Джон Гилл. Исход искупленных к славе

ТИХИЙ И ЛЕГКИЙ ИСХОД ИСКУПЛЕННЫХ ЧЕРЕЗ СМЕРТЬ К СЛАВЕ
Джон Гилл

 Страх и ужас нападет на них, от величия мышцы Твоей, они станут неподвижны, как камень, доколе проходит народ Твой, Господи, доколе проходит сей народ, который Ты искупил
Исх.15.16

Эти слова являются частью песни, которую воспели Моисей и сыны Израилевы на Красном море, после того как они прошли через него безопасно, и египтяне утонули в нем. Эта песня заслуживает внимания, будучи самой первой и самой древней из песен, которые находятся в Божественном Писании, ибо, хотя и до этого, несомненно, были песни хвалы Богу, исполняемые народом Божиим по более или менее значимым поводам, однако это первое место в Писании, где приводится песня, которая относится только к сынам Израилевым, и к конкретному событию и обстоятельствам; и это то, что было характерно и для других вещей, которые имел в виду по отношению к грядущим временам  Моисей, писец книги, что был инструментом в руках Бога при избавлении, Им данном, и потому был прообразом Христа, Спасителя своего народа. Израиль, который был удостоен этого спасения, и вместе с Моисеем воспел эту песню, также был прообразом, и это был прообраз церкви Божией, называемой Израиль Божий (Гал.6.16), состоящий из людей всех народов, которых избрал Бог, чтобы Христос искупил их, и Святой Дух действенно призвал и освятил, и то искупление и спасение, которое есть предмет этой песни, было прообразом для искупления и спасения драгоценной кровью Христа; это песня, которая касается не только нынешнего положения народа Израиля, но надеется на будущие времена, и достигает Царства Христа во все времена мира, до конца, вплоть до самой вечности; как следует из слов: "Господь будет царствовать во веки веков". И подобную песню воспоет народ Божий в последний день по аналогичному поводу: уничтожение духовного и мистического Египта; погибель антихристианского фараона; победа, которую одержат святые над зверем, его образом, начертанием его и числом имени его, когда они будут стоять на этом стеклянном море, как древний Израиль на берегу Красного моря, с гуслями Божиими в руках, и петь песнь Моисея, и песнь Агнца (Откр.15.2-3); и на самом деле эта песнь Моисея и сынов Израиля на Красном море может быть с полным основанием названа песнью Агнца или Христа, так как Он является главным Лицом в ней и Тем, Кому она поется, ибо Он есть в полном смысле Искупитель Изратля и Автор того спасения, хвала которому поется. Он явился как Ангел Господень (ибо о Боге Отце так не говорится никогда) Моисею в горящем кусте, и послал его к фараону, требовать освобождения для сынов Израилевых, и именно Он сотворил все знамения и чудеса в земле Египетской, и на равнине Цоан; Он был Тот, Который вывел Израиль оттуда и пошел перед ним в столпе облачном днем и в столпе огненном ночью. Он Тот же Ангел Господень, что шел пред станом Израиля к берегу Красного моря, обрушился на египтян и фараона, снял колеса колесниц их, обратил море на них, покрыл и утопил их, и потому эта песня обращена к Нему от лица всего народа. Он есть Сила и песнь Своего народа, в которой его мир и радость, правда и сила; Он стал их спасением, и как Автор духовного и вечного спасения, он является их Господом и Богом, и превознесен ими; Он Муж брани, Который всегда защищает Свой народ и борется за него во всех сражениях с его духовными врагами, и одерживает победу. Господь воинств имя Ему; Его десница явила славную власть Его в сокрушении фараона и войска его, и еще более великолепно явит ее в сокрушении антихриста и всех сил его. Он выше всех в святости Своей природы, Божественной и человеческой, в которых Он славен и славно Его дело, славна и превосходна Его Личность, благословенна Его благодать и великие дела, соделанные Им; да убоятся и почтят Его, ибо эти дела велики и страшны, и прежде Его Воплощения, и после него, и они есть чудеса великие и дивные,    и особенно великое дело нашего искупления; и Тот, Кто вывел народ Израиля из Египта в милости Своей и вел его в землю Ханаан силою Своею, избавляет всех Своих людей из рабства хуже египетского    и ведет и направляет их безопасно в святое жилище Его на небесах.
