Матушка Россия по воле Божьей

           Добрые, натруженные руки
           бабушки моей
           снятся мне ночами. (Глухаревым...)

 
      В начале 20 века моя бабушка, Мария Трофимовна Глухарева (в девичестве Пенькова), рано осиротела: отец погиб на фронтах первой мировой, а мама умерла от чахотки. Вместе со старшим братом в возрасте 9-11 лет были определены в церковно-приходскую начальную школу при монастыре, где долгие годы  маленькая Маня пела в церковном хоре. Бабушка была охочая до словесных наук, быстро освоила грамоту, обладала прекрасной памятью, которую сохранила до глубокой старости. Её стихи, напевные побасенки , потешные басни Ивана Крылова и короткие поучительные рассказы из азбуки Льва Толстого, на которых росли её дети и внуки, мы помним до сих пор. Четыре класса и пятый коридор  не помешали ей стать мудрой и умной в жизни.
      В голодные годы взрослые и дети «ходили в кусочки» — просили милостыню по соседним деревням. Дети к вечеру возвращались домой, а взрослые возвращались тогда, когда набирали достаточного количества хлеба. Зачастую люди милосердно помогали, так как знали, что неурожай может приключиться и с ними.
В школу начинали ходить с 10 лет. Изучали Закон Божий, русский язык, арифметику, базовые сведения истории и географии и др. В этом возрасте уже активно помогали по хозяйству: вязали снопы, пасли скот, помогали на кухне.
Были дети, которые в школу не ходили: их обучением занимались старшие сёстры, братья. Такие дети помогали матери в огороде, по хозяйству и с младшими братьями, сёстрами.

      Нелёгкая женская судьба и Маню не обошла стороной. Рано осиротев, старший брат в семнадцать лет сосватал её в соседнюю деревню в зажиточную, по тем временам, семью за нелюбимого... В семье один за другим рождались пятеро детей, двое из которых в младенчестве скоропалительно скончались от чахотки. В те времена нередко женщинам приходилось рожать в поле, на сенокосе... Так появился на свет её сын Николай. А двое старшеньких в это время играли под присмотром подростков возле копны сена. Старшие дети наравне со взрослыми выполняли все полевые работы.  Ведь день год кормит!
      На заработанные трудодни из колхозного закрома выделялось зерно, фураж. Так и жили: было чем и скотину кормить - сено вовремя заготовили, и хлебушек духовитый из печи - на стол, и рыбы в речке наловит дед Андрей, и в саду родили и яблоки, и вишни.
      В стороне от деревни, на бугре, за речкой, ветряк с деревянными крыльями работал с нагрузкой. Каждое подворье в назначенный день привозило к мельнице зерно в мешках. Запорошенные  мукой лица, мелкие пылинки будущего хлеба, застили глаза в солнечных лучах. С особой гордостью и торжеством мешки с мукой на телеге везли в амбар. В его закромах и зерно, и мука, и мёд в дубовых боднях... На стенах висели охапки всевозможных ароматных и полезных трав, дубовые и берёзовые веники для баньки по-чёрному. И лежанка на старом сундуке, застеленная рогожкой да тканым новым половиком, была любимым местом отдыха прадеда Ивана Глухарева.
      Бабушка длинными зимними вечерами ткала холсты, пряла пряжу из овечьей шерсти, вязала крючком половики и одеяла для большой семьи. Все в семье трудились не покладая рук и уважая старших. На этом и держалась деревня в  годы лихолетья, голода, мора и репрессий, хотя о них мои предки в то время и не слышали... Портреты вождей - Ленина и Сталина - с одинаковым почтением занимали почётные места наряду с красными углами со старинными иконами, с лампадками под ними, которые в престольные и годовые праздники с особым благоговением зажигались лучиной. И ароматный дымок масла окуривал хату.
       К этим праздничным дням готовились загодя: белили хату внутри и  снаружи, обновляли земь* глиной с коровьим навозом - кизяком. Строго соблюдали в семье и все четыре поста. За стол собиралась вся большая семья. По центру стола прямо из печи ставила хозяйка чугун с похлебкой, чугунок с картошкой в мундирах, солёные из бочки огурцы, грибочки солёные, квашеную капусту, пшённую кашу с постным маслом, квас. И каждый своей ложкой доставал содержимое чугунка. Попробуй уронить или ссутулиться за столом, тут же получишь от деда Ивана деревянной ложкой по лбу! А если к столу опоздал кто , жди следующей трапезы. Дед Иван в строгости держал внуков. Без молитвы за стол не садились. А когда был в хорошем настроении, скажет, бывало, с хитрым прищуром глаз, скрыв улыбку в добротной бороде и пышных усах:
   - Почеши спинку, внучек, три копейки дам! - Ох, и радости было!
       К годовым праздникам, после длительных постов, старались побаловать детей баранками с маком и мёдом, пирогами с картошкой и рыбой, блинами с толчёными грушами. А взвар* какой в печи томился! Студень и медовуха - в особицу!
       Умела веселиться молодёжь! Летом собирались на лугу с хороводами возле речки или на лесной поляне. Жгли костры, под гармошку заезжего гармониста так плясали с частушками и прибаутками, что пыль столбом!  А задушевные народные песни  звонкие девичьи голоса разносили по всей деревне. И зимой не скучали хлопцы да девицы! По праздникам собирались в хатах, играли в забавные игры с фантами и поцелуями. А на Покров, Рождество и Крещение играли свадьбы. С тройкой лошадей и звонким колокольчиком разъезжали по соседним деревням! Катались с гор на деревянных санях по замёрзшей реке, колядовали, рядились в ряженых. И ходили из хаты в хату с поклоном, осыпая хозяев зерном, с пожеланиями здравия и нового урожая!
       На церковные праздники все - от мала и до велика - шли в храм при женском монастыре, приодевшись в самые лучшие наряды, с великим почитанием к Господу, в котором воспитывались с детства. Отстояв службу, молились о здравии родных, близких, о том, чтобы сохранить скот и будущий урожай...
       Трудолюбие и почитание старших в семьях передавалось из поколения в поколение.
       Молодицы вышивали суженым косоворотки, пряли холсты, отбеливали их - готовили приданое, одним словом. И мужики зиму без дела не сидели: возили из леса и рубили заготовленные с осени дрова, плели плетушки из лозы, ремонтировали домашнюю утварь, валяли из шерсти валенки, шили телогрейки из шкуры барана, тулупы. Из выращенной конопли и заготовленной с осени пеньки плели канаты и верёвки.
       Дети, что постарше, за руки с младшими с котомками за плечами шли в церковно-приходскую школу при монастыре. Закон божий, песнопения, церковно-славянское чтение и русская  грамота по  букварю для народных школ под редакцией Тихомировых, письмо, арифметика - эти науки осваивали почти все дети в деревне.
       Так и жили, трудились, любили, рожали и растили детей. Матушка Россия, по воле Божьей или вопреки, шла к новой, неведомой жизни.
      
*Земь - земляной пол в хате.
*Взвар - фруктовый компот.

На фото наша бабушка Мария Глухарева
1916 год - перед венчанием.

      
               


Рецензии
Матушка Россия, по воле Божьей или вопреки, шла к новой, неведомой жизни.
вы правы, Ольга.
с теплом
.

Юрий Баранов   10.08.2016 11:58     Заявить о нарушении
признательна, Юрий!

Ольга Ковалёва 6   12.08.2016 12:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.