Алешин рассказ про Аську с Васькой и многое другое

               
                Ася
               
               Все, о чем здесь расскажу,  –  настоящая правда. Даже ничуть ни   приврафантазировал. Известные писатели в таких случаях говорят:
       - Основано на реальных событиях.
       Этим я и буду сейчас заниматься – основывать.
       Сколько себя помню (а это примерно около двух лет), живем с родителями в большом  красивом доме, на тихой сельской улице среди берез, рябин и кленов.
       Первые годы жизни я, как и все мелкие люди, конечно,  не запомнил. Тем удивительнее, как много успел узнать за последний год осознанного существования в этом непредсказуемом мире! Каждый день вижу что-нибудь новое и такое интересное, что дух захватывает.
       Недавно наблюдал, как наш пес ртом снежинки ловил. Они падали огромными, пушистыми хлопьями, а Умка пытался их съесть. И, похоже, очень удивлялся, что во рту оставалась только вода.
       - А куда пропадают эти большие белые мухи? – читалось в его глазах, когда он с недоумением смотрел на меня – Я-то знаю, что много их успел поймать.
       В другой раз увидел, как дрались вороны из-за хлебной корки. С громким криком на всю округу, так что перья летели вперемешку со снегом. Ухватит самая шустрая птица  корочку, а другие пытаются отобрать её. При этом каркают все. Ворона с хлебом клюв раскроет, чтоб крикнуть, хлеб выпадет, другая тут же схватит его. И все повторяется сначала.  Вообразив себя добрым волшебником, который умеет все на свете, даже мирить ворон, я хотел разделить еду на всех. С добрым намерением побежал к ним по растаявшей дороге, но не вовремя поскользнулся и плюхнулся в большую холодную лужу. 
       Наполняюсь новыми знаниями словно пустой чайник водой.  Но история с Аськой и Васькой расположилась в моей голове  сразу за лбом, а не прячется где-то на задворках сознания.
       Было так. В один из выходных дней мама принесла домой маленького котенка и тут же отправила его через кошачью дверь в темное, глубокое подполье. Мне было жаль пушистое, беззащитное существо, но она объяснила.
       - Так надо. Пусть знает, где находится его туалет. К тому же, там иногда появляются мышки. От кошкиного запаха они разбегутся, потому что с детства знают: «Страшнее кошки зверя нет».
       Я сел около отверстия в подпол и ждал, когда котенок выйдет оттуда. Он долго не возвращался. Тогда ко мне неслышно подошла мысль и запищала, что малыш заблудился или умер от страха. В какой-то момент я уже собирался заплакать, как вдруг из дыры в полу показалась маленькая черная головка с огромными белыми усами и, точно такими же, бровями. Дюймовой длины, они растопыренными иголками торчали в разные стороны.
       Котенок удивленно посмотрел на меня, вылез наружу и стал обнюхивать пол в прихожей. Я успел заметить, что глаза его необыкновенно красивы. Желто-коричневые, яркие, они были будто разрезаны вертикальными черными зрачками, которые резко выделялись на светлом фоне. Блестящая шерстка отливала гладкой чернотой. Казалось, что это не живое существо, а новая плюшевая игрушка. Чистая, мягкая и, наверное, очень теплая. Я осторожно протянул руку и легонько погладил малыша. Он резко обернулся, состроив пугающую гримасу, и предупреждающе зашипел, показывая острые, беленькие зубки.
       Мама, наблюдая за нами из кухни, весело рассмеялась.
       - Посмотри, какая храбрая! Сама себя защищает.
       - Почему сама?
       - Потому что - это девочка. Как мы её назовем?
       Я задумался. В голове царапались десятки имен, но все они были мальчишечьи: Петька, Ванька, Васька, Черныш, Умка…
       - Давай назовем её Асей, – предложила мама. - Красивое имя, самостоятельное. Она мне эмблему оператора Билайна напоминает: черная с белым передничком, желтыми глазами. Лапки словно в сметане испачкала. Тем более в Интернете есть такая программа – Ай Си Кью, что значит «я тебя ищу». Люди называют её аськой. И будет  у нашей девочки несколько имён.
       - Ася? Аська, по- японски - Айсикью.., - я примерял имя к новой жиличке. Понравилось: храбрая Аська, красивая. – А как будет называться котенок- девочка. Котенка?
       - Сам ты маленькая котёнка. Она - кошечка, - вновь рассмеялась мама.
       Освоилась Ася быстро, за несколько часов. Она сама подошла ко мне, обнюхала ноги, слегка куснула за палец, подняла голову и посмотрела в глаза. Потом, больно вонзая острые коготки в мои колготки, взобралась на колени и спокойно улеглась. Я, затаив дыхание, тихо сидел на корточках.
       -Ты придержи её руками, дойди до дивана, а там положи на покрывало. Кошки в таком возрасте очень быстро устают. Чуть побегают и ложатся. А у неё сегодня масса новых впечатлений; вдвойне утомилась.
       Воспользовавшись ценным советом, я донес и аккуратно положил Аську на постель. Она недовольно посмотрела на меня ярко-рыжими глазами и тут же уснула.

