Джон Гилл. Христос и христиане в жизни и смерти
Джон Гилл
На смерть Джозефа Стеннета (1758)
Ибо для меня жизнь Христос, и смерть приобретение
Фил.1.21
Это послание, из которого взят данный текст, было написано апостолом Павлом, когда он был заключен в Риме, Церкви Христовой в Филиппах. Филиппы были главным городом старейшей части Македонии (1) и колонией римлян, во время написания этого послания. Евангелие излагается в нем самым ярким и удивительным образом. Апостол Павел намеревался сначала идти в другое место, но Божьим провидением он был остановлен и направлен в этот город, где его служение привело к обращению Лидии и ее семьи, и тюремщика и его семьи, и эти две семьи заложили основу Церкви и Евангелия в этом городе, ставшем более известным, чем в силу того, что он был построен царем Филиппом, отцом Александра Великого. Вблизи Филипп состоялось сражение между Цезарем и Марком Антонием, и, с другой стороны, Брутом и Кассием, где последние были разбиты. Изобилие фонтанов и золота в городе дало ему имя Хрисополь, как он назывался и позже (2). Церковь была хорошо устроена здесь, она была в полном порядке, имела надлежащих служителей, епископов и диаконов, причем первые заботились о духовных, а вторые о мирских делах. Члены ее описываются как святые во Христе Иисусе; они были во Христе от века, будучи избраны в Нем, чтобы быть святыми и обрести вечное счастье, и когда они были призваны званием святым и обращены к Нему, принципы благодати и святости были созданы в их сердцах, и они стали жить святой жизнью. Апостол имел очень большое уважение к ним, и он помнил их в своих молитвах, в которых он благодарил Бога за их постоянное общение в Евангелии. Он выражает твердую уверенность в действии благодати, которое было начато в них, и будет совершаться его даже до дня Христова, ибо он убежден, что по благодатным установлениям Божиим они стали причастниками благодати. Он заявляет о своей самой сильной и нежной любви к ним, за подлинность которой он ручается перед Богом, и в качестве доказательства он молится за них, чтобы они могли возрастать в любви, духовном знании и рассудительности; чтобы они могли быть в состоянии различить вещи, которые действительно различаются, и были дивным образом утверждены в безупречности и изобиловали плодами праведности во Христе, во славу Божию. И в то время как он был в тюрьме, он сообщает им об их обязанностях и пользе таковых, о том, что они были средством распространения Евангелия во многих местах, и даже в суде кесаря, и о том, как Бог придал служителям смелости проповедовать без страха перед людьми с разными принципами и взглядами; и хотя некоторых одолели зависть, распри и раздор и они думали добавить к скорбям апостола, другие же, имея добрую волю и любовь к его словам, к истине и душам людей, и зная, что он поставлен защищать Евангелие, высказывали отличные от него взгляды. Однако независимо от всего этого апостол утверждает, что главная радость для него - это проповедовать Христа, и он был убежден, что он ни в чем не будет посрамлен, ибо по действию Духа и молитвам святых он имел обоснованную надежду на то, что Христос будет прославлен в его теле, жизни и смерти, и вся его жизнь, если она продлится, будет во славу Христа и для продвижения Его Царства в мире, если же он умрет вскоре, смерть будет для него приобретением, и если он должен умереть ради Него, с верой и исповеданием Его, он должен быть с Ним вечно, "ибо для меня жизнь Христос, и смерть приобретение". Эти слова можно читать:
I. Как одно предложение, и это приводится как вариант на полях нашей Библии, и некоторые переводчики уделяют этому большое внимание (3). В соответствии с этой версией слова Христос является субъектом по отношению к обеим частям, то есть в Нем есть "приобретение в жизни и смерти", то есть Павел приобретает Христа и в жизни и в смерти (4).
II. Как два предложения, субъектами которых являются жизнь и смерть, и соответствующие предикаты - Христос и приобретение. Это прочтение ближе к нашей теме, а потому я рассмотрю его подробнее.
I. Эти слова можно рассматривать как усиление смысла, а именно: Христос для апостола есть приобретение и в жизни и в смерти. Это не означает только лишь, что апостол как таковой получил от Христа свое поручение и дары благодати для этого служения, и стал успешным в нем, и принес великую пользу душам людей, и за то приобрел доверие и репутацию среди церквей Христа; но это следует понимать так, что для него как верующего во Христа вместе с другими, в том числе с наименьшими из святых, Христос есть приобретение и в жизни и в смерти. Я говорю о верующих и святых, ибо Христос не приобретение для людей безблагодатных; если Он и почитается ими как таковой, они не видят Его превосходства и не отличают Его от других возлюбленных, и не находят в Нем ни вида, ни величия, так что Он не может быть самым лучшим для них. Они не могут себе представить, какую пользу они получают, если исповедуют Его и служат Ему, и прибегают к Его Слову, поклонению и таинствам, но напротив, считают, что в Нем они что-то потеряли, и потому желают отойти от Него. В особенности они не могут считать, что Христос должен цениться превыше всего, и потому они лишают Его подлинного Божества, умаляют ценность Его Крови до той же, что у простого человека, презирают и отвергают Его праведность, и отрицают Его жертву, удовлетворение и искупление, и по сути считают себя своими собственными спасителями. Но Христос есть приобретение лишь для тех, которые верят в Него таким образом, что Он есть для них высшая драгоценность, которые имеют особое и духовное знание Его, у которых есть понимание, и очи их ума открыты и просвещены Духом Божиим, чтобы знать Бога истинного, что Он есть истинный Бог, полностью и истинно Бог и жизнь вечная, и что они пребывают в Боге истинном (1 Иоан.5.20). Они заинтересованы в Нем и во всех благословениях Его благодати, и у них есть такое знание Его, славы Его и богатства благодати Его, которое есть начало и залог вечной жизни, и это знание и его Предмет они предпочитают всему остальному, и считают все вещи тщетой по сравнению с этим, и потому они желают узнать Христа больше, узнать Его Личность, Его дело и Его благодать, и готовы пострадать и потерять все, чтобы приобрести это (Фил.3.8-10), и получить Его или большую степень знания Его. Христос есть приобретение только для тех, кто видит Его и верит в Него, кто видит ценность и значение Его, полноту благодати в Нем, Его значение для потерянных грешников, погибающих без Него; поэтому только такие души идут к Нему, доверяют Ему и возлагают на Него веру и упование, как на Господа их праведности, их единственного Искупителя и Спасителя; они полагаются на Него как на Того, Кто единственно может их спасти, отдают все в Его руки и ожидают от Него всей благодати здесь и славы в будущем, и они не только имеют интерес к Нему, но они удовлетворены Им и тем, что они принадлежат Ему, ибо Он есть Господь и Бог их, Который возлюбил их и предал Себя за них. Для таковых Христос есть приобретение, и именно так они воспринимают Его.
