Фергана - 1979

 
В Фергане мы служили, в голубом небе жили.
/из песни/

Зима, весна и лето семьдесят девятого года для нашей гвардейской 105 (Ферганской) воздушно-десантной дивизии выдалась насыщенной. И до того насыщенной, что ротный капитан Геннадий Дмитриевич Землянухин ночами убегал в самоволки, предупреждая меня, мол, чуть что — посыльного сразу ко мне. Ведь с середины декабря 1978 года Ферганская дивизия практически не сходила с боевой готовности. Иран — исламская революция, Вьетнам — агрессия со стороны Китая, а с ранней весны семьдесят девятого — Афган. Официально никого по домам не отпускали, поэтому офицеры бегали в ночные самоволки. В те времена я неоднократно видел плачущих жен офицеров и прапорщиков возле КПП части.


Уже тогда было ясно — впереди Афганистан. На наших глазах формировался отдельный парашютно-десантный батальон. Форма у них была оригинальная летняя полевая: панама, рубашка на кончиках воротника эмблемы ВВС, погоны с лычками. Для офицеров лычки желтого цвета, для сержантов — красного. Комбат, подполковник имел высшее звание старшины. Брюки навыпуск «мабута» с ботинками и ремень. В июле этот батальон исчез. Но шила в мешке не утаишь. Мы знали, что ребята уже в Афганистане.

В начале мая я остался в армии на сверхсрочную. Меня быстренько сплавили в отпуск, чтобы скорее вернулся, а в июне мы начали оформлять служебные загранпаспорта. Запомнились требования для фотографии: на повседневном кителе должны были быть общевойсковые эмблемы в петлицах, что оказалось для нас огромной проблемой. Ведь в гарнизоне стройбат, летуны и мы, десантники. Откуда общевойсковые эмблемы-то взять? Заказывали в Ташкенте, а потом в фотоателье с одной парой эмблем по очереди фотографировались. И в июле, через месяц, наши паспорта были готовы. Опять про шило в мешке — весной командиры частей дивизии побывали в Кабуле на рекогносцировке.

Но за два месяца до ввода войск в Афганистан 105-ю гв. ВДД (около 8000 штыков) полностью адаптированную для ведения боевых действий в горно-пустынной местности, неожиданно расформировали и разбросали по округам и группам войск для формирования десантно-штурмовых частей. На месте остался один полк, который и вошел в Афганистан ;345 гвардейский ПДП(1500).

В Афган же вместо нас ввели 103 гвардейскую ВДД (Витебскую) дивизию, заточенную на европейский ТВД. А ведь акклиматизация в Средней Азии проходит тяжело, от полугода до года, а то и более. Как лето, так молодежь падала — желтуха, дизентерия, пиндинки (мухи, после укуса которых, загнивает пораженное место) и так далее. Расформировали же дивизию потому, что мы были «дикими» — далеко от штаба ВДВ и нас было не жалко. И не посмотрели, что наше соединение единственное в ВДВ на тот момент было награждено вымпелом Министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть». И боевая подготовка была на высоте — в 1978 году нас проверяла Главная инспекция МО СССР под руководством маршала Советского Союза Москаленко и осталась довольна. И то, что впереди Афган не посмотрели.

Приговорили: расформировать!

А уже вначале 1980 года, командующий ВДВ генерал-полковник Дмитрий Сухоруков признал, что расформирование Ферганской дивизии было ошибкой. А я считаю это преступлением…

Вот что пишут Феськов В.И., Калашников К.А. и Голиков В.И. в своей работе «Советская Армия в годы «холодной войны» (1945-1991): «Вызывает удивление позиция нового командующего ВДВ генерал-полковника Д.С. Сухорукова, давшего „добро“ на расформирование накануне афганских событий 105-й дивизии. Единственной дивизии ВДВ за Уралом, к тому же подготовленной для ведения боевых действий в горах и песках. Как ее не хватало в Афганистане! Не умаляя заслуг десантников Витебской дивизии, нужно сказать, что по подготовке они уступали Ферганской дивизии именно из-за того, что 103-я готовилась к войне совершенно в других условиях».

Один из однополчан вспоминал: «Мы лазили по горам, жарились в пустыне. Старослужащие могли сутки прожить с одной флягой воды. Помню безумные глаза молодых солдат, когда подвезли воду в полевой кухне. Кто знает, что такое жажда, тот поймет меня. Наши водители имели навыки вождения на горных дорогах и с горным тормозом. Возле нашей части была скала 180 метров высотой. Мы бегом взбегали на ее вершину. По боевой подготовке нам не было равных во всем ТуркВО. Мы были на голову выше всех. На окружных сборах всегда было два первых места. Наша дивизия — это всегда почетное первое место. Далее — простое первое место. На полигоне под Чирчиком я видел стрельбу наших минометчиков и зенитчиков. Просто невозможно было сравнивать с результатами обычных войск. Цели поражались первым залпом и одной короткой очередью, спокойно и без суеты, играючи. Так было по всем видам боевой подготовки. Я уже не говорю о физической подготовке. Я не преувеличиваю, так было». И я как свидетель и участник подтверждаю что, так и было. Но нас расформировали и за вводом войск мы наблюдали по телевизору кто в Белоруссии, кто как я в Восточной Европе.

Сегодня у нас "День Воина интернационалиста" а по новому "День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества".

В этот день 15 февраля 1989 года завершился вывод советских войск из Афганистана. И вспомним о 14 453 советских солдатах и офицерах, не вернувшихся с афганской войны.

Память и слава и. Третий тост молча…

На фото:Фергана, осень 1979 года, прощай 730 ОБС 105 гв.ВДД

Статья полностью напечатана в "Воентернете": http://voenternet.ru/sostav/


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.