Антра - Наследница неба Т. III, Ч. III, Гл. IV

                Глава IV. Всё как по нотам. Исповедь садовника

   Арест членов секты, находившихся в тот день в соборе и
намеревавшихся спуститься в подземные владения де Спады,
произошёл быстро. Усаторре расположился у самых боковых врат,
и как только появлялся очередной тайный член секты, показывал
перстень на мизинце и громовым голосом спрашивал:
   – Имя и звание?
Услышав ответ, объявлял:
   – Именем нашего повелителя вы арестованы по подозрению
в шпионаже в пользу регента.
Пленников набралось в этот вечер восемнадцать человек. Все
они были закованы и помещены под усиленной охраной в помещение
церковного суда, находившегося на уровне крипты из десяти
мощных колонн, подпиравших абсиду собора. Трое агентов,
ранее направленных Усаторре к келье аббата, попались в засаду
Двое были убиты, а третий, это был Крюк, ранив одного из
матросов, сумел бежать.
   Затем у тайного входа в подземелье была установлена охрана
из дюжины солдат с приказом стрелять в каждого, кто, не назвав
пароля, приблизится на расстояние шести шагов. Пароль лично
каждому солдату сообщил Пьер. Был также блокирован тайный ход
в капище чёрных месс, идущий через внутренний оссуарий
(кладбище аббатства). Об этом ходе через оссуарий Молчальник узнал
из письма Куаньяра, написанного, видимо, незадолго до ужасной
смерти.
    В сопровождении отряда моряков Гастон срочно отправился
на «Диану». Он должен был доставить Антуану пакет с шифровками
Жерома Куаньяра и доложить ситуацию, сложившуюся к ночи
этого дня. Ознакомившись с ситуацией, Антуан голубиной почтой
вызвал на борт фрегата Молчальника и Антру. От расшифровки
сообщений Куаньяра зависело слишком много. Вполне возможно,
в зашифрованных текстах сообщались сведения чрезвычайной важности.
И от принятия дальнейших решений могламогла зависеть жизнь Герцога
де ла Фош и всей его семьи.
Получив важное сообщение, герцог немедленно вызвал к себе
Антру и освободил из-под стражи Мигеля.
   – Вот что, – сказал Молчальник, – обстоятельства складываются

                384

таким образом, что мы втроём срочно отбываем на шхуне.
На борту «Принцессы Дианы» нас ждёт Антуан. К тебе, дорогая,
особый разговор. Нам предстоит расшифровать записки аббата
Жерома Куаньяра, он трагически погиб в застенках де Спады.
Произошло то, чего я так боялся.
   – Когда же, когда это чудовище будет уничтожено? Будь он
проклят до последнего дня Вселенной! – Антра закрыла лицо
ладонями, плечи её вздрагивали. Куаньяр, благороднейший,
честнейший человек. О Боже, где предел твоему равнодушию к людям!
   – Всё! Отплываем в течение ближайшего часа, – почему
Молчальник брал с собой Мигеля было понятно, не мог же он на
время отъезда запереть в каменный мешок провинившегося перед ним,
но всё равно горячо любимого внука.
    Мигель угрюмо молчал, в его глазах была ночь.
   – Герцог, – наконец заговорил он, – я отправляюсь с вами в
качестве обвиняемого, заложника или человека, которому вы можете
полностью доверять?.. Не сомневайтесь в моей ненависти к
де Спаде. В ближайшее время вы узнаете такое о судьбе наших
с Антрой родителей, что дай вам бог не сойти с ума, узнав всю
правду. Но я связан клятвой перед одним человеком – я обязан
ему жизнью. Я дал клятву, чтобы спасти жизнь этого человека,
и поэтому с шестнадцати лет, когда мне дали оружие, я служил
Доменику верой и правдой. Я оказался заложником совести, но
это слишком дорого мне стоило. Я стал жесток и безжалостен к
людям, попадавшим в наши руки. Даже самоубийства я не мог
совершить, так как погубил бы самого дорогого мне человека.
И, если угодно знать, я не завидую Пьеру, вашему приёмному
сыну и наследнику. Но когда я болел, он ни разу не подошёл ко
мне и ни разу не обнял меня. Как будто я был каким-то ничтожным
существом, и он вынужден был терпеть меня из жалости.
Я не могу этого забыть и не знаю, что может произойти, чтобы
я изменил своё отношение к нему. Вот и всё. Ваше право принимать
решение.
Антра испуганно переводила взгляд с Учителя на брата. Потом не
выдержала, прижалась к Мигелю:
– Бедный мой брат, что за ужасная судьба у нашей семьи. Но
мы любим и хотим гордиться тобой. Правда, Учитель?
Трудно представить, какие страсти бушевали в эти минуты в
сердце старого герцога. Но стараясь не менять сурового выражения
лица, он сказал:

