Титов Валентин Филиппович 1922-1942
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=52393458
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=64549894
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=73477255
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=402772204
Титов Валентин Филиппович родился в 1922 году в городе Грозном. Затем его семья переехала в Дагестан.
В обращении в Махачкалинский военкомат в 1944 году его мать, Титова М.Ф., пишет, что в сентябре 1940 года Валентин был направлен в авиационную школу в Таганрог [1]. Затем переведен в Омск, откуда по окончании учебы направлен в Куйбышев на станцию Кинель в штурмовой полк.
В октябре 1942 года переписка с сыном прервалась.
Летом 1942 года сержант Титов Валентин был пилотом 618-го штурмового авиаполка 8-й Воздушной армии. В июне «в городе Куйбышеве на авиазаводе №18 полк получил на вооружение новые одноместные самолеты ИЛ-2. [2]
"В начале войны боевая жизнь летчика-штурмовика составляла в среднем 6-7 боевых вылетов, а в некоторых полках всего 3-4 вылета. Для сравнения: средняя живучесть летчика-истребителя в указанное время составляла - 64 боевых вылета; бомбардировщика - 48. Поднимаясь в воздух для сопровождения штурмовиков, летчик-истребитель имел шансов вернуться из боя в 9 раз больше, чем сопровождаемый им летчик-штурмовик…
… Подготовка летчиков-штурмовиков к ведению боевых действий в запасных полках была явно недостаточной. Невозможно было за два неполных месяца качественно обучить летчика должным образом управлять новым для него самолетом, освоить приемы воздушных боев и штурмовки на данном типе самолета. Тем более, что в то время еще не было методических наработок по практическому применению ИЛ-2 в боях…
… После получения новых самолетов [618-й штурмовой авиаполк] на аэродроме Бобровка (район г. Кинель, Куйбышевской области) в составе 43-го ЗАП первой ЗАБ продолжил… обучение навыкам вождения штурмовика молодых летчиков.
Наскоро подготовив пилотов и дав им по 3-4 часа налета, 15 августа 1942 года 618 ШАП под командованием полковника Андреева вылетел на Сталинградский фронт, где вошел в состав 228 штурмовой авиационной дивизии (ШАД) 8-ой Воздушной армии генерала Хрюкина.
Пройдя курс ускоренной подготовки, летчики плохо умели летать в строю, бросать бомбы, стрелять, что, конечно же, не могло не сказаться в ходе дальнейших боевых действий.
Прибыв на Сталинградский фронт, полк стал базироваться на аэродромах: совхоз "Сталинградский", Большая Ивановка, Пролейская, имея в строю 20 исправных самолетов ИЛ-2.
В это время на усиление 8 ВА Ставка ВГК направила 23 авиационных полка - в общей сложности около 450 самолетов.
Обстановка под Сталинградом в середине августа 1942 года оставалась крайне напряженной. Гитлеровские войска находились в 60-70 км от города на западе и в 20-30 км на юге. Соотношение сил на земле и в воздухе все еще было в пользу противника. В авиации враг превосходил советские войска в 2 раза, а в танках - в 4 раза.
С 15 по 20 августа 1942 года советские войска упорно удерживали плацдарм в малой излучине Дона. Но затем врагу удалось оттеснить 4 танковую армию Сталинградского фронта, форсировать Дон и захватить небольшой плацдарм на его левом берегу. Все наши попытки ликвидировать этот плацдарм были безуспешны.
Восьмая воздушная армия с 20 по 22 августа 1942 года с целью сдерживания наступления сильной ударной группировки немецких войск в составе 14 танкового, 8 и 51 армейских корпусов ежедневно совершала по 500 самолетовылетов. В жаркие дни боев на каждый штурмовик приходилось по два боевых вылета.
23 августа 1942 года группа из 9 самолетов ИЛ-2 618-го ШАП, ведомая командиром Ковалевым, получила задачу уничтожить переправу противника через реку Дон на участке ниже Акатов-Калачики.
К указанной цели группа подошла на высоте 800 м, зайдя с тыла под углом 45 градусов к переправе, штурмовики с первого захода уничтожили вражескую переправу. Прямым попаданием бомб летчик Андрюшин взорвал на переправе 2 бензозаправщика...
К 4 сентября 1942 года полк понес большие потери: 18 самолетов и 17 летчиков. Дала знать о себе слабая лётная подготовка и отсутствие боевого опыта.» [3].
30 августа 1942 года не вернулся с боевого задания пилот 618-го штурмового авиаполка сержант Титов Валентин Филиппович. Ему было 20 лет.
А в поселке Двигательстрой в доме 10 кв. 31 [ул.Советская, 19-31] ждали и надеялись на его возвращение мать и отец Филипп Александрович.
Нас было восемь ИЛ-ов беззаветных,
Мы шли вперед как говорил приказ
Мы шли вперед неся врагу гостинец
Мы шли вперед где смерть встречала нас. [4]
Фото. Группа одноместных штурмовиков направляется к цели.
[1] Таганрогский авиационный техникум (ТАВИАТ). Девять выпускников ТАВИАТа в войну стали Героями Советского Союза.
[2] ИЛ-2 - первый в мировой практике бронированный самолет-штурмовик. Один из основных боевых самолетов советских ВВС в годы Второй мировой войны. В 1941-1942 годах выпускался в одноместном варианте без воздушного стрелка, и из-за отсутствия истребителей сопровождения потери этих самолетов были велики.
[3] В.В.Шишкин. Очерк об истории 618-го штурмового Берлинского ордена Суворова авиационного полка (http://www.allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/publ/14.dat)
[4] http://www.allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/publ/14.dat
Свидетельство о публикации №214021501055