Начало этой песни касается вещей и событий прошлого, за которые и воздается хвала. Конец же ее целиком пророческий, и содержит предсказание будущих событий, страха, который Израиль наведет на многие народы, когда они услышат, сколь великие дела были совершены для него, и его тихого и легкого перехода через реку Иордан в землю Ханаанскую  с твердою уверенностью. "Услышат народы и убоятся", народы всего мира, узнав о казнях египетских и об избавлении Израиля оттуда, и о прохождении Красного моря, в котором утонул фараон и все воинство его, и об этом услышит весь мир и вострепещут народы: "ужас объял жителей земли Филистимской" (Втор.2.25 KJV), прилегающей к Ханаану, через которую лежала дорога Израиля туда, и убоялись они, чтобы не пострадать от него; "тогда смутились князья Едомовы, поразился народ Идумейский", узнав о дивных чудесах, совершенных  для Израиля в Египте, на Красном море, и в пустыне, были удивлены и поражены они и испугались: "задрожал храбрый Моав " (Втор.2.4 KJV), как это было с Валаком, царем Моава и князьями его, на которых буквально исполнилось это пророчество: "растаяли жители Ханаана" (Чис.22.2-3); их сердца расплавил страх, когда они услышали, что Бог сделал для Израиля против Египтян и Аморреев, и поняли, что народ идет к земле их, чтобы вторгнуться в нее и изгнать их из нее (Иис.Нав.2.9-12). Сравним с этим то, что будет с царями земными,  когда Египет, духовно или мистически так называемый, будет уничтожен, а народ Божий спасен от него (Откр.18.2-10). Далее сказано: страх и ужас нападет на них, на все народы в целом, и на тех, упомянутых выше, в частности, и в особенности на Хананеян, "от величия мышцы Твоей, они станут неподвижны как камень, доколе проходит народ Твой, который Ты искупил", народ Израиля, о котором сказано: "не Он ли Отец твой, Который усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя?" (Втор.32.6). Они народ, в некотором смысле приобретенный Им, будучи искуплены Им из Египта и находясь под чудесной заботой Его провидения. И когда они перешли Иордан, чтобы пойти в землю Ханаан и обладать ею, их враги убоялись силы Божией, увидев, что Он сделал для них, и стали неподвижны как камни; они не могли пошевелить ни рукой ни ногой в свою защиту или против Израиля, когда он вторгся к ним, и не смогли ни удержать его, ни даже попытаться остановить  при переходе через реку, но были тупы как камни, ибо ни духа, ни мужества не осталось в них (Иис.Нав.3.15-17).
Всю эту главу можно рассматривать как символ тихого и легкого перехода людей Христовых через реку смерти, в Ханаан вечного покоя и счастья. И, говоря об этом,  я постараюсь немного разъяснить слова нашего текста, наблюдая:

I. Кто такие люди Христовы, и что они приобрели.
II. Почему они  должны пройти через смерть к славе и пройдут через нее безопасно.
III. Они всегда в безопасности от своих духовных врагов, которые будут усмирены и никогда не смогут помешать им.
IV. Это произойдет от руки великого Господа и всемогущества Его.

I. Кто такие люди Христовы, и что они приобрели.
1. Те, кто Христовы, и приобрели Христа, есть люди, ибо ангелы не могут приобрести это. Злые ангелы не имеют ничего общего со Спасителем, но этого не могут иметь и добрые ангелы, ибо хотя они избраны, но они не нуждаются в искупительной благодати; хотя Христос Глава их как избранных, Он не есть Автор их искупления, ибо они никогда не были в рабстве и не могут быть искуплены от него; кроме того, они по природе не способны умереть, и совершить тот переход, которым искупленные люди обязаны Христу. Искупленные - это люди, сыны человеческие, с которыми Христос-Премудрость пребывал от века, которые в Нем избраны и для которых Он как Поручитель решил подчиниться, пострадать и умереть в их природе вместо них, и тем самым искупить и спасти их. Для этого Он и принял их природу, а не природу ангелов, чтобы иметь возможность искупить их. "Вы куплены дорогою ценою, не будьте рабами человеков" (1 Кор.7.23); святые, которых Христос искупил ценой Своей крови, не могут отдавать себя в рабы роду, среди которого они живут, и это значит, что искупленные - это не все люди и не каждый человек,  ибо они искуплены из людей, и "из всякого колена, племени, языка и народа" (Откр.14.4, 5.9); и это значит, что спасутся не все люди, ибо если бы Христос искупил всех людей, все были бы спасены, и то, что Он приобрел, никто не может потерять.  В самом деле, мы читаем о некоторых, которые "отрицаются искупившего их Господа, и навлекут сами на себя скорую погибель" (2 Пет.2.5), но ясно, что это не те, кого наш Господь Иисус Христос имел в виду, чтобы искупить Своей Кровью, но скорее речь идет о тех людях, которых Бог Израиля предназначил особым действием Своего Провидения к тому, чтобы они принадлежали к Его народу, о котором в целом сказано, что он искуплен. Но если мы знаем, что Христос и Его искупление предназначены не для тех, кто в конечном итоге погибнет, но Божиим замыслом было искупить тех, кого Он должен спасти, и предоставить Христа Своему народу, то это значит, что этих людей отличает особая любовь Божия, избравшая их к жизни вечной согласно завету благодати, в который они приняты, и она дает им заинтересованность во всех благословениях и обетованиях его, и действенное призвание; и так как они являются отдельным народом в ходатайстве Христа, за который Он молится, а не за весь мир, то в искуплении Его Кровью они есть они народ особенный , который Он избавил от всякого беззакония, на который Он имеет особое право, для которого Он имеет особую ценность и которому Он дарует особые благословения и особую близость к Себе. Эти люди действительно есть "Церковь Божия, которую Он приобрел Себе Кровию Своею" (Деян.20.28), Церковь, которую Он возглавляет и которую он взял Себе, чтобы "освятить ее, очистить, и представить ее Себе славною Церковью без пятна и порока", "торжествующий собор и Церковь первенцев,  чьи имена написаны на небесах", то есть избранные Божии; именно они и только они искуплены Христом в их душах и телах, и хотя искупление их душ является главным, искуплены также их тела, а потому они не свои, но куплены дорогой ценой, и они обязаны прославлять Того, Кто искупил их, в их телах и душах, которые принадлежат Ему" (1 Кор.6.19-20). Это те, кого Он называет Своим уделом (Еф.1.14); это не погибшие, которым искупление никак не может быть усвоено, но люди Господа, которых Он искупил для Себя, и ни о ком более нельзя сказать, что они были искуплены Христом. Это побуждает меня сделать следующее наблюдение.
