Пернатые ангелы

    «В сени к нам с весною ласточка летит!» - всем знакомы эти волнующие строки про одних из наших самых любимых птиц, чей прилет означает что весна в самом расцвете и впереди нас ждет короткая благодать долгожданного лета!

    Ласточки – жизнерадостные птахи, в строгих черных фраках, с белоснежными грудками, легкие как перышко, свободно помещающиеся на ладони. О сколько радости несут сердцу их звучные, незатейливые песенки!

    После жаворонков, ласточки наверно единственные птицы, могущие петь в полете. А их полет порой напоминает порхание бабочки. И когда наблюдаешь стремительные пируэты этих неутомимых летунов, слышишь их веселую перекличку, то возникает ощущение, что в небе кружат маленькие белые ангелочки, дарующие земле покой и умиротворение.

    Как-то в начале июля, мне довелось наблюдать поистине фантастическую картину. Цеха завода, в грохоте которых ласточки решились вывести свое потомство, рядом с ними река и над ней сотни, тысячи птиц кружатся в непрерывном хороводе, каждая по своей траектории.

    Все это напоминало невообразимо красивый хаотический танец, в котором, однако всяк знал свое место. И не только. Птенцы, облетавшись, летали вместе с родителями, но еще не ловили самостоятельно мошкару, и пока всего лишь учились маневрировать в этом летающем птичьем базаре.

    А родители продолжали их кормить. На лету! Невероятным было даже не то, как они находили друг друга, а то, как летя на встречных курсах, они на долю секунды сближались, вертикально прижимались грудками и вновь разлетались, успев обменяться кормом! Потрясающий пилотаж!

    Более близко, с ласточками мне довелось столкнуться дважды. В первый раз это произошло, когда я жил в небольшом городе, на четвертом этаже многоквартирного дома. Дом представлял собой правильный квадрат, с узкими проездами по углам и обширным двором внутри.

    До меня, в квартире всеми окнами смотрящей во двор, долго никто не жил, и как я подумал, видимо именно это побудило осторожных птиц соорудить свое гнездо на балконе, прямо над дверью. Но как позднее выяснилось, они построили первое гнездо на соседнем балконе, а хозяевам не понравилось наличие непрошенных жильцов, и они разрушили жилище пернатых.
 
    Ничтоже сумнящеся, ласточки и переместились ко мне. Честно сказать, сперва я даже не знал радоваться мне или огорчаться. С одной стороны, я не мог свободно выйти на балкон, боясь вспугнуть их, а с другой, мне очень хотелось увидеть жизнь ласточек воочию.

    Интерес победил. Так мы и стали жить практически бок о бок. Я им не мешал, а они мне тем более. Скорее наоборот. Свои гнезда, в форме земляных мешочков с узким лазом, ласточки вешают под выступами, ограждающими жилище от непогоды и нападения хищников. В нашем случае таким выступом служил балкон пятого этажа.

    И когда ласточки в рекордные сроки построив гнездо, отметили новоселье, то заменили мне будильник. К тому времени стало совсем тепло, и я практически постоянно оставлял открытой дверь на балкон, не отодвигая занавеску, так что птиц это ничуть не смущало. Но зато все их разговоры между собой были слышны так, как будто мне кто-то прямо на ухо рассказывает приятно щебечущим языком непонятную, но очень занятную историю.

    Впрочем, не знаю, как им слышался звук телевизора, скорее всего также, но вроде ничего, не возмущались, а выходит принудительно просвещались нашими телепередачами, и что в мире происходит, узнавали первыми из всех птиц городка.

    Так вот, вставали ласточки очень рано, часов около пяти, и сперва долго о чем-то переговаривались. Если бы в это время у меня начинал играть будильник на телефоне, то его участь была бы не долгой и в итоге закончилась бы броском о стену, но тихий, можно даже сказать тактичный говор пташек доставлял непередаваемое удовольствие, и я открывал глаза с улыбкой и единственным желанием чтобы это длилось вечно.

    Но вот обсуждение планов на день заканчивалось и ласточки с пронзительным криком, типа «Трассу не занимать!» вылетали из гнезда.

