Пашка

Пашка

Паша Шелест, студент 2 курса университета взглянул на старые отцовские часы . До занятий оставалось 15 минут. У входа на факультет   молодые люди курили сигареты  и  доверительно рассказывали друг другу  о двух  проведенных выходных:   кто-то спал  до  обеда, другие –  отдыхали на даче ,   Юра Проценко  ходил   в театр с Юлей – застенчивой первокурсницей из общежития.

Паша машинально пожимал руки знакомым,  возле  Сявы остановился:
-Дай закурить
Сява, то есть  Слава  Удалов,  с чувством собственного достоинства протянул пачку Примы.
-Реферат написал?
-Да, а ты ?
-До часу ночи сидел, ни дна бы ему не покрышки!
Сява  улыбнулся: в общежитии Пашку  знали как неисправимого Дон Жуана, любил тот читать стихи в окружении  однокурсниц, а потом с одной из  них  пропадать черт знает, где до полуночи. Вечно у него были долги по зачетам, но в конце года  он умудрялся сдавать их.

Где-то без десяти восемь  студенты сидели за столами в аудитории  и ожидали преподавателя  ГО – Григория  Архиповича  Данько – отставного командира бригады,  крупного мужчину с   сурово сдвинутыми бровями..

Григорий Архипович появился ровно в 8. Выслушав доклад дежурного, он милостиво разрешил сесть и,  пробежав взглядом по списку , произнес:
-Воробьев!   
-Я!
-Расскажите нам  о средствах защиты от оружия массового уничтожения
 Толик Воробьев, получивший псевдоним «сынок» за малый рост,   стал нудным голосом перечислять «средства». Пашка,  как и все нормальные люди,  не любил   занятия  по понедельникам. Он ерзал на месте и  с нетерпением  ждал окончания урока . Григорий Архипович задал несколько уточняющих вопросов и, собирался отпустить Воробьева, но в  последнем ряду  поднялась рука.
-Что у тебя , Шелест?
-Вопрос можно, Григорий Архипович?

Григорий Архипович неохотно отвечал на вопросы, за исключением  тех, что касались  изучения английского языка, чем пользовались ушлые студенты
- Я  выписал более двух сотен слов из военного словаря – поучительно говорил он спровоцировавшим его студентам, -  и  могу объясняться  по-английски, например: Опен зи до и клоуз зи виндоу. Хотел защищать кандидатскую по гражданской обороне на английском, но ….  не разрешили..
Григорий Архипович вздохнул:
-Что за вопрос?
-А  метро можно использовать в качестве укрытия ?
-Нет …
-Интересно получается, а  по радио сказали, что можно!
-Кто сказал?
-А кто его знает, не представился…..
-Вы слушайте меня , а не то , что говорят по радио- вспылил Григорий Архипович, -я веду  занятия по гражданской обороне и  отвечаю за вверенной мне предмет!
Студенты ехидно заулыбались, что  еще больше раззадорило отставного комбрига.
Он возмущался, брызгая слюной, и в конце-концов отпустил студентов за 10 минут до  звонка..

Через неделю студенты снова сидели в знакомой аудитории и рассматривали наскучившие   фотографии ядерных грибов и последствий  термоядерного «апокалипсиса».
Григорий Архипович появился за пару минут до начала занятий. Он выглядел отдохнувшим, улыбался, очевидно, вспоминая  два проведенных на даче дня с шашлыками и запотевшей «Пшеничной» из собственного погреба.

Окинув взглядом вверенных ему студентов, он вздрогнул: за последним столом  тянул руку Шелест, и, как показалось преподавателю, по губам его скользила знакомая нахальная усмешка.
-Можешь опустить свою руку, Шелест ! Я не собираюсь отвечать на твои дурацкие вопросы.
-Но, Григорий Архипович!
-Никаких «но», - отрезал преподаватель, - каждая минута  должна посвящаться изучению основ гражданской обороны!
Кто-то из студентов прыснул.
-Все смехи мне тут . Больно умные, как я погляжу ! Да…
А скажите мне, в каком произведении  звучат эти слова: «Вы, девки ,меня любите и уважайте, а я до вас большой охотник!» ?
Студенты угрюмо молчали, а Пашка с  досады крякнул: «…так попасть впросак!»
- То-то,- торжествующе улыбнулся  преподаватель 

Прошла еще неделя.  Григорий Архипович появился в аудитории в 8:00 и  был точен как  часы «Командирские»,подаренные супругой в день Советской Армии.
Он, как и студенты, совершенно забыл о «коллизиях» прошлого урока. Дежурный доложил  о готовности  приступить к занятиям.
После выборочного опроса  , отставной полковник случайно взглянул на задние ряды и вздрогнул: Шелест  с  ухмылкой на губах   сидел с  поднятой рукой.

-Снова ты, Шелест ?
-Так ведь… я хотел доложить, Григорий Архипович!
-О чем?
-Я нашел слова, которые вы процитировали на прошлом уроке….
-И…
-Это был капитан-исправник из «Дубровского» Пушкина!
В помещении воцарилась тишина,  в межоконном пространстве зажужжала   муха, разбуженная майским солнцем. Занятие прошло по плану, Григорий Архипович  сухо попрощался .

На выходе сгорающие от нетерпения студенты обступили Пашку.
-Послушай, как это тебе удалось, неужто всю неделю искал эту долбаную цитату?
-Избави бог! У меня по литературе - не зачет,  субботу и воскресенье сидел дома , листал классиков. В воскресенье стук в дверь, открываю-на пороге Фофа.
-Пойдем, говорит, на свадьбу к Киту, в ресторане  на Васильевском столики заказаны. А мне, как бы и хочется и колется, но ведь  зачет тоже не шутка, можно загреметь из универа….
Устоял я перед соблазном и продолжил листать томик Александра Сергеевича.
Заварил свежего чаю,  и  -  кайф…В дверь постучали,  я повернулся, задел локтем    и опрокинул кружку прямо  на  книгу…Начал сушить страницы полотенцем, смотрю, строчка начинается : « вы, девки..», читаю дальше и…. прямо в десятку!

Во вторник в назначенный час Пашка постучал в дверь аудитории, где собрались  должники по литературе. Минут через пять   вышел в коридор. На лице - недоумение .
-Ты чего, Пашка,  не сдал что ли ? – спросил поджидавший его Сява: они  договорились после сдачи зачета выпить по кружке пива у рынка…
-Ты представляешь, я только открыл рот, она мне и говорит: «Вижу, что готовились, давайте вашу зачетку…
-Ну, и чем ты недоволен? 
-Кабы знал, пошел бы на свадьбу: а то пропустил и выпивку и жратву.
-Нашел  о чем жалеть, зато «Дубровского» запомнишь на всю жизнь
-Не скажи,  в ресторанах такая закуска и выпивка, что о классиках можно забыть до лучших времен! И он  тяжело вздохнул….


Рецензии
Вот так классика может помочь...

Вячеслав Матосов   18.11.2015 00:22     Заявить о нарушении