Во-первых, Христос есть их приобретение в жизни. Он есть все для них, ибо Он полнота их стремлений, и все, чего они хотят, они находят в Нем. Он их мудрость, праведность, освящение и искупление (1 Кор.1.30). Он их мудрость, чтобы вести и направлять их, их праведность, чтобы оправдать их, и сделать их приемлемыми Богу, их освящение, чтобы подготовить их к вечной славе и счастью, и их искупление, чтобы избавить и спасти их от всех врагов их, плоти, сатаны и мира. Он их Жизнь, животворящая их, чтобы они могли исполнять все дела, требующие духовной жизни, а также дающая им право на вечную жизнь; Он их Свет, который просвещает их, свет, в котором они с радостью видят все Божественные вещи; Он их пища, которою они живут и которой они питаются для жизни вечной; Он их одежда, в которую они одеты, Он есть Источник всей их радости, мира и утешения, и интерес к Нему есть их право на все потребное для жизни и благочестия; все это принадлежит им, поскольку Христос является их достоянием, и за все это они должны быть благодарны только Ему. И о том, как велика должна быть эта благодарность, говорит следующее.
1. Он Сам, Его Личность, уже есть приобретение, достаточное для верующих, так как нет ни одного из сыновей Бога на небесах, кто сравнился бы с Ним, и нет сильных на земле лучших, чем Он. Он "лучше десяти тысяч других" (Песнь 5.10), среди десяти тысяч ангелов, или десяти тысяч других святых, будучи "сиянием славы Отца, и образом ипостаси Его"; Он является одним и единственным Посредником между Богом и человеком, через которого они имеют доступ к Богу и в Котором имеют принятие Им; Он является их пророком, чтобы учить и наставлять их во всех Божественных вещах, их Священником, чтобы искупить их грехи, и ходатайствовать за их души, их Царем, чтобы руководить и управлять ими, защищать и отстаивать их. Он устрояет все отношения Бога к ним; Он их благой Отец, любящий Супруг, добрый Брат и верный Друг, и нет лучшего приобретения для них. Он является драгоценной жемчужиной, для которой никакая цена не может быть достаточна; Он дороже драгоценных камней и всех вещей во вселенной, которые нельзя и поставить рядом с Ним, ибо "приобретение Его, премудрости Божией, лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота" (Притч.3.14.15).
2. Не только Сам Христос, но в Нем все другие вещи любой ценности и важности принадлежат им; Христос есть неизреченный дар Божий, и с Ним Бог свободно дарует все остальное (Рим.8.32), относящееся к их духовной и вечной жизни; в Нем они благословлены всяким духовным благословением (Еф.1.3), каковы мир, прощение, праведность, усыновление и вечная жизнь; все милости, обещанные Давиду, благословение всеми благами вечного завета благодати, заложенными в Нем, вся полнота благодати, которая обитает в Нем, как благоугодно было Отцу, и от Него святые "получают постоянно благодать на благодать" (Кол.1.19, Иоан.1.16), во всяком изобилии, и все нужды их восполняет в завете их Бог и Отец, по богатству Своему в славе Христом Иисусом (Фил.4.19).
3. Все обетования завета благодати, которые заложены в вечном Евангелии, принадлежат им; это благочестие, истинное, реальное и могущественное, и у тех, кто не обладает им, нет обетования жизни настоящей и будущей (1 Тим.4.8), и как в отношении вещей мирских и духовных, и по отношению к благодати и славе, все это во Христе да и аминь (2 Кор.1.20), и те, которые верят в Него, являются наследниками их, имеют право на них и могут наслаждаться тем, что в них содержится, и это более велико и драгоценно, чем золотые яблоки, и более желанно, чем тысячи золотых и серебряных, и те, кто знают цену и стоимость этих вещей, будут радоваться им всегда, когда найдут их и когда они будут применяться к ним, так как святые есть те, которые "находят большую добычу" (2 Пет.1.4, Притч. 25.11, Пс.118.72, 162), то, что дает им непосредственное утешение и облегчение и служит им в трудные времена страданий.