2. Христос, и только Он, является Искупителем этих людей.  Сын Божий был назначен Искупителем их в вечности, и был послан в полноту времен, чтобы искупить их, и Христос искупил Свой народ от греха, закона, ада и смерти; Агнец искупил их Кровию Своею, "Бог над всем, благословенный во веки, Царь царей и Господь господствующих, единый сильный, чья земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней", и поскольку Он как Божественная Личность был в состоянии совершить это, и никого нет равного Ему, Он был готов это сделать и на самом деле приобрел Церковь Кровию Своею.   Бог в Своей бесконечной мудрости призвал Его и сделал Его ценой искупления Своего народа, о чем сказано: "избавит их от могилы" (Иов 33.24), и Христос добровольно согласился на этот выкуп, говоря:  "Вот, иду исполнить волю Твою, Боже" (Пс.40.7-8), и, соответственно, Он пришел в человеческой природе, в образе слуги, а не чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать жизнь Свою для искупления многих, и на самом деле стал человеком, и потому наш Бог есть также наш близкий Родственник, и право искупления и приобретения принадлежит Ему. Если человек по закону не мог искупить свою вину и вместо него это мог сделать кто-то из его близких родственников, то искупление и право наследия принадлежали таковому, как в случае с Боазом. Таким образом, Христос, приобщившись плоти и крови Своего народа, оказавшегося в рабстве, приобрел право выкупа Своих людей, и как было решено в совете и завете благодати и мира, Он реально совершил этот выкуп и искупил Церковь Кровию Своею. "Вы куплены дорогою ценою", и тому есть свидетельство и полное доказательство.
3. Цена, за которую эти люди приобретены Христом, или бесценный выкуп, данный для них, есть плоть Христа, которую Он отдал за жизнь мира (Иоан.6.5), для получения и обеспечения жизни Своих избранных, даже вся Его человеческая природа, которую Он принял в союз с Его Божественной Личностью, и, как сказано, Он стал плотью (Иоан.1.14) или причастником той же плоти и крови, со Своим народом, в котором плоть или человеческая природа Его была приговорен к смерти, и так Он приобрел вечное искупление для них. Иногда Его Кровь представлена в виде цены выкупа: "не тленным серебром или золотом, но драгоценной Кровью Христа, как Агнца без пятна и порока" (1 Пет.1.18-19); Он, как сказано, приобрел Церковь ценой Своей Крови (Деян.20.28), чтобы "искупить нас Богу Кровью Своею" (Откр.5.9), которая была достаточной ценой, так как это была одна кровь с нашей, ибо Он воспринял одну плоть и кровь с нашими, это была не кровь тельцов и коз, как цена выкупа, но это  была кровь Человека, и кровь невинного Человека, Который не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его, Кровь невинного Агнца Божия без пятна и порока, без изначального и фактического греха, и только она годилась как цена выкупа, а кроме того, придавала ему всю ценность, добродетель и действенность, ибо это Кровь Бога и Человека в одном лице, Кровь Иисуса Христа, Сына Божия, и так как она имеет силу, чтобы взять грехи наши, и очистить от них, имеет внутреннюю ценность и значение и весь выкуп избранных Божиих. Так жизнь, которая в крови, жизнь Христа стала ценой выкупа; Он отдал Свою жизнь за овец (Иоан.10.15), которых Отец дал Ему в удел; Его жизнь была отдана за них как выкуп (Мтф.20.28), и Он отдал Самого Себя как антилитрон, цену выкупа за всех них (1 Тим.2.6), за весь Свой народ, евреев и язычников, людей всех народов, племен и званий, за всяких грешников великих и малых, вся Его человеческая природа, душа и тело в союзе с Его Божественной Личностью были отданы в жертву и приношение за грехи людей и как выкуп за них. Как это величественно! Искупление Христово дал Сам Царь царей, и нет другого, чем Он Сам, и Он дан для своего народа, чтобы сделать Своих людей царями и священниками Богу Его.
4. Теперь мы можем узнать, кому была заплачена цена за выкуп этих людей: не в руки сатаны, ибо, хотя он бог этого мира, он узурпатор, и, хотя он работает действенно в сынах противления, и даже приводит в плен народ Божий, однако он не имеет законного права на него и на владение им, и поэтому, как не было никакой необходимости выкупать их от него, этого и не делалось. Они действительно выкуплены из рук того, кто сильнее их, сильного с оружием, во власти которого они были в естественном состоянии, но это было сделано силой, и если цена выкупа была уплачена, то не в руки сильного, но добыча была отнята у сильного и плен разрушен. Но цена искупления была отдана в руки Бога, в руки правосудия Божия. Христос искупил Свой народ Богу (Откр.5.9) Кровию Своею, отдав Себя в приношение и жертву Ему, исполнив Его закон и удовлетворив Его справедливость. Бог имеет суверенное право на них и суверенно избавляет их, и Он может взять кого хочет из людей и дать их Своему Сыну: "они Твои и Ты дал их Мне" (Иоан.17.6), если "душа Его принесет жертву за грех" и даст "искупить их от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный" (Тит 2.14). Бог есть Тот, против Кого они согрешили; нарушение Его закона есть грех и грех есть беззаконие (1 Иоан.3.4); нанесенное бесчестие должно было быть удалено, а честь закона восстановлена, и Христос Своим послушанием, страданием и смертью возвеличил и прославил закон. Грех оскорбил правосудие Божие, но Судия всей земли остается правым и Он настоял на полном удовлетворении Своей справедливости, и потому Христос был предложен в умилостивление за грех ради справедливости и правды Божией, которая и прославила Христа, хотя Он сделался грехом и проклятием за Свой народ и отдал Свою жизнь как цену его выкупа. Наши грехи столь велики, что они стоят больше десяти тысяч талантов, и человек никаким образом не оплатит того, что он задолжал Богу, но оплатить это должен либо он сам, либо Поручитель; и если Христос как Поручитель Своего народа оплатил этот долг пред Богом, Он Своей Кровью смысл рукописание, которое было о нас.
