Всякое бывало Трудное детство. Рассказ 2

                Всякое бывало. Трудное детство. Рассказ 2.

          Маленькая девочка Лида пришла, как всегда раньше всех в школу, а там – пусто, никого нет, хотя такая тяга к знаниям была, что никакой мороз в 40 градусов, не смог её отбить от учёбы (ночью пурга замела всю округу).

Почему, что случилось? -  спрашивала мысленно она себя, и не могла  этого понять. А  детей из-за непогоды, родители, просто, не пустили в школу. Её, тоже не отпускала мама, но она настояла, убедила, как всегда умела настоять на своём.
 Как-то глубокой зимой, за какую-то провинность, она обиделась, выскочила в сени, и стала ждать, когда её позовут. Холод наступал, одета была легко, но все пробегали мимо и старались не замечать её. Так бы и простояла, но сжалился, опять же, дед. Он, её силком затащил в избу, отругал. Но она, упрямо себя считала правой.
 
 А, в это утро, она пришла в школу, развязала  холщовую сумку, достала газету, которую на раскурку использовал её дед, и стала между печатных  букв и строк, по пустым местам писать урок. Бумаги и тетради, тогда были не у всех,  да и  берегли их на письма-треугольники.

Хотела лучиной лампу зажечь, но керосина не оказалось. Пальцы рук и ног не слушались – окоченели. И такой мороз пробивает, особенно за ворот, что даже  чернила замерзают. Слёзы становятся на морозе какими-то упругими, не своими, чужеродными. Так и режет глаза.
 
Но самое главное – страшно в темноте становится, хоть кто-нибудь бы пришёл. Но только ветер завывает в щелях бревенчатого одиночного строения, такой большой школы-избы.
 
 Девочка, - услышала она, вдруг, -  что ты здесь делаешь? Школа не работает в такой мороз. Тебе что, не передали?
Нет! – ответила она, стараясь говорить бойко, как на уроке.
  Это был дед Захар, умелец на все руки, сторож при школе. На плече у него красовалась, грозно, берданка.
 
Он поведал Лиде, что скоро в станицу проведут свет. В городе он давно есть, тогда ещё счастливее заживём, - утвердительно сказал он, заправил лампу керосином и зажёг её. Хоть и копоть, но от неё теплей стало.

Теперь, и посумерничать можно, хоть и утро  - предложил он, и разложил свой кулёк с небольшой картофелиной в кожуре, луковицей, деревенским салом, корочкой хлебца. Придвинул, поближе к Лиде, железную кружку с водой.
 
Могли ли они тогда представить, что через какой-то промежуток времени, кто-то быстро сообразит, что свет – это источник баснословных доходов. На нём всё!  И даже великий Ленин, который утверждал, что ГОЭЛРО,  есть советская власть плюс электрификация всей страны, даже и он, не мог предположить, что появятся «фантазёры», которые, впоследствии, всё приберут к своим, а не к народным рукам.
 
В то время, почти что все советские люди, жили другими категориями, понятиями и отношениями, которые и не снились тем, кто хотел стереть с лица земли – этот гордый,сильный, стеснительный народ.
  И когда она, Лида, стояла на Красной площади и слушала речь И.В.Сталина, на её лице была радость, что руководитель нашей страны, утвердительно говорил в своей речи на приёме полководцев и военачальников, после парада Победы такие слова:

 «Товарищи! Разрешите мне поднять ещё один, последний тост. Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего Советского народа и, прежде всего, Русского Народа.
Я пью, прежде всего, за здоровье Русского Народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.
Я поднимаю тост за здоровье Русского Народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание, как руководящей силы Советского Союза среди всех народов наше страны.
Я поднимаю тост за здоровье Русского Народа не только потому, что он – руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение.
И далее, следующие слова прозвучали, в этом тосте Сталина: «У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941-1942 годах, когда наша армия отступала, покидала родные села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело-Финской республики, покидали потому, что не было другого выхода. Иной народ мог бы сказать правительству: «Вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Но Русский народ не пошёл на это, ибо он верил в правильность политики своего правительства и пошёл на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие Русского народа Советскому Правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества – над фашизмом.
Спасибо ему, Русскому Народу, за это доверие».
 
Уже тогда, некоторым это не понравилось, хоть и противоречива эта фигура-личность была в политике, но слова не вытравишь из текста – они были произнесены на века, на весь мир из уст, по национальности грузина, руководившего советским государством, где было очень много национальностей и народностей.
 Но это политика, а Лида, тогда, в чуть стихнувшую пургу, выучив урок, отправилась назад, домой. В это трудное детство, когда необходимо было готовить засушенный с лета, суп из собранной лебеды. И жмых и мамалыга помнится. Всяко бывало. Детство было тяжёлым, как у всех сверстников её поколения. От школы до дома, туда и обратно – 14 километров, в любую погоду.

Но жажда к знаниям была огромной. Так, до войны окончила элеваторный техникум. Почему? Да потому, что остался вкус хлеба на всю жизнь, его постоянная нехватка. Потом на очереди, учительский педагогический институт, и уже, имея на руках троих детей, будучи больной – окончила Ростовский университет, кафедра истории.
 
Вот сейчас, передо мной, лежит на столе билет, в Светлановский зал  Московского Международного Дома Музыки. Там была встреча педагогических династий Москвы, где присутствовали правнуки и внуки Лиды, всё её последовавшее поколение. С 86 по 89 страницы второго тома книги «Педагогические династии Москвы» с фотографиями Ефремовой (Сомкиной) Лидии Васильевны, других её родственников, начинается эпопея династий учителей этого рода. 
                «Дороги лёгкой не ищи!» - твердила мама с детства
                И теплоту своей души мне отдала в наследство.
                Учитель прадед, дед, отец … впитали поколенья
                И кровное родство сердец, и душ соединенье.
               
                На фотографии смотрю, родные вижу лица.
                Учитель! Скромному труду позволь же поклониться.

                - Тихонов Л.Н. –
                учитель русского языка и литературы.

                И со слов её внучки Ирины звучит в этой книге так: - если сложить педагогический стаж, только моих двоюродных бабушек, то он составит более 240 лет!
 А в детстве, Лида помнит, как собирали колоски на полях, если тайно, то грозил по сталинскому уголовному кодексу тюремный срок.
 И уже, будучи, работая на хлебозаводе, после техникума, она своим сёстрам, выносила хлебушек на проходную. Сама, положенное, как работнику порции, не доедала, всю неделю складывала в мешочек. Маленькие  дети, помнят эти тёплые, вкусно пахнущие теплотой сестры, кусочки ржаной черняшки, а больше – ну никаких сладостей не надо.
                9.05.11.
             

 


Рецензии

Уважаемая Троянда! Если вы внимательно читали речь-тост И.Сталина, то могли обратить внимание, что это взято из архивов, а не моя придумка. И уже тогда, некоторым это не понравилось, хоть и противоречива эта фигура-личность была в политике (хотя, с этим можно поспорить, попробуйте себя сами в этом поприще-политике - может у вас получится)(С), но слова не вытравишь из текста - они были произнесены на весь мир и не мной. Ваша рецензия правильная, особенно, что это подвиг всего СОВЕТСКОГО НАРОДА,...
(далее по вашему тексту).
С уважением к вашему творчеству - Виктор Ефремов.

Виктор Ефремов   15.02.2014 11:49     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.