                Крещение

               Те дни были не самыми веселыми в моей сознательной жизни. Я уже говорил, что когда пытался примирить ворон, шлепнулся в огромную лужу. Булькнул так, как никогда раньше. Похоже, и голова скрылась под водой. Когда выбрался на «берег», с меня ручьями стекала самая мокрая на свете и холодная вода, в сапогах хлюпала грязь, во рту стучали зубы. Птицы притихли, потом дружно перелетели на березу и сверху с сочувствием следили за мной. Среди лужи одиноко покачивалась на волнах  чья-то бейсболка. Я с тоской посмотрел на неё, как-то догадался и вздохнул: 
       - Моя, наверное, – но заходить обратно в лужу не было сил. – Слишком глубоко и холодно.   
       Бежать не мог и кое-как добрел до дома, переживая, что мама будет сердиться. Но она быстро сняла с меня всю сырую одежду, натёрла чем-то так, что ноги зажгло, закутала в одеяло и спокойно спросила.
       - Опять в волшебников играл? – и строго добавила. - Три дня на улицу не ногой.
       - Откуда мама узнала про волшебника? Ведь её рядом не было, - засыпая, подумал я. - Три дня сидеть дома? Уму непостижимо!
       Теперь каждый вечер я молча наблюдал, как она готовила таз с горячей водой, что-то туда добавляла, садила меня на маленький стул, ставила ноги в тазик и заставляла сидеть до тех пор, пока вода не становилась уютно-теплой. Когда можно было терпеть хоть до утра, меня быстро доставали оттуда, заворачивали в одеяло и несли в постель.
       В тот вечер процесс начинался как обычно. Я сел, поставил ноги в таз с водой, навалился на спинку своего стулика и закрыл глаза. Вода мягко согревала ноги и убаюкивала. Сквозь сладкую дремоту почувствовал, как сбоку ко мне залезает Ася. Отложив одеяло в сторону, я терпеливо ждал, когда она уляжется на коленях, но кошка продолжала карабкаться выше по моей спине. Добралась до плеч и воротником улеглась на шее. Осторожно поворачивая голову, увидел, что  справа свешивались чёрненькие, в белых тапочках лапки и хвост, слева – маленькая головка с острыми ушками. Она немного помурлыкала и, согревшись, чуть слышно задышала.
       - Опять уснула, - удивленно подумал я и перестал шевелиться. 
       Ася спала так крепко, что во сне не заметила, как стала сползать по моей руке. И вдруг, неожиданно, так плюхнулась в таз с водой, что огромные брызги разлетелись в разные стороны. Перехватить её во время падения я, представьте себе, не успел. Воды в тазу осталось наполовину, зато пол вокруг был залит. Она  пружинкой выпрыгнула наружу, поскользнулась на мокром полу и, отбежав в сторону, удивленно уставилась на меня, словно спрашивала:
       - Что это было?
       - Это было Асино крещение. - мама достала меня из таза, обтерла так, что зажгло ноги, укутала и отнесла в постель. Кошка залезла на печку, в самый теплый угол. Наверное, понимала, что надо хорошенько просушить свою плюшевую шубку, чтобы  в ней от сырости не завелась моль.

                Мокрая любовь

               Удивительнее всего, что с  того дня Аське очень полюбилась вода. Похоже, навсегда. Летом она  часами сидела на краю бассейна и смотрела на зеркальную водную гладь. Или терпеливо ждала, когда папа пойдет поливать грядки. Кошка внимательно наблюдала, как  из длинного шланга упругие струи воды, радужно искрясь на солнце, аккуратно умывают  листья. Затем веселыми  ручейками стекают на черную землю. Ася поворачивала голову от растения к папиным рукам и обратно. В рыжих глазах стоял немой вопрос.
       Однажды, когда она сидела у бассейна и задумчиво любовалась быстрыми водомерками, изящно скользящими по поверхности воды, за соседским забором громко залаяла большая собака. От неожиданности кошка резко подскочила, но бежать было некуда: впереди бассейн, позади злая собака. Ася, мгновение подумав, прыжком бросилась в воду. Хорошо, что рядом был папа. Он быстро достал малышку оттуда и принес домой.
       - Аська в бассейн прыгнула от собаки. Наверное, теперь будет страшно бояться воды.
       Ничего подобного. Кошка ни разу не упустила момент, когда мама поливала комнатные растения. Заметив кувшин в маминых руках, она залезала на подоконник и следила за светлыми струйками  из рожка. Когда вода наполняла горшок, Ася заглядывала под цветочные кустики и ждала, пока земля впитает жидкость. Маму она любила больше всех и часто с ней разговаривала. Спросит хозяйка Асю о чем-нибудь, а та негромко в ответ.
       - Мур... мурр.
       Мама дальше говорит, кошка вновь отвечает.
       - Мур… мурр – мур. Мур.
     Так и общаются, словно понимают друг друга. Аська могла целыми днями ходить за ней, а когда мама уходила куда-нибудь, долго и жалобно плакала. Может быть, просила не оставлять её? По утрам она добросовестно провожала Надежду Михайловну до работы.  Если в это время на улице им встречалась собака, котенок моментально взлетал к хозяйке на руки. И уже сверху, храбро выгнув спину, угрожающе шипел, обязательно раскрыв рот и показывая маленькие, но острые зубы. По вечерам, когда мама садилась к компьютеру, Ася тут же ложилась к ней на колени и уютно засыпала. Со временем она стала внимательно наблюдать за картинками на мониторе. Что её там привлекало, мне и сегодня непонятно, но спать она стала только на компьютерном столе.
       Один раз мы заметили, как внимательно она смотрит на экран телевизора. При этом создавалось впечатление, что Аська осознает увиденное. Со временем ей стали нравиться программы про рыбалку и животных. Если на экране мяукали кошки, она подпевала им. Наверное, пыталась наладить диалог с экранными сородичами.
       И настоящую рыбалку  старалась не пропустить. Начинает папа осматривать удочки,  Ася  уже тут как тут. Безразлично садится в стороне, словно это её не касается, а сама  терпеливо ждет, когда мы пойдем на реку.  Затем, тихонько крадучись по траве, чтоб её не увидели, дойдет за нами до речного залива. Спрячется в кустах и терпеливо смотрит на яркие поплавки, легко качающиеся на воде. Если поплавок начинает плясать, кошка мгновенно  выпрыгивает из кустов.
       - Наплевать на маскировку! Сейчас тут такое  начнется! Еще момент, и на земле затрепыхается мокрая рыбка в блестящей чешуе, с растопыренными плавниками, один вид которой заставляет забыть про все на свете. Отец снимет рыбу с крючка и отпустит в садок. Лучше бы рыбка попалась на Алешин крючок, тогда она достанется мне. Одно обидно: у мальчишки на крючке почему-то всегда оказываются мелкие рыбёшки, хотя он ловит рядом, из той же воды. Отцу же, наоборот, чаще попадают огромные рыбины, с меня длиной. Уж я бы с такой поиграла!
       Сначала обычно клевало у меня. Я быстро, как учил папа, вытаскивал наживку из воды. На крючке почти всегда болтались маленькие колючие ёршики. Правда, иногда попадались полосатые окуньки.
       - Опять мелюзга! А поплавок прыгал, будто щука клюнула. Пап, ну почему у меня только мелкие клюют?
       - Потому что ты сам маленький. Будешь подрастать, и рыбки вместе с тобой вырастут, - как всегда, улыбнувшись, отвечал отец.
       - Они что ли из воды видят, где чей червяк?
       - Они чувствуют, что тебе большую добычу не вытащить.
     Такой ответ меня, конечно, не устраивал, но делать было нечего, и, сняв ерша с крючка, я насаживал свежего червяка.

