Не продается вдохновенье

Зато оно убивается. И крепенько так. Когда ты вместо того, чтобы вдохновлять людей (а по-честному сказать, скорее всего самого себя) на прекрасное и великое, пишешь про солонку и перечницу от супер-пупер-вау-мега английского производителя, а потом кидаешься затыкать копирайтерскую амбразуру для продавца бутилированной воды, то прекрасное и великое умирает. За отсутствием кислорода под тоннами ничего не значащих промо-фраз и сео-слов. Ну поэтому и придумали, наверное, такое удобное слово-пенопласт – копирайтер. Оно ведь пустое, мертвое, мало что за ним кроется. Им можно прикрываться, выполняя грязную работу. Им можно оправдываться, выслушивая замечание безграмотных работодателей на тему «вот представьте себе… вот понимаете ли… вот Вам нужно подтянуть в этом тексте то-то и то-то…». Замечания работодателей, гордо выплачивающих за дерьмовый текст дерьмовые деньги.

И – странное дело: ты, рождающий по принуждению обстоятельств эти бесконечные тексты-инвалиды, начинаешь ненавидеть заказчиков, которые пытаются раскритиковать твои уродливые творения. В предсмертной творческой агонии ты защищаешь эти убожества, как будто кто-то плюнул тебе в душу и очернил самое важное произведение в твоей жизни. Возможно, это происходит от того, что ты, переступив через себя, глупо ждешь от кого-то благодарности за твою жертву (еще бы она была кому-то нужна, кроме тебя!). А может, это происходит из-за внутреннего чувства вины перед самим собой, которого ты убиваешь своими убогими шедеврами.

Ты сетуешь на жизнь: мол, жизнь – сложная штука, надо же как-то выживать, надо же что-то есть и чем-то это что-то запивать. И еще желательно куда-то это что-то накладывать и сидеть на хорошем чем-то и за хорошим чем-то… И так далее и тому подобное. Много этих самых «надо». Мол, жизнь стала совсем невыносимой в этот век дикого капитализма.

Но горечь в том и состоит, что жизнь всегда была такой. И Достоевский на протяжении всей этой собачьей жизни писал в долг, и почти все свои романы он написал в долг, потому что тоже было много «надо», нужно было кушать и на что-то жить. Однако же вся подлость в том, что помимо этих бесконечных «надо» у Достоевского был еще он сам – великий и непостижимый. Поэтому вот таким вот в долг написанным текстом оказался роман «Игрок». А не творческое бессилие вроде «покупайте солонку и перечницу – не прогадаете!». Потому что Достоевский был не копирайтер, а писатель. А для писателя всегда работает прекрасное правило, точно подмеченное еще одним писавшим за деньги и в долг гением: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Но это они, гении, так могли: будучи прижатыми к стенке жизненными обстоятельствами, творить несмотря ни на что…

А мы… Мы – копирайтеры по 50 рублей за килознак.


Рецензии
Работал копирайтером - и думал/переживал то же самое. Переступая через себя, презирал себя, но ни в ком не находил понимания - никто не понимал даже, почему мне так противно, тошно от себя.. но это видимо на уровне инстинкта, чутья, оно либо есть либо нет. У вас очевидно есть, и я очень жалею, что вы не попались мне раньше)
Ну вот серьезно, прочитал бы тогда эти строки - легче бы стало.. Счастье это когда тебя понимают)
А Достоевских больше нет. И думаю, уже не будет.

Кафковедов Дэн   25.07.2021 18:53     Заявить о нарушении
Вы меня пугаете, цитируя мои любимые высказывания)) я насчет счастья. Вот. А насчет копирайтера… вы знаете, это надо пройти всем, кто хочет/может/намеревается писать. Ведь по большому счету это даже обязательно нужно пройти, такой противный этап работы со словом. Как в отношениях, наверное… чтобы встретить кого-то настоящего, по закону жанра нужно встретить обязательно для начала какого-нибудь мерзкого человека. Ну чтобы потом трепетнее относиться к хорошему)) вот… но если в отношениях вопрос спорен и зависит от обстоятельств, то в работе со словом, я думаю, нужно обязательно всякое посмотреть и почувствовать.

Ирина Минкина   25.07.2021 23:28   Заявить о нарушении
А насчет Достоевского - ну зря вы так)) нет-нет, его-то, конечно, не будет уже)) но! Будут другие! Талантливые, нужные - и прямо ко времени, что называется. Они всегда появлялись. А сетовали на плохие времена тоже всегда)) да не обидится Ф.М., но… при всей его Мощи без других, более поздних, совсем других и, может быть даже, гораздо более скромных талантов жизнь все равно была бы не полной… открыла недавно для себя итальянца Донато Карризи. Здорово. Классно. Его первые многокнижия - зззамечательно. Мыслей -тьма, удовольствия - вагон и маленькая тележка. Так что… да еще поживем-увидим))

Ирина Минкина   25.07.2021 23:35   Заявить о нарушении
Вот знаете, я не только копирайтером побыл, но и в газете работал, однако ничего кроме цинизма оттуда не вынес) Или мне так кажется.. А писать я всегда хотел, сколько себя помню, и такие вот этапы мне по большому счету были не нужны - я и без того относился к прозе слишком уж трепетно. Если сравнивать с теми же отношениями - моя любовь всегда была со мной))
Согласен с вами, что без других, более скромных талантов жизнь была бы не полной. Но я держусь того мнения, что искусства, в подлинном значении этого слова, по сути не существует, есть только повторение уже сказанного, комбинирование смыслов, а то и их профанация - и как бы все не всерьез... искусство, на мой взгляд, перестало существовать к середине прошлого века. Но я свое мнение никому не навязываю, прост делюсь) А итальянцем Карризи заинтересовали. Найду, почитаю. Потом скажу, что думаю)

Кафковедов Дэн   26.07.2021 13:06   Заявить о нарушении
Почитайте-почитайте, получите эстетическое удовольствие. Главное- хронологию не нарушить.

Ирина Минкина   28.07.2021 16:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.