4. Христос есть приобретение для тех, кто знает Его и верит Ему, и они возлагают высочайшие почести на Него. Хотя они могут, исповедуя Его, потерять свое имя и репутацию среди людей, и стать сором и прахом для мира (1 Кор.4.13), все же они сделаны Христом царями и священниками Богу и Отцу (Откр.1.5); эти два высоких и почетных служения объединяются в них, и они являются царственным священством. Они цари в царстве благодати, которое находится в них, где благодать царствует через праведность над грехом, сатаной и миром, и которое заключается в праведности, мире и радости во Святом Духе, которые они имеют сейчас, и они являются наследниками вечной славы; у них есть венец жизни, праведность и слава уготованы им, и престол славы подготовлен и создан для них, даже тот же самый, на котором сидит их Господь и Глава, Искупитель и Спаситель, и они будут сидеть с Ним на нем; они живут как цари, они сидят за столом царским и вкушают царскую трапезу; они одеты в царственный пурпур, ибо они связаны с Царем царей, и они есть Супруга Его и стоят по правую руку Его в золоте Офирском; их одежда шита золотом, цари посещают их, и ангелы есть гвардия святых, ибо они "служебные духи, посланные служить им, кто наследует спасение". И они священники, они имеют легкий и свободный доступ к Богу Отцу их, через Христа Посредника, под влиянием Духа, и они имеют доступ со свободой и смелостью, они могут прийти к Богу через кровь Христа с бесстрашием и с полною верою, они могут прийти без страха к Богу, и предлагать свои духовные жертвы, молитвы и похвалы, и представить себя в душах и телах в жертву святую, угодную и приемлемую Ему. "Честь сия всех святых" (Пс. 149.9).
5. Они обладают обилием богатств от Христа; все Христово с пользой для них, даже Его бедность, ибо они "обогатились Его нищетою" (2 Кор.8.9). Это приобретение и есть их высшее богатство, ибо все Его богатства как Творца и Правителя мира принадлежат им: "Господня земля и все, что наполняет ее" (Пс.24.1), и все это принадлежит народу Его. Весь мир принадлежит людям Его; они наследники его, как Авраам, они имеют законное притязание на него и обладают всем в нем, что для них хорошо, и пользуются этим таким образом, каким другие не могут; богатство благодати и богатство славы принадлежат им; неисчерпаемые сокровища Христа, которые никогда не могут быть исчислены; это истинное, твердое и существенное богатство, которое будет длиться вечно, и никогда не может быть потеряно, и, хотя верующие во Христа могут ради Него пострадать разорением своих благ и потерять свое мирское содержание, они ни в чем не проиграют, но получат все потерянное; за все, что они оставят и потеряют ради Христа, они получат во сто крат в этом мире, а в мире грядущем жизнь вечную (Мк.10.30).
6. Они получают от Христа и в Нем славное оправдание, и хотя они расстаются со своей собственной праведностью, они получат много лучшее. Как ставшие учениками Христа они действительно обязаны отвергнуть свою собственную праведность как греховную, рали Него; будучи убеждены Духом Божиим в недостаточности своей праведности для их оправдания, они отказываются от нее и полагаются только на Него; они желают найтись не в их собственной праведности, в которой, как они видят, они не могут быть оправданы перед Богом; они находят это одеяло слишком узким, чтобы в него завернуться, и следовательно, откладывают его в сторону, ибо это не одежда праведности; но что тем самым они теряют? Только грязные тряпки, от которых не больше пользы для покрытия нагой души от гнева Божия и Его мстящей справедливости, чем от опоясаний из фиговых листьев у наших прародителей, когда они согрешили. Но взамен этого они получают лучшую праведность, не только праведность, которая превзойдет праведность лицемерных книжников и фарисеев, но даже такую, что превышает реальную святость святых, ибо это новый человек, который создан в праведности и святости истины, и он превзойдет праведность ангелов на небесах, и Адама в состоянии невинности, ибо это не праведность твари, но правда Божия, которая явлена на всех верующих (Рим.3.22); эта правда так же обширна, как и заповедь, она вполне соразмерна праведному закону Божию, который ею возвеличен и прославлен, справедливость которого удовлетворена, и теперь святые угодны Богу и будут всегда угодны Ему в будущем, ибо Он оправдал их сейчас, и в дальнейшем будет оправдывать, и эта праведность оберегает их от всякого осуждения и ярости и дает им право на жизнь вечную.
7. Все, кто веруют во Христа, получают неизмеримую пользу от Его Крови и жертвы; они имеют искупление Кровию Его, от всех своих беззаконий, от закона, и всего его проклятия, от сатаны и его начальств и властей, от мира, и все врагов их; от ада, гнева, разорения и уничтожения, и это достигнуто не тленным серебром или золотом, но драгоценной Кровью Христа. Этим также достигается также полное прощение грехов, по заключении мира с Богом, и примирение за грех; совесть окропляется и очищается от мертвых дел, ибо они очищены от всякого греха Жертвой Христовой, грех окончен и ему положен конец навсегда, и те, которые получили искупление, освящены и сделаны совершенными, и это закладывает основу для их неизменной радости.
8. Все, кто верят в Иисуса Христа, спасены Им спасением вечным, ибо в Он в Своем поручительстве стал Спасителем их. Он пришел в этот мир в их природе для этой цели, и Своим послушанием, страданиями и смертью приобрел вечное спасение для них. В Нем и ни в ком другом спасение, и нет другого лица, имени или вещи под небом, в которой кто-либо может быть спасен; напрасно ожидать от холмов и гор, от любого дела людей столь многого, но Христос есть спасение Израиля (Иер.3.23), и те, кто веруют в Него ко спасению, получат цель их веры, спасение их душ, искупление которых столь драгоценно, ибо они стоят больше, чем весь мир, и никакая тварь не сможет дать цены его; так что, с одной стороны, не будет никакой пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит (Мтф.16.26), с другой же, тот, чья душа будет спасена в день Господа нашего Иисуса Христа, сам является бесконечно драгоценным.
