8 - А помнишь

Евгений Бухштаб

              А помнишь…

Люди часто забывают о многих когда-то произошедших событиях, цифры, даты, но никогда сильное эмоциональное переживание. В путешествиях и экскурсиях мне обычно запоминаются не рассказы гида об истории каких-либо мест, хронология и число победителей ( проигравших ). Но зато память хранит то, что вызвало в этом месте или рассказе эмоциональный отклик. Причем, это происходит и с людьми, внешне не производящими впечатление очень эмоциональных, даже с людьми закрытыми. Несколько таких случаев мне запомнились.
На одной из физических конференций, происходившей на туристической базе, заканчивалось вечернее заседание. Доклад был не очень интересный, и я вышел из зала за несколько минут до его окончания. У выхода встретил участницу конференции, известную своей увлеченностью наукой, интересную женщину, активную не только в науке но и в общественной жизни. Мы проходили мимо совершенно пустого холла, в котором уже все было готово для вечерних развлечений, танцев. Негромко играла музыка. Это был «Случайный вальс» в исполнении, кажется, Утесова. Я пригласил даму, и мы с удовольствием кружились в вальсе под звуки песни
В этом зале пустом
Мы танцуем вдвоем,
Так скажите хоть слово,
Сам не знаю, о чем
в действительно пустом зале, свободно, легко. Это было красиво и приятно, хотя и недолго – закончился доклад, появился народ. Я запомнил этот вальс, это очень приятное переживание и не давал себе труда задуматься о том, что в этом участвовала и моя партнерша.
Прошло очень много лет (скажем, тридцать или что-то около ). С этой дамой мы много контактировали по работе и в жизни. Однажды я вспомнил о давнем событии и как-то вскользь, несерьезно спросил ее, помнит ли она тот вальс в пустом зале. Меня впечатлил ответ: она не сказала ничего словами, но так на меня посмотрела, что мне стало не по себе. Из одного взгляда стало ясно, что она этого, конечно, не забыла, и что для нее это тоже было эмоциональное переживание, которое она помнит и хранит в душе. ( я не считаю, будто я один способен переживать и помнить, повидимому, здесь как-то работает комплекс неполноценности – просто никогда нет уверенности, что мои переживания интересны не только мне).
Очень близкая ситуация имела место у меня с внуком. Когда ему было всего пять с половиной лет, мы ходили каждую субботу рано утром гулять в парк. Там был пруд, на котором можно было кататься на лодках, в том числе и моторных. Посреди пруда был ресторан, к которому вел деревянный горбатый мостик. До сих пор не могу понять, как я решился доверить маленькому внуку руль моторной лодки, Но тем не менее доверил, и он уже несколько суббот вполне успешно катал меня, сидя за рулем этого маленького катера. Однажды мы проезжали под мостом, на нем стояли мальчишки и кричали внуку «Покатаешь?». Он, вращая руль, как-то нарочито небрежно отвечал – «В другой раз, сегодня мне некогда». Это было очень комично, а он был счастлив в этот момент, наверное, на 100%.
Прошло лет 10. Мне было интересно, помнит ли он что-нибудь о том катании на катере, и я однажды его спросил. Ответ был очень похож на выше описанный случай. Он, правда, дополнил взгляд словами, но мне тоже стало стыдно – как я мог спрашивать, сомневаться в том, что он это помнит. (При этом следует заметить, что он по характеру скорее интроверт и скупо рассказывает о своих переживаниях). О том, как мы сплавлялись лунной ночью на спортивном катамаране по бурлящей реке, я уже не спрашивал – ответ был бы очевиден. Позднее он написал мне поздравление ко дню рождения в такой форме, что стало понятно его отношение ко всем совместным мероприятиям и приключениям.
Конечно же, я не являюсь исключением, сильные эмоциональные переживания, особенно положительного характера (подобно описанным), не забываются и являются, наверное, тем душевным богатством, которое мы накапливаем  в течение жизни.


Март 2008
http://www.proza.ru/avtor/ebuch111

Evgeni Buchstab               
972-544-645417 cel
972-4-821-9707 home
ebuch111@gmail.com


Рецензии