                385
    – Я не могу забыть, как в подземном зале ты снял со стены
тяжёлый меч – ты помнишь, Антра? – и сказал: «Давай поскачем
под горку и отрубим голову Доменику». Ты тогда ещё добавил:
«Доменик хотел меня убить, а я не убивался». Значит, кто-то
не давал тебя убить. Наверно, это и есть человек, который так
тебе дорог. В твоём сознании, сознании больного ребёнка всплыла
простая истина. Там, в глубинах твоего разума априори жил
страх перед этим маркизом, этим старым негодяем Домеником,
и желание избавиться от этого страха. Сегодня тебе представляется
возможность исполнить это желание.
   – Я готов, герцог.
   – Тогда в путь. Снимаемся с якоря затемно. Собирайтесь!
   На случай экстренных обстоятельств на рейде замка Этуаль
стояла «Летящая Антра». Погода не подвела. Шхуна птицей неслась
к Мон-Сен-Мишелю и через три часа подходила к «Принцессе Диане».
Еще через два часа Антра и Молчальник совместными усилиями
расшифровали записки Жерома Куаньяра.
  Действительно, всё было прочитано буквально по нотам. Там
оказались три документа. Первый касался данных об устройстве
подземных убежищ. Там были помещения, куда могли входить
только де Спада, его брат карлик Блез – имя палача «Мата бэлы»,
благодаря Мигелю, было, наконец, установлено, – викарий
Бартоломео Фабиоло и покойный агент Лукас.
    Неожиданным было то, что имелся ещё один тайный ход за
алтарём в самом соборе. Вот куда после мессы исчез викарий!
Втой документ касался списка ядов и наркотиков, используемых
в секте. Третий документ был... об истории культа вуду,
о «проводниках перекрёстков» – великих учителях культа, о
проникновении культа в Европу и, наконец, о таинственной молодой
даме, которую де Спада содержал в подземелье. Молчальник
обратил внимание на то, как изменился в лице Мигель, услышав
о ней.
   Чтобы понять, как, начиная примерно с 1679 года, развивалась
цепочка трагических событий в жизни незаконнорождённой
принцессы Дианы, дочери герцога Генриха Бенуа де ла Фош и
французской королевы Марии-Терезии Испанской, необходимо
вновь вернуться к знаменитому процессу отравителей, когда
«Огненная палата», утверждённая Людовиком XIV, расследовала