9. Еще раз отметим, что все, что принадлежит Христу или имеет какую-либо связь с Ним, есть польза для верующих в Него. Служители Христовы принадлежат Ему, Павел ли, или Аполлос, или Кифа (1 Кор.3.22); кем бы они ни были, они имеют право на свое служение, и они получают пользу от него, наставление, утешение и назидание, и, хотя они не имеют власти над своей и чужой верой, для святых они помощники в их радости (2 Кор.1.24); они есть инструменты, пробуждающие в них веру и надежду на Бога, и возвышающие их духовное знание и радость в Господе. Евангелие Христово, растворенное в слышании верою, приносит пользу, когда оно найдено с верой, и это веселие сердца, которое укрепляет душу и утешает ее, и для верующих оно важнее пищи телесной. Тайны Христа есть "грудь утешения" (Ис.66.11), и святые получают всяческое духовное обновление, когда присутствие Христа обретается в них, и потому люди Христовы очень полезны друг другу, молясь вместе и созидая друг друга в святой вере, обсуждая вместе свой опыт и все, что делает их сообщество столь восхитительным и полезным.
10. Самое худшее для Христа - это когда вместо Него святые получают респектабельность. Если упреки и гонения ради Христа, Его Евангелия и исповедания считались ими "большим богатством, чем сокровища Египта" (Евр.11.26), то какие бы страдания ни постигли народ Божий, он только растет через них и получает тем более изобильное утешение во Христе, тем более Его страдания изобилуют в Его людях; все их испытания служат тому, чтобы украсить их благодатью и усилить их веру и сделать ее "много дороже золота тленного" (1 Пет.1.7 KJV), и так все скорби содействуют к их благу временному или духовному, и даже производят в них в преизбытке вечную славу (Рим.8.28, 2 Кор.4.17), и если все это столь дорого и важно для них, то насколько Христос дороже земных царств, корон, тронов и скипетров, которые являются игрушками и мелочами по сравнению с Ним! Вот что значит верующему приобрести Христа в жизни.
Во-вторых, Христос есть приобретение верующих в их смерти, в ней и после нее. Когда они умирают, они умирают во Христе: это есть тайна их бытия во Христе, ибо они избраны в Нем прежде создания мира, и это проявляется в Нем, когда они возрождаются и становятся новыми творениями; они живы в Нем, как ветви на виноградной лозе, и пребывая в Нем, приносят плод с тех пор, как они живут, и когда они умирают, они пребывают во Христе, заинтересованы в нем, и потому "благословенны мертвые, умирающие в Господе" (Откр.14.13). Они счастливы с Ним, наслаждаясь вечным миром и покоем; засыпая в смерти, они спят в руках Иисуса, и Он вернется с ними в Своем Втором пришествии. У праведников, когда они умирают, есть надежда в их смерти, ибо они насладятся вечной славой и счастьем, и эта надежда основана на Личности, Крови и праведности Христа; Он есть упование славы в них (Кол.1.26), якорь надежды, брошенный ими, фундамент их веры, безопасный и крепкий (Евр.6.19), и когда они входят за завесу, где пребывает Иисус, эта надежда не постыжает и не разочаровывает их, и спасение следует за ней. Те, кто умирают в вере Христовой, могут торжествовать, как и в жизни, в силу того, что есть Христос для Своего народа, что Он сделал для Своих людей в Своих страданиях, смерти, воскресении и вознесении на небеса, а также когда Он воссел одесную Бога и ходатайствует за них. Поэтому, когда они приходят, чтобы умереть, то, что дает им повод петь: "Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?". Причина в том, что Христос забрал жало смерти, грех, и исполнил и удовлетворил закон, как силу греха (1 Кор.15.55-57), так что ничто не послужит больше к их осуждению. Более того, они ждут за смертью того, чтобы быть со Христом, с Которым они желают быть, и предпочтут выйти из тела, чтобы быть с Господом (2 Кор.5.8). И они немедленно будут с Ним, как только их душа и тело будут разделены: и это их утешение и в жизни и в смерти, что они должны быть навсегда с Ним, и когда они ушли, их счастье по смерти заключается в общению со Христом, в преображении в Его образ и в вечном видении Его. Общение со Христом является самым восхитительным и самой желанной вещью для них; верующий считает, что это великое приобретение для него, когда он может сказать: "наше общение с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом" (1 Иоан.1.7), и если во времени оно несовершенно, то как возрастет оно, став вечным и непрерывным за чертой смерти! Теперь святые во Христе, но только отчасти; они должны постепенно "преобразиться в Его образ от славы в славу" (2 Кор.3.18). Но в момент смерти и вступления во славу этот образ станет совершенным в его полноте, и в воскресении он будет представлен как в душе, так и в теле. Ныне мы "видим лишь отчасти, через тусклое стекло, гадательно" (1 Кор.13.9,12), но в будущем состоянии, когда смерть сделает свое дело, мы увидим Христа как Он есть, а также уподобимся Ему. Главное счастье святых будет состоять в видении Его славы очами ума с невыразимым удовольствием; наше наслаждение этим является конечной целью страданий нашего Господа здесь, и Его ходатайства и заступничества на небесах.
II. Перейду теперь к рассмотрению этих слов как состоящих из двух предложений: во-первых, наша жизнь - Христос, и во-вторых, смерть - приобретение для святых.
Если наше жизнь - Христос, то смысл жизни апостола, о чем он и говорит здесь - это служение чести и славе Христа, Который есть наша жизнь. А поэтому:
Во-первых, это не следует понимать так, что их жизнь получена благодаря Христу, или что Он является Причиной и Автором ее, ибо хотя это верно, что Он является Создателем людей: "В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков" (Иоан.1.4), ибо Он Тот, Кто дает жизнь и дыхание всем им в естественном смысле, и все они имеют свое бытие от Него и сохраняются Им в нем, "живут, движутся и существуют". Святые имеют свою духовную жизнь от Христа; Он оживляет мертвых во грехе, кого пожелает, и для них Он есть воскресение и жизнь, Автор их воскресения из греховной смерти к жизни благодати; Он вкладывает жизнь в мертвых грешников, внедряет в них ее принцип и поддерживает его в них; Он есть Автор и Даритель вечной жизни, и Он отдал свою плоть, Свою человеческую природу за вечную жизнь, за жизнь мира (Иоан.6.51), то есть избранных Его, и Он имеет власть отдать ее для многих, которых Отец дал Ему, и Он дает ее им, и они не погибнут вовек; Он есть путь, истина и жизнь (Иоан.17.2, 10.28, 14.6), истинный путь к вечной жизни и сама вечная жизнь, состоящая в вечном общении с Ним.