                Чудище невиданное

               А однажды даже папин улов показался незначительным в сравнении с тем, который мы увидели у его друзей. Как-то выходным утром я сквозь сон услышал голос отца.
       - Алексей звонил. Сегодня ночью они сома поймали. Похоже, очень большого. Просит приехать. Жаль, что сын спит, взял бы с собой.
       - Не спит, не спит, - закричал я, выбегая в прихожую, – я ещё никогда сомов не видел.
       - Тогда собирайся. А я пока машину за ворота выведу, – он вышел во двор.
       Мама с улыбкой смотрела, как я запутался сначала в шортах, потом задом наперед надел футболку. Помогла разобраться, но завтракать не заставляла. По-видимому, понимала, что это бесполезно.
       То, что я увидел после, запомнится, пожалуй, на всю жизнь. В  крытом, полуосвещенном дворе стояла большая белая ванна, а в ней лежало жуткое существо. Но не помещалось. Поэтому с одной стороны над ванной торчала безобразная плоская голова с огромным ртом, маленькими стеклянными глазками и, свисающими до земли, усами, похожими на белые шнурки. С другой – хвост, напоминающий папину лопату, которой он зимой разгребал снег. Мне стало страшно, и я незаметно прижался к отцу.               
       - Что, тезка, испугался? – рассмеялся дядя Алексей. – Нам ночью тоже было не очень весело, когда над водой показалось это чудище невиданное. Хорошо, Илья быстро сориентировался и сбегал к машине за монтировкой. Вытащить на берег смогли лишь, когда железякой оглушили. А до этого оно нас обоих чуть в воду не утащило. Окончательно заснуло после того, как воздуху наглоталось.            
       - Взвешивали? - спросил папа, разглядывая сома.
       - Наверное, прикидывает, сколько может весить такая рыбина, - подумал я, но промолчал: вслух говорить боялся. - А вдруг это чудо-юдо проснется? Папин друг только что сказал: «Заснуло». Взрослые мужики и те испугались. А ведь мама называла их «Три богатыря»: Алексея, Илью и папу. Они вместе действительно напоминали богатырей с картины. Хотя отец был Никита, дома мама звала его Добрыней.   
       - В металлоприем возили. Пятьдесят один килограмм, восемьсот грамм, – гордо ответил дядя Алеша.
       - Неслабо, - удивился отец. - Восемьсот грамм у него одни усы весят. Долго теперь тебя Лена рыбными пирогами кормить будет.
       - И ты бери, сколько хочешь.  Всем хватит. Как шестимесячный поросенок. Интересно, сколько лет этому чудищу?
       - Попрошу Надю в Интернете посмотреть. Может, найдет что-нибудь.
     Мама долго просматривала интернетовские сайты, только ничего подходящего не находилось.
       - Прав был академик Капица, когда говорил, что Интернет – это груда нечистот, и попробуй отыщи там алмазное зерно.
       Я не знал этого академика, но если мама сказала, значит, так оно и есть. Она уже собиралась закрыть поисковик, как вдруг увидела интересную статью, написанную еще задолго до появления компьютеров, а  там… подумать только!



          2-пудовому сому не менее 12 лет,
          4-пудовому не менее 24,
          8-пудовому не менее 50 лет, а
            самые крупные сомы, в 15-20 пудов весом,
            имеют не менее столетия.

               
       - Значит, сомы во много раз старше меня, живут больше ста лет и могут весить около трехсот килограммов! - от этих слов мне стало совсем не по себе.
       Используя эту информацию, мама тут же подсчитала, что пойманный сом жил в глубине нашей реки не меньше девятнадцати лет, потому и весу в нем оказалось больше трех пудов. Не представляю, как  она вычисляла, но убежден, что ответ правильный, потому что мама знает про все на свете, работает в школе и учит детей любить физику. И мне вдруг захотелось стать таким же умным, как мама. Жаль, что я пока умею считать не дальше десяти и пишу печатными буквами, но стараться буду обязательно.
       Папа взял этот листок (смотри выше) и, довольный, уехал к другу. Вернулся быстро с большим пакетом.
       - Вот тебе, Надюша, совершеннолетний сом, приготовь по своему рецепту, - и, помолчав, добавил - Алексей на рыбалку зовет. Может, стоит съездить?
       - Пожалуй, стоит, ведь завтра - выходной. К тому же  я с сегодняшнего дня в отпуск ушла.
     Прежде я бы непременно стал просить папу взять меня с собой. Но в тот раз скромненько затих. Отец удивленно посмотрел на меня, мудро промолчал и отправился на рыбалку один. Меня же занимали сразу две мысли: одна хорошая, другая страшная:
       - Ура! Мама в отпуск пришла! Теперь будет весело и интересно, а, главное, не надо в садик ходить. Ох, как мне не нравилось целыми днями сидеть в детском саду! Да ещё днем спать заставляют. Дома намного лучше. Чем захочу, тем и буду заниматься. Но на рыбалку больше не пойду. Вдруг в воде еще такие чудища плавают? Клюнет одно на мою наживку и утащит с собой под корягу.

