Краснодонцы в Будапештском подполье - часть 2

    2. В наш дом пришла война

    Предвоенные годы были богаты значащими событиями, очень трудными и в тоже время определяющими довоенный рост экономики нашей страны. Приближалось грозное испытание для всех. Мы чувствовали, что война будет, но не знали когда. Надо было принимать радикальные меры по укреплению военной мощи государства. Основные ресурсы были направлены на подготовку к защите отечества, на подготовку к войне. Решения были разные, удачные, а иногда и не очень. Поспешная коллективизация. Противодействие определенных сил, что и привело к голоду 1933-34 годов. Работа пятой колонны в стране, ложные доносы на специалистов народного хозяйства и руководство армии привели к репрессиям невинных людей.
    Многие были недовольны жёсткой политикой И.Сталина. Этого нельзя отрицать, но было и много положительных вещей, которые влияли на рост экономики страны. Несмотря на репрессии, жизнь продолжалась, строились заводы, фабрики, создавались мощные для того времени электростанции. Поднималась тяжёлая индустрия, без которой невозможно было победить врага. Но главное – росла достойная смена старшему поколению. Отстаивать завоевания отцов  могла только подготовленная молодёжь. Воспитанию уделялось большое внимание. Молодёжь получила возможность учиться. Открывались школы, училища, техникумы, институты. Чувствовался рост сознания советского человека.
    И хотя жизнь была очень трудной, мы преодолевали трудности и радовались успехам в труде, в учебе. Мы видели цель, к которой стремились. В школах, клубах, на улицах и в поле были слышны песни, музыка. Создавались замечательные кинофильмы, большое внимание уделялось художественной самодеятельности. Жизнь била ключом. В целом мы жили радостной жизнью.
    Я помню свою школу в селе Новоалександровка. Учащиеся на переменах наперебой пели песни, на праздниках выступали художественные коллективы, выпускались стенгазеты, читались стихи, выступали струнные и духовые оркестры. Отмечались знаменательные даты, посвящённые праздникам и выдающимся людям, писателям, поэтам (А.С.Пушкину, Т.Г.Шевченко и др.). Проводились творческие вечера, районные олимпиады. На одной из таких олимпиад пришлось побывать и мне.
    Было это зимой 1937 года. Учащиеся нашей Новоалександровской школы поехали в кузове открытой машины в г. Краснодон в среднюю школу № 1 им. Горького на олимпиаду, посвященную А.С.Пушкину. Там выступали представители всех школ Краснодонского района. В олимпиаде принимали участие будущие молодогвардейцы: Иван Туркенич, Виктор Третьякевич, Люба Шевцова, Ульяна Громова, Иван Земнухов, Сергей Тюленин, Сергей Левашов и другие. Там читал и я свои стихи, посвященные А.С.Пушкину. Стихи я начал писать в 6 классе. На олимпиаде звучали песни на разных языках, исполнялись танцы многих народностей нашей страны.
Большой гордостью для всех нас было то, что наша Новоалександровская школа заняла 1-е место в районе по успеваемости и по художественной самодеятельности. Успех нашей школы объяснялся ещё и тем, что она была многонациональной, в ней учились представители многих республик Советского Союза, дети энтузиастов, приехавших строить железную дорогу Москва – Донбасс. Никаких национальных трений не было и в помине, все мы чувствовали себя детьми единого советского народа. Интернациональное воспитание в духе дружбы народов было поставлено на очень высоком уровне. В школах работали пионерские и комсомольские организации.
    День начала войны, 22 июня 1941 года, запомнимся мне на всю жизнь, как и всему моему поколению, в мельчайших подробностях. Конечно, все мы знали, что война возможна, буквально чувствовали, что ситуация может резко измениться.
