Кто они, протестующие в Украине?

Когда-то давно, лет пятьдесят назад, (самому страшно) я читал в «Иностранной Литературе» эссе немецкого литератора Александра Клюге о разгроме германских войск под Сталинградом. Название статьи я не помню, и подробностей содержания тоже, а вот что врезалось в память, это описание того, как геббельсовское Министерство Правды инструктировало газеты Германии что писать и как писать о битве. Там приводились документы геббельсовской пропаганды и мне запомнилось, что инструкции были очень четкие, чуть ли не дословно, что писать и где размещать и т.д. С тех пор я начал понимать и то, как работает советская пресса. В те времена и долго после я был убежден, что пресса на Западе совершенно свободна. Так оно в определенном смысле и есть. И все-таки…

Каждый день вплоть до 7 февраля, когда в сети появился перехваченный разговор между заместителем Госсекретаря США Викторией Нуланд и послом США в Украине Джеффри Пайеттом, каждый день в главных новостях ГУГЛА я находил материал об украинском Майдане. Затрудняюсь сказать в чем причина, но вот уже неделю после открытия Олимпиады в Сочи Майдан исчез с главной страницы новостей. Конечно, интересующиеся могут найти новости с Майдана, но их надо искать. И еще одна особенность, они стали менее крикливыми (наших бьют!), а более аналитическими.

Именно такой является статья в «Вашингтон Пост», которую я предлагаю вниманию читателей.

Оригинал здесь:



Who are the protesters in Ukraine?
Кто они, протестующие в Украине?

На протяжении более двух месяцев, антиправительственные демонстранты располагаются лагерем в центре Киева, столице Украины. В СМИ можно найти совершенно разные подходы к протестующим и к тому, какие идеи они представляют. Некоторые комментаторы говорят, что протесты - это символ общеевропейского возрождения шовинистического национализма. Они указывают на наличие правого крыла среди протестного движения и доминирование «ультра-националистических» групп в недавней вспышке насилия.

В противоположность этому, другие видят протестующих, как борцов за демократию, выражающих взгляды и интересы широкой украинской общественности, стремящейся в Европу, чтобы избавить себя от российского подчинения. Вдоль этих границ, конфликт в Украине рассматривается с геополитической точки зрения, как борьбу за и против усилий Кремля по захвату Украины, при этом критики протестов рассматриваются как саботирующие такие усилия, чуть ли не платные российские агенты. Утверждая, что "движение в целом отражает все украинское население, молодых и старых," влиятельные сторонники Майдана в академических кругах приходят к выводу, что националистические силы представляют собой «незначительный сегмент» протестующих и поэтому акцент на таких радикалах является "необоснованным и вводящим в заблуждение."

• Что же протестующие представляют? Какова роль крайне правых в акциях протеста в Украине? В какой степени движение "отражает все украинское население", и как мы можем это знать?

• Проведенные исследования и данные опросов общественного мнения в Украине позволяют предположить, что реальность более сложна, чем любой из этих сюжетов. Во-первых, нет никаких доказательств того, что большинство протестующих в течение последних двух месяцев были мотивированы прежде всего радикальным национализмом или шовинизмом. Опросы участников протеста, проведенные в начале декабря и снова в конце января заставляют предположить, что основной движущей силой протестов было недовольство президентом Виктором Януковичем, а также стремление Украины войти в Европейский Союз. Примечательно, что наиболее объединяющим фактором, по-видимому, является оппозиция усилиям Януковича расправиться с демонстрантами. Это согласуется с приливами и отливами в размере протестного движения в течение последних месяцев. Первоначально совсем маленький протест взорвался после жестокого разгона демонстрантов в конце ноября, а затем снова в середине января, когда Янукович протолкнул серию драконовских законов, ограничивающих протесты. Ни одно из требований протестующих не отражает очевидную шовинистическую или националистическую повестку дня.

• Однако, в равной степени вводят в заблуждение заявления, что правые националисты представляет собой «незначительный сегмент» сегодняшних протестов в Украине. Руководство протестующих (в той мере, что таковое существует) состоит из трех оппозиционных партий в парламенте - одна из которых, «Свобода» - явно крайне правая партия. «Свобода», которая получила 38 мест и 10 процентов голосов на последних парламентских выборах, до 2004 года называла себя Социал-Националистическая Партия Украины и пользовалась символикой неонацистов и эсэсовцев. В то время как партия изменила свое название и символику в 2004 году, лидер «Свободы», Олег Тягнибок, по-прежнему утверждают, что оппозиция должна бороться с "московско-еврейской мафией, которая управляет Украиной", и похвалил Украинскую Повстанческую Армию (УПА) за то, что в годы Второй Мировой Войны она боролась "против москалей, немцев, жидов и другой нечисти, которая хотела отнять у нас украинское государство". Партия не скрывает своего прославления межвоенного фашистского движения, Организации Украинских Националистов (ОУН). В декабре они провели факельное шествие на Майдане в честь лидера ОУН, Степана Бандеры, и они регулярно развевают красный и черный флаг ОУН, который запрещен, как расистский символ, на футбольных матчах ФИФА.