                386

десятки загадочных убийств. Как показало расследование, к ним
были причастны люди из ближайшего окружения самого «короля-
-солнца». Причём, раскрывая важные эпизоды семейной драмы самого
герцога де да Фош, будем ссылаться как на данные расшифрованной
Антрой рукописи погибшего в застенках де Спады аббата Жерома
Куаньяра, так и на показания других лиц и современных
историков и естествоиспытателей.
   Итак, ещё раз о культе вуду и его связи с древними культами
германских племён и друидов – касты жрецов древних готов
и гэлов. Средневековое африканское государство Дагомея (нынешний
Бенин), Нигерия, Сенегал и другие в XV–XVIII веках стали
главными поставщиками чёрных рабов на плантации Вест-Индских
островов и Латинской Америки. По данным некоторых историков,
за триста лет интенсивной работорговли с чёрного континента
было вывезено до 20–30 миллионов рабов.
   Их по нескольку сот человек, упрятанных в трюмы кораблей
работорговцев, куда входили и пиратские корпорации, и каперские
суда, и даже государственные суда европейских королевств,
перевозили на Кубу, Гаити, Тринидад, в Бразилию и на другие
континенты и острова. Лишенные родины, заброшенные за тысячи
километров от Африки, бесправные рабы сумели сохранить память
 о племенных религиозных культах, магических мистериях и
обрядах древних африканских тотемов. Эти обряды стали духовной
опорой чернокожих изгоев. Со временем под давлением католической
церкви началось формальное обращение рабов в христианство, но
изворотливый ум рабов, не желавших расставаться с древней
народной религией, пошёл на хитрость, своим туземным
богам они дали христианские имена. Например, Легба – бог,
открывающий ворота в царство демонов и духов, стал Петром,
Дембаллах – бог змей, покровитель всех вод, стал святым
Патриком; Эзили – прекрасная богиня любви и плодородия
превратилась в Деву Марию. И в нынешнее время 80 процентов
населения Гаити исповедует туземную религию под видом
христианства, продолжая тайно встречаться в капищах у культового
священного столба «митана».
   Культ вуду (voodoo) на Гаити, называемый на Кубе «сентерия",
а в Бразилии – «мукумба» существует несколько сот лет,
и различные колдуны и маги до сих пор пользуются большим

                387

доверием у потомков бывших рабов. Но во второй половине XVII
века культ вуду стал популярен, благодаря проникновению в
Европу. Его магическими приёмами стали пользоваться многие
честолюбивые авантюристы из духовной и дворянской среды.
   Одним из таких адептов культа вуду, по убеждению покойного
 аббата Жерома Куаньяра, и был Гиббур, священник-расстрига,
один из главных обвиняемых по делу отравителей, проводивший
чёрные мессы с принесением в жертву младенцев. Но Куаньяр
неожиданно приводил примеры из религиозных культов древних
германских племён и жреческой касты друидов и утверждал, что
каким-то непостижимым образом они имеют общие очень древние корни.
Вот почему многие приёмы магии культа вуду вписались в ритуалы
древних обрядов друидов с многочисленными человеческими
жертвоприношениями. В своих записках Куаньяр доказывал это,
основываясь на собственном опыте изучения культа вуду на Гаити
и Кубе  в те годы, когда он был миссионером и исходил многие
селения заморских колоний с целью изучения таинства культа.
Но главное место в записках Жерома Куаньяра занимала фигура
самого де Спады и его образа жизни на Гаити, куда, как мы помним,
он бежал после разоблачения Гиббура. Оказывается, Куаньяр
нашёл человека, бывшего свидетелем и, если угодно, наблюдателем
жизни де Спады. Это был не кто иной, как садовник аббатства Маршан
Однажды совершенно неожиданно он пришёл к Куаньяру на исповедь
и то, что он рассказал, потрясло старого аббата, чего только
не насмотревшегося на своём веку.
   Куаньяр извинялся в записках в отношении того, что в силу
таинства исповеди не может рассказать о покаянных словах садовника,
совесть его была обременена многими тяжёлыми проступками перед
Богом и людьми. Но по желанию самого садовника, дни которого из-за
тяжёлой болезни были сочтены, он должен обнародовать сведения,
касающиеся своего господина, самозванного, как и Маршан, маркиза
де Спада.
   Вот некоторые детали биографии де Спады. Он родился в семье
бродячего циркача и, по совместительству, карточного шулера.
Отца знали только по кличке Коломбо-ловкач. Кто была мать трёх
сыновей Коломбо-ловкача, остаётся тайной. Известно, что первый
раз она родила низкорослого Доменика, а в другой раз двойняшек
карликов. Мальчишки воспитывались в суровой обстановке, часто

