Герои Орденоносцы татарской национальности - 40

Герои Орденоносцы татарской национальности – 40





Уразаев Игорь Кабирович

***
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=7364


Уразаев Игорь Кабирович

***
Дата рождения
28 февраля 1960 (53 года)
Место рождения
Печенга, Мурманская область
Принадлежность
 Россия
Род войск
 Воздушно-десантные войска
Годы службы
1978 —
Звание
Полковник гвардии полковник
Сражения/войны
Афганская война,
Первая чеченская война

Игорь Кабирович Уразаев (28 февраля 1960, Печенга) — российский военный деятель, офицер. Герой России.

Родился в Печенге 28 февраля 1960 года. Призван на срочную службу в 1978 году, которую проходил в 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии в Витебске. В 1979 поступил в Новосибирское высшее военно-политическое училище. В 1981 прервал обучение и отправился в Афганистан в составе ограниченного контингента советских войск, поступив по собственному желанию на срочную службу. Вернувшись, восстановился в училище и закончил его в 1985 году. Далее служил в 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии (г. Псков).

В 1994 году участвовал в боях за Грозный. Гвардии капитан Уразаев вместе со своими бойцами прорвался к попавшей в окружение Майкопской бригаде. Был контужен, но отказался от госпитализации и продолжил командовать. Вместе со своими бойцами выбил боевиков из здания партийного архива и занял его. После этого дудаевцы предпринимали множество попыток вернуть здание, но все атаки были отбиты. 9 января 1995 года Игорь получает тяжёлую контузию, но продолжал вести бой.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания Указом Президента Российской Федерации № 535 от 29 мая 1995 года гвардии капитану Уразаеву Игорю Кабировичу присвоено звание Героя Российской Федерации.
В настоящее время продолжает военную службу в ВДВ. С 2005 года имеет звание гвардии полковника.

Ссылки
***
 Уразаев, Игорь Кабирович. Cайт «Герои Страны».
http://ru.wikipedia.org/wiki/,_





Хайруллин Газинур Гарифзянович

***
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=10328

лётчик, Герой России

Родился 10 сентября 1961 года в селе Старое Дрожжаное Дрожжановского района Татарской АССР. После окончания Балашовского военно-воздушного училища проходил службу в военно-транспортной авиации помощником командира корабля Ил-76 (1983—1987), командиром корабля (по 1992).

С 1994 по 2008 год работал в авиакомпаниях гражданской авиации Российской Федерации вторым пилотом и командиром воздушного судна. C 2008 по 2009 гг. работал генеральным директором ОАО «Авиакомпания Татарстан».

3 августа 1995 года самолёт Ил-76, принадлежащий компании «Аэростан» (Казань), был принудительно посажен на аэродром вблизи города Кандагар в Афганистане. Командиром воздушного судна был Владимир Шарпатов. Хайруллин Газинур был вторым пилотом. Экипаж самолёта попал в плен. Спустя год, в августе 1996 года экипаж самолёта смог совершить побег из плена.

Указом Президента Российской Федерации от 22 августа 1996 года № 1225 Хайруллину Газинуру Гарифзяновичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

В ИСКУССТВЕ
***
В фильме «Кандагар» роль Хайруллина сыграл Владимир Машков (в фильме второго пилота звали Сергеем).
http://www.people.su/116794



Захват российского самолёта в Кандагаре
***
Члены экипажа Ил-76 в плену
***
3 августа 1995 года самолёт Ил-76ТД под бортовым номером RA-76842, принадлежавший казанской компании «Аэростан», вылетел из Тираны в Баграм. На борту было семь членов экипажа:  командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов, второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин, штурман Александр Викторович Здор, бортинженер Аббязов, Асхат Минахметович, бортрадист Юрий Николаевич Вшивцев, бортинженер Сергей Борисович Бутузов и бортинженер Виктор Петрович Рязанов.

Ил-76 совершал коммерческий рейс по заказу правительства Раббани в Кабуле, в рамках межправительственного соглашения с Албанией по маршруту Тирана — Кабул (Баграм) с грузом стрелковых боеприпасов. Фактическим получателем груза был «Северный альянс», авиабаза Баграм контролировалась силами злейшего врага «Талибана» Ахмад Шаха Масуда. Подобные рейсы в Баграм, в частности, из Шарджи, экипаж выполнял неоднократно, перевозя самые разные грузы. Рейс из Тираны с боеприпасами был третьим после двух таких же, вполне успешных. Над Афганистаном самолёт был перехвачен истребителем МиГ-21 движения «Талибан» и был принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза.

Командир экипажа Владимир Ильич Шарпатов во время пребывания в плену у талибов.

378 дней члены экипажа самолёта находились в плену в очень тяжёлых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи. Психологическое состояние экипажа тоже было очень тяжёлым: они всерьёз опасались за свою жизнь, так как были захвачены при перевозке оружия врагам «Талибана». С другой стороны, они не замечали никаких существенных усилий со стороны российских властей по вызволению их из плена. Экипаж смог убедить талибов в том, что весьма ценный самолёт требует периодического технического обслуживания. За отсутствием собственных специалистов, экипажу было позволено, время от времени, под вооружённым конвоем, поддерживать самолёт в работоспособном состоянии.

16 августа 1996 года при очередном техобслуживании, поводом к которому послужило повреждённое колесо шасси, летчики поднялись на борт самолета. Вместе с ними в салон Ил-76 вошли и трое охранников. Командир корабля запустил двигатели. Убедившись, что действия экипажа не вызывают у охраны никаких подозрений, командир приказал бортинженеру закрыть грузовой трап, расположенный в хвостовой части самолета, и вырулил на взлетную дорожку. Охранники опомнились только тогда, когда самолет поднялся в воздух. Тогда находчивые летчики объяснили им, что по инструкции им необходимо сделать пару кругов над аэродромом, после чего они приземлятся.

Центр Кандагара в описываемый период.

 Аэродромные службы пытались воспрепятствовать взлёту, но безуспешно. Самолёт-истребитель поднят в воздух не был – пилот самолёта Гулям – тот самый. который 3 августа 1995 года принудил экипаж сесть в Кандагаре, в честь пятницы уехал в родной кишлак проведать родственников, о чём опрометчиво рассказал накануне Газинуру Хайруллину.

Между тем экипаж направил самолет в сторону иранской границы и попросил у властей Ирана предоставить им воздушный коридор. Когда подлетали к границе, один из охранников дослал патрон в патронник автомата и пригрозил, что откроет огонь. Тогда Шарпатов резко направил самолет к земле, охранники упали на пол, а летчики отобрали у них оружие и связали.

Топлива на полёт хватило, так как самолёт перед рейсом в Кабул был заправлен с расчётом на обратный рейс, и топливо слито не было.

Через несколько часов самолет благополучно приземлился в аэропорту Шарджи (Объединенные Арабские Эмираты).  В ночь с 18 на 19 августа российские лётчики благополучно вернулись в Казань. 22 августа того же года был подписан указ о награждении экипажа, командиру корабля и второму пилоту было присвоено звание Героев России, а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества.

В феврале 2010 года на экраны вышел фильм кинорежиссёра Андрея Кавуна «Кандагар», основанный на событиях этого захвата

Самолёт Ил-76ТД RA-76842 до сих пор находится в строю, перевозя грузы под флагом авиакомпании «Авиакон Цитотранс».

Источник: opoccuu.com
http://ohranka.com/2013/08/----/


Рецензии