Позовите Вия

Когда я слышу слово культура, мне хочется позвать Вия…


 
Когда я слышу слово культура, мне хочется позвать Вия. Во-первых, потому что хвататься за пистолет уже поздно, а во-вторых, потому что Вий это одна из важнейших основ, поддерживающих равновесие мира…

 
Впрочем, давайте обо всем по порядку.


 
СТАРЫЙ ДОБРЫЙ ВИЙ

 
Некоторое время назад, волею судьбы мне выпало сходить в кино. Не то что бы я завзятый киноман, но как-то нить бытия сплелась в причудливый узор, и вот я в темном зале… и предо мною Вий.

 
Наш русский Вий, во всей красе, великий и ужасный, как достойный асимметричный ответ Голливуду. У них вешают негров и снимают кино про вампиров, а мы вольные казаки и нечисть у нас тоже своя.

 
Впрочем, раз мы взялись конкурировать с Тарантино и делаем аллюзию на «От заката до рассвета», было бы уместнее снять что-нибудь про оборотней из государственной думы, или мумию упыря, спящую в мавзолее…

 
Но это я так, эстетствую.


 
Сам фильм вызвал у меня смешанное и грустное чувство, состоящее из малой толики ностальгии по прошлому, черно-белому и давно утраченному Вию, и ежеминутно растущего изумления от новой трактовки.

 
Старый Вий был по-настоящему страшен. Он грозен, как приговор. Первый и единственный в своем роде соцреалистический триллер, заставивший несколько поколений советских детей кричать от страха.

 
Когда-то я был одним из них, этих по-своему счастливых и непуганых детей оставшейся в прошлом великой страны. И ошеломленно застыв в неудобном до омерзения кресле, сжав кулачки всматривался в экран…

 
Тогда я не знал, что кресла должны быть другими.


 
Не ведал я тогда и того, что страшную и совершенно несвойственную советскому кино мистическую сказку экранизировали в целях, от развлечения крайне далеких. Не знал, что Вий был оружием революции.

 
Фильм был острым мечом, отсекающим чуждую строителям коммунизма клерикальную идеологию. Страшным напоминанием о том, в каком кошмаре жили люди под властью церковников и мракобесов.

 
Вий грозно напоминал, что стоит ослабить классовую борьбу и пустить в сердце хоть каплю жалости и религиозного дурмана, как разум заполнят черти и вурдалаки. И мы не знали, что упыри уже здесь.

 
Сегодня мы знаем все.


 
Теперь мы знаем, какими должны быть кресла, как устроен хороший фильм про оживающих мертвецов, и о чем был гоголевский Вий. И в этом знании много печали, потому что этого мы теперь и ждем.

 
Но вместо ожидаемой жути получаем вторичную реплику голливудских блокбастеров, срок годности которых давно истек. На злобу дня справленную приправой аля-рюс и майданом первобытных казаков.

 
И эта занимательная этнография поначалу веселит и радует глаз, исподволь и с некоторым ухарским эксгибиционизмом выставляя нам манящую обнаженку отеческих гробов… но все не то и все не так.

 
Впрочем, на безрыбье и Гоголь рыба.


 
НОВАЯ СКАЗКА

 
И вот скептическому взору, похожему на взгляд случайно заброшенного в фильм героя-англичанина, предстает парад причудливых монстров. Метаморфозы, ворожба и страшные загадки, способные вызвать дрожь.

 
Но мы ничуть не поражены, поскольку давно насмотрелись всего. И если раньше нас можно было довести до ночных кошмаров с помощью картонной куклы, то нынче и компьютерное чудо не впечатляет.

 
Хотя стоит отдать должное фантазии авторов и мастерству художников, дизайнеров и специалистов по спецэффектам. Все очень качественно и броско… но как-то без огонька, без души… и без чертиков в глазах.

 
А какая же без них сказка…


 
Да и вообще, что касается нового прочтения, то Гоголь там и не ночевал. Пиршество постмодерна, где причины перепутаны местами с отдаленными последствиями, и можно все, потому что все неправда.

 
История, в авторском виде мистическая, подобная сказке, но вполне очевидная, полная внутренней логики и имеющая четкий сюжет, превращается в причудливый стеб. Или в бессвязную фантасмагорию.

 
Словно нам, сегодняшним, мало всех этих гоголевских ведьм, превращений, и банальных бесов из сельских баек. Мы поднаторели в делах оккультных, нас этим не проймешь. Нам подавай географию преисподней.

 
И вот она перед нами.