5. В заключение кратко рассмотрим природу этого выкупа. Это особый выкуп, для народа особенного, который искупил Бог, особой ценой, которая была предложена за него и которая вытекает из Его особой любви к этим людям, откуда вытекает и весь поток благословений на них. Это достойный выкуп; есть то, что приобретается нами без денег и без платы, и таковы милости и благословения, приобретенные Христом, и в искуплении мы можем свободно наслаждаться ими, но этот выкуп совершен дорогой ценой (1 Кор.7.23), не ценой тленного серебра и золота, но ценой Крови Христа, Его плоти, Его жизни. Это законный выкуп, имеющий всю силу, против которой невозможно возражать; за него дана достаточная цена, согласованная сторонами завета - Богом, Которому она выплачивается и Который получает удовлетворение, и Христом, Который дает ее как плату. Не может быть и речи, чтобы этот выкуп не был реальным по закону и справедливости, и не может быть никаких притязаний по нему, но Тот, Кому принадлежат искупленные, имеет на них несомненное право, как на дар от Отца, Который дал их ему в удел и наследие Его, посему Он и говорит о них: "Я искупил тебя, назвал тебя по имени, ты Мой" (Ис.43.1). Его люди не принадлежат ни себе, ни другому, но Господу,   и поскольку они не являются вассалами сатаны, они не должны быть рабами человеков, но служат Господу и прославляют только Его. Как у Иеремии покупка поля была скреплена подписью и печатью при свидетелях, и цена была взвешена и оплачена, так все, что приобрел Христос, запечатано Его Кровью, и об этом дано свидетельство вечного Евангелия; все Писание говорит об этом полном и окончательном приобретении избранных благодатью. Дети Божьи разбросаны по миру, и Он есть Господь всех их, которые были, есть и будут;  они могут с полным основанием сказать, что они есть та драгоценная жемчужина, ради которой Христос пришел в этот мир, чтобы искать и найти ее, и найдя ее, продал все, что имел, пролил Свою кровь, расстался с жизнью, и предал Себя за нее, и купил ее; и это самое большое приобретение, которое когда-либо совершилось и которого никто другой не мог сделать, даже обладая величайшими богатствами: "никто не  искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него" (Пс.49.6 KJV). Он отдал ради них все, что могло быть их выкупом, то есть Самого Себя, ибо никто, даже имея весь мир и все, что в нем есть, в своем распоряжении, не сможет искупить  даже одну душу или дать цену выкупа ее, в то время как Христос приобрел всю Церковь Божию, тысячи и миллионы человеческих душ, и даже великое множество людей из всех народов, племен и языков, которого никто не может сосчитать. Но я перейду к рассмотрению:
 II. Почему они  должны пройти через смерть к славе и пройдут через нее безопасно.
1. Смерть есть переход из этого мира в другой, вечный. Это имеется в виду в другом месте, где сказано, что наш Господь, "Сын Человеческий идет по предназначению", то есть, Он вот-вот умрет (Лк.22.22), или собирается в путь всей земли, и Он характеризует Свою смерть как уход из мира к Отцу; и апостол Павел выражает свое желание умереть  на том же языке, а именно: "желаю разрешиться и быть со Христом, что несравненно лучше" (Иоан.13.1, Фил.1.23), чем остаться в этом мире. Смерть есть путь, и долгий путь, ибо человек собирается в дом свой (Еккл.12.5), ибо он идет своим путем туда, откуда он уже не возвратится больше; место, которое знало его, или народ его, не узнает его больше, он не вернется туда же, в ту  ситуацию и обстоятельства, в которых он был раньше. Смерть иногда представляется как проход через низкое, дикое и темное ущелье: "Если я пойду и долиной смертной тени, не убоюсь зла" (Пс.22.4), или же как переход реки от берега к берегу, чтобы добраться до земли, в частности, через реку Иордан, чтобы войти в землю Ханаан.