                388

граничащей с нищетой. С двенадцати лет они работали цирковыми
акробатами под куполом походного шатра и делали головоломные
трюки.
   Маршан (настоящее имя Этьен Можерон) был сверстником Доменика,
он прислуживал всей семейке Коломбо, бегал на рынок, готовил
простую еду. Когда Доменику и ему исполнилось пятнадцать лет,
во время представления произошла катастрофа - оборвался канат,
державший трапецию, и все три брата рухнули вниз.
Один из карликов-близнецов сломал позвоночник и скончался тут
же на арене. Доменик сломал ногу, а Блез, второй брат-карлик,
отделался вывихом руки. Коломбо был в ярости. Избил Этьена,
потом напился и пьяный ввязался в карточную игру. Его поймали
на шулерстве и, как водится в таких случаях, разделались с ним
несколькими ударами ножа. Оба покалеченных брата оказались на
попечении Маршана. Все трое побирались, прислуживали в портовых
притонах, воровали, и непонятно, как бы они выжили в эти страшные
годы, если бы не попались на глаза одному священнику. Это был
Гиббур. Вся дальнейшая судьба трёх подростков была связана
с этим дьяволом во плоти.
  Более смышлёный Доменик поступил в орден бенедиктинцев, получил
кое-какое религиозное образование и стал помогать Гиббуру.
Когда тот развил бурную деятельность в тайной секте отравителей
и вошёл в круг привилегированных особ, Доменик стал его правой
рукой. Этьен и Блез выполняли самую грязную работу: разносили
яды заказчикам, разбрасывали по городу трупики младенцев,
приносимых в жертву на чёрных мессах. Таким образом Гиббур сеял
панику среди горожан и приобщал суеверных людей к магическим
мистериям, будто бы защищающим от козней дьявола. Попутно
эпидемия чёрной магии компрометировала церковь, показывая её
бессилие, а значит, слабость власти самого короля. Гиббур поручал
мальчишкам подбрасывать в дома зажиточных горожан записки
за подписью Вельзевула с угрозами конца света. Подросткам
приходилось также выслеживать женщин с грудными детьми, и при случае -
воровать младенцев. Гиббур был хорошим психологом и полностью подчинил
подростков своему влиянию.
    Далее Куаньяр писал, что намеренно не приводит некоторые
эпизоды этого периода жизни Доменика, настолько они омерзительны.
Но вот что всплыло в биографии де Спады. Имя это он приобрёл

                389

в результате бесчестного подлога. Некая маркиза де Спада, испанка,
решила отравить своего престарелого мужа и обратилась к мадам
Лавигуаре. Та пересказала всё Гиббуру.
    У старого маркиза был сын от первого брака, слабоумный юноша.
После того, как эта испанка получила за большие деньги яд и
отравила мужа, Гиббур и Доменик её шантажировали. Они пригрозили,
что донесут на неё королевскому прокурору и её четвертуют и
сожгут на Гревской площади. Обезумевшей от страха отравительнице
ничего не оставалось делать, как согласиться с их требованиями.
В результате она отравила приёмного сына, и его место занял Доменик
Было оформлено завещание, по которому при жизни маркизы она
делала своим наследником Доменика с правом вступления во владение
богатым домом в Париже и рентой от обширного имения на юге Франции.
Через несколько месяцев маркиза, ещё молодая женщина, зачахла и умерла.
Но Гиббур и Доменик успели натешится с ней, устраивая жуткие оргии
на чёрных мессах.
   Далее в устной исповеди, по свидетельству Куаньяра, Можерон
рассказал о бегстве Доменика, Блеза и его самого после ареста
Гиббура. Они бежали на Гаити, в то время французскую колонию
Там Доменик занялся изучением культа вуду.
За деньги он покупал и спаивал колдунов и колдуний и выведал много
тайных рецептов приготовления порошков и жидких снадобий. Освоив
технику превращения чёрных рабов в зомби, он использовал их в
качестве послушного стада. Арендованные им земли он превратил в
плантации сахарного тростника и маиса. Своих рабов он почти не
кормил, но взамен умерших зомби, приводил на плантации десятки
других. Сколько он сгубил людей почти за тридцать лет жизни на
Антильских островах, не поддаётся никакому учёту. Карлик Блез
на Гаити превратился в законченного садиста. Пытать и мучить
беззащитных рабов стало его любимым занятием. Можерон не оправдывал
себя, рассказывая об этих годах, когда он был приказчиком на
плантациях Доменика и участвовал в ритуалах вуду.
   Его личная трагедия произошла, когда он влюбился в наложницу
Доменика Тану и открылся ей. Тана-бо-бо была дочерью колдуна,
Доменик её выкупил у отца. Тана была красавицей и сама в совершенстве
владела магическими таинствами вуду. Этьен и Тана решили бежать
на Мартинику. Но их выдал Блез.