                Откровенное признание

                По дому разносился невероятно вкусный запах жареной рыбы. Это мама готовила сома, которого я не буду даже пробовать. Мне казалось, что под сковородкой затаилась отвратительная голова этой подводной твари. От нечего делать я посмотрел в окно. Июльское солнце, выдержав в небесном пекле жаркий летний день, устало катилось к закату. Мимо дома в сторону залива проходили то мальчишки, то старики. В глаза бросалась одна особенность: каждый нес с собой удочку, а кто-то - две. Даже соседские пацаны всей гурьбой двинулись на реку. Их дом стоял напротив нашего, через дорогу. А семья была такая большая, что когда я пытался сосчитать всех, у меня  обычно оставался только один палец. Получалось чуть меньше десяти человек  вместе с родителями и двумя девочками: самой старшей и самой младшей. С братьями интересно было играть в прятки или в лапту до тех пор, пока не начинались спор, драка и рёв. Тогда все разбегались. Если же кто-нибудь посторонний пробовал вмешаться в наши разборки, сразу всё прекращалось, и они становились единой боеспособной командой. Даже в холодную погоду ребятишки бегали босиком, но с соплями под носом. Мама иногда говорила.
       - Общайся, если нравится. Тебе это полезно.
       Общаться мне нравилось, только никакой пользы я пока не заметил. 
       - Все хотят сома поймать, - догадался я, глядя на улицу. – Увидели бы они то страшное чудище, сразу бы все желание пропало.
       - Алеша, иди кушать, - услышал я самый любимый голос.
       - Не хочу.
       - Это еще почему? Ты же любишь жареную рыбу.
       - Уже не люблю.
       Мама встревожено подошла ко мне.
       -Ты не заболел? Какой-то притихший сегодня, – она положила ладонь на мой лоб, – температура нормальная. Что же случилось?
       От её прикосновения стало немного легче и намного спокойнее. И я вдруг, выдавая  себя с головой, прошептал.
       - Я этого сома боюсь.
Вопреки ожиданиям, она не рассмеялась, а тихо сказала.
       - Пойдем грядки поливать. Мне без тебя тяжело будет.
       Вечером мама читала мне книжку про Ивана Семенова, второклассника и второгодника, про его трудную и полную опасностей жизнь. Потрясающе. Словно писатель много дней и ночей подглядывал за Иваном. Это была не книга, а лекарство от плохого настроения.  Я слушал, смеялся и думал.
       - Кого-то он мне напоминает. Такой же бестолковый, - и не заметил, как заснул, а во сне увидел, что Иван пишет ещё хуже, чем я. Его слова состояли из одних ошибок. Мне снова стало весело: в два раза старше меня, в школу ходит, а писать не умеет.
       Проснулся оттого, что страшно хотелось писать. Не открывая глаз, чтобы не растерять такой сон, я ощупью двигался к туалету. На полпути меня остановил папа.
       - Упадешь, ведь. Проснулся, а глаза забыл открыть?
       - Я сон хотел досмотреть. Теперь все пропало, – пришлось открыть глаза. – Поймал сома?
       - Не попался. Наверное, всех переловили.
       - Ну и хорошо. Теперь опять можно будет на рыбалку ходить.
       - Это ты о чем? – недоумевал отец.
       - О своем, - я довольный запрыгал в туалет.
       Но хорошее настроение быстро испортил телефонный звонок. У дедушки случилось что-то непонятное.
       - От нас ушла бабушка. Далеко и навсегда, - печально объяснила мама и перестала улыбаться. Теперь дедушка будет жить с нами.
       Я, разумеется, ничего не понял.
       - Куда ушла, почему деда одного оставила? – только спрашивать никого не стал. Надеялся, что скоро сам все пойму.
       Когда мы приехали к ним  домой, бабушка спала в красивой деревянной кровати и никуда не уходила. Лишь потом папа и несколько взрослых людей куда-то сами увезли её. Я запутался ещё больше.