Во-вторых, эта фраза здесь не означает, что Христос является объектом духовной жизни, хотя и это верно: верующий живет по вере во Христа, в Его Личность для принятия, в Его Кровь для прощения и в Его праведность для оправдания; они живут Им, как Хлебом их духовной жизни, которая поддерживается в них через веру, и потому желанием апостола было, если он живет во плоти, жить верою в Сына Божия (Гал.2.20).
В-третьих, смысл здесь в том, что Христос был главной целью и смыслом жизни апостола, ибо во все то время как Он жил, Он должен был служить Ему и прославлять Его, а также содействовать Его чести и интересу. Это было постоянной заботой его в прошлом, и это было его решением до сих пор, что он должен жить лишь для того, чтобы жить со Христом; и он твердо убежден, что это вопрос всего его будущего труда и служения, и его страданий - чтобы Христос одобрил и принял то, что было его сердечным желанием; и это так с каждым хорошим человеком, будь то служитель Слова или простой христианин, ибо его цель - искать славу Христа во всей своей жизни и сделать ее смыслом всей жизни: "живем ли, для Господа живем" (Рим.14.8); и если нам явлена любовь Христа, пришедшего в нашей природе, чтобы пострадать и умереть вместо нас и тем обрести для нас вечное искупление, то для того, "чтобы мы не жили для себя, но для Того, Кто умер за нас и воскрес" (2 Кор.5.14-15). И в частности, о служителях Евангелия можно сказать, что они живут со Христом и Его жизнью, и служат Ему и Его интересам, когда:
1. Они проповедуют Христа, и таким образом, что на Нем сконцентрировано все их служение, Он и единство с Ним в центре всего для них, и смысл всех их слов и дел - в том, чтобы возвеличить Христа, чтобы возвысить славу Его и богатство благодати Его, и это было самой сутью проповеди апостолов Христовых и их даром всем служителям Слова: "мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа" (2 Кор.4.5), и именно это сделало нашего апостола столь выдающимся и знаменитым. "Я положил не возвещать среди вас ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого" (1 Кор.2.2), и именно этому он следовал, несмотря на все упреки и придирки ученых иудеев и насмешки философов века сего: мы проповедуем, говорит он, "Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для греков глупость" (2 Кор.1.23 KJV), и он делал это, когда он заявлял, что Он есть "сущий над всем Бог, благословенный вовеки" и что все божественные совершенства находятся в Нем, чтобы полнота Божества обитает в Нем, и что Он, будучи Богом, "не почитал хищением быть равным Ему" (Рим.9.5, Кол.2.9, Фил.2.6), и имеет ту же природу и атрибуты, то же славные имена и звания; те же дела, что делает Бог, и то же поклонение должно быть воздано Ему. Тогда Христос проповедан во всех Своих служениях, и мы можем быть уверены, что Он принял природу Своего народа, чтобы оплатить его долг и удовлетворить за его грехи, и спасти его, как Спаситель и Искупитель от всех грехов их и печальных последствий их; ; как их единственный Посредник, Который стоит между ними и Богом их, как Пророк, Чьему учению и поклонению они следуют, как Священник, Который принес Себя непорочного Богу за них, и всегда жив, чтобы ходатайствовать за них, и их Царь, подчинение и послушание всем повелениям и установлениям Которого они оказывают. Они проповедуют также преимущества и благословения благодати, которые приходят к ним;то, что принятие людей Богом не за счет любых дел праведности, совершенных ими, но во Христе как Его возлюбленном Сыне, и за счет того, что он сделал и пострадал за них, и что оправдание не делами закона, морального или церемониального, но через вмененную праведность Христа, не делами, но через веру без дел закона, и прощение грехов не через слезы, покаяние и самоуничижение людей, а кровью Христа; ибо "без пролития крови не бывает прощения" (Евр.9.22), что принятие, которое зависит от доброй воли и благоволения Бога, основано на отношении к личности Христа и совершается через искупление в Нем, что Его власть утверждает это благословение, которое есть Его дар тем, кто верит в Него, и что вечная жизнь - это дар Божий через Иисуса Христа, Господа нашего (Рим.6.23).
2. Если вся жизнь служителя посвящена служению и славе Христа, то он изучает тщательно и постоянно и проповедует все Евангелие Христово, и ничего больше, как делал наш апостол, который не упустил ничего полезного для души людей, и не избегал возвещать всю волю Божию (Деян.20.20,27), то есть Евангелие, Автор которого есть Христос как Божественная Личность, и Он же есть его Предмет, как Богочеловек и Посредник, что Он и возвестил в дни Свои во плоти, и с этим связаны все остальные доктрины, такие, как личное избрание в Нем, Его искупление и оправдание Его вмененной праведностью, помилование через искупление Кровью Его, возрождение и освящение Духом и благодатью и стойкость через Него в вере и святости. И потому вся жизнь верных служителей Христа проходит в служении Ему и посвящена Его славе, когда они постоянно, открыто и без утайки, утверждают эти вещи и стоят в них, и делают это делом своей жизни, куда бы они ни пошли, как это сделал наш апостол, который благовествовал о Христе от Иерусалима до Иллирика (Рим.15.19), и когда они в полную меру своих сил с амвона и печатного станка защищают важные истины его, и способствуют как могут его распространению среди ближних и дальних, в том числе через увещевания коллегам, влияние и пример и любые другие способы, на которые они способны. Также они полезны для церквей и общин, где они находятся, в назидание и утешение, для улучшения их духовных знаний, а также для возрастания веры и радости ее, как апостол говорит (Фил.1.24-26).
