Щелканов Михаил Степанович 1918-1943
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76523160
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76672783
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76673988
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76782588
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77438471
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77440183
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77736469
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77736482
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77740423
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=402773615
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=406880133
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=406923210
Щелканов Михаил Степанович родился в 1918 году в поселке Донгуз Балтайского района Саратовской области.
Призывался в ряды РККА в 1940 году Махачкалинским ГВК.
Жена Щелканова - Анна Степановна в 1943 году жила в Кизляре на улице Советской, дом 26.
11-го сентября 1942 года сержант Щелканов выбыл из 2-го запасного авиационного полка ВВС ВМФ в Ейское ВМАУ им. И.В.Сталина. [1]
В 1943 году кандидат ВКПб младший лейтенант Михаил Степанович Щелканов был летчиком 2-й авиационной эскадрильи 255-го истребительного авиаполка.
«255-й ИАП был сформирован в мае 1941 года, как обычный армейский полк ВВС РККА. Воевал на самолётах И-16[2] на Юго-Западном фронте, затем на ЛаГГ-3 [3] под Ленинградом. Там вошёл в Особую морскую авиагруппу, вместе с которой в июле 1942 года и был передан в морскую авиацию и перебазирован на Северный Флот… [4]
… В январе 1943 года полк вошёл в состав 5-й МТАБ - с июля 5-я минно-торпедная авиационная дивизия Военно-воздушных сил Северного флота.
Основной задачей полка стало прикрытие торпедоносцев 24-го минно-торпедного авиаполка и "Пешек" [5] 29-го бомбардировочного авиаполка, действовавших на морских коммуникациях немцев.
В феврале полк начал перевооружение на "Аэрокобры" [6], продолжая выполнять боевые вылеты на "Яках" и "ЛаГГах"…
… При сопровождении бомбардировщиков, высотных и "низких" торпедоносцев наряд истребителей разделялся на 2 - 3 равных части с эшелонированием по высоте. Группа непосредственного прикрытия шла рядом с "подопечными", отсекая прорвавшихся к ним "Мессеров". Группа боя следовала с превышением, и должна была связать боем основную часть вражеских истребителей. При подходе к цели группа боя выходила вперёд, расчищая ударным самолётам дорогу к конвою.
При сопровождении "низких" торпедоносцев выделялась и вторая группа боя, ходившая еще на 200-300 м выше свободными галсами на повышенной скорости, просматривая круговую сферу, чтобы первой обнаружить самолеты противника, и первой вступить с ними в бой..». [7]
«3-го ноября 1943 года «советская авиаразведка засекла в районе Сюльте-фьорда четыре транспорта, шедшие в сопровождении 17 кораблей охранения в общем направлении на мыс Кибергнес. Вылетевшие для удара по конвою шесть Пе-2 в сопровождении десяти «Аэрокобр» цель не нашли и отбомбились по запасной цели в районе Киркенеса. Направленные следом шесть Ил-2 и дюжина «Яков» также не нашли судов и снова отработали по береговым объектам.
Если вторая группа, несмотря на схватку с истребителями противника, смогла вернуться без потерь, то первой пришлось туго: один пикировщик и две «Аэрокобры» стали добычей «Мессершмиттов» и «Фокке-Вульфов…
Экипажи всех сбитых самолетов погибли: Пе-2 29-го бомбардировочного авиаполка - младшие лейтенанты Г.Г.Колтиков и П.Н.Шевчик, старшина Н.Г.Соболь; Р-39 255-го истребительного авиаполка - младшие лейтенанты М.П.Кравченко и М.С.ЩЕЛКАНОВ; Р-40 118-го разведывательного авиаполка - капитан A.M.Тищенко» [8]
М.С.ЩЕЛКАНОВ и есть наш Михаил Степанович Щелканов из Двигательстроя. Его самолет был сбит 3-го ноября 1943 года в районе Киркенеса, упал на полуостров Рыбачий и погиб.
За время боев младший лейтенант 2-й авиаэскадрильи 255 ИАП Михаил Степанович Щелканов сбил лично три самолета противника.
На фото первый слева Щелканов Михаил Степанович.
Фото взято в Краеведческом музее города Каспийска.
[1] Источник информации: Филиал центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Архив Военно-Морского Флота г. Гатчина
Фонд ист. информации: 923
Опись ист. информации: 14242
Дело ист. информации: 3
[2] Из Википедии:
И-16 — советский одномоторный поршневой истребитель-моноплан 30-х годов, созданный в ОКБ Поликарпова. Первый в мире серийный высокоскоростной низкоплан с убирающимся шасси.
[3] Из Википедии:
ЛаГГ-3 (Лавочкин-Горбунов-Гудков,) — одноместный одномоторный поршневой истребитель-моноплан, стоявший на вооружении ВВС РККА перед и во время Великой Отечественной войны. Использовался в качестве истребителя,истребителя-перехватчика, истребителя-бомбардировщика, самолёта-разведчика
[4] http://airaces.narod.ru/all/255_iap.htm
[5] Из Википедии:
Пе-2 (Пешка) — советский пикирующий бомбардировщик времён Второй мировой войны. Самый массовый фронтовой бомбардировщик производства СССР.
[6] Из Википедии:
Белл P-39 Аэрокобра — американский истребитель периода Второй мировой войны, отличавшийся необычной для своего времени конструкцией (двигатель располагался сзади кабины пилота). Половина всех выпущенных «кобр»,— более 4500 машин,— были поставлены в СССР по ленд-лизу
На P-39 летали такие результативные асы, как Александр Покрышкин и Григорий Речкалов.
[7] http://airaces.narod.ru/all/255_iap.htm
[8] Статья Ю.В.Рыбина "Expertenstaffel за Полярным кругом". http://sk16.ru/forum/viewtopic.php?t=186
[9] http://sk16.ru/255iap/list-of-pilots.pdf
Свидетельство о публикации №214021502405