18. Хо-хо-хо

Я молчал долгих четырнадцать дней. Хватит! Фонтан правды забьет во мне сейчас, удушит откровеньем. Подготовьтесь же к его горькому лицу и неприятному телу.
Итак, изобличим картошку в масле. Раскроем ноготь зарождающегося дьявольского плана против человечества. Приоткроем занавес (только чуть-чуть, чтобы не посыпались оттуда камешки) над тайной изрытого поля.
Начинаю говорить.

Место действия: комната с висящим на стене ковром. Глаголов лежит в кровати, о чем-то задумавшись. Входят двое.

- Что это? - спросила Сутулова Анна Макаровна, проводя пальцем по поверхности и тем самым создавая след.
- Действительно, - вторила няня Оля.
- Какая, право, ты неряха, - выводила Сутулова.
В руки няни Оли случайно влетают фотографии.
- Ой, Анна Макаровна, смотрите. Цветные картинки.
А. М. (выхватывает, Глаголову): Эти изображения я велела тебе порвать.
Няня Оля (выхватывает): Так, что мы тут имеем?
А. М. : Няня Оля, отдайте.
Няня Оля: Подождите. Я слышала, что это близкие картинки моего господина.
А. М. : Сейчас же отдайте.
Няня Оля (рассматривает): Так. Мой господин на фоне красотки. Мой господин на фоне другой красотки. Мой господин и группа красоток, разрывающие его одежду.
А. М. : Ну, отдайте же. (Выхватывает, Глаголову) Ты ослушался. Так смотри же, что я сейчас сделаю. (Разрывает фотографии на две части, потом еще на две)
Няня Оля: Ах, что вы делаете?!
А. М. (разрывает): Вот так, вот так. (Подбрасывает вверх и уходит)
Няня Оля (тут же подбирает, Глаголову): Не расстраивайтесь, я обязательно восстановлю, я умею.
Уходит.
Звук незнакомых шагов. Приглушенные голоса.
Няня Оля (войдя, робко): Я... (Опускает голову) Там... К вам посетитель...
А. М. (войдя): Проси, конечно.
Няня Оля возвращается с усачом.
Няня Оля: Это конструктор.
Конструктор: Здравствуйте, мне бы повидать...
А. М. : Вон он лежит.
Конструктор (Глаголову): Понимаете, буйвол несся по канаве, ну а там струился пар. Отчего же дядя Петя лбом уткнулся в самовар?
Пауза.
А. М. : Он так сразу не может.
Конструктор (разочарованно): А, понимаю, понимаю.
Выбегает.
  А. М. : Куда же вы? (Выбегает за ним)
Няня Оля (Глаголову): Вы не выспались. Мне очень жаль. (Подметает, моет, вытряхивает)
Анна Макаровна появляется с какой-то дамой.
А. М. (Глаголову): Смотри, кого я тебе привела. (Даме) Проходите. Этот сорняк сейчас превратится в фасоль.
Няня Оля (к А. М. и даме): Мокрый пол. Не поскользнитесь.
А. М. (даме): Как вас зовут?
Дама: Агония.
А. М. : Довольно редкое имя.
Дама: Двадцать три года назад, когда я выпорхнула, отец склонился надо мной и произнес памятную всё еще для меня фразу - как же тебя мне назвать?
А. М. : А вы?
Дама: Ну я ему и сказала - назови меня по простому, как траву, которую скосили, или как перстень, который обронили...
А. М. : А он?
Дама: А он как-то странно на меня посмотрел. Перстень? - переспросил. И затих потом. Преставился.
А. М. : Тут есть что извлечь.
Дама: Я, собственно, вот зачем. Бобров у Свердлова украл сто конфет. Свердлов старше вора на семьдесят лет. И тут приключилась оказия та. Свердлова уж нет, а конфета цела.
А. М. : Есть у меня одна догадка. (Глаголову) А ты что скажешь? (Подбадривает) Ну же! Ну же!
Няня Оля: Давай! Давай же!
Дверь вдруг дребезжит от стука.
Дама: Стучат.
Няня Оля: Стучат.
А. М. : Пускай, может, дома никого нет.
Открывается дверь и входит конструктор.
Конструктор: Там такой  туман стоит. Не советую ходить на север.
А. М. (сосчитав): Черт, нас здесь четверо! Явно заговор! Убирайтесь вон.
Конструктор: Хорошо, я уйду, но прежде начнется дождь.
Няня Оля (всем): Я о поле. Осторожно.
Дама (конструктору): А я вас где-то уже видела.
Конструктор: Вполне может быть. Я иногда хожу.
А. М. : Вы слышали? Выходите. Открыто.
Дама и конструктор: Не беспокойтесь, мы не воры.
А. М. : Люди все красивые, пока опрятные. (Няне Оле) Да?
