывается от них, и они не могут увидеть Его; их Возлюбленный ушел, и они ищут Его в слове и таинствах, и не могут найти его. Но теперь святые, пребывающие по смерти в раю, видят лик Божий без тьмы, они видят Его так, как конечные существа способны, и солнце Его не зайдет для них, ибо Господь будет их вечным светом, и окончатся дни их скорби (Откр.22.4, 1 Кор.13.12, 1 Иоан.3.2, Пс.60.20).
В-четвертых, умершие праведники избавлены от всех сомнений и страхов, опасений сердца и неверия, в которые живые святые могут впасть в нынешнем состоянии; у них больше нет страха, что Бог не будет их Богом или что Он оставит их и больше не вернется, или что в них нет истинного действия благодати, ибо когда они вступят в вечную славу и счастье, у них больше не будет вопросов: "неужели навсегда отринул Господь, и не будет более благоволить? неужели навсегда престала милость Его, и пресеклось слово Его в род и род? неужели Бог забыл миловать? Неужели во гневе затворил щедроты Свои" (Пс.76.7-10). Неверие не может ответить на это утвердительно, но оно вызывает большие бедствия и скорби, а на небе нет ни малейшего сомнения в любви к Богу, страха быть отверженным Им, опасения потерять интерес к Нему или страха, что все изменится к худшему; всего этого больше не будет вовеки.
В-пятых, умершие праведники свободны от всех трудов, испытаний и скорбей всякого рода, которые они пережили в этой жизни, и в этом заключается начало их счастья: "блаженны мертвые, умирающие в Господе, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними" (Откр. 14.13). Они ушли от трудов телесных; они более не обязаны добывать хлеб в поте лица своего, как святые в этой жизни, и они свободны также от неустанных трудов ума, частого чтения, постоянного размышления, глубокого изучения и непрестанного применения того, что достигнуто в слове и учении, которое в момент смерти подходит к концу, а также от всех болезней и скорбей, которыми обременены святые на земле. В этом состоянии нет больше боли, нет больше болезни, ни больше горя, а также нет нужды и скорбей, которым часто подвергаются здесь хорошие люди; не больше несчастий любого рода, которые у святых есть в мире и через которые они проходят, пока не войдут в Царство; их больше не коснутся упреки и гонения, которым подвергаются все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, но Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить на живые источники вод, и отрет Бог всякую слезу с очей их (Откр.7.16-17).
2. Состояние умерших праведников блаженнее жизни святых на земле благодаря тому, чем они пользуются там, ибо это лучше всего прежнего для них. Святые, как Лазарь, терпят зло здесь, но благое уготовано им в будущем, и то, что "не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку", ибо это настолько выходит за рамки нашего ума и воображения, что мы не можем сказать до конца, какие блага приготовил Бог тем, кто боится Его и верит в него, и которыми они пользуются в другом мире.
Во-первых, святые на небе имеют лучшее сообщество, чем святые на земле. Праведники сразу воцаряются со Христом, что уже намного лучше, чем быть в этом мире; как только они отделены от своих тел, они водворяются в раю, где они пребудут навсегда с Ним, видя славу Его и наслаждаясь непрерывным общением с Ним, и с Отцом и благословенным Духом. Святые, живущие на земле, иногда чувствуют присутствие Христа с ними, они знают Его, и другие чувствуют, что Он пребывает с ними, но потом они жалуются, что Он отошел, и их души вновь слабы. У них есть общение с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом, но это то, что продолжается лишь короткое время, в то время как святые на небесах всегда находятся в присутствии Бога и лицезреют Его вовеки. Они также наслаждаются сообществом ангелов и общением с ними. Здесь сонм ангелов помогает святым и хранит их, и провожает их в смертный час на лоно Авраамово. Но в блаженном состоянии они всегда с ними, и вместе с ними участвуют в служении Богу, восхваляя и прославляя Его. Умершие праведники сразу становятся совершенными, чтобы воссесть с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; среди патриархов, пророков и апостолов, и всех добрых людей, кто ушел из этой жизни от начала мира. Здесь живущие святые подобны праведному Лоту, которого утомили дела нечестивых, Давиду, когда он жил в Мехеце, и пророку Исайе, когда он жил среди народа также с нечистыми устами, и даже лучшие люди в Церкви имеют то общение, которое повергает их в горе из-за злосчастных страстей и мучительных разговоров, о которых апостол пишет: "я уже говорил вам часто, а теперь готов сказать вам даже со слезами, что они являются врагами Креста Христова" (Фил.3.18). Но на небе нет никого, кто будет беспокоить других своими словами или действиями; "не устоят нечестивые на суде, и грешники в собрании праведных" (Пс.1.5).
Во-вторых, дела праведников после смерти превосходят то, что делают святые в этом мире, даже в том, что является самым священным и духовным. Молитва есть дело святых на земле, радостное и полезное, но ныне оно подразумевает несовершенство, и сопровождается иногда воздыханиями, которые не могут быть произнесены. Но молитва перестает на небесах, ибо в ней нет необходимости там. Проповедь Слова и участие в установлениях Божиих являются основной частью дел народа Божия здесь, но в будущем состоянии нет никакой нужды в этих установлениях, как и в солнце и луне, ибо слава Господа освещает его, и Агнец светильник его. Дело святых на небе - это хвала, и они вечно воспевают избрание, искупление, освящение и непобедимую благодать.