• Нескрываемый возврат песен, лозунгов и символов националистического движения 1930-х годов и 1940-х годов - с его стремлением добиться этнически чистого украинского национального государства, свободного от русских, евреев и поляков - одно из самых значительных различий между нынешними протестами и оранжевой революцией 2004 года. Правые группы были особенно активными среди организации протестного движения на местах, особенно когда число протестующих сократилось с течением времени, и обнаружилось, что сердцевина протеста – крайне правые. Представители «Свободы» контролируют оппозиционную оккупацию здания Киевской городской администрации, их флаг хорошо виден, и портрет Бандеры висит в центральном зале.

• И «Свобода» является лишь одним из многих признаков сильного присутствия крайне правых партий в организации и мобилизации Майдана. Андрей Парубий, "комендант " Майдана и лидер сил "самообороны", которые охраняют лагерь протеста в центре Киева, был одним из основателей Социал-Националистической Партии с Олегом Тягнибоком. В последние недели коалиция из более мелких правых организаций, под названием "Правый Сектор", направила движение протеста в сторону ожесточенных акций, используя против полиции камни, бутылки с зажигательной смесью, трубы, и оружие. В то время как эту группу никто не приветствовал среди руководства протестом, она несомненно, является важным игроком на площади и, как сообщается, вооружается, на случай, если переговоры провалятся и не удастся добиться отставки Януковича. В целом, националистические активисты «Свободы» и эти другие группы обеспечивают оппозицию наиболее «бесстрашными демонстрантами», которые, по словам «Нью-Йорк Таймс» "во главе наиболее провокационных усилий по оккупации зданий и блокировке правительственных учреждений."


• Несмотря на сильное присутствие крайне правых, являются ли протесты, тем не менее про-демократическими? Ответ на этот вопрос может показаться очевидным: да - учитывая, что они направлены против авторитарного поведения и властного президента.
• Тем не менее, в последнее время работы по массовой мобилизации наводят на мысль, что мы должны быть осторожны, допуская, что сюжеты о «демократических революциях», созданные политиками и аналитиками, отражают фактические мотивации тех, кто на улице. Профессор Принстонского университета Mark Beissinger, показал, что в украинских акциях протеста в конце 2004 года была "слабая приверженность к демократическим целям", несмотря на то, что протесты были вызваны фальсификацией выборов. Совсем недавно, в декабре 2013 года, обследование протестующих в Украине, показало, что менее 20 процентов принимают участие в протестах в ответ на "нарушения демократии или угрозы диктатуры." В более широком смысле, важно не путать оппозицию к не-демократическому режиму с движением в поддержку демократии.

• История изобилует примерами оппозиционных движений, которые приводят к авторитарным порядкам после того, как они приходят к власти - от противников шаха в Иране в 1978/1979  и антисоветского националистического движения в Армении, которые преследовали оппозицию после прихода к власти в 1990-1991 годах; и до диктатуры Александра Лукашенко, который начинал как оппозиционный депутат в Беларуси в начале 1990-х.

• Более того, сами протесты не такой уж надежный представитель взглядов широкого украинского общества. Претензия, что "движение в целом лишь отражает все украинское население, молодых и старых," - находит очень мало поддержки. В этом, как и в практически любой сфере политических убеждений, украинцы довольно четко разделены. Опросы, сделанные в последние два месяца в стране, различаются как по качеству, так и по результатам, но ни один опрос не показывает, что значительное большинство населения поддерживает движение протеста, и несколько опросов демонстрируют, что большинство не поддерживает протесты. Последние опросы позволяют прийти к выводу, что довольно значительное большинство выступает против захвата региональных правительств со стороны оппозиции. Самый надежный и самый недавний опрос показывает, что население почти идеально разделено в своей поддержке акций протеста: 48 процентов в пользу, 46 процентов против.

• Неспособность протестующих заручиться большей поддержкой удивительна, учитывая тот факт, что популярность Януковича намного ниже 50 процентов (хотя он по-прежнему, очевидно, является наиболее популярной политической фигурой в стране).

