Чупакабр. Глава11. Готические храмы

 Мир готики таинственен, запутан и неоднозначен. Любой готический храм - многосмысловая загадка, только не загаданная вслух, а воплощённая в камне, витражах, выложенных на полу лабиринтах, скульптурах и композициях. С готческими соборами связано огромное количество легенд.Кто то видит в этих зданиях шедевры зодчества, а для кого-то это Вселенная, модель Универсума, Библия для неграмотных, антология метафизики, символические послания тамплиеров и алхимиков. Приверженцы эзотерических учений утверждают, что архитектура и символика, например парижского Нотр - Дама - это своего рода, зашифрованный свод оккультных учений. Именно в этом смысле Виктор Гюго говорил о Нотр - Даме, как о "наиболее удовлетворительном кратком справочнике оккультизма". Легендами окутаны малейшие завитки в орнаментах его декора.  (Мария Згурская.50 знаменитых загадок Средневековья).

  Франции принадлежала ведущая роль в развитии готической архитектуры средневековья со второй половины 12 века. Самым известным и ранним сооружением является уникальный Нотр-Дам в Париже. Массивный собор был способен вместить 9 тысяч верующих.

  В соборе  используется много скульптурных изображений, в том числе и фантастических химер, являющихся самими характерными чертами готического стиля. Время расцвета готической архитектуры Франции пришлось на 13 век. В это время  были построены знаменитые соборы Амьена, Реймса и других.

  Общим  представлением о характерной особенности средневекового мышления является символизм. Символ - это прежде всего жёсткая определённость, пусть и  многослойная, фиксирующая вещь и её отражение. А отражение вещи и есть символизм этой вещи.

  Распространение  этого стиля совпадает с формированием французского литературного языка, расцветом литературы, развитием философии, схоластических школ, научными достижениями и становлением куртуазной литературы. Готика родилась в атмосфере мощного подъёма духовных и творческих сил. Средневековая теория искусства не могла передать всю живость своеобразия, сложность художественной практики. Она представляла собой скорее философское умозрение на тему искусства. Некоторые тенденции ведущие к представлению о характере творчества, можно обнаружить в неоплатонической школе философии К.М. Муратова пишет, что проблема изображения в зрительных формах невидимого мира восходит ещё к "Тимею" Платона и сочинениям Плотина.

  Творческий процесс рассматривается как деятельность, берущая начало в умозрении, в созерцании трансцендентальной красоты". Искусство художника состоит в очищении материи. Воплощение идеи в зримый образ является, по сути процессом реконструкции материальных форм, в их соотносимости с миром религиозных ценностей, тем самим переводя из мира физического в мир духовный. То есть, в определённой степени, творческий процесс можно соотнести с процессом алхимическим. Эта концепция  изложенная Псевдо - Дионисием Ареопагитом в трактате "О небесных иерархиях" впоследствии будет развита  Иоанном Скоттом  Эриугеной, Гуго Сен Викторским, Бонавентурой.
 
   О философии искусства было много написано Альбертом Великим, Фомой Аквинским. Эти мыслители имеют самое непосредственное отношение к теме книги Фулканелли и алхимии.

 В средние века архитектура занимала привилегированное положение. Это обусловлено рядом  причин. В первую очередь важное значение имели теологические  представление того времени о том, что Бог - это архитектор вселенной. Соответственно и собор, который был местом встреч, являлся местом  общения с Богом. Устремлённые вверх готические храмы можно рассматривать как символ храма - горы, синтезирующего микрокосм и макрокосм, точку через которую проходит мировая ось, место ведущее к Единому. А поскольку творческий процесс должен проходить по "подобию Божьему", то и работа архитектора была угодна Богу. (Фулканелли - "Тайны готических соборов").

 За свою много тысячелетнюю историю искусство  знало немало стилей, но очень редко можно назвать автора, точную дату и место рождения кого либо из них. Готика - редкое исключение. Она появилась на свет во Франции и, кстати, именно благодаря свету: из представления о том, что Бог есть свет (так кратко можно сформулировать основной постулат учения, ставшего теоретическим обоснованием готического искусства).

  "Отец готики" - аббат Сугерий, бывший настоятелем главного церковного церковного "учереждения" Франции того времени. Теолог, историк в 1147 году-регент при французском короле Людовике 7, помимо философских сочинений, он написал трактат по эстетике христианской литературы, в которой обосновал символическое значение многих элементов архитектурной композиции, в том числе витражей и стрельчатой арки. Новый  стиль стал для него воплощением идеи, найденной в трудах, приписываемых в то время, основателю монастыря бывшего усыпальницей французских королей, святому Дионисию, первому святому Франции. Отныне  собор - реликварий, реликварий для божественного света, что проникает внутрь сквозь стекло, поглотившие стены. Никогда  ранее цвет и свет не играли такой символической цели.

 Гипотеза о возникновении готики или архитектурной революции своего времени у Луи Шарпантье в книге "Тайны Шартрского собора",тесно связана с тайнами тамплиеров. Творение мастера может способствовать формированию у человека духовного порыва, особенно архитектурное сооружение, которое затрагивает душу. Ритм  материала открывшийся обладателю умения почти магического, в свою очередь воздействует на других людей, поскольку в них самих таится нечто созвучное этому ритму.

 Поэтому во всех временах религиозные зодчие занимали  выдающееся положение в обществе и их обучение принимало форму обряда инциации. Этот аргумент в пользу тесной связи тамплиеров со строителями соборов...

  Есть и другие способы пробудить в человеке духовное начало - поэзия, музыка, цвет, форма, составные части обрядов. Сама земля обладает такой способностью. В некоторых местах душа человека чувствует прилив энергии, и туда обычно, совершаются паломничества. Любопытно, кстати, что места христианского паломничества часто совпадают с местами паломничества языческого - тут постоянно происходят чудеса, каким бы богам не поклонялись.