Уборка урожая проводилась комбайном С-6 примерно в десяти километрах от отчего дома. Тогда ещё не было серийных автоматических копнителей. На комбайне был установлен самодельный бункер для соломы с открывающейся задней решеткой и сбалансированным днищем, которые вручную открывалось копнильщиком, стоящим на неподвижной площадке под соломотрясом молотилки. Солома и полова подавались из молотилки в копнитель в одно место на днище копнителя, она летела и в глаза копнильщику. Задача копнильщика состояла в том, чтобы укладывать солому вилами равномерно на днище. Нужен был опыт, сноровка и выдержка, чтобы равномерно уложить соломенную массу в копнителе и своевременно опрокинуть вручную копну на поле. У меня, конечно, такого опыта не было. Получалось так: или маленькая копна, когда солома собиралась на задней части днища, или большая копна, которую я не мог опрокинуть. Тогда молотилка забивалась и комбайнёр вынужден был останавливать агрегат. Он подавал мне «сигнал» кулаком с неслышимыми звуковыми приставками, которые он произносил  очень громко, но их все-равно не было слышно из-за шума комбайна. Я старался выполнять команду, напрягал все силы и опрокидывал копну. Процесс длился примерно два часа без перерыва, пока не объезжали «загонку». Потом меня менял другой копнильщик, а я «отдыхал» – крутил веялку.
    Вечером мы остановились для отдыха возле полевой будки трактористов. Только расположились, чтобы перекусить, как увидели как к нам кто-то скачет верхом на лошади. Это был наш бригадир Руденко. Он сообщил, что началась война, Германия напала на Советский Союз, а также, что поступила команда всем военнообязанным и призывникам немедленно явиться в Краснодонский райвоенкомат. Мы тут же отправились в село, которое буквально гудело от этой новости. Хотя все мы предполагали, что война с фашисткой Германией может начаться в любой момент, эта новость была неожиданной и пугающей совей неизвестностью. Конечно, никто из нас даже и предположить не мог, какую огромную цену придется заплатить нашему народу за победу в этой войне.
    На следующий день по пути в военкомат я зашел в в свою родную Краснодонскую школу № 29 на шахте № 12, где буднично и без всяких торжеств получил аттестат зрелости об окончании средней школы. В военкомате меня, как и других парней, зарегистрировали и сказали ждать повестки.
    После этого еще какое-то время я работал в другом колхозе в селе Деревечке, примерно в 15 км от дома. В одной бригаде со мной там работала будущая участница «Молодой гвардии» Ульяна Громова. Она была очень красивой девушкой, с косой и парни заглядывались на нее.
    Летом 1941 года на шахте № 12 были организованы краткосрочные курсы народного ополчения для молодежи призывного возраста. Там я впервые взял в руки винтовку и сделал несколько выстрелов по мишеням.
    Немцы наступали стремительно, фронт приближался и уже в октябре 1941 года враг подошел к Донбассу в районе Дебальцево. Это было всего в 70 километрах от Краснодона. Там шли тяжелые бои. На защиту Донбасса встали шахтёрские дивизии. Фронт на этих участках остановился и немцам не удалось прорвать его до июля 1942 года. Бойцы-шахтеры буквально вгрызлись в каменистую почву и сражались исключительно мужественно. Сейчас мало кому известно, что  бойцов шахтерских дивизий фашисты в плен не брали! По приказу Сталина заводы нужно было эвакуировать на восток, а шахты взорвать. Уничтожение шахт было настоящей трагедией для шахтёров.
    Осенью 1941 года начальник шахты № 12 по фамилии Войсковой, рядом с которой находилась наша школа, приказал мастеру взорвать шахту. Ох, какая это была шахта! Она занимала первое место в районе по механизации и по добыче угля. По рассказам шахтеров шахты, мастер Цабека отказался взрывать шахту, заявив: «Я её строил от первого метра, и взрывать не  могу». Тогда Войсковой толкнул Цабеку в ствол шахты …, и шахту взорвали уже другие – послушные. Хоть шахтеры и понимали, что другого выхода нет, но всем им было очень жаль уничтожать построенное собственными руками.  Конечно, теперь я понимаю, что взрыв шахты был произведен преждевременно и был обыкновенной перестраховкой. Враг занял эту территорию намного позже, лишь через семь месяцев – в июле 1942 года. Все это время шахта работала лишь частично, по оставшемуся  южному уклону (наклонной штольне) уголь добывали до самого прихода немцев.


                Продолжение следует


         Электронный оригинал-макет с иллюстрациями на персональном сайте
    Курносова Василия Федоровича:
    



   


Рецензии
Электронный оригинал-макет с иллюстрациями на персональном сайте
Курносова Василия Федоровича:
http://kurnosovwf.ucoz.ru/publ/krasnodoncy_v_budapeshtskom_podpole_2_chast/1-1-0-3

http://kurnosovwf.ucoz.ru/publ/krasnodoncy_v_budapeshtskom_podpole/1-1-0-1

Василий Курносов   19.02.2014 16:25     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.