Володя
До войны ли,в начале ли войны,Володю сбросила и лягнула в голову молодая,взбеленившаяся лошадь,из-за чего в его мозгах что-то сдвинулось и речь его стала непонятной и сбивчивой.
В райцентр он наведывался,но жить там не хотел,хотя жена с дочерью,чтоб он не бутермился рядом,купили ему небольшую избенку,которая с возрастом ему все больше и больше становилась вторым домом.В райцентре он гостевал от силы день- два,а потом опять возвращался в деревню,где занимался дровами,огородом,курами.Даже завел свинью,корову,овечек,но временами занедуживал ,и все хозяйство перекочевывало в райцентр.С годами ветшал он сам,ветшало здоровье,ветшало хозяйство.
К нему я,как в деревне,так и в округе, относился уважительно.А он,как только попадался навстречу,даже после долгого моего отсутствия,первым бросался здороваться,искренне радовался,шумел и сразу же,в лоб,напоминал мне опять и опять случай,который произошел со мною лет этак в шесть.
Кто-то из мальчишек постарше надоумил кататься на заднике гусеничного трактора.Догоняли его,прыгали на ходу на прицепное устройство и млели от удовольствия,проезжая так километр-другой.Тракторист,естественно,ничего не видел и даже ни о чем не подозревал.Иначе хорошая взбучка раз и навсегда отбила бы у нас охоту к такой забаве.На сей раз тракторист явно торопился засветло попасть в соседнюю деревню.
Бросившись вслед стремительно несущемуся трактору,за которым,метров на пятнадцать змеёю извивался толстый стальной трос,я даже и предположить не мог,что ожидает впереди.Споткнувшись на какой-то колдобине я упал и колючие,закрученные в крючки рваные прожилки троса,подцепив меня за ватное бумазейное пальтишко,потащили за трактором.Осталось бы от меня что-то километров через пять-шесть,богу известно.
Видевший всю эту картину Володя бросился со стороны наперерез трактору,махая руками и едва не заглушая криком рёв двигателя.Тракторист оглянулся, остановился.Этого мгновения мне хватило чтобы освободиться от крючков и изо всех сил броситься бежать,спасаясь от неминуемой кары.Но теперь,с тех самых пор,встречая меня,Володя постоянно напоминал об этом случае.
С новым подрастающим поколением,младшим лет на восемь-десять,у Володи отношения как-то занескладывались.Может из-за того,что он слишком часто задевал их,стремясь показать свое старшинство и преимущество,а может они сами слишком часто мозолили ему глаза,но так или иначе,мелкие словесные перепалки происходили между ними постоянно.
Масленицу у нас в деревне кострами никогда не провожали.Может из-за того,что в ней находились и сельсовет,и библиотека,и клуб,и школа - здесь крепка была антирелигиозная пропаганда.Послевоенная поросль вроде и пыталась возродить давнишние традиции,но,может потому,что их было слишком мало,эта затея,даже не возродившись,затихла.Интересы же моих сверстников были направлены на кино,литературу,рок-н-роллы,твисты,чарльстоны и мозги наши были настолько выскоблены атеистической пропагандой,что вся эта канитель казалась нам не более чем атавизмом,пережитком прошлого.
Следующее поколение уже было другим.Их бригантины не стремились в туманную неизвестность,а сразу же рвались за золотом эльдорадо.То ли кто-то из вновь прибывших занес в деревню мысль о зимних проводах,то ли идея перекочевала от сверстников из соседних деревень,где эта традиция никогда не утихала,деревенской ребятне и самой захотелось у себя пожечь масленицу.
Наслышались от других,что для провожального костра от каждой избы надо украсть по одному-два полена.И,вроде бы уже насобирали санки-другие.Да вот беда!Как дошло до Володиного дома,едва прикоснулись к поленнице,Володя выскочил навстречу со старой берданкой.И мало,что разогнал всех,но забрал и те дрова,что они насобирали,обещая наутро раздать все наворованное хозяевам и всем рассказать об их преступных наклонностях,включая директора совхоза и директора школы.К поленьям он так никого и не подпустил,сколько они ему не пытались что-то объяснить.
Продежурив он едва ли не до полуночи и как кто-нибудь из ребячьих гонцов появлялся рядом с его домом,выскакивал из избы и шумно провожая,обещал пристрелить.Проводы масленицы так и не состоялось.
И тогда ребятня вознамерилась отомстить ему за его злопакостность.Подкараулив,когда его не было дома,выкрали из поленницы несколько поленьев,просверлили коловоротом отверстия на всю длину,начинили дымным порохом и тщательно замаскировав их березовыми чопами,положили назад в поленницу вместе с початыми дровами.
День,другой ничего не происходило.Думали,что Володя раскусил их ловушку и забыли о содеянном.Но утром произошло событие,потрясшее деревню до самого мозга костей.
Даже зимой,когда и избы в темноте не выйти,печки топят до свету.Но это утро превзошло все остальные.Затопив печь,Володя,как обычно возился с горшками,чугунами,ведрами- готовил пойло скотине,мыл в тазу картошку,вываливал тесто по чарушам,чтоб печь хлеб,как вдруг оглушительные разрывы сотрясли избу,печь казалось подпрыгнула,разойдясь мелкими трещинами,кухню застило дымом,золою,засыпало мелкими головешками.На четвереньках,едва ли не по-пластунски,Володя выскользнул из избы и с криками: "Караул!Война!Бандиты!Убивают!"- бросился по деревне,изо всей силы колотя в сонные,еле светящиеся окна.
"Война!Бандиты!Спасайся, кто может!"- вопил он и ничего не соображающие бабы выскакивали из домов.Володя что-то кричал,размахивал руками,пытался что-то объяснить,безнадежно отмахивался и бежал дальше.Кто-то,поддавших на переполох,поднимал на уши всех домашних,кто-то спешил выяснить,что же произошло,но к рассвету половина деревни толпилась у его дома,с хохотом и ужасом обсуждая произошедшее.А сам Володя шумел,ухал,ахал,пытался что-то рассказать,объяснить,но у него ничего не получалось.Сошлись во мнении,что он сам во всем этом нахимичил.
Подростки молчали.Они не ожидали такого поворота событий.Приехавший из района участковый не нашел ничего,за что можно было бы зацепиться.На кухонной полке нашли берестяной бурак с патронами от охотничьего ружья и пачками пороха.Посчитали,что такая же заначка вместе с мусором попала в печь.Печку поправить было уже нельзя,а до лета было еще далеко.Деревенская шпана упорно отрицала свою причастность к происшедшему.
Володя переехал в районный центр,переместив за собою всю живность.С наступлением тепла вновь возвратился в деревню.Печи уже не перекладывал,а в магазинной очереди каждому встречному подолгу и подробно рассказывал обо всем с ним случившемся.
Свидетельство о публикации №214021400442