Мать

                (Из сборника «Девочка-фея»)


Парализованная, беспомощная старушка дрожала от холода на скамейке в парке. Мимо неё сновали люди, но никто не обращал на старушку внимания. Кому сейчас нужны старые люди? Никому не нужны — ни детям, ни внукам, ни государству...
   
Рядом с бабушкой присела на скамеечку девочка-фея.
   
— Мне вас так жалко, бабушка. Я очень хочу вам помочь, но у меня почти пропали волшебные силы после того, как я узнала, что сделал с вами ваш сын!
 
Старушка вздохнула.
   
— Ничего, я своё пожила. Пусть теперь ему будет хорошо.
   
Девочка поёжилась то ли от холода, то ли от волнения.
   
— Хотите, бабушка, я сделаю так, что вы снова окажетесь дома в тепле и уюте?
   
— Не надо, девочка! Мне всё равно там жизни не будет! И, вообще, я уже и квартиру на сына переписала. Моего там ничего нет.
   
— Такая сложная история, что мои мысли путаются, и я толком ничего не понимаю! Как же ваш сын решился принести вас парализованную и бросить в парке? Одну, на ночь глядя...
   
— Видишь ли, девочка. Сделал он это из добрых побуждений. Он прочитал в каком-то журнале, что в Японии, где-то там, в далёком селении, существует старинный обычай: когда родители становятся старыми и беспомощными, сыновья относят их на своей спине на гору Нараяма и оставляют  там умирать. Вот мой сын и подумал, что поступает правильно. Не вини его, внученька...
   
Девочка вздрогнула, как будто её кто-то ударил.
   
— Я, кажется, знаю, как вам помочь, я ведь девочка-фея...
   
Старушка заплакала.
   
— Если ты меня, девочка, каким-то образом отправишь домой, сын снова принесёт меня на эту скамейку. А это дополнительные муки и для него, и для меня...
   
— Не бойтесь, бабушка. Ваш сын не только заберёт вас отсюда, но будет холить, и лелеять до конца жизни!
   
— Неужели это возможно, девочка?
   
— Да, бабушка. Но при одном условии! Вы навсегда останетесь парализованной. Видите ли, для каждого конкретного человека я могу совершить только одно чудо. Так что выбирайте: я смогу сделать вас здоровой, но в таком случае вы никогда не увидите своего сына. Ещё я могу вернуть вас в семью, но здоровья вернуть не смогу. Выбирайте, бабушка!
   
— А в каком случае лучше будет моему сыну? В первом или втором?
   
— Вашему сыну будет плохо в любом случае. Тот, кто совершил подлость — поплатится в любом случае. Рано или поздно. Такова жизнь...
   
Старушка заплакала и стала рассказывать:
   
— «Мой Коленька рос болезненным мальчиком. То у него корь, то ангина, то воспаление лёгких! Врачи говорили, что и не жилец он на этом свете. Сколько слёз я из-за него пролила, одному Богу известно! Чтобы как-то поддержать моего сынишку, я бросила любимую работу и сидела с ним дома до школы. Слава богу, мой Коленька не только выжил, но и окреп.

Когда Коленьке было восемь лет, отец бросил нас и денег в семье не стало. Я пошла работать в школу уборщицей, чтобы Коленька был всегда у меня на виду. Сначала всё было хорошо, но дальше сын стал стесняться того, что его мать работает уборщицей в школе и стал сторониться меня. А потом и вовсе заставил бросить работу.

Уже к тому времени у меня стало пошаливать здоровье и работать стало трудно. Я вспомнила, что в детстве любила шить и за месяц освоила новую профессию — портнихи. Я стала шить на дому и наконец-то в нашей семье появились деньги. Даже стала копить понемногу, чтобы не бояться завтрашнего дня.

Коленька был доволен. А что? Его мать теперь не уборщица, какая-нибудь, а знаменитая на весь город портниха, к которой приходят на поклон все модницы города! Так и жили. Коленька окончил школу, но в институт поступать не стал, так как учиться не любил и, кроме того, уже к тому времени он познакомился с Валей Пахомовой, на которой вскоре и женился. 

Молодые нигде не работали, мои сбережения таяли, как снег, и вскоре их совсем не стало. Заказов у меня почти не было, так как молодёжь подалась в город, а женщины-модницы постарели. Кроме того, моё здоровье как-то резко ухудшилось, и я уже не только не была подмогой своему сыну, а скорее — обузой.

Шли годы. Мы втроём так и ютились в небольшой двухкомнатной квартире, и я часто слышала, как ссорятся Коленька с Валентиной...».
   
— Ну, почему ты не сдашь мать в дом престарелых, — ругалась невестка. Тебе её что, жалко? А меня не жалко? Я даже забеременеть не могу, так как нам вчетвером не поместиться в этой тесной квартирке! Или ты против ребёнка?
   
— Я не против ребёнка, Валентина. Я его уже пятнадцать лет жду! Ну, как ты себе это представляешь? Я отправлю мать в этот самый дом — сразу же весь город узнает об этом! Меня все презирать начнут. Это же мать!
   
— Ну, я не знаю, Коля, придумай что-нибудь, ты же мужчина! Только не забудь самое важное — пусть мать перепишет на нас квартиру!
   
Девочка-фея слушала старушку, и ей впервые в жизни стало холодно.
   
— И тогда ваш сын принёс вас сюда, на эту мокрую скамейку? Он принёс вас умирать мучительной, голодной смертью, а вы продолжаете любить его?!
   
— Ну, это же мой сын!
   
— А вы его мать...
   
Девочка положила свои нежные ручки на сморщенные, дрожащие старушечьи, и вздохнула.
   
— Я впервые поступлю по-своему, без вашего согласия. Извините меня и прощайте!
   
Девочка исчезла, а старушка осталась сидеть в одиночестве. Холодный, секущий дождь перестал барабанить по скамейке, и как-то внезапно выглянуло солнышко и осветило своими тёплыми лучами  именно то  место, где сидела маленькая, несчастная старушка. Ей стало сразу тепло и покойно.
   
Через час у парка завизжали протекторы шин. Из машины выбежал плотный мужчина и подбежал к лавочке.
 
— Мама, у нас горе! Валентина оставила включённым утюг, и случился пожар! Выгорела часть нашей с ней комнаты, и сгорели документы на квартиру, даже второй экземпляр, который я сегодня должен был отнести к знакомому нотариусу! Вот что значит нарушать закон! Мама, это мне за мою подлость такое несчастье! Прости меня, мама!
 
Николай взял мать на руки и понёс её обратно в машину.
 
— Я выгнал Валентину, не хочу с ней жить. И детей у нас не будет, куда в её возрасте рожать! А квартиру я куплю — поднайму деньжат и куплю! И будет у тебя своя светлая комната с видом на сад. Если честно, я уже присмотрел вариант, только надо чтобы ты одобрила, ма…


Автор: Надежда Бойер

*Картинка из фильма: «Легенда о Нараяме».


Рецензии
Очень понравилось.Жизненно и правдиво.Успехов вам и счастья

Галина Рязанова   11.05.2014 11:25     Заявить о нарушении