• Одна из причин этой неудачи в том, что антирусская риторика и иконография западно-украинского национализма не слишком хорошо воспринимается большинством украинского населения. Почти половина населения Украины проживает на юге и востоке страны, что когда-то называлось «Новая Россия»; она заселялась в 19 веке очень разнообразным населением мигрантов из территории Российской империи.

• Это та область, которая, уже более 200 лет, крепко связана с Россией, и почти всем этим украинским гражданам чужда антирусская риторика и символы. Антирусские формы украинского национализма, которые выражены на Майдане, конечно, не представляют точку зрения большинства украинцев. Электоральная поддержка таких взглядов и политических партий, которые придерживаются их, всегда была ограничена. Их присутствие и влияние в протестном движении намного превосходят их роль в украинской политике, и их поддержка едва распространяется географически вне нескольких западных провинций.


• В этой же связи, существует мало свидетельств, что явное большинство украинцев поддерживают интеграцию в Европейский Союз, несмотря на то, что поворот от Европейского Союза вызвал первоначальные протесты. В то время как различные опросы общественного мнения показывают различные уровни поддержки европейской интеграции, большинство - это 40-45 процентов - в поддержку европейской интеграции по сравнению с примерно от 30 до 40 процентов в поддержку Таможенного союза. Вход в Европу превалирует, но вряд ли четкий мандат.


• В заключение, мы всегда должны быть очень осторожны в претензиях, что протесты говорят "от имени народа." Мы должны быть особенно осторожны, когда под этим «народом» подразумевают жителей Украины. Если 20 лет исследований и опросы чему-нибудь нас учат, так это то, что Украина является страной, которая глубоко разделена практически по каждому вопросу, относящимся к отношениям с Россией или с Западом, с очень глубокими историческими различиями, которые продолжают оказывать влияние на современную политику.


• Украинцы, однако, объединены в желании иметь лучшее управление, чем у них было в течение последних 20 лет. Массовые протесты были, прежде всего, ответом на усилия президента Януковича ввести более репрессивный режим. Те, что на площади не мотивированы, в целом, принадлежностью к крайне правым или точкой зрения крайне правых на будущее Украины. Тем не менее, массовое присутствие символики крайне правых и их участие в акциях протеста, несомненно, ограничивает, в какой степени протесты могут найти поддержку большинства в стране и подрывает их эффективность в поиске лучшего правительства для граждан Украины. Явное большинство украинцев, безусловно, можно убедить отказаться от поддержки Януковича на выборах, но отсутствие поддержки протестов большинством населения заставляет предположить, что люди могут отказаться голосовать против него, если эта опция преподносится им завернутой в безудержную антироссийскую риторику правых националистов.


Рецензии
Автор претендует на объективный анализ, но почти вся статья о националистическом секторе протеста. При этом справедливо указывается: националисты получили всего 10 % в парламенте.
Первого декабря на улицы Киева вышло около миллиона человек, Киев – город русскоязычный и националисты не смогли бы поднять столько людей. Значит, причина иная, не так ли?

Первого декабря на улицу вышли люди совершенно разные по образованию, образу жизни, воспитанию. Здесь процитирую слова автора, с которыми нельзя не согласиться: «наиболее объединяющим фактором, по-видимому, является оппозиция усилиям Януковича расправиться с демонстрантами...»
Кто же стоит на Майдане? У нас в Киеве ходит анекдот: «если в автобус зашел человек в каске, с рюкзаком за спиной, щетиной на лице, ленточкой-флагом евросоюза и Украины на лацкане куртки, - он с Майдана, к нему можно обратиться на английском или немецком и продолжить разговор о современной литературе востока или устройстве нового коллайдера…»
………………………………………………….
К сожалению, в некоторых регионах Украины получают совершенно искаженную информацию о событиях в Киеве. А националисты, это всего лишь националисты. Они есть в любой стране. Не в них проблема.
С уважением,

Михаил Кевич   15.02.2014 17:40     Заявить о нарушении
На странице Маргариты Школьниксон можно прочитать отрывки из воспоминаний немецкого военного преступника Бальдура фон Шираха, приговорённого на Нюрнбергском процессе 1946 г. к 20 годам заключения за преступления против человечности. Бальдур фон Ширах принадлежал к старинному немецкому аристократическому роду, он писал стихи, профессионально играл на скрипке, изучал в университете германистику, владел в совершенстве языками (до пяти лет говорил по-английски, немецкий его второй язык). Это не помешало ему быть верным оруженосцем Гитлера, дружить с главой штурмовиков Рэмом и, будучи главой гитлерюгенда, обеспечивать Генриха Гиммлера, членами, достойными работать в СС.

