Ростовский ученик разведчика Рудольфа Абеля

 

- Назовите вашу фамилию,- попросил пограничник устало. Рудольф Абель лихорадочно пытался вспомнить - какое имя значится в документе, с которым он пересекает границу. Вспомнить не смог...

Выручила смекалка. Да и паспорт страж границы не прятал. Абель сумел прочитать перевёрнутые буквы загранпаспорта. Этот эпизод один из самых известных советских разведчиков рассказал курсантам спецшколы контрразведки. Среди них был ростовчанин Михаил Алексашин, морской чекист.

Задержать агентов врага помог разведчик

Шла Великая Отечественная война. Рудольф Абель ехал в столицу. Было ещё много лет до его работы в Соединенных Штатах Америки, до обмена в 1962 году разведчика на капитана ВВС США Френсиса Гарри Пауэрса. Американский самолёт-шпион "U-2" был сбит первого мая 1960 года реактивной струёй советского Су-9 неподалёку от Свердловска. Впридачу к Пауэрсу отдали ещё двух шпионов...

Было далеко до Победы.

В поезде Абель обратил внимание на случайную фразу солдат, ехавших с фронта домой, в Подмосковье. Один из них сказал другому - проедем Москву и выйдем. Но Москва - тупиковая станция для всех направлений поездов. Москвичи этого не могут не знать. Здесь что-то  не так. Абель проследил за бойцами и сообщил о них в контрразведку. Наблюдательность его позволила задержать двух агентов противника. Через несколько десятилетий Рудольф Абель расскажет этот эпизод курсантам, среди которых был Михаил Алексашин.

Довелось задержать агента французской разведки на территории Германской Демократической Республики самому Михаилу Алексашину.

О службе в морской контрразведке, да и вообще в Военно-Морском флоте, Миша Алексашин не мечтал. Закончил ремесленное училище в Ростове-на-Дону. Это учебное заведение звали курсанты в шутку - академия Мозгового. По фамилии директора. Потом работал Михаил Алексашин маслёнщиком на колёсном пароходе. Учился в Ростовском речном училище. После окончания был механиком на пароходах да первых теплоходах. Семья уже была. А вот жилья своего не было. Они с женой и дочкой были не одни такие. Многие жили не только в коммуналках или бараках - снимали углы в комнатах или кровати. Люди жили в подвалах и бывших сараях. Мылись в банях, на кухнях в корытах. Впрочем, многие потомственные ростовчане продолжают так жить до сих пор.

До всплеска строительства типовых малогабаритных квартир было ещё далеко. Потом это чудо - изолированные квартиры со всеми удобствами презрительно назовут "хрущобы".

От донских зорь к северному сиянию

Алексашина вызвали в военкомат. В этом не было ничего удивительного. Во всех учебных заведениях были тогда военные кафедры. После вручения диплома получал выпускник звание офицера запаса. Из запаса могли призвать на службу. Офицер в военкомате обещал – иди на флот – жильё дадут. Отправился лейтенант-новобранец с семьёй на Северный флот. Жить стали в трёхкомнатной квартире. Правда, там с ними жили ещё две семьи. Но всё-таки, не каюта.

Был Михаил Алексашин и механиком, и командиром зарядовой станции. Командовал плавбазой "Печора", до того носившей имя "Отто Вьюнш". Встречался на этой базе с Героем Советского Союза Николаем Луниным. Знаменитый командир подводной лодки "К-21" рассказал , как допустил промах по этой базе. Силуэт у этого судна с помощью декоративных бортов сделали германские моряки очень похожим на силуэт лёгкого крейсера. Вот и поставили советские подводники заглубление торпед на пару метров ниже.

Прошли торпеды ниже корпуса "Отто Вьюнш". После Победы достался этот трофей Северному флоту.

Были походы у  Михаила Алексашина на подводных лодках. Довелось побывать на Кубе, встретиться на базе Североморска с лидером кубинской революции Фиделем Кастро.

Когда мир вздрогнул и затаился

Событием для капитан-лейтенанта Алексашина стало участие в учениях "Океан". Вернее, это стало событием не только для Советского военно-морского флота, но и для всего мира. К миру стали готовиться бывшие "вероятные противники". Те, что до учений "Океан" хотели мира, но готовились к войне. Учения всё изменили.