                Подселение

                Через неделю отец привез дедушку к нам, а дедушка – кота Ваську. Дед был большой, старый и очень толстый. По дому ходил с трудом, поэтому передвигался медленно, опираясь на палочку. Глядя на него, я пробовал представить, как мы играем  прятки, но не получалось: ему нигде не спрятаться; живот помешает. Кот до смешного походил на своего хозяина:  пушистый, толстый и такой же медлительный. Как только котяру впустили в прихожую, мама тут же отправила его в подполье, как когда-то Асю. Но переживать на сей раз я не стал, а, на всякий случай, устроился дежурить у кошачьей двери. Почуяв неладное, ко мне присоединилась кошка. Ждали мы недолго. Минут через пять серая Васина голова протолкнула себя  через отверстие, неторопливо положила на пол передние лапы и вытащила наружу остальную часть, которая заканчивалась пушистым хвостом, похожим на сосновую ветку. Миниатюрная Ася внимательно посмотрела на незнакомца, не спеша подошла к нему и вдруг, что было сил, ударила лапой по большой, лохматой морде. Кот явно не ожидал такого приема. Он удивленно  взглянул на неё.
       -Ты что, Мура, - дурра? Куда лезешь? Я же тебя одной лапой придавлю, - но быстро догадался, что она – хозяйка подполья, и невозмутимо отошел в сторону. В дальнейшем так и повелось. Зайдет Ася в дом, сразу к коту, стукнет разок по голове.
       - Не очень-то здесь расслабляйся, - и только потом  подходит к миске с едой. Самое интересное, что Вася никогда не давал сдачи, а бесконфликтно уходил прочь.
       - Меня трудно вывести из себя, но если кому-то удается, потом долго жалеет об этом. - Кот был в два раза выше ростом и шире Аськи.
       Иногда мне становилось жаль это пушистое, безобидное существо и очень хотелось понять, о чем он думал в такие моменты. Кошка, чувствуя свою безнаказанность, с каждым днем становилась все более самоуверенной и дерзкой. Теперь она не только била кота по носу, но и оттаскивала от миски с едой.
       -Ты меня спросил? - и  крепко уцепившись острыми зубами за  пушистое ухо, тянула его в сторону.
       Вася не ссорился, а степенно уходил с кухни.
       - Я не дерусь с девчонками, тем более, если они глупы от ушей до хвоста.
Мама, постоянно наблюдая за ними, однажды заметила.
       - Если еда нравится Аське, она не дает Васе кушать. Может, боится, что большому зверю много надо; на двоих не хватит. Когда еда кажется ей невкусной, получает опять же кот, словно это его вина, - и исподтишка подкармливала его.
       Когда мама садилась на диван, а Васька, в знак благодарности, располагался около, чтобы промурлыкать ей: «Спасибо», кошка появлялась словно ниоткуда. Ложилась рядом и начинала лапами барабанить по коту. Он отворачивался, закрывал глаза и продолжал терпеть. Она воспринимала это как непростительное нахальство и за ухо стаскивала кота с дивана.
       Единственно, чего дико боялась Ася в доме, - это бытовых приборов: пылесоса и стиральной машины. Когда мама включала их, кошка начинала панически метаться по комнатам, отыскивая самый безопасный угол. Не найдя его, она подбегала к двери, истерично верещала и просилась на улицу. Особенно, если  машина переходила в режим отжима, на Аську было страшно смотреть: не домашнее животное, а дикий зверь!
       - Открывайте скорее дверь, а то сщас умру!
       Вася же, в противоположность ей, словно не замечал ни машины, ни пылесоса. Непреднамеренно, а, может быть, специально, он обнюхивал  урчавший пылесос и с чувством собственного превосходства поглядывал на притеснительницу.
     -Что, трусиха, опять истерика?
     Чтобы побольнее отомстить кошке, он запрыгивал на стирающую машину и спокойно засыпал. Мы долго удивлялись такой разнице в поведении животных, пока однажды мама не  догадалась.
     -Кроме звука, который воспринимает наше ухо, бытовые приборы издают ещё и неслышные для нас ультразвуковые волны. Их боятся почти все кошки и собаки. Вася, видимо, исключение или просто тугоухий, но не глухой, поскольку издалека слышит свое имя. Зато кошка паникует за двоих.

                Перевоспитание

                Ася перевоспитывала на свой лад не только кота, но и нашу собаку. Когда она впервые вышла во двор, кавказец зло залаял.
       - Кто ты такая, чтобы без разрешения ходить перед моим носом? – он рвался на цепи, пытаясь укусить малышку. Казалось, ещё немного усилий, и Умка выдернет прочную привязь вместе с креплением.
       Кошка мгновенно шмыгнула обратно в сенки и, уже оттуда через щелку, внимательно следила за псом.
       - Ты думаешь, я тебя испугалась? Как бы ни так! Постепенно выдрессирую так, что и сам не заметишь, – она подождала, пока собака успокоится, и снова вышла за дверь.
       Умка не мог стерпеть такую наглость и запрыгал пуще прежнего. Он грозно рычал, бросался из стороны в сторону, а она, помахивая хвостом, невозмутимо прошла мимо и удалилась в огород.
       - Пойду-ка лучше у бассейна посижу.
       По сути дела, это было только начало наглости. Постепенно Аська определила безопасное для себя расстояние. Она подходила к Умке, садилась перед собачьей мордой, но так, чтобы пес не мог дотянуться до неё, и откровенно дразнила. Он в бешенстве метался на цепи, лаял, рычал, но все было бесполезно. Ася сидела неподалеку и спокойно наблюдала за разъяренной собакой.
       - Свирепствуй, пока не надоест. Работа у тебя такая. Все равно, меня не достанешь.
       Как-то под вечер мама попросила меня нарвать с грядки зеленого луку. Я пошел в огород, кошка – следом, потому что поняла, куда я иду. Выскочив во двор, она, на всякий случай, огляделась по сторонам. Пес крепко спал на песке, отвернувшись к конуре. Ася тихо подбиралась к нему. Я застыл на месте, только в голове молниеносно пронеслось.
       - Ты куда ползешь?! Он же мигом перекусит тебя пополам!
       Она неслышно подкралась к Умке и лапой резко ударила его по лохматой попе. Пес мгновенно вскочил, но Аська прыжком оказалась рядом со мной и, похоже, надсмехалась над  недогадливой собакой.
       - То ли ещё будет. Но, в конечном счете моя возьмет.          
       Постепенно пес и в самом деле привык к кошке. К концу лета они часто сидели около собачьей будки и мирно смотрели в глаза друг другу. При этом Умка смешно наклонял голову то в одну, то в другую сторону.