2. Этот переход совершенно необходим, его не избежать никому. Им идут все люди, все живущие на земле, высокие и низкие, богатые и бедные, рабы и свободные, хорошие и плохие, ибо таков указ Божий, который неизменен: всем людям "положено однажды умереть" (Евр.9.27), или пройти через эту перемену. Это устав небесного закона, и мы можем ему лишь повиноваться:  могила есть "дом собрания всех живущих" (Иов 30.23), и все они приводятся к ней и кладутся в нее, и хотя могилы некоторых внешне очень отличаются от других, все же все они есть лишь сосуды праха для своего содержимого, и все хорошие и плохие люди оказываются в прахе смерти, ибо это неизбежно. "Время приблизилось, что Израиль должен умереть" (Быт.47.29); иаков был действительно хороший, простодушный и честный, добрый человек, столь сильный и настойчивый в молитве, что был назван Израилем, но он должен умереть, как прочие люди, как и его предки Авраам и Исаак до него, и время, которое приблизилось для него, было лишь в соответствии с ходом природы и предназначением Божиим, которое определило смерть для всех, даже самых благочестивых. "Ваши отцы, где они?". Они все ушли отсюда, все они перешли Иордан, все они отправились в другой мир бесконечной вечности. "И пророки, будут ли они вечно жить?" (Зах.1.5), нет, они живут, но в течение короткого времени: когда они сделали дело, на которое они были поставлены, они призываются домой, в дом Отца их, где наследуют обетования. Но  действительно хорошая смерть человека отличается от других; отличается как по самому пути умирания, в вере, надежде и утешении, так и в цели своей, которая есть вечная жизнь и счастье. Поэтому такой злой человек, как Валаам, пожелал "умереть смертью праведников, чтобы его кончина была, как и их" (Чис.23.10). Умереть должны и они,  хотя Христос умер за них, и упразднил смерть. Через смерть Христа действительно они умерли для греха и жили для правды, они живут духовной жизнью, которая никогда не исчезнет, и они никогда не умрут второй смертью; но через смерть Христа они не освобождаются от смерти телесной. Они избавлены от нее как от наказующего зла, и она не проклятие, а благословение им; жало ее вырвано, и они не получают никакого вреда или убытка от нее, но имеют в ней преимущество, так как через нее они должны избавиться от тела греха и смерти, получить выход из горя и страдания, и войти в вечный мир и радость. Тем не менее, необходимо и неизбежно, так как не было никакого другого способа для израильтян войти в землю Ханаан, но лишь перейдя через реку Иордан, нет другого способа попасть в рай, и войти в покой вечный, в жизнь вечную, как через брод смерти. Я говорю, что нет другого пути в обычном ходе вещей, хотя было два человека, Енох и Илия, и никто кроме них, которые пошли на небеса с душой и телом сразу, но эти случаи были особыми, и даже те пройдут через изменение, несколько похожее на смерть, кто будут найдены живыми при Втором пришествии Христа, хотя это тоже случай исключительный в народе Господнем.
3. Этот переход их вполне безопасен; нет никакой опасности, и никакого зла не следует опасаться в нем. Как весь народ Израиля перешел чрез Иордан, совершенно, полностью, и никто не погиб и не отсутствовал, так все обретенные во Христе люди безопасно проходят через смерть к вечной славе,  ни один никогда не был потерян в ней, и никто не будет отсутствовать в великий день, когда Христос примет Свои драгоценные камни и убедится, что все они находятся в безопасности. Никто из святых не будет потерян в смерти, и даже их тела, хотя они мертвы (Иер.31.15), все же они не уничтожены, они не в земле живых, не в том же виде и состоянии, в каком они были, но они не сведены на нет, они действительно превратились в пыль, откуда они взяты, но эта пыль и прах святых есть драгоценная пыль, и она находится под особым наблюдением Христа, Который исполняет всю волю и повеление Своего Божественного Отца, чтобы поднять их снова в последний день (Иоан.6.39), и это Его неизменное решение и определение: "искуплю их от власти ада, и спасу их от смерти" (Ос.8.14), и это будет совершено в последний день; эти мертвые люди будут жить снова, и как верно, что мертвое тело Христа вновь было поднято, так они воскреснут и будут преображены в подобие его славного тела. "Мертвые во Христе воскреснут прежде", и счастливы те, которые будут иметь участие в этом первом воскресении, и будут жить и царствовать с Христом тысячу лет, ибо вторая смерть не имеет власти над ними; и когда покажется, что смерть поглотила их, их тленные, бесчестные, слабые и временные тела воскреснут нетленными, славными, сильными и духовными, и потому в смерти и их тела не потеряны, и они сами ничего не потеряют, но получат преимущество, ибо их души сразу идут на небо, и относятся ангелами на грудь Авраама, и тогда они в одно мгновение со Христом в раю. Именно это имел в виду апостол Павел, когда желал уйти из этого грешного мира, зная, что он должен быть немедленно со Христом, в полноте блаженства и счастья, данного духам праведников, достигших совершенства в смерти, пока они остаются в этом состоянии до утра воскресения - когда они придут со Христом и воссоединятся с их телами и будут жить с ним вечно. Так что хотя все обретенные Господом люди проходят через реку Иордан, все они становятся безопасны, наконец, в душе и теле в земле Ханаана,  равно как ни один из них не будет потерян и не исчезнет. Они предопределены к вечной жизни, и будут владеть ею, ибо кого Бог предопределяет, Он и прославляет; они вложены в руки Христа, и находятся под Его опекой, и Он намерен хранить и действительно хранит их, и представит каждого из них Своему Отцу, говоря: "вот Я, и дети, которых Ты дал Мне" (Евр.2.13). Они приобретены ценой Крови Христа, и Его Кровь не прольется напрасно ни за кого, чью цену она заплатила;  они соединены с Ним, и являются одним с Ним, и если Он живет, и они будут жить (Иоан.14.19). У них есть Дух и благодать, как "залог наследия нашего для искупления удела Его" (Еф.1.14). Посему нет никакой опасности, и не нужно испытывать страха на пути к небесам и славе, ибо на нем, как и в самой смерти, нет крушений, и хотя в жизни у нас есть скорби и неурядицы, здесь они сходны с  тем, что пережил Павел на корабле, когда он мог заверить моряков, что все они безопасно вернутся (Деян.27.44). Это приводит меня к следующему наблюдению.