3. Если вся жизнь служителя посвящена служению и славе Христа, то он возвещает в мире и в Церкви Евангелие Христово надлежащим образом, он исповедует и проповедует его, когда поступает правильно и в соответствии с истиной Евангелия и верховенством Слова Божия; он следует Христу как своему Образцу и Примеру, и сам поступает так, чтобы быть самому образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим.4.12); короче говоря, когда он исполняет свои обязанности преданно по отношению к Богу и человеку, и когда все упреки и гонения от людей не остановят его, то он не считает свою жизнь своей вотчиной, и желает лишь пройти свое поприще до конца, как служение, которое он получил от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией (Деян.20.24). Он так далек от самодовольства, что радуется, если удостоится принять бесчестие за имя Христово (Деян.5.41), и следовательно, в нем прославляется Христос, хотя бы со стороны других Он был в поношении (1 Пет.4.14), жизнь и страдания Христа и все, что Бог делает в Нем для Своей славы, и тем поощряется интерес к Нему в мире.
Во-вторых, мы сказали, что смерть приобретение; но для кого? Для всех, кто во Христе, будь то служители или обычные христиане, которые верят в него: это не выражено, но должно быть понятно.
Во-первых, смерть хороших людей, особенно служителей Евангелия, есть их возвращение ко Христу; этот смысл слов лучшие согласуется с убеждением апостола, что Христос будет "прославлен в его теле, жизнью ли то, или смертью" (ст.20 KJV). Он видел, что сколько бы он ни прожил, вся его напряженная и кропотливая жизнь была во славу Христа, и если он умрет, даже в ближайшее время, то это также обратится к чести Его, и так тому и быть ради Него, и поэтому "драгоценна в очах Господних смерть святых Его" (Пс.116.15) будь то в подвиге мученичества, или на общем пути. Прежде всего ясно, что смерть апостола привела его ко Христу, ибо он умер во Христе и для Христа, как и Петр умер подобно Ему, как и Христос предложил ему, когда стало ясно, "какою смертью Петр прославит Бога" (Иоан.21.19); и как же Бог прославил Христа через страдания Его слуг, которые так способствовали интересу мира к Нему! Как это было в древние времена, под гонениями римских императоров, когда апостолы и многие другие были призваны запечатлеть учение Христа своей кровью, что было дивным подтверждением его истины и их неподдельной веры, и в значительной степени воодушевило умы более слабых верующих пострадать таким же образом и побудило к обращению многих, которые увидели ревность верных о Христе, их непоколебимость и бесстрашие; их мужество и непрестанное исповедание Христа своей смертью покорили многих Его слову и воздали Ему славу, Его Церковь стала подниматься, интерес к ней расти, Его Царство было расширено, и так кровь мучеников стала семенем Церкви, и как это было тогда, так и в другие эпохи, в частности, во время Реформации.
Кроме того, смерть святых и в особенности евангельских служителей есть приобретение для Самого Христа, ибо она приносит Ему честь и славу. Когда они соблюдают Его учение даже до смерти, когда они заявляют при своей кончине, что то, что они проповедовали другим, является их единственной поддержкой, и продолжают рекомендовать это окружающим, когда они говорят о сладости, которую они нашли в этом учении, и об утешении, которое они получили, они излагают опыт Божественной любви и благодати, которой они удостоились, и выражают свою сильную и обоснованную надежду неба и счастья; на этом фундаменте они могут предложить и другим радоваться этой надеждою славы Божией, и все, что они смогли установить и подтвердить среди тех, кто остается жить, воздает славу Искупителю и является для Него приобретением.
Во-вторых, смерть святых, особенно верных служителей Слова, есть приобретение и для них самих (особенно важен этот смысл в сирийской, арабской и эфиопской версиях). Что такое смерть, что она может быть приобретением? Она есть уход из этого мира, синонимами которого являются долгое путешествие, долгий путь домой человека, который никогда не вернется сюда снова, в его дом, к семье и друзьям или в свое нынешнее состояние. Это разрушение земного дома, "этой хижины", которая однажды рухнет и распадется на куски, разобщение души и тела; расставание этих двух ближних и ближайших друзей, которые жили долго вместе, ибо "тело без духа мертво" (Иак.2.26). Смерть меняет облик человека; ломает рамки природы, лишает всякого смысла и движения, и делает все активные члены тела бесполезными и разрушаемыми тлением, пока все тело не разрушается гниением и червями. Какое может быть приобретение во всем этом? Да, человек много теряет в смерти, и все же она есть для него приобретение (5). Он уходит от своих дорогих родных и друзей, он оставляет их позади, он теряет все отношения и связи с ними, его нет рядом как мужа, отца и брата; он теряет все знание дел этого мира, он ничего не знает, что делается после его смерти, то, что постигает его семьи или его друзей, будь то их преимущество или недостаток, как Иов говорит, что "в чести ли дети его - он не знает, унижены ли - он не замечает" (Иов 14.21); он теряет все свое величие, в котором он жил среди людей, все его почетные звания, со всею славою его; они не могут сойти с ним в могилу (Пс.49.17), он теряет все свои мирские почести, силу и богатство, ибо, когда его душу возьмут от него, он ничего не возьмет с собой и ничем из этого он больше не воспользуется (Лк.12.20). Что все эти вещи значат теперь для него, если они больше не принадлежат ему, он потерял свое имущество и все достояние, и свою животную жизнь, дороже которой нет ничего для человека, ибо он оставит за свою жизнь все что имеет (Рим.7.24). Что же в смерти хорошего человека может восполнить это и составить противовес этим потерям настолько, чтобы его смерть была приобретением для него, несмотря на все эти потери? Ответ состоит в следующем.