                Страшная месть
 
             Только соседскому псу Джеку Ася не могла простить, что в свое время по его милости ей пришлось искупаться в бассейне. Как-то раз, взобравшись на столб, кошка увидела, что злой пес вышел за ворота. Она мигом соскользнула на землю и, двигаясь вдоль забора, незаметно приближалась к нему. За углом подождала, пока собака повернется к ней и одним прыжком переместилась на голову Джека, зубами вцепилась в ухо, а острыми когтями царапала морду. Пес мотал головой, выл и прыгал, только все бесполезно. Аська наказывала его до тех пор, пока не почувствовала.
       - На сегодня достаточно. Если ничего не поймешь - твои проблемы, – она отпрыгнула в сторону и снова вскарабкалась на столб.       
       Собака тотчас скрылась в подворотне, и несколько дней не показывалась на улице. В прежние времена Джек иногда заглядывал к Умке в гости, даже, бывало, доедал его оставшийся обед. После Асиных разборок, пес обходил наш дом стороной. Но как бы он не осторожничал, однажды все-таки оказался на пути мстительной кошки, которая любила гулять, где вздумается. В то время ей вздумалось просто без дела пройтись по улице. Она шла по придорожной траве, с наслаждением обнюхивая цветы. И надо же было такому случиться, что именно в этот момент соседский пес возвращался домой. Аська первой заметила врага и пулей выскочила на дорогу. От неожиданности Джек остолбенел, через мгновение очухался, развернулся и, что было сил, бросился наутек. Кошка бежала следом. Точнее, прыгала, как хищник во время охоты. За происходящим  с любопытством наблюдали случайные прохожие.
       - Разве может такое быть, чтоб большущая собака удирала от котенка?
       Откуда им было знать, что это не просто котенок, а наша Ася. Она гнала пса до конца улицы, а когда он свернул в чужой переулок, залезла на березу.
       - Сейчас я тебя вычислю.
       Только Джека нигде не было видно.
       - Хорошо спрятался. Наверное, в бурьяне засел? – Аська спустилась с дерева и медленно пошла к дому.
       Пес вернулся, когда стало смеркаться. Весь в репьях. Похоже, действительно, отсиживался в зарослях лопухов. Оно и понятно: под огромными листьями мог укрыться не только Джек, но и большой соседский бык Семен, которого все мелкое население боялось сильнее вражеского танка.

                Бык Семен

                Сельская ребятня  в один момент куда-то исчезала, как только в конце улицы показывалось идущее с пастбища стадо коров. Буренок мы не боялись. Знали, что уставшие за день, нагруженные молоком, они торопятся домой, чтобы поскорее освободиться от тяжкого бремени. Жуткий ужас наводил огромный пятнистый бык с железным кольцом в носу. Даже собаки переставали лаять или прятались в подворотни и уже оттуда наблюдали как важно он шагал в окружении преданных подруг, окидывая зорким взглядом опустевшие улицы. Этот взгляд холодил до мурашек на коже и гипнотизировал. Говорят, что быки ненавидят красный цвет и с яростью бросаются на него. Только мне непонятно, как люди-то узнали. Что ли кто-то смотрел на мир бычьими глазами или один из них рассказал о своей ненависти к цвету крови? А может, и на светофоры бросаются,  когда красный сигнал загорится?
       Вот и про собак говорят, что они не различают цвета. Выходит, наш Умка видит все черно-белым? Или как-то иначе? Хоть бы раз в жизни посмотреть на окружающее его глазами, тогда бы точно знал.
       Как-то под вечер, когда стадо возвращалось домой, я успел спрятаться в ограде за железными воротами и в щелку стал наблюдать за быком.
       - Интересно, он знает, что я здесь или нет? И о чем сейчас думает, если вообще умеет думать?
       Семен остановился напротив меня и посмотрел в мою сторону.
       - Неужели что-то почувствовал? – я сжался в комок. – Хорошо, что наши ворота зеленого, как трава, цвета. А он травой сыт по горло: наелся за день до отвала. Даже пойманный сом казался сейчас не таким страшным, как бык. Того уже нет, а этот здесь, рядом. Стоит, смотрит на ворота. Если бросится, своими родами сразу железо проткнет! А тут я... Надо было лучше на рыбалку идти.
       Наконец бык сдвинулся с места и тяжело побрел дальше. Я облегченно вздохнул.
       - Сейчас соседи заведут Семена в загон, и можно будет выйти на улицу. Нет, лучше пойду, помогу маме грядки поливать. Скоро солнышко спать ляжет. Успеть бы! - мне нравилось  сдерживать извивающийся от напора воды шланг, направляя упругие струи точно по назначению. Иногда в сверкающей водной пыли можно увидеть радугу. Не такую большую, как на небе, а чуть повыше меня. Надо будет спросить, как получаются радуги. Хорошо, что рядом всегда есть человек, который все знает.

                Моя новая жизнь

                Заканчивалось лето. Крадучись, приближалась осенняя пора. Число веселых ощущений и радостных событий сокращалось, грустных  наоборот увеличивалось с каждым днем. Приятного становилось все меньше, печального – больше. Не зря же один поэт (с которым, к великому сожалению, лично не знаком) однажды сказал про осень «унылая пора». Оказывается, так оно и есть.
       смотрю в окно и стараюсь найти, чему бы порадоваться. Записываю на одной стороне листа в клеточку:
               
               РАДУЮСЬ тому, что:               
  1 В саду много фруктов и ягод
  2 Деревья разноцветно-красивые, как в волшебном лесу
  3 Мама целый день рядом и не надо ходить в садик.
  4 И все равно, даже во время дождя можно узнать что-нибудь новое и интересное.

       На обратной стороне написал о том, что мне не нравится так,
               что хочется  плакать:               
               
   1 Мало тепла, в речке уже не покупаешься
   2 У мамы заканчивается отпуск, значит скоро придется ходить в садик.
   3 Часто идут дожди и на улице грязно и холодно.
   4 Но даже в такие дни невзначай можно узнать что-то новое, необычное, неожиданное.
    
    С обратной стороны получилось больше слов. Интересно, почему? Неужели погода виновата? Я-то точно здесь не при чем!            
               