III.  Люди, которые искуплены и приобрели Христа, по большей части получают тихий и легкий переход через брод смерти в обетованную землю покоя. Когда дети Израиля вышли из Египта, ни один пес не пошевелил языком на них, и никто не посмел упрекать или удерживать их; и так, когда они проходили через Иордан, чтобы войти в землю Ханаана, ни один из хананеев не появился, чтобы остановить их переход или удержать их, но те были неподвижны как камни, пока Израиль не перешел Иордан;  и, когда они услышали об этом дивном пути, воды Иордана расступились, пока они не переправились до последнего, и "сердца их растаяли в них". И так это обычно со святыми в час смерти, когда их духовные враги, которые причиняли им столько беспокойства в жизни, не причиняют им никаких скорбей в последний час. Это:
1. Грехи и повреждения их природы, обитающие в них, и все остальные злейшие враги, которые есть в них самих, ибо "враги человеку домашние его" (Мих.7.5), постоянно живущие и все же пребывающие во вражде с ним, они причиняют ему массу неприятностей и томления;  они мешают ему делать доброе, которого он хочет, и побуждают его делать зло, которого он не хотел, и так похищают его спокойствие и утешение; они закон в его членах, воюющий против закона ума его и делающий  его "пленником закона греховного", что значительно огорчает его, и заставляет его вскричать: "Бедный я человек, кто избавит меня от сего тела смерти?". Но когда верующий чувствует, что уход его приближается, он радуется освобождению от этого закона "через Иисуса Христа, Господа нашего" (Рим.7.23-25), ), что делает его благодарным, и наполняет его  "радостью неизреченною и славною". Теперь он видит тех египтян, которые сделали его жизнь горькой, и привели его в рабство и к духу рабства, и теперь они мертвы для него и не имеют никакой власти над ним, а тем более власти привести его под осуждение и смерть. "Квакающие жабы", как доктор Гудвин назвал их в свой смертный час, удаляются от него, и в скором времени он больше не услышит их отвратительных звуков; и при этом он свободен от любого страха их, имея утешительное видение    свободного и полного прощения своих грехов через кровь Христа, и его оправдание перед Богом, и принятие Им через Его чистую и совершенную праведность.
2. Сердце лукавое и неверное, которое часто очень огорчает святых в их нынешней ситуации; неверие является грехом, который легко окружает их и связывает, намекает на себя в них, а также в значительной мере лишает их мира и утешения, и славы Божией. Их неверные сердца по причине греха могут осуждать их, и наполнять их сомнениями и опасениями по поводу их вечного состояния, и делать их безутешными и обремененными, хотя "Бог больше сердца их, и знает все" (1 Иоан.3.20), и  любовь, которую Он имеет в Своем сердце по отношению к ним, то, что Он принимает их в завет, и великое спасение их в Сыне свидетельствуют за них. Но часто бывает так, что когда они оказываются на смертном одре, их неверие уходит, их сомнения и страхи рассеиваются и их вера вохрастает, и они исполняются такого духовного мира и радости в вере, что они в состоянии сказать вместе с апостолом: "я знаю, в Кого уверовал, и я убежден, что он в состоянии сохранить то, что Он дал мне, к тому дню" (2 Тим.1.12 KJV). И хотя не бывает так, чтобы  во всех умирающих святых была одна  степень и проявление веры, и у них может не быть полной уверенности и святого торжества, которые получают лишь некоторые, все они более или менее обретают внутреннюю тишину, покой и утешение. " Все сии умерли в вере" (Евр.11.13), в вере в Бога и Его завет, в вере во Христа, как единственного Искупителя и Спасителя, и в вере в будущую славу и счастье, и эта добрая надежда благодати на все эти вещи всегда сопровождается духовной радостью и утешением, и это хорошо, если человек имеет ее в своей смерти,  ибо, "когда нечестивый будет отвергнут, праведный и при смерти своей имеет надежду" (Притч.14.32 KJV). И это та надежда, которая никогда не постыжает и никогда не разочаровывает.
3. Сатана с его соблазнами - очень сильный противник в нынешней жизни, и лучшие из людей не свободны от соблазнов, и часто огорчены и раздражены ими, и иногда у них есть свои конфликты с ним даже на смертном одре, но они преодолевают силой Возлюбившего их. И когда этот враг душ человеческих буйствует как потом, угрожая подняться и поглотить веру и надежду детей Божьих, и наполнить их тьмой, сомнениями, отчаянием и страхом, "Дух Господень поднимает знамя против него" (Пс.59.19), то есть являет Личность, Кровь, праведность и жертву Христа, сбивает сатану с толку и расстраивает его замыслы, а также укрепляет покой и утешение святых. И Бог может. а иногда и делает так, сковать этого льва и заградить его пасть, так что никакой отвратительный рев его не будет слышен, когда верующие будут переходить через реку Иордан, через брод смерти.