    Насчет трассы я не привираю. Ласточки подлетают к гнезду и вылетают из него только по строго отработанным маршрутам, на изменение которых необходимо влияние чрезвычайных обстоятельств.

    С появлением птенцов, родители, ввиду тесноты уже не могли оставаться в гнезде и на ночь куда-то улетали, а утром, с рассвета возвращались обратно, мелодичными голосками дотошно выясняя как потомству спалось и как их самочувствие. Те в ответ тихо попискивали что все в норме и мол есть давно пора уже.

    До сих пор кстати, для меня загадка: а где ласточки ночуют? Ввиду своей абсолютной незащищенности перед любым хищником - от крысы, до вороны или совы, - они должны так затаиться, чтобы ни один, даже самый зоркий глаз или самый острый слух не обнаружил места их ночевки. Сноровка прирождённых разведчиков!

    Любые птенцы прожорливы, потому что за очень короткий период должны опериться и встать на крыло. Ласточкины тут не исключение из правил. Скорее наоборот. Ведь их пища – мошки и комары, и просто невероятно, сколько надо наловить этих насекомых, чтобы кормиться самим и поднять троих птенцов!
Понятно, что этот период самый тяжелый для всех родителей.

    Но ласточки и тут впереди планеты всей! Они не только изо всех сил мотаются туда-сюда, но при этом еще и песни поют! Чудо настоящее! Ну кто видел, лихо заливавшегося свистом весной милого скворушку, поющего летом? Если уж сядет где-нибудь передохнуть, то в лучшем случае проорет о чем-то хрипло и картаво. И соловьи также.

    А ласточки поют! Стремительными бросками рассекают воздух и поют. Садятся на минутку перевести дух на провод и поют. Сколько же Богом дано сил этим крохам, разве больше чем нам? Так чего тогда мы киснем порой, чуть в проблемах подвязнув?

    Слыша неутомимый писк птенцов при виде родителей, я конечно страстно захотел рассмотреть их поближе, с балкона. Мой план был коварен – ведь не бросят же родители детей только из-за слишком близкого присутствия человека? – но сработал.

    Я ужом выполз на балкон, и став прямо под гнездом поднял голову. Но птенцы, как по команде, тут же спрятались от вида чужого. А тут еще пронзительные крики прилетевших родителей раздались. Пришлось ретироваться. В следующий раз вышло тоже самое. И в третий, и в четвертый.

    Я недоумевал почему ласточки кружат вокруг балкона, возмущенно ругают меня на все лады, но к гнезду не летят, пока я не уйду. Ну что, я такое пугало что-ль для них? И только случайность позволила понять причину обоснованных претензий птиц.

    Мне понадобилось поправить антенну телевизора, покосившуюся на другом краю балкона, и я принялся ее перезакреплять. Родители как обычно начали меня прогонять, но плюнув на все я решил доделать то конца. И тут, запищали птенцы. Удивленно оглянувшись, я увидел тенью мелькнувшую ласточку, успевшую за секунду накормить одного из них.

    Так вот в чем дело то! Я стоял прямо на пути подлета к гнезду! А скорость подлета, скажу вам у этих птиц просто фантастическая. И соответственно, что у них рассчитан каждый сантиметр пространства и каждый выступ гнездышка, и любое изменение может привести к катастрофе. Птаха просто разобьётся о собственное гнездо.

    Вряд-ли какой компьютер может так рассчитать безошибочность подлета и посадки.

    После этого, разногласий между нами уже не было. Я часами стоял на краю балкона, а ласточки, как мне казалось не совсем довольные моим присутствием, приносили корм птенцам.

    Но тут объявилась новая напасть. Двор хотя и был немаленьким, но все же не безразмерным по части кормовой базы. А кроме ласточек, тут еще обитали несколько семей стрижей.

     Черные бестии, прозванные мною мессершмитами за скорость полета, намного превышавшую скорость ласточек, начали нападать на моих соседей, особенно при вылете из гнезда.

    И опять, те наглядно показали гениальную продуманность маршрута вылета. Он направлялся резко вниз и петлял между деревьями. И тут ласточки своей управляемостью выигрывали у мессеров, боявшихся спускаться на малые высоты, где среди множества помех вполне вероятно могли во что ни будь врезаться.