  Так Шартрский собор  возвели на месте друидского дольмена, там где ныне на острове Ситэ высятся башни Нотр - Дам де Пари, некогда поклонялись Юпитеру и так далее... Люди выбирают для культовых сооружений преимущественно такие места, где духовное начало пробуждается быстрее и легче. Одновременно ведётся поиск соответствующей конструкции, позволяющей максимально реализовать задачу инициации "духовного трепета". ( Материал взят из интернета).


   ...Архитекторы 12 века могли иметь доступ  к математическим и техническим знаниям, неизвестным в Западний Европе в то время. Это объяснялось частыми переездами и возможностью сравнения с другими культурами. Посредниками таких обменов могли быть арабы. Из-за неприятия ислама, которое выражалось во всеобщем одобрении таких понятий как реконкиста Иберийского полуострова или крестовые походы в Святую землю, хроники того времени обходили молчанием появление новых идей и технологий(в области кораблестроения, военного строительства, металлургии, обработки стекла...), которые можно было  заимствовать при тесных контактах с Востоком, сложившихся вследствиии тех же крестовых походов и оживления торговых отношений никогда не ослабевавших, несмотря на напряжения;... при изучении знаний, которые преподавалисьв мусульманских университетах в Испании, при переводе с арабского на латинский язык научных текстов, как заимствованных, так и оригинальных, арифметических представлений классической античности и Древней Индии.
В настоящее время доказано, что некоторые из этих переводов на латынь были затем переведены на романские языки, вероятно для того, чтобы их  могли использовать в работе профессионалы, в том числе и строители соборов.(Тайны соборов или собоборы тайн. Под редакцией Анджелы Черинотти)


  Каким бы не были знания, которыми располагали или которые мог приобрести в течении своей карьеры средневековый архитектор, все они являли собой неотъемлемой частью религиозной концепции его деятельности, рассматривавшей смиренное признание в Боге источник своего знания.

  Такие позиция почтительного смирения раскрывается, например в словах монаха Теофила, сопровождающих его технический трактат("О различных искусствах")(начало 12 века):"Я не исключил ничего ценного или редкостного из-за ревнивого злого умысла. Я ничего не утаил, не оставил только для себя самого". Эта цитата позволяет ещё глубже проникнуть в суть вопроса о секретности, которая якобы сопутствовала строительной практике в Средневековье. Хотя Теофил заявляет, что он ничего не утаил, но по-видимому так было принято в то время.

 Похоже настоятельная необходимость соблюдения профессионального секрета возникла в период расцвета строительства в 12-13 веках. В одном из документов 1459 года появившемся в результате встречи мастеров камнетёсов из разных городов - Страсбурга, Зальцбурга и Вены с целью достижения договорённости о едином уставе в ложах, можно прочесть:"Никто из мастеров,никто из наладчиков, никто из временных работников да не научит того, кто не занимается нашей профессией и никогда не выполнял работу каменщика, как из чертежа построить здание". Как можно догадаться, в документе упоминается чисто "технический" секрет, объяснение которого можно найти в рисунках Виллараде Онекура, архитектора из Пикардии, жившем в 13 веке, который оставил нам ценнейшие свидетельства в виде своего "альбома" из путевых заметок.
Возможно, Виллар стремился к познанию " вечного бытия" используя определения Платона, но в свете поиска совершенства и в рамках мистической концепции геометрии, не для защиты особых интересов или во имя личного престижа. Корпоративные барьеры в 15 веке уже были признаком заката понятия сакрального(священного). (Тайны соборов или соборы тайн. Под редакцией Анджеллы Черинотти).

    Религиозные зодчие из братства "Соратники Долга и Свободы", построившие несколько готических храмов поразительной чистоты линий не скрывали у кого позаимствовали свои"штрих"-нечто вроде описательной геометрии, без которой невозможно создать готическую конструкцию. Эти знания они получили от цистерианских монахов. Почти все исследователи соглашаются, что готический стиль вышел  из ордена  цистерианцев, в крайнем случае цистерианцев называют "распространителями готики". Орден храма был, в некотором роде сыновним по отношению к главному интерцианскому аббатству Сито через святого Бернара Клеврского "который обучил и доверил ему его миссию". А орден Храма теснейшим  образом связан с готческим стилем. Французский учёный Даниель Ро говорит:" Многие самые существенные черты готического стиля появились благодаря святому Бернару".

  Поражает воображение тот факт, что среди  тогдашнего французского населения нашлось такое количество каменщиков, резчиков, плотников и даже  витражистов, чтобы в пределах одной эпохи возвести громадное количество внушительных храмов. Конечно их обучением занимались интерцианцы и бенедиктинцы, и тем не менее!

  Сколько зодчих! Сколько резчиков! Сколько плотников! - восклицает Луи Шарпантье - и всем надо платить! Следовательно был "спонсор". А из числа возможных спонсоров лишь один обладал богатством, позволяющим финансировать подобные проекты - это Орден Храма. Стал бы Орден это делать, если бы не возложенная на него миссия? И разрешение этой загадки упирается в фигуру святого Бернара. Святого Бернара, который, как считается, имел отношение к возникновению Ордена Тамплиеров, обучил Храм и доверил ему особую миссию. Следовало бы сказать три миссии: Найти Ковчег Моисея, развить западную цивилизацию, возвести Храм. (Материалы взяты из интернета).


 Окончить столь благородные начинания, как мы помним, рыцарям -храмовникам помешали обстоятельства им не подвластные. Но готические шедевры продолжают восхищать потомков.
                (Мария Згурская. 50 знаменитых загадок Средневековья).



 






   




               


Рецензии