4. Смертные ужасы часто нападают на людей, искупленных Христом, когда для них настает время умереть, и даже среди них есть такие, "которые от страха смерти были все их время жизни подвержены рабству" (Евр.2.15), и теперь они избавляются от него. Те, кто были глубоко опечалены тем, что они должны вытерпеть на смертном одре, или о муках своей предсмертной молитвы, или о том, что наступит после, удивятся, когда все эти опасения исчезнут, когда приблизится кончина.  Примеров такого рода было много, и они хорошо известны: многие робкие в добром здоровье души, когда они находятся на берегах вечности, оказываются вполне готовы войти в нее и могут радостно петь: "Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Жало смерти грех, а сила греха закон, но благодарение Богу, Который дал нам победу через Иисуса Христа, Господа нашего" (1 Кор.15.55-57). "Наблюдай за непорочным и смотри на праведного, ибо будущность такого человека есть мир" (Пс.36.37); это не только его кончина и вечный мир, но его последние дни будут мирными и исполненными духовного мира. Я не буду безапелляционно говорить, что это спокойствие и мир присутствуют в каждой душе умирающего святого, но я считаю, что по большей части это так, если не всегда. Ибо, хотя верующий может иметь свою тьму, сомнения и страхи, и многие конфликты, пока к душе его не приступит блаженная кончина, ибо это может продолжаться даже до последних минут перед тем, как смерть исполнит свою работу, тем не менее есть щедрое обетование Бога пребыть со Своим народом даже до смерти, и из описаний в Священном Писании смерти святых, и наблюдений, которые я сделал по ходу своей жизни, я имею мнение, что, вообще говоря, люди Божии умирают в утешении и покое, и их духовные враги неподвижны как камень, пока они проходят через волны Иордана, через холодные потоки смерти.
IV. Это принадлежит величию мышцы Господней и всемогуществу Его. Были многие вещи, которые способствовали тому, чтобы сделать переход Израиля через Иордан легким и удобным, и призвали его идти, и они очень похожи на то, чего удостаиваются люди Божии при переходе через смерть, когда они пользуются особой заботой Бога о них.
1. Немалым поощрением народу Израиля в его переходе через Иордан было то, что его священники пошли впереди всего народа, и ноги их первыми встали твердо и уверенно на сушу. Поэтому, когда христиане видят, как их вожди и служители ходят в вере и стоят в вере и в жизни и в смерти, это значительно оживляет их и призывает их взирать на своего Господа и Спасителя и доверять Ему. Они знают, что Он "вчера, сегодня и вовеки Тот же" (Евр.13.7-8), и когда они отмечают, что их служители вполне и до конца последовали учению Евангелия, которое они проповедовали всю их жизнь, и когда для них приходит время умереть, они получают поддержку для своей души и твердо становятся ногами на дно Иордана, и бестрепетно идут навстречу смерти и вечности - все это ободряет слабых святых и является средством, чтобы побудить их следовать бодро за теми, которые "верою и долготерпением наследуют обетования". Кроме того, служители Евангелия, так как они предназначены в их общественном служение говорить к сердцу народа Божия, что является главной ветвью их работы, для придания уверенности тем, кто верит во Христа к прощению своих грехов Кровию Его, к оправданию Его правдой и к вечной жизни, как дару Божию через Него - часто наставляют святых в их последние минуты, произнося слово вовремя, стремясь поощрять их веру и надежду, а также взращивать их радость и мир в вере, и направить их взор к той же славе, к которой спешат и они, в надежде, в которой они радуются и торжествуют.
2. Еще одной вещью, которая в значительной мере служила для того, чтобы поощрить народ Израиля следовать вместе со священниками через Иордан, был ковчег завета, который они несли перед народом, переходившим через реку, и этот  ковчег был прообразом Христа и закона, который исполнился в Нем, и завета благодати, заключенного с народом. И видение Христа, как Господа нашей праведности, ставшего  концом закона к праведности, интерес к завету благодати, его благословениям и обетованиям, и интерес к Божьему завету во Христе как Посреднике будет для души выше страха смерти, и проведет через нее легко и с радостью, как Давида, чьи последние слова незадолго до кончины были таковы: "Ибо завет вечный положил Он со мною, твердый и непреложный. Не так ли исходит от Него все спасение мое и все хотение мое?" (2 Цар.23.5).
3. Не только священники Господа, и ковчег завета Господа всей земли шли перед израильтянами, когда они перешли Иордан, но живой Бог Сам был среди них, и Он пришел и дивно явил Свою власть, раздвинув воды и заставив народ войти в них, чтобы они бодро двинулись в самое сердце вод, ничего не боясь. Ничто не может быть большим поощрением святых в их последние минуты,  на самом краю вечности, чем иметь некоторые простые проявления присутствия Бога с ними, Его милости и любви к ним, и потому говорит Давид: я пойду через долину смертной тени,  не убоюсь зла, потому что Ты со мной, Твой жезл и Твой посох успокоят меня" (Пс.22..4). Тот Бог, Который является Богом своего народа и Его руководством в жизни, никогда не оставит Своих людей и не покинет их, но будет "водить их даже до смерти" (Пс.48.14 KJV), пока они не придут к ней, а затем проведет их через нее, так что смерть будет для них лишь безопасным и утешительным переходом через Иордан, в котором Бог, обещавший быть Богом Своего народа и руководить им, будет вести их. 
4. Видение вод Иордана, которые разделились и открыли путь, придали народу Израиля смелость идти и следовать за священниками. И поэтому, когда верующий видит, что все трудности его перехода устранены прежде, чем он подойдет к нему, и все его сомнения и страхи рассеялись, и его возражения получили ответ, смерть более не является грозной для него; он встречает ее с удовольствием и идет к ней с дерзновением и бодростью, без страха, ужаса или боли, без угрозы быть сбитым и потонуть в волнах.