Таких манёвров планета Земля не видела. Во всех океанах перемещались сотни кораблей, десятки атомных подводных лодок. Ракеты поражали "условного противника" за тысячи километров. Субмарины с красной звездой на рубке проводили пуски ракет в подводном положении. С такой мощью нельзя было не считаться. Флот Советского Cоюза ярко демонстрировал превосходство.

Победить такой флот было невозможно. Но можно было уничтожить. Началась "разрядка".

Согласно договору о сокращении стратегических наступательных вооружений Советский Союз и Соединенные Штаты обязались уничтожить часть ядерных арсеналов. В том числе, требовалось сократить подводные лодки, способные нести ракеты с ядерными боеголовками. Одного пуска одной такой ракеты было бы достаточно, чтобы "вероятный противник" всегда ликвидировал последствия.

Вместо "ядерного щита" – плавсредства "рыцарей плаща и кинжала"

Советские люди вернулись на базы, экипажи расформировали, ракеты демонтировали. Порезать на металл не успели. По причине отсутствия средств. Спустя двадцать лет бывшие "вероятные противники" специально выделят доллары для порезки атомных подводных лодок России на металл.

Свои лодки янки резать не спешили. Часть переоборудовали для доставки малых подводных лодок. Часть стала базами для подводных пловцов. Некоторые стали выполнять шпионские функции. Они ставили на кабели в океане специальные устройства – "коконы".

Михаил Алексашин вспоминает. В Тихом океане погиб американский водолаз. При установке "кокона" на кабель связи Тихоокеанского флота СССР моряк был раздавлен субмариной со звёздно-полосатым флагом. После этого трагического случая на корпусе лодок устанавливали специальные "салазки".

Стали переоборудовать и советские атомоходы в лодки для разведки и контрразведки. Потребовались специалисты. Вот и отправили Михаила Алексашина в спецшколу.
          
  В стенах "осиного гнезда"

Специфическое учебное заведение находилось неподалёку от Новосибирска. "Вероятные противники" любовно называли его "Осиное гнездо". Видимо, за пользу вылетавших из "гнезда" бойцов, защищавших интересы своей страны на специфичном фронте. Фронте без окопов, атак и перемирий.

Группа, где учился сложным наукам контрразведки Михаил Алексашин, была из разных родов войск. Были моряки и лётчики, был офицер внутренних войск. Другие группы формировали полностью из пехотинцев, танкистов.

Среди преподавателей был и знаменитый Рудольф Абель. Не будем утомлять читателей содержанием лекций и скучными подробностями практических занятий. На фото из архива Михаила Алексашина видно, как группа мужчин смотрит на фотоаппарат. Это Рудольф Абель рассказывает о новинке – цветное фото в начале семидесятых годов прошлого века было диковинкой. Делился Абель с молодыми контрразведчиками своими наблюдениями.
   
    Сотня "баксов" как повод для провала

В Соединённых Штатах Абель снимал комнату в квартире, где жили ещё два молодых человека. Один из них был художником. Вероятно, не очень модным и преуспевающим. В том смысле, что денег у него не было. Однажды лицо соседа-художника сильно изменил флюс. Соседи по квартире поинтересовались – почему он не идёт к дантисту. Оказалось, что ходил, но доктор оценил свои знания и опыт, а также лекарства и работу медсестры в значительную по тем временам сумму. Требовалось девяносто баксов. А покупателей на живопись пока не было. Абель достал банкноту с изображением мужчины с меховым воротником и волосами до плеч. Протянул её художнику. Но оба соседа по квартире удивлённо посмотрели на такого благотворителя. Абель вспомнил, его учили – у американцев не принято помогать неудачникам или попавшим в нелёгкую ситуацию. В том смысле, что помогать бескорыстно. А ведь по легенде, он – янки. Быстро оценив ситуацию, разведчик сказал: "Вернёшь потом. С обычным процентом".

До ареста, допросов и обмена на Фрэнсиса Пауэрса было ещё несколько лет. Судьба лётчика-шпиона удивительным образом прервалась первого мая 1977 года. Выполняя служебное задание, он разбился в полицейском вертолёте. Похоронен неподалёку от Джона Кеннеди.

Сейчас бывший морской контрразведчик, капитан третьего ранга Михаил Алексашин ведёт воспитательную патриотическую работу в учебных заведениях флота.
               


Рецензии