                390
   Тана была избита и закована в кандалы, а Этьена привязали
к деревянному кресту, и карлик Блез его кастрировал. В последующие
годы Доменик опаивал Этьена разными настоями, и его жизнь протекала
как бы во сне.
    Они бежали с Гаити на Кубу после того, как один из рабов в
1691 году* поднял восстание.

 *Объединяющим началом восставших рабов была религия вуду.
(Последнее восстание рабов в 1806 году привело к провозглашению
независимости Гаити).
   

Перед самым бегством Тана, опасаясь мести Доменика, оставила
своему отцу младенца (сына её и Этьена) и затем тайно ему
покровительствовала многие годы.
   Все четверо прожили на Кубе ещё три года и только в 1694 году
вернулись во Францию.
   На Кубе де Спада близко сошёлся с испанскими грандами,
богатейшими колонизаторами Кубы, и стал их агентом. В Париже он
представил рекомендательные письма и превратился в одного из
ближайших друзей испанского посла. Так началась его карьера тайного
двойного агента и руководителя секты «Мата бэла», о деятельности
и целях которой мы писали выше.
Оказывается, Бартоломео Фабиоло – наполовину итальянец, родившийся
в Испании, - много лет был миссонером на Кубе. Там они с Домеником
и сошлись.
    Какие же связи де Спада имел при дворе, если получал задания
от партии военного министра и сумел полуитальянца-полуиспанца
сделать викарием собора Мон-Сен-Мишель. Эта должность была
синекурой епископа Бретани.
  В последних строках Куаньяр писал о том, что повергло в шок
всех присутствующих: Тана-бо-бо до сих пор жива, де Спада
скрывает её на Мон-Сен-Мишеле. Имя сына Таны и Этьена –
Родриго Санчес, это имя он получил от приёмного отца, старого
корсара, и наслёдовал его корабль и род деятельности, но погиб
молодым. К его смерти, по словам Этьена, причастен кто-то из
окружения де Спады, но кто этот злодей, несчастный отец так и
не узнал.
    На этом записи Куаньяра, касающиеся исповеди недавно
скончавшегося Этьена Можерона, обрывались.
    – Боже правый, наконец-то всё сошлось! – это был странный,
вибрирующий от волнения голос Мигеля.

                391

    – Микеле, Любовь моя верная, значит Тана-бо-бо, или Мата
бэла, – наша с тобой бабушка, а скончавшийся недавно садовник
монастыря – наш второй дед? Боже, как я хочу её увидеть и
обнять и разузнать о нашей дорогой матушке.
   – Не торопись её обнимать, сестра, у Таны свои понятия о
добре и зле. Но всё равно, я должен её спасти. Так просто Доменик
её не отдаст.
   Наступила тяжёлая пауза.





                392


Рецензии