5. Этот покой среди врагов, который обретают люди Христа, когда они проходят через Иордан - разве не принадлежит он руке Иеговы, которой нет подобных? " Такая ли у тебя мышца, как у Бога?" (Иов 40.4). И царская рука длинна, ибо велика сила царей, которые могут делать недоступное для других, но их рука не сравнима с мышцей Господней, о которой говорится: "Сильна рука Твоя, высока десница Твоя" (Пс.89.13 KJV). Он так могуч, что никто не воспротивится Ему; Он достаточно силен, чтобы сокрушить Своих самых мощных врагов, и так высок, что никому из них не по силам воспрепятствовать Ему нанести смертельный удар, когда Он поднимается и идет с силою великою.  И эта могучая рука поддерживает людей Христовых, в то время как они проходят через пустыню этого мира и покидают его, и дает им безопасность, утешение и радость, ибо Он несет их во все дни их, до старости и седин,  и они проводятся благополучно через темную долину смерти и переходят через Иордан в землю правды. И именно благодаря этому их враги становятся неподвижны как камень, в то время как они проходят через Иордан; рука Господа больше, чем у них, Его власть бесконечно превосходит то, что они имеют, их руки опускаются, их уста заграждены, им не пошевелить губами, чтобы обвинить святых, ибо Господь подчиняет беззакония их, снимает все возражения, сомнения и страхи неверующего сердца, Он смиряет искусителя, врага и мстителя (Пс.8.2), и так переход святых становится безопасным, тихим и легким, и вводит их  в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (2 Пет.1.11).
Но я сейчас закончу это рассуждение наблюдениями над теми выводами, что мы можем извлечь из него.
1. Это может послужить тому, чтобы наставить нас на мысль о смерти и ожидание ее, ибо она лежит на нашем пути к небесному Ханаану; нельзя войти в одно без прохождения другого. Итак, если мы имеем благословенное упование на то, что ждет нас на небесах, и ожидаем этого в надежде и праведности веры,  мы должны жить в постоянном ожидании смерти, и должны часто размышлять о ней и постараться, чтобы она знакома нам, чтобы, когда мы подойдем к берегу этой реки, мы не удивились и не испугались ее бурных волн.
2. Это может иметь тенденцию снять страх смерти, который часто посещает народ Божи, когда мысли Его людей сосредотачиваются на этом, и они боятся, что с ними будет, боятся, что благодать в них будет слаба, их враги  сильны, их грехи будут смотреть им в глаза, их сердца полны неверия, сатана будет занят своими искушениями, шумно и крикливо обвиняя их, и страх смерти ополчится против них. Но когда они видят, что Бог обещал Свое присутствие со Своим народом, что Он никогда не оставит их ни в жизни, ни в смерти, что Он будет их Богом, и будет пребывать с ними, а они в Нем, то это   заставит замолчать всех врагов их, и сделает их подобными камню, так что святым больше нечего бояться, но они могут сказать, как Давид говорил о смерти:  не убоюсь зла.
 3. Это может побудить слабых верить и быть уверенными в том, что они могут смело и даже спокойно идти через эту темную долину, через реку Иордан. Некоторые готовы поспорить, что они смогут перейти ее не труднее, чем другие святые, и получить то же, что и они, но через слабость и изнеможение тела они не в силах этого сделать, и хотя их стремление желает преодолеть поврежденность их природы и томится этим, разве им  под силу "состязаться с конями"?  Могут ли они превзойти Того, Кто победил сатану, его начальства и власти, и все же на этой земле уставал и изнемогал? Если они бывают угнетены и расстроены во времена здоровья и внешнего благополучия, на продолжение которых они надеются, то что они будут делать среди наводнения (Иер.12.5) или в час смерти, который будет грозен и страшен для них? Но Бог может уменьшить их муку и страх, и смирить волны потопа, и сделать Иордан ровным и спокойным, разделить воды и проложить путь по суше между ними,   чтобы им пройти легко и безопасно, или, другими словами, удалить кажущиеся трудности в переходе, и сделать его легким, удобным и сладостным. 
4. Это может поручить нам выйти за рамки смерти и могилы к небесной славе. Как по другую сторону Иордана лежала самая восхитительная и плодотворная страна,  земля Ханаан, земля, где течет молоко и мед, так по другую сторону смерти и могилы лежит земля обетованная, земля правды, страна лучшая, чем земная, изобилующая небесными плодами и реками радости, страна, о которой Елисейские поля не могут дать нам ни малейшего представления, но вера дает нам представление о ней, будучи доказательством (Евр.11.1 KJV) тех невидимых и славных вещей, а потому давайте будем взирать по вере "не на видимые вещи, которые являются временными, но на невидимые, которые вечны" (2 Кор.4.18 KJV); и давайте препояшем чресла умов наших, чтобы ожидать возможности воспользоваться этими вечными вещами, и пребудем до конца "в надежде на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа" (1 Пет.1.13).
5. Люди, которые приобретены Господом, те, которые имеют какие-либо основания полагать, что они куплены кровью Христа, могут быть уверены, что  поскольку они должны безопасно и спокойно пройти через реку Иордан, поэтому они должны, безусловно, войти в землю обетованную и наследовать жизнь вечную, ибо Христос несомненно встретит подвиг души Своей, Он никогда не потеряет тех, кого Он приобрел, и цена Его Крови никогда не может быть заплачена напрасно, чтобы кто-либо из тех, кого Он приобрел, оказался лишен вечной славы и счастья. Но если тем, кто искуплен Христом, даруется вера, и они получают Духа и благодать Его как залог их наследства по уделу искупленных (Еф.1.14), то можно со всей достоверностью заключить, что избавленные Господом возвратятся, и придут на Сион с песнями и радость вечная будет над головою их; и они найдут радость и веселие, а печаль и воздыхание удалятся (Ис.35.10). 

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии