Средневековый Евросоюз
Истоком его появления послужило распространение в Римской империи христианства, которое, несмотря на периодически возникающие конфликты с язычниками и властями, тем не менее, уверенно распространялось по империи. Не сумев уничтожить христианство с помощью репрессий, имперские власти были вынуждены признать набирающую силу новую религию. В результате в 313 году императором Константином был издан «Миланский эдикт», который давал возможность всем, в том числе и христианам свободно исповедовать свою религию. Однако веротерпимость, провозглашенная в этом эдикте, оказалась недолгим явлением и к концу века христианство становится государственной религией со всеми прилагающимися последствиями в виде преследования инакомыслящих.
В этот период времени христианская церковь не была единой организацией, а представляла собой сообщество множества епископств. В таких условиях все спорные религиозные вопросы решались на соборах фактически по воле императора, который был вынужден навязывать единство новой государственной религии для обеспечения стабильности в государстве. Только после раскола империи на западную и восточную части, когда императорская власть на Западе стремительно ослабевает, начинается возвышение римского епископа, который начинает претендовать на главенствующую роль в церкви западной части империи. Гибель империи и образование множества варварских государств еще более укрепили авторитет римского епископа, который стал своеобразным духовным преемником императорской власти на Западе. Однако завоевание Византией Италии в 6 веке вновь подчинило папу власти императора. Только последующее ослабление Византии позволило оформившейся римской церковной иерархии сменить покровителя для избавления от власти императора.
Новым союзником папы стало франкское государство. Этот союз оказал решающее влияние на последующее развитие западной цивилизации.
Тактически в тот период времени он был выгоден обеим сторонам. Правителю франков Пипину, который незадолго перед этим захватил власть, нужна была поддержка церкви для оформления её легитимности. Папа Стефан III со своей стороны стремился получить новые привилегии и земельные владения, которые могло дать только возвышающееся государство франков.
В целях укрепления нового союза папа Стефан III торжественно венчал Пипина королевской короной и запретил франкам на будущие времена под страхом отлучения от церкви выбирать королей из другой семьи. Так Пипин получил желаемое им обоснование своей власти, но при этом папа становился как бы духовным сюзереном короля, что в корне отличалось от положения церкви в Римской империи и Византии, где церковь не только не могла помыслить о верховенстве над светской властью, но напротив была вынуждена подчиняться власти императора даже в чисто религиозных вопросах. Конечно, фактически именно папа был вынужден подчиняться королю франков, но именно с этого момента идея о верховенстве церкви над светской властью начала использоваться римской курией для расширения своей власти и влияния.
Со своей стороны Пипин организовал поход против захвативших Северную Италию лангобардов и победил их в 754 году. После этого в 756 году он торжественно передал часть завоеванных земель папе и в том числе область Центральной Италии, которая вместе с Римом принадлежала Византии. Таким образом, Пипин давал во владение папе, то что никогда ему не принадлежало, так как Рим и прилагающиеся области формально находились во владении Византии. В свою очередь папа являясь подданным византийского императора и утвержденным им в качестве римского епископа, принимая этот «Пипинов дар» совершал прямую измену по отношению к своему государю.
Сделка по созданию папского государства позволило королю франков получить фактически зависимую от него церковную иерархию. Безусловно, это не устраивало представителей католической церкви, которая в отличии восточной церкви, претендовала на верховенство над светской властью. В этот период времени папская курия сфабриковала грамоту о «Константиновом даре», в которой якобы император Константин даровал высшую власть над Римом, Италией и всей западной частью Римской империи папе. В дальнейшем опираясь на эту сфабрикованную грамоту, папская курия юридически обосновывала свое право на верховную власть.
Пока же папской курии приходилось послушно выполнять все указания франкского короля. Особенно зависимость церкви от франкского государства увеличилась после прихода к власти сына Пипина Карла Великого. Успешно расширив пределы франкского государства Карл, создал империю, объединив под своей властью территории современной Франции, Германии и Италии. Несмотря на довольно небольшой период существования империи именно из неё выросла в дальнейшем вся западная цивилизация. Поэтому решения принятые Карлом в ходе строительства империи определили путь развития Европы на века.
Первым таким судьбоносным решением, касающимся церкви, стало окончательное обособление католицизма от восточной церкви. Во многом это обособление было вызвано политическими причинами, так как между Византией и империей франков началась своеобразная холодная война, в ходе которой борьба развернулась и в духовной сфере. (Именно в 809 году был созван собор в Аахене, который утвердил добавление в символ веры, что святой дух исходит не только от отца, но и от сына)
Вторым решением стало встраивание церкви в систему вассальной иерархии, на которой держалась вся мощь империи. До Карла Великого франкские короли для вознаграждения воинов были вынуждены прибегать к конфискации церковных земель, так как земельный фонд церкви непрерывно расширялся за счет постоянных пожертвований. (В империи от трети до половины земель принадлежала церкви, а её доход превышал половину дохода императорской казны) Однако такая политика подрывала стабильность в империи. Поэтому Карл отказался от дальнейших конфискаций и стал привлекать духовенство к несению государственной повинности, прежде всего в виде выставления для несения военной службы определенного количества воинов. Для лучшего обеспечения повинности император стал назначать епископов и других высших иерархов церкви, что превратило их в обычных служилых вассалов. В результате церковная организация разделилась на две иерархии. В первой находились владевшие землей и другими доходами церкви номинальные епископы, аббаты, пресвитеры, которые занимались исполнением государственной службы и не имевшие возможности исполнять свой священнический долг. Во второй находились заместители этих иерархов и низшее духовенство, которые действительно выполняли функции церковных служителей. В результате такого нового устройства церкви, она превратилась в один из системообразующих институтов власти империи.
Наконец именно при Карле была узаконена церковная десятина, то есть налогообложение подданных империи в пользу церкви. Она, конечно, существовала и до Карла, так в середине 9 века церковный собор освятил это налогообложение и даже угрожал отлучением от церкви отказывающимся платить десятую часть дохода, но все же не носила общеобязательный характер. При Карле десятина получила силу не только церковного, но и государственного закона, что было тесно связано с несением церкви функции государственной службы.
Империя франков ненадолго пережила своего создателя. Уже в 843 она распалась на три части, но на этом процесс не остановился. Образовавшиеся королевства (Франция, Германия, Италия) в свою очередь рассыпались на тысячи независимых мелких феодальных владений. Вместе с распадом империи распалась на отдельные части и церковь, так как светские магнаты или короли старались продолжить политику Карла уже на своем уровне и назначать епископов для поддержания своей власти. (Епископы не могли передавать земли в отличие от светских феодалов своим наследникам и поэтому короли могли опираться в борьбе с мятежными феодалами на церковную иерархию) Такая ситуация назначения светской властью церковных иерархов (симония) продолжалась вплоть до 11 века.
В 11 веке в католической церкви возникла мощная реформаторская партия, которая поставила перед собой целью создание «независимой церкви», которая бы не подчинялась светским феодалам и даже главенствовала над ними. Основными социальными силами, на которые опиралась партия реформистов, были монастыри и горожане. Монашество было заинтересовано в объединении церкви под эгидой папы, чтобы получить возможность пользоваться огромными богатствами монастырей, которые находились в распоряжении симонистского псевдодуховенства. Горожане наиболее остро реагировали на его развращенность и откровенную куплю-продажу церковных должностей.
К середине века противостояние между партией реформаторов и симонистами достигло своего апогея. В 1059 году при избрании нового папы произошел окончательный раскол церкви на две партии. Было избрано два папы от симонистов Бенедикт Х, а от реформаторов Николай II. В ходе вооруженной борьбы реформаторская партия одержала победу. В период понтификата Николая II и последующего за ним Григория VII были проведены реформы превратившие церковь в единую организацию охватившую своим влиянием всю Европу. Эти реформы заключались в отстранении от выборов папы светских феодалов и избранием папы в конклаве только лишь церковными иерархами – кардиналами и подчинение епископов власти папы, то есть в превращении церкви в единую организацию регионального масштаба.
Естественно это никак не могло понравиться монархам, которые извлекали огромную выгоду из назначения церковных иерархов. Особенно сильное противостояние началось между независимой церковью и Священной римской империей (Германия), где владения церкви были особенно велики и отказ императора от возможности назначения епископов неизбежно привел бы к распаду государства. Эта борьба приняла затяжной характер, но в конечном итоге церковь сумела победить империю и Германия на долгие века оказалась разделенной на сотни карликовых государств-княжеств.
В результате объединения церкви в единую организацию сложилась уникальная историческая ситуация, когда церковь превратилась в центр управления всей Европы. Подобного союза возглавляемого церковью и просуществовавшего почти двести лет никогда не было в истории.
Нечто похожее можно найти только в исламской цивилизации после распада халифата на несколько государств, когда халиф превратился в чисто религиозную фигуру, объединяющую исламский мир, но в исламе не существовало церкви как института власти объединяющего цивилизацию и поэтому политического союза не возникло. Кроме того халиф как религиозный глава уммы возник в процессе распада государства после того как лишился реальной власти и являлся скорее одним из осколков великой державы, чем главой церкви. Поэтому упразднение должности халифа в дальнейшем не оказало существенного влияния на развитие исламской цивилизации.
В Европе же напротив именно церковь встала во главе первого объединения. Причем основатель независимой церкви Григорий VII (1073-1085) в своем произведении «Диктат» прямо заявлял, что князья должны стать вассалами папы, то есть желал превращения Европы в единое государство под властью папы. Однако даже пока без полного подчинения королей и князей церковь обладала огромными финансовыми ресурсами и разветвленным идеологическим аппаратом, которым было охвачено все население Европы. Поэтому уже в 1095 году церковь смогла бросить ресурсы объединенной Европы на внешнюю экспансию в виде первого крестового похода. Его успех не только позволил захватить владения в Передней Азии, но и укрепил авторитет церкви, которая, несмотря на перманентное противоборство с Германией, все более укрепляла свои позиции на протяжении всего 12 века.
В результате власть церкви в Европе в 13 веке достигло своего апогея. Инструментами возрастания могущества церкви стали монашеские церковные ордена, которые стали своеобразными прообразами министерств объединенной Европы.
Первыми по времени возникли военные ордена в начале 12 века. Необходимость их появления была вызвана перманентной борьбой с мусульманами в Палестине. В отличии от светских рыцарей, которые не могли находится все время в Палестине (кроме тех конечно кто получил там земельные владения) рыцари-монахи занимались борьбой с мусульманами на постоянной основе и в периоды между крестовыми походами именно они составляли основную часть европейской армии обеспечивающую оборону захваченных территорий. То есть фактически ордена стали общеевропейскими военными формированиями под эгидой церкви.
Следующими в начале 13 века при папе Иннокентии III появляются «гражданские» монашеские ордена доминиканцев и францисканцев.
Возникновение ордена доминиканцев связано с превращением церкви в управляющий центр Европы. Естественно, что подобная метаморфоза вызвала к жизни различные оппозиционные религиозные течения, которые противопоставляли себя католической церкви. Их распространение произошло главным образом в наиболее развитых в экономическом отношении южной Франции и северной Италии, где горожане стали оказывать поддержку еретическим движениям. Особенно опасная ситуация сложилась для католической церкви в Лангедоке (южная Франция), где переход в альбигойскую ересь приобрел массовый характер. Для искоренения ереси папа Иннокентий III организовал крестовый поход (1209-1229 г.), в ходе которого богатейшие города и селения были разграблены и уничтожены. Однако только массовым уничтожением катаров и сочувствующего им населения было невозможно решить проблему распространения ересей. Выход был найден в создании ордена доминиканцев, который стал своеобразной полицией церкви, так как главной его задачей стало обнаружение и уничтожение еретиков. В это же время появляется и инквизиция (церковный суд), которая получила возможность судить не только членов церкви, но и все население Европы.
Появление францисканского ордена тоже во многом связано с необходимостью идейного противостояния еретикам, которые критиковали церковь за все возрастающее богатство. Францисканский орден с его идеями возвращения к ранней нищенствующей церкви стал мощным противовесом критике противников церкви. Кроме того францисканцы активно помогали самым бедным слоям населения, то есть фактически создали систему социальной помощи.
Таким образом, к середине 13 века уже реально вырисовывались общие для всей Европы органы власти церкви, которыми стали монашеские ордена. Церковь создала военные ордена, ставшие её армией. Доминиканцы стали органами безопасности, францисканцы играли роль органа социальной опеки. Появился даже общий церковный суд для всей Европы – Инквизиция. Казалось, что еще немного и произойдет полное объединение Европы под властью церкви, но это так и не произошло, напротив процесс пошел в противоположном направлении.
Фундаментальной причиной краха первого Евросоюза стало завершения процесса формирования наций, которые возникли в Европе раньше национальных государств. (Начиная с этого момента, территория, занимаемая европейскими нациями, практически не изменилась до настоящего времени, несмотря на бесконечные войны сотрясавшие Европу.)
Первым следствием оформления наций стало превалирование в военных орденах в той или иной нации. Так в ордене тамплиеров наиболее существенную роль стали играть французы, а в Тевтонском ордене немцы, что привело к ограничению влияния данных орденов на другие нации.
Кроме того предоставив широкую автономию военным орденам из-за огромного по понятиям Средневековья расстояния до Палестины папство не смогло поставить их под свой жесткий контроль когда они передислоцировались в Европу после потери завоеванных территорий. В результате папство не смогло создать постоянную военную опору своей власти в Европе, что принуждало церковь обращаться за военной помощью к светским государям, тем самым невольно укрепляя их мощь.
Вторым следствием этого процесса оказалось возникновение сильной центростремительной тенденции в самых сильных государствах Европы по консолидации власти в руках монарха и его двора. Конечно, феодальный сепаратизм как противоположная тенденция никуда не исчез, но без мощной внешней силы поддерживающей феодальную вольницу, как это было с Германией, где церковь последовательно поддерживала сепаратизм для утверждения своей власти над империей, укрепление власти монарха происходило довольно быстро.
Наглядным примером данной тенденции стала Франция, где в 13 веке происходил быстрый процесс централизации власти. Ему также невольно поспособствовала церковь, когда начала использовать Францию в качестве военного противовеса Германии. (Так, например окончательную победу над Германией церковь одержала только после поражения имперских войск в 1268 году от французов.) После поражения империи Франция стала наиболее сильной державой Европы. Уже в силу этого конфликт между ней и церковью стал неизбежен, так как претензии любой державы на верховенство в Европе ущемляли власть церкви, как центра объединения. Первоначально конфликт между королем Филиппом IV и папой возник как бы вокруг введения королем налогообложения духовенства в 1294 году. Фактически же борьба велась за контроль над французским духовенством. В ходе этой борьбы король впервые оперся на новую силу – нацию, представив себя выразителем её интересов. Организационным оформлением этой новой силы стали Генеральные Штаты (Высшее сословно-представительное учреждение Франции в 1302-1789 г.), которые были созваны впервые как раз в 1302 году для поддержки короля в борьбе против церкви. Благодаря этой поддержке король сумел не допустить союза крупных феодалов и церкви, как это произошло в Германии. Более того он перешел в наступление на церковь. Советниками короля был организован заговор против папы Бонифация VIII. Заговорщики смогли захватить папу в его загородной резиденции. Несмотря на то, что папа позднее был освобожден, его организм не выдержал потрясений ареста и через месяц он умер. Следующий избранный папа, не устраивающий короля Франции, правил менее года и умер от яда. Только после этого король добился избрания собственного папы из французов Климента V (1305-1314) послушного его воле.
Конечно, король Франции был вовсе не первым из светских властителей, кто добился избрания зависимого от него папы. Также поступали византийские императоры, франкские короли, германские монархи, но ему впервые удалось подчинить верхушку церкви после создания «независимой церкви». Более того для полного контроля над ней резиденция папы была перенесена в город Авиньон. («Авиньонское пленение пап» 1309-1377 г.)
Подчинение курии королю Франции нанесло смертельный удар по стремлению церкви объединить Европу под своей властью. После этого церковь уже никогда не могла уже реально претендовать на верховенство над европейскими монархами. Причинами этого краха стали завершение процесса формирования наций, который способствовал их обособлению друг от друга и неспособность церкви создать постоянную военную опору своей власти. (Между тем если бы папство своевременно сделало своей опорой военно-монашеские ордена, то история Европы могла бы пойти совсем по другому пути).
Так закончил свое существование первый Евросоюз, который создала католическая церковь.
Второй Евросоюз, существующий в настоящее время, во многом похож на своего предшественника. Вместо церковной организации объединившей своей структурой Европу во втором союзе подобную роль играют либеральные элиты, объединенные мощной сетью теневых организаций. Как и в первом союзе существует общая идеологическая доктрина – либерализм. Существует мощная центральная бюрократическая структура управления. (В первом Евросоюзе – курия и церковные ордена, во втором Еврокомиссия и подчиненные ей органы управления)
Во внешней политике оба Евросоюза склонны к экспансии. Причем особая опасность угрожает ближайшим соседям Евросоюза. В случае первого Евросоюза успешной агрессии подверглась Византия, которая была захвачена в ходе четвертого крестового похода. В 13 веке также была сделана попытка и покорения Руси, но она была отражена Александром Невским.
Главной целью второго Евросоюза, безусловно, является Россия. После включения в свой состав стран Восточной Европы Евросоюз вовсе не собирается останавливаться на достигнутом результате. Евросоюз активно стремился распространить свое влияние на Белоруссию и Украину для изоляции Российской Федерации, и только экономический кризис временно ослабил натиск на Восток.
Однако второй Евросоюз, как и первый, это объединение сверху, которое создается под нажимом либеральной европейской элиты. (Почти все соглашения углубляющие интеграцию стран Европы подписывались правительствами, а не с помощью народного волеизъявления) В силу этого национальный вопрос ставший причиной краха первого союза не решен и во втором, что послужит причиной его распада, как и первого Евросоюза.
Свидетельство о публикации №214021500726