Няня Оля: Не скажу.
Дама (конструктору): Где же я могла вас видеть? Я же пока не вспомню – не смогу успокоиться. Где же? Где?.. Ах, вспомнила!  Я видела вас в отражении лужи, когда вчера шла за покупками в магазин.
Конструктор: Разве можно что-то отчётливо рассмотреть, когда идёшь в магазин? Не верю.
А. М. (няне Оле): В наше время теперь никто не может связать даже двух слов. (Конструктору) Вот вы. Можете сконструировать прямо сейчас импровизацию?
Конструктор (в замешательстве): Я?
А. М. : Вот. (Кивает на Глаголова) А он может.
Дама (игриво): Ко-нстру-ктор, иди ко мне.
Конструктор (отмахивается): Да ну.
Дама (капризно): Конструктор!
Конструктор (в сторону): Прийдется ей задать. (Идет на даму)
Дама убегает.
Конструктор: Куда же вы? (Убегает за дамой)
А. М. : Пойду посмотрю. (Уходит) Как бы на чердак не забрались, не рылись в газетах...
Няня Оля (оставшись одна, Глаголову): Помните, вы как-то сказали, что долго, может остатся навечно, и я... Так вот знайте, я люблю вас... Я...
Возвращаются люди.
Дама (с уважением, конструктору): ...Ах, вы хитрая шарада, сложный кубик...
А. М. (восхищенно): Тут хоть маленькими глотками воду пей.
Конструктор: При ожидании вас, чувства, подобно любви, не могут хранить всю женщину вниз.
Раздается звон.
Конструктор: Что это?
Няня Оля: Первый звоночек.
А. М. : Откройте, няня Оля, дверь.
Няня Оля открывает. Входит Корягин.
Корягин (конструктору): Здравствуйте, я вот по какому вопросу...
Конструктор: Не знаю! Ничего я не знаю! Оставьте меня, отпустите меня. Не хочу я отвечать. Не буду. Не умею.
А. М. (Корягину): Да это не он. Вы перепутали. Глаголов вот. (Показывает на Глаголова)
Корягин: Извините. (Глаголову) Взял я как-то за руку свою резиновую спутницу и стал спускаться в подвал.
Помещение, куда выбросила меня лестница, было небольшим винным погребком. Я шел вдоль стен, но тут остановился. По банкам ходили микробесы. Один из них залез мне на ботинок и я придавил его ногой. Он завизжал. И было непонятно - плакал он или смеялся.
А. М. и няня Оля: Но это же одно и тоже!
Корягин: Да, совершенно верно. (Прикрывает рукой один глаз и продолжает) И поэтому захотел я рассмеяться им в ответ. Например, так: “Хе-хе-хе” или так: “Хо-хо-хо”. Но не смог. И стало страшно мне. Сел я на камень величиной с большой арбуз, стремясь поскорее все забыть.
Дама: Так разве что-то было?
Корягин: Вы думаете? (Падает и выкатывается на улицу)
Конструктор (все это время думая о своем, Глаголову): Я все понял. У меня испортилась голова. (Всем) До свидания. (Глаголову) Спасибо. (Выходит)
Дама (вслед конструктору): Вы не курите? (Уходит за ним)
А. М. : Был у меня похожий случай. Как-то вышли мы вместе с Глаголовым к изрытому полю. И спросили нас там:
- Всепоглощающее “да” или безвозвратное “нет”?
И захотели мы рассмеяться им в ответ. Например, так: “Хе-хе-хе” или так: “Хо-хо-хо”.
Няня Оля: Но не смогли?
А. М. : Не смогли. (Пристально смотрит на Глаголова) На кого ты стал похож, посмотри на себя.
Берет зеркало и ставит его перед Глаголовым.
Няня Оля (к А. М., увидев это): Вы злой нехороший человек!
А. М. (няне Оле): Могу дать тебе мудрый совет.
Няня Оля: Медленно ходить и пить побольше воды?
А. М. : Ну, не совсем...
Глаголов (к А. М. и няне Оле): Всякий раз просыпаясь, когда взгляд касается стен, я задаюсь вопросом, что означает этот ковер.  (Показывает на висящий  рядом  узорчатый ковер) Это не просто ковер, это лабиринт, это ребус, который нуждается в разгадке. (Напряженно думает) Ясно одно - каждый узор к чему-то обязывает. (Хватается за голову) Снимите, снимите немедленно этот ковер! Мое понимание не в состоянии вместить его!
А. М. (вздыхает): На что ты растрачиваешь себя?!
Няня Оля: Жениться ему надо.
А. М. начинает смеяться, заражая смехом и няню Олю и самого Глаголова.


Рецензии