       А вчера утром я услышал от мамы такое, что не поверил своим ушам.
       - Ходить в садик  у тебя теперь не получится. Придется сидеть дома с дедушкой. Ты уже большой мальчик. Будешь за ним ухаживать, пока я на работе: приносить воду и следить, чтоб он не заскучал и не заболел. Это очень серьезно и ответственно. Если скажет, что чувствует себя плохо, позвонишь мне.
       - А когда ты уйдешь из отпуска?
       - Завтра.
       Так неожиданно я узнал, что в мои-то(!) годы,  люди вдруг становятся большими, а некоторым из них (наверное, самым умным) даже поручают ответственные задания.
       - Вот это новость, - подумал я и тут же испугался. - Катастрофа! Ведь я не
 ничего не умею! Я же не справлюсь!
       - Ты справишься, – мама словно угадала мои мысли.- Если этот вариант не пройдет, будем искать другой. Но мне кажется, что все получится. Это совсем нетрудно. Я специально нынче меньше уроков взяла, чтобы домой приходить пораньше.
       Про уроки я не понял: у кого взяла? Зачем? Но стало ясно, что она не будет задерживаться в школе допоздна.
       Сегодня мама ушла на работу. Утром она накормила нас завтраком и нарисовала мне в тетрадь домашнее задание: палочки, крючочки и цифры. Перед уходом подсказала.
       - Вернусь, когда маленькая стрелка будет посредине между двойкой и тройкой, а большая – на шести.
       Мы с дедушкой остались одни в большом доме, и мне стало не по себе.
       - Как это трудно –  ухаживать за старым дедом, когда ничего не умеешь, -  размышлял я, качая головой.
       Он спокойно сидел в кресле и смотрел телевизор. Я ходил по дому и ломал голову над тем, чем бы заняться. Поглядел на часы. Большая стрелка прошла половину круга и сейчас показывала на цифру шесть.
       - Ура! Мама сказала, что придет, когда большая стрелка остановится на шести, а маленькая… - я вновь посмотрел на часы: маленькая чуть-чуть сдвинулась с прежнего места, - оказывается, стрелки на часах крутятся неодинаково! Если маленькая так медленно передвигается, долго же мне придется одному с дедом возиться!
       Я вздохнул и сел выполнять домашнее задание. Намеревался сделать поскорее, чтоб потом чувствовать себя свободным. Только крючки загибались не так, как надо, палки ломались, а цифры плясали и лишь отдаленно напоминали мамины образцы.
       - Как у Ивана Семенова, - подумал я, сжал покрепче ручку и стал старательно выводить каждый закорюку.
       - Язык-то зачем высунул? Думаешь, поможет? – дед улыбнулся, в глазах сверкнули озорные искорки, и  лукаво посмотрел на меня. – Садись поближе. Помогу, чем смогу. А хочешь, я за тебя все задание сделаю?   
       - Хм… заманчиво. Вот мама обрадуется, когда вернется. Задание сделано как у отличника. Дедушка не заболел. Наоборот, ему весело; даже пить не просит…
       - Алеша, принеси-ка водички. И поразмысли над моим предложением, пока ходишь, - он снова хитро улыбнулся.
       Я зашел в кухню и остановился как вкопанный: Ася с Васей мирно ели из одной миски!
       - Невероятно! Никогда бы не поверил, если б сам не увидел, - налил из-под крана кружку воды и понес деду.
       Внутри, непонятно где, шевелилась неосознанная неприятность. То ли в голове, то ли в груди ворочалось.
       - Так нельзя – это нечестно! Нельзя так.
       - Что нечестно? Почему нельзя? – гадал я, подавая деду воду, и вдруг догадался, – нельзя дедушке выполнять мое домашнее задание. Это нечестно. Ему, небось, никто не помогал?               
       Я сел за стол и, старательно копируя мамины значки, заполнил каждую строчку.
       - Алеша, давай тетрадку. Так и быть, помогу тебе с работой, пока не передумал, – дед отвернулся от экрана и посмотрел на меня.
       - Сам сделал, - я полюбовался на готовое задание, облегченно вздохнул и пошел на кухню подглядывать за кошками. Но не дошел. Увидел их в прихожей. Животные мирно лежали на коврике как старые добрые друзья. Ася ласково гладила Васю по голове, а он довольно помахивал хвостом.
       - Мужик, однако, – запоздало резюмировал дед, и, как пультом, переключил себя на телевизор.
       Я понял, что дедушка сказал это про меня, но мою голову в тот момент занимали более серьёзные мысли.
       - Как можно было пропустить столь важное событие? Когда и как кошки успели помириться? Целовались, наверное? Если папа маме говорит: «Давай мириться», они тоже всегда целуются. Ну и денек сегодня! Столько событий! Ухаживал за дедушкой – раз, - я загибал пальцы на руке, - принес ему воды – два. Добросовестно сам сделал домашнее задание – три. Понял, что свои дела надо делать самому – четыре. Мама ушла на работу – пять, - пальцы на одной руке закончились, перешел на другую, - Аська с Васькой помирились – шесть. Обнаружил тайну у стрелок в часах – семь. Новой информации получил с избытком. На сегодня, пожалуй, хватит. Наверное, надо поспать, чтоб все спокойно уложилось в голове.
       Я не слышал, когда вернулась мама. Проснулся от вкусного запаха. Пошмыгал носом. Пахло пирожками.
       - Значит, мама уже дома. Ведь дедушка не сможет пирожков напечь, - радостно побежал на кухню. - Ой, сколько у меня новостей! 
       На столе стояла большая миска с пирогами.
       - Выспался? – мама обернулась ко мне. – В детском саду тебя уложить спать днем было невозможно. Сегодня сам заснул. Умаялся? Мой руки, будем кушать. Проголодался, наверное?
       - А с чем пирожки?
       - Твои любимые, с творогом. Ты у нас сегодня, как занятой человек, вкусный обед заработал.
       Вторую половину дня я не отходил от мамы. Всё успел рассказать. Про дедушку, про себя, про кошек и даже про стрелки на часах.
       Вечером она учила меня, как узнавать время по часам. Перед сном дочитала книжку про Ивана Семенова. От себя добавила.
       - Заметил, что сначала  Ваня плохим мальчиком рос? Когда понял это, стал сам себя перевоспитывать. Много мужества и сил надо для таких поступков.
       - Как думаешь, я бы так смог?
       - Мне кажется, да. Ты сегодня мужественно поступил, когда один остался с дедом, а потом не позволил сделать свое домашнее задание, хотя вдвое младше Ивана. Спокойной ночи. Завтра у тебя второй рабочий день. Должен выспаться.
       По утрам мама кормила нас завтраком, давала мне домашнее задание и уходила на работу. Мы оставались вдвоем с дедушкой. Но мне было нескучно. Он  помогал мне решать примеры, учить стихотворения и знал много сказок. Когда дед ложился отдыхать, (не пойму, когда он успел уставать, если полдня просто сидел со мной?), я шел к соседским мальчишкам. В садик они не ходили, потому что их мама всегда была дома. Да и какой воспитательнице нужна такая орава непослушных хулиганов? Даже учитывая то, что старшие ходили в мамину школу, дома оставались самые брыкливые.
      - Сладу с вами нет. Брали бы пример с Алеши, - часто говорила ихняя мама и отправляла нас на улицу. – Дайте Варе поспать.
      Варе недавно исполнилось четыре месяца, и она много спала.
      -Вот бы нам такую Варю, - глядя на неё, думал я. – Маленькая, миленькая, не с кем не спорит и  не дерется.
 
