Пастернак. Разговор с Богом
Однако в день рождения Пастернака хочется остановиться не на биографии поэта, а его христианском отношении к жизни, к тому, чем она наполнена: к женщине, России, детям, близким, знакомым.
Его поэзия и жизнь были истинно христианскими - с милостью, болью и детской радостью одновременно. Известный пастернаковский библейский цикл является вдохновляющим образцом для многих поэтов нашего времени. Бродский, выполняя завет Анны Ахматовой и наследуя Пастернаку, создал свой Рождественский цикл, продолжающий библейскую русскую традицию.
Борис Пастернак был крещен няней и с детства у него формировался христианский взгляд. Жизнь поэта была постоянным диалогом с Богом, явным или скрытым. Особенно это стало заметным в послевоенные годы. В одном из последних интервью он сказал:
«Художник разговаривает с Богом, и тот ставит ему различные представления, чтобы ему было что писать. Это может быть фарс, а может быть трагедия».
Это вторит тому, что когда-то писала Марина Цветаева: «Благоприятные условия? Их для художника нет. Жизнь сама неблагоприятное условие. Всякое творчество – перебарыванье, перемалыванье, переламыванье жизни – самой счастливой… Жизнь – сырьем – на потребу творчества не идет».
Поэт оставил нам не только гениальные стихи и прозу, но и огромное количество писем: за границу, в лагеря, родным и близким. Ольга Седакова назвала их апостольскими посланиями, которые сегодня воспринимаются современниками как наказ и послание из прошлого в будущее.
Он жил как свободный человек в несвободной стране, являя свою внутреннюю свободу всегда. Он был, может быть, единственным свободным в то время.
Он не боялся принимать у себя иностранцев, посылать посылки осужденным, выстаивая часами в очереди у тюремных ворот, писать письма туда, откуда мало кто возвращался.
Он оставался тем островком и осколком старой русской интеллигенции, о которой еще помнили и знали, что такое быть русским интеллигентом. Сегодня это уже мало кому понятно. Но его стихи - это поэзия, являющая эту свободу, которая не дается никогда и никем извне. Свободным человеком можно только быть, самому быть.
О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью - убивают,
Нахлынут горлом и убьют!
От шуток с этой подоплекой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далеко,
Так робок первый интерес.
Но старость - это Рим, который
Взамен турусов и колес
Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьез.
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.
Художник (отрывок)
Мне по душе строптивый норов
Артиста в силе: он отвык
От фраз, и прячется от взоров,
И собственных стыдится книг.
Но всем известен этот облик.
Он миг для пряток прозевал.
Назад не повернуть оглобли,
Хотя б и затаясь в подвал.
Судьбы под землю не заямить.
Как быть? Неясная сперва,
При жизни переходит в память
Его признавшая молва.
Но кто ж он? На какой арене
Стяжал он поздний опыт свой?
С кем протекли его боренья?
С самим собой, с самим собой.
Ночь (отрывок)
Не спи, не спи, работай,
Не прерывай труда,
Не спи, борись с дремотой,
Как летчик, как звезда.
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты - вечности заложник
У времени в плену.
Душа моя, печальница
О всех в кругу моем,
Ты стала усыпальницей
Замученных живьем.
Тела их бальзамируя,
Им посвящая стих,
Рыдающею лирою
Оплакивая их,
Ты в наше время шкурное
За совесть и за страх
Стоишь могильной урною,
Покоящей их прах.
Их муки совокупные
Тебя склонили ниц.
Ты пахнешь пылью трупною
Мертвецких и гробниц.
Душа моя, скудельница,
Всё, виденное здесь,
Перемолов, как мельница,
Ты превратила в смесь.
И дальше перемалывай
Всё бывшее со мной,
Как сорок лет без малого,
В погостный перегной.
1956
Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/pasternak/
Свидетельство о публикации №214021400463