Плотников Константин Николаевич 1910-1941

http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=75643731
http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76644915
http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76667982
http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77699290
http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=402770353
http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=407764424

Плотников Константин Николаевич родился 1910 году в дагестанском городе Дербенте.
До войны его адрес был: Дербент, ул.Буйнакского, дом 26, кВ.13.

Во время войны в 1943 году его семья (жена Валентина Федоровна и двое детей) жила в деревне Нижняя Кумашка Шумерлинского района Чувашской АССР.

В 1941 году старший лейтенант Плотников К.Н. был воздушным стрелком 5-й авиационной эскадрильи 57-го бомбардировочного авиационного полка Военно-Воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота.

57-й бомбардировочный авиаполк формировался в 1928 году в составе ВВС КБФ. Принимал участие в Финской войне. В июне 1941 года командиром полка был подполковник Преображенский Евгений Николаевич. На вооружении полка находились двенадцать ДБ -3 [1], девять ДБ-3ф и пятнадцать СБ [2].

С начала боев в Прибалтике, морская авиация в основном поддерживала действия сухопутных войск, хотя вылетов против судоходства противника было также достаточно. Бомбили наиболее опасные для общего дела цели.

Привожу рассказ о двух боевых днях 57-го бомбардировочного авиационного полка (БАП), в составе которого летал летчик Плотников Константин Николаевич. Правда, нам не известно, на каком именно самолете он летал: на дальнем бомбардировщике ДБ-3 или на скоростном бомбардировщике СБ-2.
 
«24.06.1941   1-й минно-торпедный авиаполк (МТАП)… совместно с 57-м бомбардировочным авиаполком (БАП)… должны были атаковать немецкий десант, высаженный севернее базы Лиепая. От МТАП в операции участвовали 36 ДБ-ЗФ, от 57-го БАП – 34 СБ-2.

Hалётом руководил заместитель командира 1-го МТАП, капитан К.В.Федоров. Поскольку обнаружить десант не удалось, летчики атаковали запасную цель — порт Клайпеда. Это был очень удачный налет — на базу вернулись все самолеты.
 
30.06.1941   Летчики получили приказ бомбить части немецкой 4-й танковой группы, которые с ходу взяли мосты в Даугавпилсе и Екабпилсе и начали наступление на Псков и Таллин. Hа помощь войскам Северо-Западного фронта командование Балтийского флота отправило свою бомбардировочную авиацию. В операции участвовали 32 ДБ-3 и ДБ-ЗФ из 1-го МТАП и 57-го БАП, а также 14 СБ-2 из 73-го БАП. Самолеты ДБ базировались под Ленинградом, а СБ на аэродроме в Пярну. Летчики 1-го полка были удивлены тому, что их цель лежала в сотнях километров от моря. Кроме того, им пришлось лететь без истребительного прикрытия, без метеосводки и даже не зная точного местонахождения цели. Самолеты вылетали группами по 6-10 машин.

Первый отряд вылетел в 06.25, а последний — примерно в 12.40. Четыре эскадрильи начали вылетать в 11.00. В резерве оставалось 6 самолетов, которые, однако, тоже были подняты в воздух спустя всего 40 минут по прямому приказу командира 8-й БАБ БФ. Из самолетов 1-го МТАП первым на цель вышла 1-я эскадрилья капитана H.В. Челнокова (будущего дважды Героя Советского Союза). Hемцы были предупреждены о приближении советской армады бомбардировщиков.

Несмотря на свою выучку и мужество, пилоты тяжелых бомбардировщиков не имели никаких шансов в бою с мессершмиттами Bf-109. Девять ДБ-ЗФ были атакованы «мессерами». Hа первом же заходе немцы сбили четыре советских бомбардировщика.
Самолет Абраменко получил прямое попадание в бомбоотсек и взорвался в воздухе. ДБ-ЗФ Копылова, после гибели пилота, вошел в пике и врезался в землю, а горящая машина младшего лейтенанта П.С.Игашова смогла догнать (!) немецкий истребитель и таранила его. Потом, командир приказал экипажу выброситься с парашютом и направил обреченную машину в скопление техники противника
За этот подвиг младший лейтенант П.С.Игашов посмертно стал Героем Советского Союза.

В 3-й эскадрилье первым немцы сбили самолет Черырева. ДБ-ЗФ Гарбуза получил прямое попадание в левый двигатель и совершил вынужденную посадку на лесной поляне. Экипаж Гарбуза был одним из трех экипажей своей эскадрильи, уцелевшим в этой операции.

Резервная шестерка в районе Старых Струг была атакована группой наших истребителей И-153 («Чайка), несмотря на то, что бомбардировщики подали сигнал о том, что они свои. Настойчивость «Чаек» заставила бомбардировщиков уйти в облака. Позднее выяснилось, что авиационные части, лежавшие на маршруте бомбардировщиков, не были предупреждены о предстоящей операции, а пилоты «Чаек» не знали силуэтов своих бомбардировщиков. Выйдя к цели, экипажи резервных самолетов с удивлением наблюдали, как 5 других ДБ-3 были атакованы несколькими парами Bf-109.
 
Вскоре немцы обнаружили и резервные самолеты. В результате бомбардировщики попали под огонь немецкой зенитной артиллерии и потеряли две машины. Затем «мессеры» сбили еще один ДБ-3. Уцелевшие самолеты отбомбились, после чего пропал четвертый ДБ-ЗФ. Вскоре пятый бомбардировщик резко задрал нос, потерял скорость, перешел в пике и разбился. До базы в Беззаботном вернулся только один самолет старшего лейтенанта А. Шевкягина, но и он из-за отказа шасси был вынужден садиться на брюхо.

Без потерь удалось вернуться лишь эскадрильи капитана А.Ю. Ефремова. Его самолеты обошли Двинск с запада и провели атаку, летя на высоте 300 метров. Маневр полностью оправдал себя. Hа обратном пути многие экипажи совершали вынужденные посадки или прыгали с парашютами. Среди выпрыгнувших был экипаж лейтенанта И.И. Борзова, будущего маршала авиации.

Всего флот потерял в этот день 31 экипаж. Несмотря на это, командование флота признало налет удачным, подчеркнув тот факт, что удалось разрушить переправу через реку...

...Самые тяжелые потери понес 73-й БАП, который лишился 11 из 14 СБ-2. Одиннадцать машин потерял 1-й МТАП, а 57-й БАП недосчитался девяти ДБ-3. Все вернувшиеся на базу самолеты получили повреждения, и к вечеру ни один из участвовавших в операции полков не имел никакой боевой ценности…» [3]

Неизвестно, принимал ли участие в этих вылетах наш  Плотников Константин, но если принимал, то его самолет успешно вернулся в полк.

В течение июля 1941 года 57-й авиаполк действовал в основном в интересах Северо-Западного фронта, нанося бомбовые удары по войскам противника в районе Луги, Осьмино, Кингисеппа, Гдова, озера Самро, Пскова, Порхова, Дно, Таллина. [4]

10-го июля в воздушном бою, при выполнении задания по уничтожению противника, погиб двигательстроевец старший лейтенант 5-й авиационной эскадрильи 57-го бомбардировочного авиационного полка Военно-Воздушных сил Балтийского флота Плотников Константин Николаевич.


[1] ДБ-3 - дальний бомбардировщик

[2] СБ-2 - скоростной бомбардировщик

[3] http://www.bgudkov.ru/?page_id=901

[4] http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1417308


Фото   Советский бомбардировщик ДБ-3
http://www.wio.ru/tacftr/bomb-il4.htm


Рецензии