                Мамин день

                Больше всего мне нравились мамины выходные, которые раньше почему-то не замечались. Я переставал заботиться о дедушке, домашнего задания не было, а рядом была ОНА. Такие дни мы стали называть мамиными. Во всех календарях дни моей мамы отмечены красным цветом. Во как!      
       В десятый мамин день я сидел на кухонном подоконнике и смотрел на соседский огород. За окном шел снег. Крупные снежинки походили на белых бабочек. Они медленно кружились в воздухе, а потом бесшумно опускались на землю. Бурая земля становилась ослепительно белой.
       - Мама, а в нашем огороде снежинки тоже падают? – спросил я человека, который знал про все на свете.
       - Конечно. Посмотри на улицу из комнаты: все вокруг побелело. Даже леса и поля.
       Вдруг у соседей распахнулись огородная калитка, и дядя Коля выволок на чисто-белый снег тяжелое пестрое полотно, разложил его посреди пашни и посмотрел вверх.
       - Наверное, хочет увидеть, откуда падают снежинки, - подумал я и уставился на разложенный холст. - Кого же он мне напоминает?
       Несколько минут я мучительно старался вспомнить на что похожа разложенная на пашне тяжелая пестрая ткань. И вдруг внутри головы мелькнула мысль, что этот рисунок был на боках быка Семена.
       - Мам, а зачем дядя Коля Семена раздел? На улице зима начинается, холодно стало.
       - Значит, не нужна теперь одежда этому быку. И ты его больше никогда не увидишь. 
       Но именно в тот момент я увидел другое. К соседу и к тому, что осталось от огромного страшного быка, по пушистому снегу крадется наша Ася. Белый, чистый снег на месте вчерашней грязной пашни сверх меры подчеркивал плюшевую черноту кошки. 
       - Как хищница! Видно, какой-то вкусный запах учуяла. В снег проваливается по самые уши, а все равно ползет. Остановилась, обернулась назад. Наверное, раздумывает: «Вперед пробираться или назад вернуться? Снег слишком уж рыхлый и холодный».
       Я ждал, что она развернется в сторону своего дома. Но кошка сделала несколько больших прыжков и очутилась на большой пестрой шкуре. Вцепилась зубами в разноцветную шерсть и, что было сил, потянула на себя. Мне казалось, что я сквозь стекло слышал ее урчание. Видел, как удивленно смотрел на неё дядя Коля, но не прогонял. Похоже, и ему поведение кошки показалось необычно интересным. Я вспомнил сказку про Кота Тимофеевича, который до полусмерти испугал волка, когда прыгнул на зверя из-под кучи опавших листьев. Значит, можно и про нашу Аську сказку сочинить.    
       - Вот и все, - я надолго задумался. – От быка, которого боялся больше всего на свете, осталась только пестрая шкура, которая неподвижно лежит посреди соседского огорода и на нее тихо падают снежинки да кувыркается наша кошка. Как в сказке - остались рожки да ножки. Наверное, зря он был таким злым. Интересно, а где кольцо, которое было у него в носу? Страшного сома выловили из реки ещё летом. В промежутке между этими двумя значимыми событиями я научился ухаживать за дедушкой, определять время по часам, считать до ста, складывать и вычитать числа. Учусь читать и писать без ошибок. Вчера родители спросили.
       - Алеша, хочешь сестричку или братика?
       - Да. Я хочу девочку Варю.

                На прощание               
     Оказывается, плохое всегда проходит. Иногда исчезает само собой, без моего участия, растворяясь в хорошем как дым в прозрачном воздухе. Зато доброе услужливо  и долго будет хранить память. Скоро, наверное, сбудется моя главная мечта: в доме появится маленькая девочка, которую я всегда буду беречь, потому что знаю: «Если у тебя есть мечта, ты должен её защищать». Если позволите, я когда-нибудь расскажу Вам о ней. Только это будет совсем другая история.


Рецензии