Игривые буквы

Зимние вечера... долгие... темные.., но порой и очень-очень интересные.

Жгучий мороз и холодный, как бы заполненный острыми иголочками, ветер по-хозяйски распоряжаются на пустынных вечерних улицах,
полу спящих или полу сопящих теплой мимолетной дымкой из редко отворяемых окон или дверей домов.
В такое время года люди спешат по протоптанным тропинкам, спешат в свои дома, в уют теплого семейного очага.
А когда на землю падает снежный вальсирующий дождь, нежные ковры свежего снега музыкально скрепят под ногами пробегающих прохожих, провожая их от двери к двери.

Да, именно такие вечера вносят в семейный быт незабываемые моменты единства, заполняя пространство нашей памяти домашним теплом, которое хранит нас и бережет в потоках ежедневной суеты бурлящей реки жизни.

Мама по-своему любила согревать зимние вечера, наполняя дом ароматом свежей выпечки с различными специями.
К чаю на белом блюдце красовались золотощёкие ватрушки с ароматом ванили и изюмными глазками, то подмигивая, то улыбаясь, то нестрого сердясь.
Я никогда не мог сразу съесть ни одну ватрушку.
Нужно было рассмотреть, запомнить, улыбнуться, рассказать о своих образах, которые рождались в голове при виде всегда разных и по-особому увлекательных произведений кулинарного искусства, сотворенных руками матери.
А уже на следующий вечер, нас ждали булочки с корицей.
И здесь, конечно, я не мог пропускать и сам процесс приготовления.
Наблюдая и запоминая волнительный процесс, я как приросший находился рядом на волшебной, как мне тогда казалось, кухне.
Как ловко, мама, обращается с тестом.
Как искусно заворачивает его полоски, промазанные сахарной начинкой с корицей.
Как игриво и задорно насаживает творожно-ванильное лакомство на податливую и послушную плюшку, оставляя на время, расти и пышиться дрожжевое тесто.
Как мастерски, ничуть не уступая мазкам художника, с кисточкой в руках, она промазывает будущие золотые щечки яйцом.
И почти танцуя с занятными продуктами: белоснежные мука и молоко, яйца с солнечными желтками, изюм, переливающийся яркими осенними цветами...;  она легко и непринуждённо поёт весёлые песни, разучивает со мной стихи, и расставляет акценты, знакомя меня с выразительным чтением.

Да это была почти магия, кухонная магия материнского тепла, заботы и внимания.

И вот уже целый противень заполненный булочками отправляется в духовку, чтобы наполнить большие блюда ароматной выпечкой.
Так, по-особому тепло и непринуждённо, в мою жизнь вошла кулинария, а с ней песня и поэзия, со своими тонкостями и специями.

Но разве тогда в детстве я мог бы с таким теплом и лирическим романтизмом описать себя со стороны.
Нет. Я просто был. Я был собой, мальчишкой, который наслаждался каждым мгновением подаренным жизнью.

Но, не смотря на всё заманчивое волшебство кулинарии, конечно, самыми сладкими были не сами сладости, а их пост сопровождение - вечерние семейные сказки. Сказки этой зимы стали особенными в моей ещё совсем юной жизни.

Приехал дед, и смог почти месяц быть рядом.
Конечно, мысленно он всегда был рядом, но в эти дни можно было пить вместе чай, подолгу говорить перед сном и, наконец, просто поцеловать его горячую сморщенную временем щеку, желая доброй ночи.
Привычки, которые остаются с нами на всю жизнь становятся почти ритуальными, и как бы ни казалось странным, а их соблюдение доставляет какое-то глубокое чувство спокойствия и умиротворения.
Так и этот, малоприметный ритуал, сохранился в моей жизни. «Доброй ночи. Хороших снов.»,- как мало и как много в этих простых, но никогда не становящихся автоматизмом словах.

Сказки дед мог рассказывать часами, а я, что достаточно странно для непоседливого мальчика - умел их слушать.
Где дед хранил свой бесконечный мешок со сказками, ребенком, я так и не узнал.
Но свой вопрос смог не потерять в бурном потоке жизни. "А если есть вопрос, - всегда многозначительно и слегка задумчиво, говорил дед, то придет время получить ответ, главное набраться терпения."

Одним из вечеров, придя к деду с традиционным расскажи... я попал к игривым буквам...

Дед достал с полки мой мешочек, в котором хранились деревянные резные буквы. Это был его подарок на мой первый день рождения сделанный своими умелыми руками. И, конечно, я вас не удивлю, если добавлю, что именно эти буквы ввели в мою жизнь понятие алфавит.
Развязав мешочек и разложив буквы на столе, он сказал:
- Смотри, Денис, это буква "А" и ты уже с ней давно знаком. Давай добавим ещё "а". Что у нас получилось?
- Аа, - засмеялся Денис.
- Верно, - заметил дед, и добавил. Так может выглядеть эмоция. Эмоция переложенная в буквы. Это вроде слово, а вроде и нет.
Но если я произнесу Аа, кивая головой, то ты воспримешь это как знак того, что я слегка удивлён, но тебя понял. Согласен?
- Аа, и покачал головой влево вправо, выражая отрицание.
- Шалишь?!, - и дед невольно рассмеялся, - Значит, понял, о чём речь.
- Интересно.., - уже без озорства добавил Денис.
- Хорошо, а теперь ты попробуй, собери эмоцию из букв.
Денис, долго думал, перед глазами рисовались картинки, и вот он зимним солнечным днем с санками в руках на вершине снежной горки...
- Ух!, - вылетели задорные две буквы.
Дед улыбнулся.
- Видишь, всего две буквы, а уже понятно, что человек чувствует.
- А теперь попробуй, собери слово, но не просто знакомое слово, а новое слово, которого ещё не существует. Слово, которого не было, а сейчас появится.
Денис смело взял первую букву "А" и застыл...
- Не могу.
- Почему не можешь?,- удивленно спросил дед.
- Но слово же не может быть пустым. Даже корова если мычит, то её, наверное, понимают другие коровы, а может даже и пастух. А я если сложу из букв слово, что оно будет означать? А если ничего, значит оно пустое?
- Хороша мысль, - произнес дед, ровными спокойными движениями поглаживая свою бороду, - Мал да смышлён.
Пустого слова быть не может. Каждое слово живое, и вкладывая смысл в свое слово ты его оживляешь, наделяешь его значением.
- Дед, а может сначала должен явится смысл, и только потом этот смысл можно вложить в слово?
- Да.., второй вопрос ещё лучше первого. Пытливая растет голова,- и дед не скрывая удивления, почесал седой затылок.
Не от того что не знал ответа, а от того, что прожив больше пол века он ещё не знал, откуда такие глубокие вопросы рождаются в голове ребёнка.
Но собственный вопрос он был быстро и аккуратно упаковал в закрома памяти (ответ придет, нужно только терпение, пронеслась искрометная мысль) и добрая озорная улыбка сменила на старом лице внезапное удивление.
- А, давай, Денис остановимся на твоем варианте и посмотрим, куда нас приведёт эта история.

Так я стал не только активным участником происходящего, но и соавтором новой удивительной истории.

продолжение следует...


Рецензии