Кстати, согласно воспоминаниям Бальдура фон Шираха, и сам Гитлер был совсем не сумасшедший психопат, а человек, с которым отец фон Шираха, директор театра в Веймаре, говорил о постановках Вагнера, и Гитлер поддерживал разговор со знанием дела.

Я это к тому, что в Германии, скажем в 1930 году, можно было встретить в трамвае молодых людей в черных рубашках, к которым можно было, как Вы пишете, «обратиться на английском или немецком» и обсудить оперу Вагнера или последние достижения в самолетостроении, а партия национал-социалистов тогда получила всего 18% голосов. А уже в 1933 году, сразу после прихода к власти, стартовала всенародная акция бойкота магазинов и предприятий, принадлежащих евреям.

Партия Тягнибока – это ядро протестного движения в Украине. Они намеренно расшатывают государство, для них чем хуже, тем лучше. Это те самые люди, которые вырезали евреев во Львове и польское население Волыни.

А то, что на Майдан однажды пришли сотни тысяч людей, большой роли в вопросе о власти не играет. Пример Германии времен Веймарской республики как нельзя лучше объясняет то, что сегодня происходит в Украине.

Михаил Абрамов   16.02.2014 07:10   Заявить о нарушении
Думаю, что мы сможем найти много исторических примеров, подтверждающих или опровергающих ту или иную точку зрения. Многие собравшиеся на Майдане именно власть обвиняют в фашистских методах «общения» с народом. Жаль, что не все могут увидеть все своими глазами и почувствовать настроение людей, вышедших на улицу.
И всего этого могло не быть, если бы 30 ноября были наказаны те, кто в 4 утра (!) решил устанавливать новогоднюю елку с помощью Беркута.
А что касается партий, то очевидна потеря интереса к ним и их лидерам. Партии в этом процессе всего лишь «примазавшиеся».
С уважением и благодарностью за интерес к нашим проблемам,

Михаил Кевич   16.02.2014 10:11   Заявить о нарушении
Уважаемый Михаил,
Я коренной киевлянин, родился и вырос в Киеве, там похоронен мой отец, так что интерес к «вашим проблемам» объяснить легко. Малышом меня водили родители на Владимирскую горку; нас, первоклассников, директор школы привел в Софиевский собор к гробнице Ярослава Мудрого, чтоб мы пропитались и прониклись чувством истории и гордости за город, где нам посчастливилось жить. Я исходил Киев вдоль и поперек. Это не один из городов на карте Украины, это Город. И даже не важно, что Киев столица, столицу можно перенести в какой-нибудь Салобык, а Киев останется Городом.

Я оставил страну, заработав 25 лет трудового стажа. Это результаты моего труда распиливает донецкая мафия и жгут галицкие хуторяне. Мне сказали, что эти хулиганы рубят и жгут каштановые деревья на Крещатике, каштаны, под которыми я вырос, гулял, растил своих детей. Надеюсь, что их похоронят в гробах из этих каштанов.

Михаил Абрамов   17.02.2014 06:18   Заявить о нарушении
Я не устаю повторять, что Майдан - протест, в первую очередь киевлян.
Я так же как и Вы, прожил в Киеве много лет. Вот-вот выйду на пенсию. Моя мама родилась на Жилянской - Вам, конечно, знакома эта улица.
Информация о каштанах в духе той лжи которую мы слышим во многих СМИ. Кстати, сказать, украинские каналы, несмотря на их политическую ориентацию на такое не пошли бы. Слишком легко проверить.
Я готов сделать для Вас фотографию любого каштана в любом месте Киева, только для того чтобы Вы уличили в неприличной лжи тех людей, которым Вы почему то ( пока еще) доверяете.
С уважением,


Михаил Кевич   17.02.2014 21:19   Заявить о нарушении
Заодно прибавьте обгорелые старинные здания. Но - протест есть протест, не так ли? Но меня сильно удивляет, почему израильтяне, которые тут, на Прозе, так поддерживают то, что происходит сейчас на Украине? Конечно, из-за неуемного желания совсем отогнать это государство от России, любой ценой. "От евреев и олигархов московских". Но меня сильно удивляет эта формулировка: ведь во всем мире деньгами и политикой управляют исключительно "евреи и олигархи".Значит, в сухом остатке все-таки остается фашизм. Как же можно брать на вооружение эту страшную идею "освобождения"? Израильтянам, в том числе...

Татьяна Щербакова   19.02.2014 13:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.