Ужин

Не могу сказать, что росла я в голодные времена, скорее-во времена всеобщего дефицита. Проблемой было все, продукты, одежда, стройматериал, алкоголь. В восьмидесятые годы были введены талоны на еду и крепкие  напитки. Будучи маленькой, помню, как мама, отправляя меня в магазин, нарезала розовые талончики на масло, крупы, сахар. Я не ощущала тягот того времени, детство было счастливым, хоть и прошло на  развалинах  Союза Советских Социалистических Республик.
Лето я  проводила у бабушки в области Ленинграда. Шестисоточные участочки садоводства, дома плотными постройками, огороды, засаженные картошкой и другими полезными культурами, являлись значительным подспорьем в то время. Если у тебя была дачка, ты был богатей, а если автомобиль, то миллионер.
Я прекрасно проводила лето в Синявино. Бабуля- ой, она себя не разрешала так называть, только  "бабушка",- целыми днями крутилась по работе на участке: то сажала, то полола, поливала, собирала урожай, делала заготовки на год и тому подобное. Вспоминается загадка: -Спинка черненькая , пузико беленькое, лапки в говне. Кто это? Дачник. – А почему спинка черненькая? Потому, что он на отдыхе и загорает.
Детей было очень много, в каждом доме по одному, а то и более. В те времена как  правило 1 июня дети выезжали на дачи или в пионерские лагеря на все лето. Редкого ребенка встретишь на улицах города, не то что сейчас. Детский отдых организуют теперь  родители сами, бабушки и дедушки работают и после пенсии, так как на выплаты пенсионного фонда прожить нереально, у родителей отпуска с месяца сократились до двух недель, и то через пень-колоду. Хочешь зарабатывать- значит работай не на государство, а на частника, там свои правила, и никакой тебе КЗОТ не поможет. Сиди тихо, проси мало, права не качай, инициативу не проявляй. И сидит наше подрастающее поколение в душных и загазованных городах около телевизоров и компьютеров, в ожидании, когда взрослые найдут оконце в своем графике, чтобы вывезти их на природу. Маленькие жители мегаполисов, не привыкшие к комарам да слепням, к необходимости работать и отсутствию интернета, не понимают и не любят отдых в деревнях, вдали от цивилизации.
А я любила. Мы собирались большими компаниями и играли с утра до вечера: прятки, догонялки, игры в картошку, горячий камень, выбивало, зарывали всевозможные клады- секретики, потом их искали, устаивали войнушку. Дорожка Липки против Песочной с ловлей разведчиков, пытками крапивой, выдачей паспортов, временных виз и так далее. Все это было так увлекательно и натурально, что даже воспоминания вносят в жизнь азарт и интригу, повышая настроение. Настоящие игры в жизнь намного скучнее и примитивнее. Поэтому дети должны в детстве играть как можно больше, тем самым они подготавливаются ко взрослой жизни и оставляют себе воспоминания о беззаботном детстве на всю жизнь.  С бабушкой мне было прекрасно. Она у меня добрая, любящая и заботливая. Правда, было несколько правил, которые нельзя было нарушать. Вовремя домой, внеклассное чтение, кушать только дома. У Лидии Васильевны была навязчивая мысль о том что если ребенок ест вне дома, значит его не кормят и семья неблагополучная, и вообще весь мир упадет в тар-тарары если это случится. Хотя сама она зазывала моих подружек пообедать у нас и во время трапезы выведывала, с кем живут, что едят, ну в общем все ,что можно выпытать у восьмилетнего ребенка.
Когда я приходила домой, бабушка строго меня спрашивала; - "Ты нигде не ела?" на что я, отмахиваясь и мотая головой, говорила;-"Нет". Такое бабушкино поведение вызывало во мне жгучее любопытство. Может меня чем-то не тем кормят дома, тем временем как  другие едят всякие вкусности и деликатесы.
У меня была подружка Симонова Наталья, она была постарше меня на полгода и мы с ней были не разлей вода. Ловили головастиков, выкапывали грибницу и сажали на участке, очень хотелось, чтобы у нас росли грибы в огороде, и даже показывали задницы Наташкиным курицам. Очень с разносторонними интересами были девочки. Мы частенько болтались у Симоновой на участке, и  мне не раз ее бабушка предлагала у них перекусить, но, будучи очень послушным ребенком, я всегда отказывалась. Но однажды любопытство взяло верх, и я осталась у них на ужин. Наташин дед был генералом в отставке. Статный, серьезный, говорил четко и кратко, к нему я испытывала уважение, чуть побаиваясь, а бабушка Симоновой была добрая но строгая, маленькая, с