    Поэтому они пытались пикировать сверху на ласточку, но та падала все ниже и через пару секунд уже была в безопасности. А затем, набрав скорость, между крон деревьев свечой взмывала вверх, где ее уже никто не трогал.

    Сообразив, что атаки бессмысленны, стрижи перешли на другую тактику. Они кодлой подлетали к гнезду, и окружив его, натурально блокировали от растерянных родителей. А один наглец вообще умудрился втиснуться внутрь, подобно Матросову закрыв свои телом амбразуру вражеского дота.

    Ласточки кружились, кричали, но что они могли сделать? Пришлось мне оперативно вмешаться, и полчаса помахать с тряпкой на балконе, отгоняя бандитов, чуть не касавшихся меня своими стреловидными крыльями.

    Но все однажды заканчивается. И наше соседство тоже закончилось. Птенцы оперились, один за другим вылетели в свет, и вместе с родителями отправились бороздить голубые просторы неба над парком, раскинувшемся в стороне от домов.

    Затихший балкон осиротел, а я как будто потерял близких друзей.
И какую радость, какое счастье вдруг испытал, когда вся семья в одно прекрасное время вернулась! Они что-то радостно лопотали, кружась около родного дома, на секунду садились на него, отлетали и вновь кружились. А я стоял, смотрел и что-то защипало в глазах...

    После того они еще не раз прилетали ненадолго, но такого шока я уже не испытывал.

    Наступил август с его холодным туманом ночей. Стрижи давно уже улетели, и пришел день, когда небо над городом уже не огласилось привычным писком ласточек. Все они, и моя семья среди них отправилась в далекий путь, чтобы в следующем году обязательно вернуться.

    Прошла зима, наступила весна, отцвела верба, солнышко стало припекать, почки на деревьях все больше набухали и долгожданный час, когда прилетят мои дорогие соседи становился все ближе и ближе.

    И тут я совершил чудовищную ошибку, которую не прощу себе никогда. Обычно ласточки не заселяются в старое гнездо, а строят новое, рядом. Но это только если поблизости в изобилии есть строительный материал. Мои же носили его Бог знает откуда, с пустыря, далеко за домами, да и испытали уже трагедию разрушения с таким тщанием построенного дома.

    Не подумав как следует об этом, как-то вечером, я аккуратно срезал гнездо… Через несколько дней они прилетели. Все!!! Молча покружили и улетели. Я предположил, что на время, подкормиться на родной земле после трудного пути.

    А оказалось навсегда! То ли не простили мне моей медвежьей услуги, то ли решили, что и здесь им уже не рады. Какая теперь была разница?!

    Они поселились в моем же доме. На моем же этаже. Только через три балкона. Не все, а две семьи. И там висело белье, и хлопотала какая-то женщина, и смеялись дети, и курил хозяин. А они пели и жили. Дружно вместе с хозяевами, принявшими их как родных.

    В другой раз, увидеть повседневный быт ласточек мне довелось на уединенном хуторе, с двух сторон огибаемом небольшим озерцом, густо заросшим тростником. Уж там для них было настоящее раздолье!

    Из озерца ежедневно вылетали мириады комаров, только лови. Благодаря этому, гнездились ласточки на хуторе уже целой колонией. Их гнезда были везде: под крышей дома, на веранде, в сарае, даже под навесом, где жила собака!

    И все равно места не хватало. Однажды, они даже в автомобильный трейлер залетели, и зависнув на манер колибри, дотошно рассмотрели внутренний интерьер на предмет возможности его заселения, при этом абсолютно проигнорировав меня, сидящего у окна.

    Тогда то мне удалось увидеть, как они заготавливают материал для гнезд. Это была обычная земля, только влажная, в основном с краев луж. Ласточки набирали ее в клювики, и затем, смешав со слюной лепили к стене.

А армировали стенки гнезд обычными сухими травинками. И скажу вам таким оно прочным получается, что голыми руками его непросто оторвать. Но сколько на гнездо требуется земли!

    Если сопоставить его размеры с человеком, то наверно для такого земляного дома несколько самосвалов потребуется вручную накопать. И ведь все это надо не просто в клювике перенести, но и еще так слепить, чтобы конструкция была очень прочной и выдерживала постоянную возню троих птенцов.