В-третьих, радости умерших праведников значительно превосходят радости живых. У святых есть теперь радость во Святом Духе и мир в вере; они могут время от времени радоваться о Христе и пребывать в надежде на славу Божию, но их радость часто прерывается пребывающим грехом, искушениями стороны, оставленностью Богом и бедами мира. Но после смерти святые входят в радость Господа своего, и их радость теперь полна и всегда продолжается; "вечная радость пребудет над головою их, а печали и воздыхания удалятся". Они сразу же оказываются в присутствии Бога, в Чьем присутствии полнота радости, и "в деснице Твоей блаженство вовек"; так что в целом, состояние мертвых во Христе лучше, чем состояние живых верующих в этом мире; смерть становится пользой для них, и день их смерти лучше дня рождения, так как первый является выходом из тех скорбей, в которые вводит второй, и как ни важна жизнь святых, особенно служителей Евангелия, для их собратьев-христиан, более в их интересах уйти отсюда. Вы можете думать, что для вас будет лучше, чтобы ваш покойный пастырь оставался здесь во плоти для вашего успеха и радости в вере, но лучше для него, чтобы быть там, где он есть, ибо он сделал всю работу, которую, как Богу было угодно, он должен был исполнить для вас, и ваша обязанность - подчиниться воле Божьей о нем, о которой теперь должно быть сказано.
Преподобный Джеймс был одним из плодов моего служения, в рамках которого Богу угодно было призвать его благодатью и раскрыть ему Сына Своего. Он был крещен по исповеданию своей веры и стал членом Церкви на моем попечении в январе 1730 года, свыше тридцати трех лет назад. Через некоторое время выяснилось, что в нем есть дары к публичному служению Слова, он был одобрен Церковью, рукоположен и послан как служитель Евангелия, а когда эта община осталась без пастыря, он был призван и послан в нее и утвержден для пастырского служения в ней 11 июня 1735 года. После этого он почти 28 лет был пастором этой церкви, и вам лучше судить, какую работу Бог произвел через него в обращении грешников и в назидании для ваших душ, однако надо сказать о нем, что он пребывал в истине Евангелия с тех пор, как как впервые стал проповедовать, и что его слова и дела соответствовали его характеру как христианина и служителя, доброго и непорочного, и получившего хорошие отзывы и в Церкви и вне ее. О болезни, которая привела его к смерти, говорить трудно, но я часто слышал, как он говорил: "я знаю, Искупитель мой жив", и что не стоит бояться смерти и того, что будет за ней, и одними из его последних слов были: "Верую, Господи, помоги моему неверию", и в то же время, он выразил полное удовлетворение по поводу его вечного состояния. Так скончался ваш пастор, уснув в объятиях Иисуса. И позвольте мне призвать вас как Церковь Христову держаться вместе, и оставаться в том же поклонении и служении Богу среди вас, совещаться друг с другом и пребывать в согласии, быть прилежными в молитве о том, чтобы Бог дал вам пастыря в свое время и просвещал вас знанием и пониманием; братолюбие да пребудет среди вас, и Бог любви и мира будет с вами. Что же касается его дорогого потомства, которому родители оказывали самую нежную заботу для вашего временного, духовного и вечного благополучия: помните совет который он давал вам часто для вашего блага, идти по его стопам, и служить Богу отца вашего, и это будет благо для вас. И то, что было сказано на эту тему, должно послужить тому, чтобы сделать смерть знакомой каждому верующему здесь, и снять страх и ужас ее, и именно это часто занимает умы подлинных христиан, ибо если мертвые более счастливы, чем живые, почему мы должны бояться умереть, если это будет для нас таким приобретением и предпочтением для нас перед теми, которые еще живы? Это может стать для нас поводом вздыхать по небесному состоянию, а также предпочесть выйти из тела, что мы могли бы быть с Господом, и мы даже хвалимся надеждою славы Божией , и это должно быть нашей великой заботой - чтобы, если будем мы жить еще какое-то время в этом мире, жить для Господа, Его чести и славы, или же если мы уйдем через короткое время, исполнив нашу работу, умереть для Господа, чтобы жить с Ним вечно.
[1] Ибн Эзра*.[2] Ярхи (Раши**).[3] Lachryma: Монтан***, Кокцеюс****, Rambachius*****.[4] Королевская болезнь (гемофилия - ред.)
*Авраам Ибн Эзра (1089-1164) - иудейский богослов, естествоиспытатель и оккультист, жил и работал в Испании и Провансе. Известен библейскими комментариями и работами по астрологии.
** Ярхи (Раши) (1040-1105) - крупнейший иудейский богослов Средневековья, жил и работал в г. Труа. Автор наиболее авторитетного еврейского комментария к Пятикнижию, критически использовавшегося протестантскими экзегетами начиная с Кальвина.
*** Упоминание Монтана неясно.
**** Иоганн Кокцеюс (1603-1669) - выдающийся немецкий реформатский богослов, один из создателей континентальной версии теологии завета, оказавший значительное влияние как на пуритан, так и на строгих баптистов.
***** Рамбахий, Иоганн Якоб - немецкий лютеранский богослов, автор важнейшей в свое время и, видимо, известной Гиллу работы по герменевтике: Institutiones Hermeneuticae Sacrae cum prafatione Jo.Buddei. Jenae,1725
Перевод и комментарий (С) Inquisitor Eisenhorn
Свидетельство о публикации №214021300991