отекшими от болезни ногами и походкой как у своих курочек переваливавшихся с ноги на ногу. На застекленной веранде стоял накрытый красивой скатертью стол и посуда не такая, как у нас, а красивый сервиз с голубой каемочкой. Столовые приборы лежали по разные стороны тарелок под первое и второе блюдо. Такое я видела только по телевизору в старинных фильмах, когда из простого наполнения живота продуктами питания для продолжения жизнедеятельности делали ритуал, красивый и необыкновенный для каждой семьи, свой, но с четкими правилами. Ощущение, что я оказалась на званном обеде у короля, приводило меня в восторг. Взяв салфетку, лежащую в моей тарелке я быстро запихнула ее себе за шиворот, аккуратно расправив: мне хотелось показать, что мы тоже так едим, и я все знаю. Наташа хихикнула, глядя на меня, а бабушка, сделав строгое замечание, показала, что салфетку нужно положить на колени. Я сконфуженно покраснела. Мое любопытство дошло до предела, я даже не могла сидеть спокойно, крутилась, как вьюшка, в ожидании предстоящего пиршества. В моих фантазиях представлялось мне, что сейчас начнут выносить запеченных поросят в яблоках, жаренных цыплят с пюре и салатом оливье. Наташина бабушка вышла из кухни, неся красивейшую супницу, поставив ее на стол, взяла дедову тарелку и налила наваристый темный бульон, потом в свою, а потом в мою. Я с улыбкой протянула руки к тарелке, из которой шёл пар, и поставила перед собой.  То, что я увидела, меня слабо сказать разочаровало. Наваристый бульон оказался супом из крапивы. В моей семье такое не то что ели, а даже никогда не пробовали. Если суп-то на мясном бульоне, второе-непременно с гарниром и отдельно салат, и компот, или натуральный морсик, сладкий и вкусный. Улыбка тут же слетела с моего лица, глядя на содержимое тарелки. Генерал строгим голосом сказал зажимая ложку в руке:-"Кто не съест суп, тот не получит второе". Ага, значит, второе все-таки вкуснее первого, раз они его не всем дают. Только надежды о вкусненьком помогли мне справиться с супом, без особого вкуса вода еще ничего, а вот крапива разваренная на вкус напоминала молочные пенки, которые я не любила, слизкие и теплые, морщишься от одних воспоминаний, представьте каково было. Вынесли второе. На запах определить, что там, не удавалось. Когда на моей тарелке с голубой каемочкой оказалось вареное брокколи  с салатом из одуванчиков  я поняла, что ужин не удался. Наташка довольно улыбалась, ее радовало мое  присутствие и  содержимое своей тарелки ничуть ее не пугало. Из этого я сделала вывод, что они всегда так едят и их меню состоит из травок и корешков. Компот тоже оказался очень полезным по словам бабушки, и поэтому ужасно не вкусным. Дома я кушала минут за пять, а в гостях мне пришлось испытать все тяготы образованного высокосветского застолья. Менялись тарелки, столовые приборы, выносились салаты из укропа и чего то еще вроде жаренной ботвы ревеня. Когда мне предложили десерт, я громко и резко отказалась. Пришлось по правилам этикета ждать пока все доедят. Утомленная и проклинающая себя за непослушание, я мечтала оказаться дома, а меня все расспрашивали, что да как. С кем живу, в какой квартире, кем работают родители, как я учусь, что растет у бабушки в огороде, одним словом всю подноготную, партизана из меня не вышло, под пыткой обеда я рассказала все,  что знала, лишь бы отпустили. Но меня ожидал еще один сюрприз. Наташкин дедушка к концу ужина все сильнее причмокивал, цмакал, языком водя по зубам, выковыривал остатки еды и вдруг неожиданно вынул вставную верхнею челюсть и начал ее обсасывать …
После этого случая я всегда кушала дома, и еще больше полюбила кухню своей любимой бабушки Лидии Васильевны.


Рецензии
А на какие продукты были талоны в 80-е?
На моей памяти талоны были в начале 60-ых на сахар, хлеб, масло, крупу. И в некоторых городах, в Ульяновске, например, в начале девяностых на продукты.
С уважением.

Ученикпожизни   03.03.2014 19:09     Заявить о нарушении
В Ленинграде в 86 году были введены талоны на масло, крупы, водку, вино, сахар. Когда была ребенком, в восьмилетнем возрасте ходила за продуктами в магазин с розовыми карточками и деньгами, в продуктовые особенно в бакалею стояли очереди. Карточки получали в собесе на каждого прописанного. Это продолжалось не долго, через пол года или год их отменили.

Тимьян   03.03.2014 19:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.