    В любой колонии возникают какие-нибудь антипатии, приводящие к выяснениям отношений. Что удивительно, несмотря на перенаселенность, жили ласточки очень дружно. Никогда за все время наблюдения за ними, мне не довелось увидеть хотя бы намек на ссору.

    Наоборот, всегда только дружба и взаимовыручка. Особенно, если в небе над хутором появлялся ястреб. Тогда ласточки, все до одной, собирались в стаю и начинали кружить вокруг него с тревожными криками. Ястреб пытался виражами уйти от них, но ласточки не отставали, и стервятник вынужден был быстро ретироваться.

    В принципе, ласточки не представляют для него интереса – слишком маленькие и юркие – но кодекс коллективной защиты у них в крови, как и коллективной игры.

    Я уже упоминал, что одна семья, вынуждена была построить гнездо под навесом у бельгийской овчарки Дашки. Так как навес был большой, они ей не мешали абсолютно. Но все же Дашка нервы им потрепала немало!

    Скучая на цепи, Дашка от нечего делать развлекала себя ловлей мух и пчел, и скажу получалось у нее это просто великолепно, только щелканье челюстей раздавалось. Но затем ей это надоело, и Дашка переключилась на ласточек. Высота навеса была около двух метров, и в прыжке Дашка легко доставала до потолка, не давая ласточкам никаких вариантов для безопасного пролета.

    И вот картина: солнечный день, жара под тридцать, и Дашка, сфинксом терпеливо сидит на солнцепеке перед навесом, а ласточки с криками летают вокруг нее, просят дать дорогу. Дашка вроде ноль внимания, только глаз не отрывает от соседей.

    Но только ласточка приблизится, мгновенный прыжок с открытой пастью! Несколько безуспешных попыток прорваться, едва не закончились плачевно, и только немыслимая реакция спасла ласточек от собачьих зубов. А там в гнезде дети голодные сидят!

    Тогда они разделились. Одна птаха отвлекала Дашку, а вторая пролетела вдоль боковой стены навеса и из-за угла юркнула внутрь за спиной Дашки. Заметив ее уже на вылете, Дашка немедленно сдвинулась назад, сев как раз по срезу входа, и уже никак не реагировала на отвлекающий маневр. Ну все как у людей!

    Так продолжалось где-то полчаса, пока я не прикрикнул на Дашку. Смекнув, что у ласточек появилась непререкаемая защита, Дашка зевнула и лениво ушла в тень за навес, типа жарко стало…

    Но когда на следующий день, хозяин отпустил Дашку погулять, уже ласточки оторвались на ней по полной. Всей колонией, они принялись налетать на негодницу со всех сторон, громкими криками выражая свое негодование.

Словно понимая их, Дашка лаяла, прыгала, щелкала своими огромными для птах челюстями, но этим только раззадоривала ласточек. Закончилась обструкция позорным бегством Дашки в кусты.

    Однако после этого, под навес ласточки пролетали беспрепятственно. Дашка словно перестала их замечать…

    Так в нелегких трудах одних и садистских развлечениях других, размеренно и незаметно текла жизнь на хуторе. Потомство ласточек быстро подрастало, как вдруг у одной семьи случилась трагедия.

    Как я уже говорил, по части мест под гнезда, колония испытывала затруднения. Потому ни одно из старых гнезд не пустовало. Но время и непогода делали свое дело и постепенно гнезда ветшали.

    И вот в одном из таких гнезд, от постоянной возни птенцов, дно не выдержало и отвалилось. Как проходил полет могли рассказать только птенцы, но судя по их обалдевшему виду посадка была грубой. Еще бы! Спикировать с четырехметровой высоты и не разбиться, могут только настоящие космонавты!

    Самое интересное, что и на земле они остались в том же положении матрешки как располагались в гнезде: первым внизу, соответственно самый младший, на нем сидел средний, а сверху удобно разместился самый старший, в защиту себя и братьев широко раскрывший начавшие покрываться пером крылья и что есть мочи шипевший на нас с хозяином. От смеха мы чуть животы не надорвали.

