В ожидании... 11. Работа есть работа...

В  ОЖИДАНИИ  СВЕТЛОГО  БУДУЩЕГО

Повесть

11. Работа есть работа...

     После окончания школы Вера устроилась на элементный завод, в то время самый большой в городе. Завод выпускал и что-то секретное, как все заводы, однако основной его продукцией были батарейки всех размеров, поэтому жители города и их деревенские родственники были обеспечены источниками питания по потребности, и не только из магазина.

     Работа Вере досталась самая мелкая и неинтересная: пришлось клеить стаканчики для батареек. Хорошо ещё, что как «малолетка», то есть не достигшая восемнадцати лет, она работала только в первую смену и на целый час меньше взрослых. И денег, конечно, получала меньше всех – восемьдесят рублей в месяц. Но тогда средняя зарплата была всего-то сто рублей с небольшим, так что восемьдесят для начала считалось очень даже неплохо.

      Взрослая женщина, получавшая такую же зарплату на службе в каком-нибудь учреждении, полагала, что она нормально устроена в жизни. Если муж зарабатывал сто пятьдесят рублей, а жена умела экономить, то семья с двумя детьми считалась вполне обеспеченной. Батон белого хлеба стоил двенадцать копеек, молоко – двадцать четыре копейки литр, картошка – десять копеек килограмм. При таких ценах жить было можно.

     Многие женщины даже откладывали деньги и выбирались в Москву за вещами и деликатесами – сыром, апельсинами, вкусными конфетами, а потом настали времена, когда приходилось ездить за мясом и колбасой. Что поделаешь – в провинции людям тоже хочется есть, а в магазинах купить было нечего, кроме мороженой рыбы минтай, которую тогда ещё не ценили, и она стоила то ли сорок семь, то ли сорок шесть копеек – попробуй вспомни такие незначительные подробности. Хек считался более благородной рыбой, поэтому стоил семьдесят копеек.

     – Ты радуйся, что на одну себя столько зарабатываешь. Мать с отцом пока что кормят, а на наряды тебе хватит. Да и что у нас в магазинах покупать-то? Собирай деньги, летом поедем с тобой в Москву, – говорила Вере её взрослая знакомая.

     Она подрабатывала тем, что продавала из-под полы всякий дефицит, привозимый из столицы, то есть занималась спекуляцией. А что ей оставалось делать, если она одна воспитывала двоих детей, а бывший муж платил такие мизерные алименты, что впору было ему самому помогать.



     Скоро Вере наскучило заниматься на заводе одним и тем же тупым делом, причём в некрасивом чёрном халате, и через год она перешла на другую работу, хоть и не очень весёлую, но зато чистую и недалеко от дома. Ей подсказала этот вариант родная тётка, сестра матери, и она же устроила её на это вполне приличное место – в центральную сберкассу.

     – Будешь головой работать, а не только руками, и ходить в нормальной одежде, как положено молодой девушке. А руки надо поберечь для дома, женщинам и так дел хватает, – сказала рассудительная тётка.

     Сама же «устроительница» работала в книжном магазине, и могла покупать дефицитные книги себе и своим знакомым. Книги, как и копчёная колбаса, в то время очень ценились, и знакомство с продавцом книжного магазина, а ещё лучше – с заведующей, считалось очень завидным. К ним приходили продавцы из других магазинов, где тоже продавалось что-нибудь интересное: мясо, колготки, кофточки и даже импортные сапоги, так что общение было полезно всем.

     Стоять весь день за прилавком, конечно, нелегко, но Вере такая работа нравилась, и если бы можно было сразу после школы устроиться продавцом, она ни за что не пошла бы на завод клеить стаканчики. Да и сберкасса привлекала её значительно меньше, чем книжный магазин, но всё же казалась интереснее мрачного серого цеха.

     С точки зрения тётки, новая работа была подарком судьбы для простой девчонки без образования. Вера тоже считала, что ей повезло, и очень старалась – осваивалась, спрашивала совета у старших, смотрела, что и как делают другие, аккуратно пересчитывала длинные столбики цифр. Она поняла, что это её шанс и лучшего места в городе ей не найти.

     Учиться Вера пока не собиралась, поскольку образование ей было вроде ни к чему. Да и куда она смогла бы поступить? Разве что в местный пединститут. Но попробуй ещё закончи его, если не чувствуешь особого интереса к учёбе! Потом направят работать в деревню, а там с удобствами обстоит ещё хуже, чем дома.

     У них на улице хотя бы газ провели, с ним жизнь стала гораздо легче, но воду надо по-прежнему носить из колонки, а до неё метров сто, а то и больше, тяжело всё-таки два ведра нести. Два ведра у них только отец и Валерка носят, а все остальные – по одному. Сколько можно жить вот так: греть воду, стирать в тазике, купаться в корыте?

     Но мать была права: на газовой плите вода греется быстро. Если на две конфорки поставить ведро и чайник, то на стирку или купание вполне хватает. Никакого сравнения с керосинкой, но и к ней Вера приспособилась ещё в детстве, а куда денешься?


Продолжение:

http://www.proza.ru/2014/02/15/1378

____________________________________

Работница в цеху. Фото из интернета.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.