Пом

                Пом


    История той собаки крепко засела в памяти, и даже по прошествии многих лет я не могу без содрогания вспоминать ту небольшую собачку породы Померанец.
    В то время я снимал мебелированную комнату в многоквартирном доме. Моими соседями были люди разных национальностей. Здесь жили и шумные мексиканцы, и вечно улыбающиеся китайцы, русские, армяне. Был румын Флориан и словак Васил. Обычно, мы мало общались друг с другом, поскольку на то просто не было времени. Рано утром почти все обитатели дома уходили на работу и возвращались поздно вечером. Так что, и видеть-то друг друга не удавалось, разве что  случайно. Однако, со словаком Василом мы виделись довольно часто. И вот почему. Так же как и я, он жил в однокомнатной квартире, но в противоположном крыле здания, и с той лишь разницей, что жил он не один, а с собакой - рыжим спмпатичным песиком по кличке Пом. Каждый день, утром и вечером, он выводил его на прогулку. И так получалось, что часы прогулки совпадали с моим графиком. В итоге, мы виделись с ним два раза в день - утром и вечером. Мы вежливо здоровались, перекидывались обычными фразами и расходились. При этом, каждый раз я пытался приласкать собаку или потрепать по голове, но Пом сторонился меня. Он поджимал хвост, настороженно смотрел на меня исподлобья и прижимался к ногам хозяина.
    - Пом, ну что ты в самом деле, - ласково журил его хозяин, - не будь такой свиньей, поздоровайся с соседом.
    Пом внимательно смотрел на Васила, затем на меня, но принципам своим не изменял.
    - Вы не обижайтесь на него, - говорил Васил, - он очень хороший и добрый пес. Просто нужно время. Он обязательно полюбит вас. Ведь они хорошо чувствуют отношение людей. А вы, как посмотрю, собак любите.
    Благодоря Пому мы подружились с его хозяином. Я начал часто бывать у него дома, да и он захаживал ко мне. Мы пили чай и вели долгие разговоры о жизни, о прожитых годах, о тяготах эмиграции и т.д.
    Васил оказался прав: очень скоро Пом подружился со мной, чему я был безмерно рад. Я и дня не мог прожить без того, чтобы не взьерошить его густую рыжую шерсть, поцеловать влажный черный носик и нежно пожать лапки. Пом терпеливо выносил ласки и даже изредко позволял себе лизнуть мою ладонь. Пес был сдержан в своих проявлениях, но я чувствовал, что он охотно принимает мою дружбу. Бывало, завидя меня в конце улицы, он стремглав бросался ко мне, повизгивая крутился вокруг ног, после чего так же быстро убегал к хозяину. Он был до невозможности принципиальным. Скажем, мне никак не удавалось затащить его к себе домой или просто прогуляться с ним по парку. Он ни на миг не отходил от хозяина. А еще он был принципиальным в своем поведении. Если Васил ни за что отчитывал его или несправедливо наказывал, то Пом обижался. У него в глазах появлялись слезы, он отворачивался и забивался в угол, отказывался от пищи и воды. И продолжалось это до тех пор, пока хозяин не просил у него прощения. Когда же критика была к месту, то Пом сам просил прощения у него. Он медленно подползал к нему и со слабо виляющим хвостом  покорно ложился рядом с его ногами.
    Прошел, наверное, год. Как-то, поздним осенним вечером в мою дверь постучали. На пороге стоял Васил. Я невольно посмотрел ему под ноги, но собаки не обнаружил.
    - Я его оставил дома,- произнес он, - не хочу, чтобы присутствовал при нашем разговоре. Он же, бестия, все понимает.
    Как обычно, я поставил чай, мы закурили...
    - Вы были когда-нибудь женаты?- неожиданно спросил он, чем немало удивил меня, ибо мы с ним никогда не затрагивали подобные темы.
    - Когда-то был, - коротко ответил я и отвёл взгляд, давая понять, что не намерен продолжать эту тему.
    - Вы уж извините за бестактность. В иное время я бы не задал вам подобного вопроса, но дело в том, что я собираюсь жениться, и хотел бы посоветоваться с вами. Поймите меня правильно... - больше не с кем.
    - Разумеется, - с готовностью произнес я и благожелательно улыбнулся.
    - Понимаете, я полюбил ее... Хочу сказать, что собираюсь жениться на ней не ради галочки... – он осекся, прикурил новую сигарету и чуть погодя продолжил, - но вся беда в том, что она выдвинула условие...
    - Собака... - не дал я ему закончить.
    - Да, вы правы, она не любит собак. Вот я и не знаю, что мне делать.
    - Даже не знаю, что вам посоветовать.
    - Да что уж тут скажешь.
    Воцарилось молчание.
    - Вы не могли бы Пома взять к себе? - осторожно произнес он, - понимаете, не хотелось бы его отдавать в приют. Там он погибнет. А вы хорошо относитесь к собакам, да и Пом привязался к вам.
    Просьба Васила застала меня врасплох и какое-то время я обдумывал ответ.
    - Я действительно люблю собак и, признаюсь, тоже привязался к Пому. Но... Даже не знаю как вам сказать. Очень давно, может лет 20 назад, у меня была собака. Она прожила со мной 16 лет и, как вы сами понимаете, скончалась от старости. Я очень переживал ее смерть... Короче, я дал себе слово больше никогда не заводить собак, поскольку...
    - Понимаю, - перебил он меня, - можете не продолжать. Могу только представить себе, что значит потерять близкого друга. Но, может быть, вы посоветуете кого-нибудь из своих друзей или родственников? Я просто не знаю, к кому еще могу обратиться.
     Я обещал подумать. На том и расстались.

    Прошел месяц или что-то около этого. Васил собирался съезжать с квартиры. Было решено, что он будет жить у жены. Тем временем я нашёл некую дальнюю родственницу, согласившуюся взять пса к себе.
    Было субботнее утро. Во дворе перед зданием стоял грузовик, рабочие  грузили мебель, Васил им помогал. Я тоже вызвался помочь и вышел во двор. Пом же сидел  на крыльце и грустно наблюдал за происходящим. По его взгляду я понял, что он догадывается о скорой разлуке. Я подошел к нему и, как обычно, взъерошил шерсть и потрепал по голове, но он никак не отреагировал.
    Погрузка была почти завершена, рабочие грузили последние вещи. И вдруг мы обнаружили, что Пома нету, он пропал. Обошли здание, посмотрели в скверике, прошлись по подъездам, вышли на улицу – его нигде не было. «Пом... Пом... - кликали мы его». Он не отзывался.
    Я его обнаружил у себя в квартире. Причем это был его первый самостоятельный визит. Он сидел на диване и с мольбой смотрел на меня. В глазах у него стояли слезы.
    - Милый мой, родной, дорогой Пом, - произнес я и почувствовал ком в горле, - я очень, очень люблю тебя и понимаю, что нуждаешься в помощи... – тут я обнял его и крепко прижал к груди, - извини друг, не могу я взять тебя... не могу... прости. Но поверь, там тебе будет хорошо...
    Пом высвободился из моих объятий и спрыгнул с дивана. Затем он понуро поплелся и забился в дальний угол. Но не прошло и минуты, как он подполз к моим ногам и со знакомым мне выражением мольбы посмотрел в глаза.
    Прошло еще какое-то время. Постепенно я начал забывать и Пома, и его хозяина. Однако, в один прекрасный день ко мне заявился Васил. Он был возбужден, в его глазах я видел неподдельную радость.
    - Где Пом? - выпалил он. Васил даже не поздоровался.
    - Что случилось? – произнес я, - может зайдете в дом?
    Из его сбивчивых слов я понял, что в конце концов он уговорил жену принять собаку.
    - Прошу вас, сейчас же позвоните своей родственнице.
    Я принялся набирать ее номер, но на том конце провода никто не отвечал.
    - Тогда поедемте к ней, умоляю вас. – Таким я его еще не видел. Он был крайне возбужден.
    Я сел за руль и мы поехали в другой конец города. Родственницы дома не было, но нас встретили ее дети.
    - Где собака? – воскликнул он.
    Дети переглянулись, но промолчали.
    - Где она...
    - Мама сдала ее в приют, - пробормотал старший сын.
    Мне показалось, что Васил теряет сознание.
    - Почему? – спросил я, - в какой приют?
    - Она кусалась, не хотела с нами жить. Мы ее ласкали, кормили, но...
    Спустя несколько минут мы уже мчались в указанный приют.

    История эта закончилась плачевно. В приюте нам сказали, что Пома усыпили. Они объяснили это тем, что собаки содержаться в приюте определённое время. Если их никто не забирает, то их усыпляют, чтобы освободить место для вновь прибывших.
    - Хорошая была собака,- сказала одна из работниц приюта, - я даже хотела забрать ее, но пес ваш ни в какую не захотел. Он все время плакал и ничего не ел. Если бы мы даже не усыпили его, все равно бы сдох с тоски.
   Обратно мы ехали молча. Каждый думал о своем. На душе было скверно.
    - Я предал своего самого близкого друга, - услышал я голос Василия.
    - Я тоже, - откликнулся я.


       


Рецензии
Грустный рассказ, Варужан... Много лет тому назад, наш стариший сын случайно зашел в приют для собак. Увидел там овчарку 5-6и месяцев, и вернувшись домой сказал нам те же слова, что сказали вам: " Если мы не заберем ее оттуда, то через неделю ее усыпят." Так в нашем доме появилась Gigi. Я не встречала такой доброй и умной собаки - она была удивительной. Вы, Варужан, прочли мой рассказ "УФФА" - многое в образе волчицы я списала с Gigi.
Когда смотришь на братьев наших меньших, то понимаешь, что в верности, преданности и Любви, т. н. Человек(венец природы) уступает им по всем параметрам.
Спасибо за прекрасный рассказ, с уважением, Марина.

Марина Давтян   20.05.2020 10:34     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.