1. Хороший человек, будь он таков публично или частно, по смерти избавлен и освобожден от многого. Прежде всего он освобожден от греха, и это освобождение есть великое приобретение для него. Он освобожден от наказания за него через смерть Христа, и он свободен от вины его перед Богом в своей совести, через окропление Кровью Его. Ныне он избавлен от власти греха силой и благодатью Божией, но не от существования его, и потому он стонет под его бременем и это вызывает в нем постоянные конфликты и войну, так что он вопиет: "Бедный я человек!" (Рим.7.24). Но когда святой умрет, то он немедленно водворяется среди духов праведников, достигших совершенства, и все грехи и повреждения, как хананеи, ставшие шипами в боках и колючками в глазах Израиля, исчезнут и их не будет более; не будет и шипов скорбей и страданий земли, а потому смерть также есть приобретение для него. Точно так же он освобождается от искушений сатаны: сейчас, хотя он выкуплен у него смертью Христа, и взят из его рук могущественной благодатью, и все же он подвержен его искушениям, как и лучшие из людей; он подстрекает их к злу; предлагает им плохие вещи, бросает в них свои огненные стрелы, ищет преимуществ перед ними, чтобы обвинять их перед Богом, и, хотя он не может поглотить их, он повергает их в бедствия и ужас, а иногда он делает это через страх смерти, который держит некоторых в рабстве все дни их, но когда, как только они будут удалены отсюда, и переберутся через Иордан, они безопасно высадятся на берегах вечности и окажутся в Авраамовом лоне в руках Иисуса, они окажутся вне пределов его досягаемости, и этого страха никогда не будет больше, ибо нет искусителя в небесном раю. Кроме того, тогда святой больше не будет ходить во тьме или отступать от Бога, и терпеть из-за этого скорби, и его бытие не будет сопровождаться сомнениями и страхами, какие он часто теперь переживает, ибо Бог всегда будет его Богом, и Иисус его Искупителем, и добрая работа благодати приведет к тому, что он больше никогда не потеряет небо и вечное счастье. Никогда он не будет больше иметь страдающего сердца лукавого и неверного; грех, который так легко окружает его, все скорби и воздыхания удалятся, и радость станет вечной; он не будет больше скорбеть от телесной боли и болезней, бед и невзгод, упреков и гонений, трудов и мук, но пребудет в идеальном покое, так что действительно можно сказать: "блаженны мертвые, которые давно умерли, более живых, которые еще живы" (Еккл.4.2). Да, уничиженное тело умрет, но в воскресении, каким бы оно ни было мерзким и презренным прежде, оно станет подобно славному телу Христа, и, хотя сеется в могиле в слабости, в уничижении, в тлении, поднято будет духовное тело во власти, в славе и в нетлении; смертное облечется в бессмертие, и тленное в нетление, и это будет великим приобретением. И есть то, что еще важнее.
2. Чем верующий, будь то служитель Слова или простой христианин, пользуется в момент смерти. Он сразу оказывается в лучшем сообществе, нежели то, что он оставляет здесь; он пребывает с ангелами и прославленными святыми, будучи един с ними в их преданности, служении и поклонении, в переживании совершенств Бога и прославлении Агнца; он входит непосредственно в присутствие Божье, зрит лик Бога и славу Христа, и имеет общение с Отцом, Сыном и Духом, и Бог во всех Его Трех Лицах есть все для него, и это его удел, наследие и великая награда. Он обладает совершенным знанием, которое прежде он имел только отчасти; это совершенное знание Бога, Христа, завета, тайн благодати, чудес провидения и вещей, которые никогда не видел глаз и не слышало ухо, и не приходило то на сердце ему, и то, что он видел лишь в тусклом и несовершенном образе, теперь он обретает полно, ясно и совершенно. Более того, он приходит к совершенной святости; если прежде он был черен и полон пятен, но теперь без пятна или порока, или чего-либо подобного; прежде он был лишь отчасти освящен, теперь же он свят во всем, во всех силах и способностях своей души. Работа его искупления в настоящее время полностью закончена, и тем не менее в нем есть остатки греха и растления. Он получает полноту радости и вкушения удовольствий, которые никогда не закончатся; у него был лишь некоторый вкус к радости невыразимой и полной славы, но теперь он пьет до насыщения из этой реки Божественной радости, где он купается сам с невыразимым восторгом и ненасытимым наслаждением. Короче говоря, он вступает в вечные обители, в полноту блаженства и славы в доме Отца, в наследство нетленное, чистое и неувядающее, в Царство, уготованное от создания мира; он получает венец правды, уготованный ему, чтобы воссесть со Христом на престоле чести, славы, бессмертия и вечной жизни.
Все это верно, и это можно сказать и о нашем умершем друге и брате, смерть которого была причиной этого рассуждения. Его жизнь, пока она продолжалась на земле, была посвящена Христу, славе Его имени и Его благому интересу, и если бы она продолжалась дальше, она несомненно была бы столь же посвящена Искупителю и преимуществам Церкви Христовой в частности, и на благо бедных служителей Христовых, многим из которых он оказал значительную помощь, когда они были бедны, больны или угнетены, и потому они очень остро ощущают потерю его. Но смерть его приобретение; кто в настоящее время пользуются всеми вышеперечисленными преимуществами, умирают в Господе, и в смерти их Христос также прославлен, ибо Его видение поддерживало их, утешало и радовало среди боли и агонии, так что Христос прославлен и в их жизни, и в смерти, и я не знаю, что из этого имеет меньшее значение, чтобы добиться справедливости для памяти столь великого человека.