    Но смех смехом, а делать то что теперь? Птенцы ласточек, это не галчата и не скворчата. С теми то проблем нет: посади в ящик да набросай червячков. Они шевелятся и птенцу голод быстро подскажет что делать.

    Но ласточки червяков не едят, и мух без крыльев тоже и даже зернышки им не подходят, хотя в сказке про Дюймовочку сказано, что та спасла ласточку зернышком. Чушь! Ласточки питаются только мелкими насекомыми, которых ловят сами, или которыми их кормят родители.

    То есть мы тут бессильны, и птенцов ждала неминуемая голодная смерть, потому что на земле их не смогут их кормить. Да-а-а, перспективка. Пока мы так размышляли почесывая затылки, ласточки над нами разрывались от крика, не понимая куда могли исчезнуть их любимые чада.

    Однако голь на выдумки горазда, и нас осенило! А почему бы не попробовать посадить птенцов в пластиковое ведерко из-под капусты, что продается в магазине, да подвесить его на место разрушенного гнезда? Сказано – сделано.

    Нашли ведерко, напихали в него тряпок, осторожно пересадили космонавтов, сделали даже вырез в стенке для туалета, и подвесили ведерко, правда не на то место, а чуть в сторону, сантиметров двадцать.

    Однако этих жалких сантимов оказалось достаточно, чтобы родители продолжали искать, птенцы истошно голосить, а состыковаться им никак не удается. Ну не видят ласточки свое потомство, и все! Ну что тут поделаешь, знать не судьба…

   С грустными мыслями мы отошли в сторону. А когда через некоторое время вернулись, чтобы окончательно убедиться в бесполезности нашей затеи, то просто ахнули. Одна из ласточек по-хозяйски копалась в тряпках под птенцами, по-видимому закрывая все щели, а другая торопливо носила корм отпрыскам, вволю наголодавшимися после несанкционированного полета.

    Стало быть, наша спасательная операция не оказалась бессмысленной! И что интересно, ввиду значительного расширения жилплощади, ласточкам уже не было необходимости ютиться на ночь по чужим углам. Ночуй с потомством на здоровье и соседей еще пригласить можно на новоселье.

    Так вот новаторские решения жилищного строительства позволили помочь птахам избежать беды.

    Когда птенцы вылетели, ласточки по очереди учили их летать, ведя выводки сначала по небольшой прямой с остановками для передышки, а затем по все более и более сложным траекториям, с облетом препятствий.

    Во время одного из таких тренировочных полетов, два птенца так устали, что сели прямо на землю буквально в метре от меня. И вот тогда я понял, почему ласточки не ходят.

     У скоростных птиц, коими являются и стрижи, и ласточки, ноги не могут быть длинными, иначе они будут снижать маневренность, и не дадут возможности добывать себе пропитание.

    Птенцы, пугаясь меня пытались отойти и не могли! Их ножки были такими короткими, что для того чтобы сделать шаг, им надо было распускать крылья и дополнительно опираться на них. Так умилительно переваливаясь с боку на бок, они и заковыляли от меня подальше.

    Много еще что можно было бы рассказать про этих удивительных птиц. Но хотелось бы сказать единственное. По своей беззащитности, они не могут жить в дикой природе, разве что по берегам рек, где на крутых косогорах роют в песке норы, недоступные для врагов.

    Потому и селятся рядом с людьми – под крышами, на балконах, на окнах, в подъездах, проходах. Везде где только можно. И все что им нужно от нас – не мешать и не посягать.

     А нам, всем, необходимо хоть немного очнуться от своей вечной спешки и увидеть не только этих милых птах, но и остальных Божьих созданий, ищущих у нас покровительства, а порой помощи и защиты.

    Будем милосердны! И будем стараться воспринимать жизнь также, как и наши пернатые ангелы – с радостью и любовью ко всему миру, может тогда он перестанет быть таким жестоким.


Рецензии
После Вашего предисловия я приготовилась просмотреть какую-либо чушь, но вы меня разочаровали... Пожалуй, чудеснее, чем у В. Бианки! Ну очень интересный рассказ! Легко читается... Спасибо! Разволновалась, что не могу сконцентрироваться! Умничка! С пожеланиями Успехов! Лариса.

Лариса Галкина 2   21.06.2015 06:26     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.