Следуя клятве Гиппократа

...Уходящий в горы батальон сопровождал военный врач. Он ничем внешне не отличался от других солдат и офицеров - такая же форма и оружие. Может быть, боеприпасов он нёс немного меньше, но в его ранце, вещевом мешке было все самое необходимое для оказания первой помощи раненым. Он был самым молодым врачом полка: ему исполнилось двадцать пять…



...После окончания Томского медицинского института Павел Иосифович Ветрикуш  был направлен в Кострому, в 331  гвардейский парашютно-десантный полк. В декабре 1984 года в составе этого полка он прибыл в Кабул для дальнейшего прохождения службы. Место дислокации полка – крепость Балахисар, которую,  по преданию, построил ещё Александр Македонский. Красивое сооружение  с прочными стенами, которые создавали только  иллюзию надёжности… Впрочем, «на базу» десантники возвращались ненадолго: боевые операции следовали одна за другой. И после каждого боя были и убитые, и раненые...
 
  Афганская война - это полная лишений и опасностей жизнь, это реальная угроза инфекции, кишащей вокруг. Эта война - без четкой линии фронта, но с постоянной вероятностью нападения «из-за угла» - научила не только умению воевать, но и внесла коррективы в медицинскую практику. Ранение нижних конечностей – наиболее распространённый вид военных травм, а особенно тяжёлыми считались проникающие ранения живота, черепно-мозговые травмы, травмы позвоночника.

   Оказание медицинской помощи раненым на войне существенно отличается от оказания помощи больному в мирных условиях. Важно как можно скорее остановить кровотечение и не допустить посттравматического шока, когда у пациента резко падает давление - в этом случае человека трудно спасти. Осколок или пуля, помимо травмы и боли, в организм человека вносят заразу, которая в условиях жаркого климата, начинает свое разрушающее действие, поэтому время между ранением и оказанием первой помощи должно быть минимальным. Всё нужно делать быстро: ввести необходимые лекарства, в том числе обезболивающие, в зависимости от ранения произвести необходимые манипуляции, подготовить раненого к эвакуации (чаще всего – на вертолёте). Все эти навыки военный врач усвоил на собственном опыте, участвуя вместе с другими десантниками в  самых рискованных военных операциях. На кровь и смерть насмотрелся в избытке, на всю жизнь хватит…

   На войне страшно всем, врачам - тоже. Случалось оказывать срочную медицинскую помощь, рискуя собственной жизнью.  Самая важная задача - не оставлять на поле боя ни одного раненого. В бою возле афганского селения Тагап военврач Ветрикуш вместе с санинструктором под огнём неприятеля вынесли  с поля боя и успешно эвакуировали на вертолёте троих раненых. За оказание медицинской помощи в боевых условиях старший лейтенант Ветрикуш был награждён орденом Красной Звезды.   Другой высокой наградой является орден «За службу Родине» - название само за себя говорит.  Есть ещё и многочисленные медали, свидетельствующие о верности воинскому долгу. Эти  награды заработаны тяжелым трудом,  собственным потом и кровью.

   Врач  наравне со всеми переносил все тяготы рейдов: грязь, бездорожье, холод, отсутствие воды… Добираясь на «вертушках» и на «броне», десантники полка выполняли боевые задания в разных частях страны. В одном строю с ними шёл и доктор, человек самой гуманной профессии, который каждый день спасал людские жизни. Он, как и другие, мог быть убит или ранен. Два раза смерть вплотную приближалась и к нему. Один раз – когда подбили вертолёт, на котором летели на очередное задание. Ударившись, Павел Иосифович получил черепно-мозговую травму. Второй раз – когда вёз в медсанбат раненого бойца. На дорогу перед БТРом выскочила афганская машина… Завязался бой, в котором врач  получил тяжёлую травму, но выполнил свой долг.

   Два года и пять дней – столько довелось ему воевать в Афганистане.  Участвуя в боевых операциях, Павел Ветрикуш проявил стойкость, самоотверженность и высокое профессиональное мастерство.
   В декабре 1986 года он возвратился в Кострому.

Благодаря опыту, приобретенному в Афганистане, удалось спасти немало людских жизней и в мирное время, и во время межнациональных конфликтов - в Баку (1988) и Ереване (1989), куда он был направлен в командировку по возвращении на родину. Где бы ни находился врач, он следовал гиппократовскому правилу «Не навреди…».   Святой обязанностью врача было лечить с одинаковым усердием как победителей, так и побежденных.

   О тяготах войны Павел Иосифович говорит неохотно. «Ни к чему, - говорит, - бередить душевные раны…» Будучи скромным человеком, он на праздники не надевает наград и, может быть, лишь  за чаркой в кругу родных и близких вспомнит, как дважды запускал сердце раненому солдату, но смерть оказалась сильнее, и до конца жизни он будет чувствовать какую-то свою вину за это. Но в этом нет его вины… Нет его вины и в том, что постепенно уходят из жизни товарищи, с которыми долгое время делили все тяготы военной службы, которые были как единая семья. Афганское братство выстрадано кровью… Особенно обидно, когда в силу различных жизненных обстоятельств люди расстаются с жизнью добровольно. «Пройти войну – страшное дело. Самое главное потом – не замкнуться в себе, затаив обиду. Не каждый это может. Таким людям нужна действенная реабилитация, особое внимание», - считает доктор, и с этим трудно не согласиться.

   Павел Иосифович – сторонник здорового образа жизни. Он не курит, не злоупотребляет спиртным. Посещает бассейн, лето проводит на даче, посильно занимаясь садоводством и огородничеством.
   После выхода в отставку он по-прежнему помогает своим пациентам: работает врачом-хирургом в одной из костромских поликлиник.

14.02.2014

Видео о П. Ветрикуше https://www.youtube.com/watch?v=JuoA6y0JBok&t=12s


Рецензии
Наверное, людям мирных профессий немного легче. У них больше шансов найти себя потом, уже в мирной жизни. Хотя, конечно, война, она война - для всех. И сладно на ней не бывает никому.
P.S. Хотя, говорят, бывают и такие. Кому и на войне сладко. Но, Бог миловал, мне с такими встречаться не приходилось...

Константин Кучер   25.08.2014 17:35     Заявить о нарушении