Что я скажу вам, дорогие родные и близкие ушедшего, его скорбящая вдова и дети, родственники и друзья? Ваша утрата тяжела, и вы страдаете от потери столь снисходительного супруга, нежного отца, доброго брата и любящего друга, который был столь велик для вас. Но не скорбите чрезмерно и недостойно, ибо вы ек без надежды будущего славного воскресения. Помните, что ваша потеря есть его приобретение, и что ваш муж, ваш отец, ваш брат и друг получил ныне больше преимуществ, чем когда-либо вы видели или пользовались здесь, ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то также знаем, что умерших в Иисусе Бог приведет с Ним (1 Фес. 4.14).
(1] Таким образом слова в Деян.16.12 могут быть прочитаны, как у Кастеллио, вместо prwth thv, мы читаем prwthv, и эта версия согласуется с историей данного места, ибо согласно Ливию* 50:45. 100:29. Македония была завоевана Павлом Эмилием, и разделена на четыре части, причем первая часть была разделена между Стриманом и Нессом (Pomponius Mela, 50:2. 100:9, и она и названа Филиппами; и Иероним** (De loc. Hebr. fol. 96. G.) прямо говорит: "Филиппы, город в первой части Македонии" и это был не первый город в той части, но Амфиполис, согласно Ливию, упоминается раньше; это также не был первый город, куда пришли апостол и его друзья, но Неаполис, согласно ver. 11. хотя Фотий*** в письме 247.говорит: "Филиппы - столица провинции Македония" как, возможно, это могло бы быть в свое время.См. Pierce's Synops. Ep. Philip. p. 2, 3.
[2] Vid. Zanchii**** Prolegomena in Epist. ad Philip.
[3] Ego autem Christum in utroque membro orationis facio subjectum, ut tam in vita, quam in morte, lucrum esse praedicetur, Calvin in loc. Sic Beza***** & Gomarus******.
[4] To zhn Crisov, vivere, Christus. Articulus, nota subjecti, ut mox iterum. Quicquid vivo, (vita naturali) Christum vivo. Bengelius in loc.
[5] To apwqanein kerdov. Mori, lucrum. Quamvis moriens videar omnium rerum jacturam facere. Bengelius in loc.
[6] See the Account of his Life, prefixed to his works.
[7] See the Account of his Life, prefixed to his works, p. 34.
[8] February 1758.
* Тит Ливий (59 г. до Р.Х. - 17 г. по Р.Х) - крупнейший древнеримский историк, автор "Истории Рима от основания города".
** Иероним Стридонский (342-420 гг. по Р.Х) - выдающийся латинский Отец Церкви (на Западе святой, на Востоке блаженный), комментатор и экзегет, пользовался значительным авторитетом у протестантов.
*** Фотий (820-896) - византийский богослов, Патриарх Константинопольский (858-867 и 877-886), в православной традиции канонизирован.
**** Занхий (Джироламо Дзанки, 1516-1590) - итальянский протестантский богослов и религиозный философ, гуманист, один из непосредственных предшественников кальвинизма, сторонник строгого предопределения (в XVIII в. его "Доктрина абсолютного предопределения") переведен на английский язык О.Топлэди). Родился в Бергамо, изучал богословие и риторику в августинском монастыре, около 1540 г. обратился в протестантизм. Жил и работал в Швейцарии, Страсбурге., а также в немецких землях, скончался в Хайдельберге. Автор латинских "Исповедания христианской религии" и "Наблюдения над Божественными атрибутами".
***** Теодор де Беза (1519-1605) - французский реформатский богослов, сподвижник Кальвина и его преемник по кафедре, фактический основатель т.н. высокого кальвинизма. руководитель Женевской Реформатской церкви, переводчик Писания, экзегет. Родился в семье французского дворянина-католика, получил классическое образование, занимался филологией, писал стихи. В 1548 после тяжелой болезни перешел в протестантизм и уехал в Женеву, где стал учеником Кальвина; впоследствии написал его биографию. В 1549-58 профессор древних языков в Лозаннской академии, а в 1559 назначен первым ректором Женевской академии и пастором. Принимал активное участие в борьбе между католиками и гугенотами, а также в полемике с антитринитариями
****** Франциск Гомар (1563-1641) - Голландский теолог-кальвинист. Родился в Брюгге, учился в Страсбурге, Нойштадте, Оксфорде и Кембридже. В 1594 г. получил степень доктора в Гейдельберге, с 1586 г. - пастор голландской общины во Франкфурте. В 1594 г. утвержден профессором теологии в Лейдене, где проявил себя твердым защитником кальвинистской ортодоксии. В1603 г. в Лейденском университете начинает преподавать Я. Арминий; между ним и Гомаром разгорелась острая полемика. Арминий утверждал, что человек определенным образом соучаствует с Богом в деле спасения. По мнению же Гомара, спасение зависит исключительно от воли Божьей. Когда в 1610 г. Арминий сменил на кафедре его последователь Конрад Ворстий, Гомар в знак протеста оставил свою кафедру. В 1611 г. он становится пастором реформатской общины в Мидделбурге, а с 1614 по 1618 г. преподает в Сомюре, во французской протестантской семинарии. С 1618 г.и до последних дней жизни Гомар преподает в Гронингене. В 1610 г. группа арминиан опубликовала «Ремонстрацию» - документ, в котором изложила свои теологические воззрения. Гомаристы ответили «Контрремонстрацией». Полемика продолжалась до 1618 г., когда для решения спора был созван Дортский синод. Синод занял антиарминианскую позицию, выдвинув т.н. «пять пунктов кальвиниза»: об абсолютной греховности человека безусловном избрании, ограниченном искуплении,, неодолимой благодати и неотступности святых. Однако Гомар, сыгравший выдающуюся роль в Дорте, не убедил синод принять концепцию супралапсарианства, согласно которой Божие избрание предшествовало грехопадению, а пребывание человека в падшем состоянии составляло часть Божия замысла.
Перевод и комментарий (С) Inquisitor Eisenhorn
Свидетельство о публикации №214021500180