15 февраля - Сретение Господне

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ: двунадесятый праздник Сретение Господне

     Слово "сретение" в переводе со славянского означает «встреча».
     Встречи бывают разные. Одни из них проходят без следа и тут же забываются, другие остаются и иногда определяют всю нашу дальнейшую жизнь. Но только единственная Встреча имеет для человека поистине жизненное значение - встреча с Богом. Именно этот смысл заключается в событии, которое сохранилось в Священной истории, став ежегодным христианским торжеством, которое празднуется 15 февраля.

     Самое древнее и исторически достоверное свидетельство о богослужебном чествовании этого двунадесятого Господского праздника на христианском Востоке относится к концу IV века. Его описала паломница Этерия (Сильвия Аквитанки), создав таким образом известный памятник литературы под названием «Паломничество ко Святым местам». В записках Этерии еще не дается самостоятельное литургическое название празднику - Сретение, а именуется просто «сороковым днем от Эпифании» (день Богоявления, который в первое время праздновали 7 января, вместе с Рождеством - прим. Автора). Паломница кратко описывает и само торжество, совершающееся в этот день в Иерусалиме. «Сороковой день от Эпифании празднуется здесь с большою честью. В этот день бывает процессия в Анастасис*, и все шествуют, и всё совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию, и затем бывает отпуст».
     Рождество - Крещение - Сретение: три великих действия, три первых шага, которые сделал навстречу к людям Бог. В Рождестве Он стал ради нас человеком, в Крещении принял на Себя тяжесть наших грехов, в Сретении - просто вручил Себя в руки людей...
     В Евангелии рассказывается, что на сороковой день по рождении Младенца юная мать - Дева Мария - и седовласый Иосиф переступили порог Иерусалимского храма. Во дворе их встречал старец в священнических одеждах по имени Симеон. Это ему  «было обещано Духом Святым», что он не умрет, пока не встретит Мессию (Христа).
     Симеон был одним из переводчиков Библии на греческий язык. Когда Птолемей, царь Египетский, который считается основателем Александрийской библиотеки, приказал перевести с еврейского языка на греческий Моисеевы и пророческие книги, тогда среди израильтян были выбраны семьдесят мудрых и как в одном, так и в другом языке искусных мужей - «70 толковников», как обычно их называют. Среди них находился и праведный Симеон.
     Занимаясь переводом книг Исаии, Симеон дошел до пророчества: «Се Дева во чреве зачнет и родит Сына» (Ис. 7, 14) и усомнился, и остановился, рассуждая сам с собою: как девица может родить отроча? Решив, что это ошибка, он взял нож и хотел изгладить в своей рукописи это пророчество. Вдруг Ангел Господень явился ему и, удержав руку, сказал: «Веруй тому, что написано; ты сам узришь событие величайшего таинства; ибо не увидишь смерти, пока не увидишь имеющего родиться от Пречистой Девы Христа Господня». С этого времени Симеон, не выходя из храма, молился Богу и с пламенным желанием ожидал пришествия Христова.
     Ожидание Симеона длилось более трех столетий! Ученый старец стал олицетворением всего Ветхого Завета, смысл истории которого воплощался в многовековом ожидании Спасителя мира. Он одряхлел и устал, его близкие давно ушли в мир иной, и он чувствовал себя чужим на этой земле. Но наступил день, замкнувший череду нескончаемых лет, и мудрец направился в Храм. В Сыне бедного плотника из Назарета Симеон сразу узнал всю жизнь ожидаемого Мессию. «Наконец-то! – вырвался вздох из его груди. – Совершилось! Я дождался Тебя, и теперь могу уйти, чтоб приложиться к праотцам».
     Приняв Богомладенца на руки (и получив за это прозвище Богоприимец), он остался стоять на пороге Нового Завета, переступить который ему было не дано. Но от лица ветхозаветного человечества он произнес свои знаменательные слова, ставшие молитвой и повторяющиеся в церкви до сих пор за каждой Вечерней:  «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля». Песнь Симеона Богоприимца вошла в состав богослужебных песнопений не только Православной, но и Католической, Англиканской и ряда древневосточных Церквей.
                ***
СРЕТЕНСКИЕ СВЕЧИ
     Сохранилась церковная практика освящения свечей в праздник Сретения. Но сретенская свеча ничем не отличается от обычной: как и любая церковная свеча, она предназначена для молитвы. Свеча - это символ молитвенного горения души человека.
     Блаженный Симеон Солунский (XV век) так объяснял значение свечи: чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих; мягкость и податливость воска показывают нашу готовность к послушанию Богу; а горение свечи  символизирует обо'жение человека, его превращение и очищение огнем Божественной любви. Таким образом, горящая свеча указывает на нашу причастность к Богу. Поэтому и затеплять свечу перед иконой надо не формально, не с холодным сердцем, а с молитвой, идущей от сердца.
     Освященные сретенские свечи хранят дома в иконном углу, традиционно затепляя их в дни особых смятений души: в болезни, во время грома и молнии (поэтому они и называются "громничными"), при отпевании умершего (именно сретенскую свечу дают в руки покойнику, символизируя его скорую встречу с Богом).

* «...in Anastase», буквально «в Воскресение».
   Так греки называют Храм Гроба Господня – Anastasis, Воскресение.


Ольга РОЛИЧ/"Заря" за 15.02.2014 г.


Рецензии