 
Преисподняя, по замыслу авторов фильма, находится в Украине, явственно взывая к застарелым имперским комплексам русской интеллигенции, плачущей об утрате окраин и грезящей о возвращении Крыма.

 
Естественно, Украину населяют черти, а в лесах кишмя кишит нечистая сила. И коли не взял бы ее под державную руку великий Старший Брат, то и пропали бы навек казачки, угодив под власть сатаны.

 
К тому же всякий вольный казак на поверку оказывается упырем, а всякая баба ведьмой. Что вполне соответствует типичным русским представлениям о моральных и интеллектуальных качествах соседей.

 
Так что, народ смотрит с восторгом.


 
Впрочем, изрядная доля латентной ксенофобии, свойственная всей современной отечественной кинопродукции, и не чуждая смею заметить и самому Гоголю, дополнена мощным антиклерикальным посылом.

 
Если у Гоголя бурсаки, будущие священники и философы, суть существа комичные и немного несчастные, но в сущности добрые, то у авторов фильма акценты иные. Студенты-семинаристы тут просто придурки…

 
А вот священник является настоящим палачом. Простой православный священник, с виду тихий и простой, оказывается воплощением ада, собрав в себе все худшее, что только может быть свойственно людям.

 
Выходит, сценарист у нас не так-то прост.


 
МАСКИ СОРВАНЫ

 
Странно, что широкая православная общественность, часто склонная оскорбляться по куда меньшему поводу, на сей рас как в рот воды набрала. И никто не бьется в истерике по центральным каналам.

 
И депутаты думы, собравшись на внеочередное заседание, не обсуждают новые поправки в закон о средствах массовой информации, и не хотят запретить секс и выдать священникам табельное оружие.

 
И даже всеми уважаемый министр культуры почему-то не требует изъять Гоголя из школьных библиотек. Впрочем, может быть это Пан Сотник приказал им держать рот на замке, пока не пройдут олимпийские игры.

 
Придет час, и они нам еще покажут…


 
Удивительно, что никто не знает, кем на самом деле был Вий. Тот грозный древний бог, или омерзительный бес, вокруг которого весь сыр-бор. Впрочем, это у Гоголя он старший бес, а в новом фильме все-таки бог…

 
А он и вправду бог. Вий, или Вайо, древний индоевропейский бог ветра. Ветер-ветер, ты могуч… это он, и слова из поэмы суть вводная часть заклятья обращенного к богу и пробуждающего его незримую силу…

 
Разумеется, у него нет семи рогов, как у Зверя Апокалипсиса, и век, достающих до земли… хотя на древних изображениях они тоже очень длинны. Ветер веет, заметает следы и налетает со всех сторон…

 
Но вольный казак не боится ветра.


 
Казаку здесь нечего бояться, потому что Вий это божество боя. И от корня его происходит не только вьюга и вой, но и война. Бог ветра, оружия и грома суть не просто вольный дух, но и источник невиданной мощи.

 
Вий повелитель молний, это подлинный господь воинств, бог свободный и страшный во всех своих проявлениях, обычаях и делах. Это добро с кулаками, вечное стремление к свободе и сила ее защищать.

 
А еще, это божество правды. Как ветер играючи срывает с людей одежды и распахивает окна, так и взор Вия прозревает истину. От него не укрыться ни подлому делу, не славному подвигу. Вий делает тайное явным.

 
Казак не стесняется правды.


 
Казак не боится ветра, потому что он сам как ветер. Казак веет где хочет, живет где хочет, дружит с кем хочет, и бьется с кем хочет, когда придет час воевать. В этом смысле Вий суть исконный казацкий бог.

 
Ветер-Вий это вольный дух казака, душа-птица, не знающая цепей и летящая куда глаза глядят… а смотрят они у Вия часто в себя. Ему интересен свой собственный внутренний мир, скрытый за пеленой век.

 
Этим он и страшен святошам. Свобода и обращенность к собственным ценностям, верность себе и непреклонное стремление к правде - суть вещи принципиально несовместимые с миром коленопреклоненных рабов.

 
Они и изгнали Вия.


 
Поэтому когда я слышу слово культура, я хочу позвать Вия. Я хочу, что бы прекрасный и сильный ветер ворвался в окно, и вымел из наших голов привычку вечного рабства. Я знаю, что он не оставил нас.

 
И очень скоро придет, явившись в громе бури...


 
Я слышу его шаги.

 
Он здесь, он рядом, он уже за дверью…

 
Вот он.


Рецензии
В песне про уход из Афганистана поется:"Третий тост... Даже ветер на склонах
затих", заплакал значит......

Татьяна Буторина   15.02.2014 16:24     Заявить о нарушении