Чавин, сечин и чанкильо. глава 13

13. АВТОПРОБЕГ. УАКА САМАЯ ДРЕВНЯЯ

От вступительного слова переходим непосредственно к осмотру. Первой y нас в программе уака самая древняя. Ищем.

Kornbacher (1999) по поводу древности уак сообщает, что в прибрежном Перу монументальные строения впервые засвидетельствованы около 3 100 до н.э. А Williams (1985) добавляет, что форма U продержалась больше тысячелетия и что за это время она распространилась по всему тихоокеанскому побережью Перу. Он разделяет эту временную протяженность на два периода, а внутри них — как настоящий dedicated scientist, всерьез углубившийся в свою тему — усматривает шесть фаз. Его классификация составлена на основе данных радиометрического анализа, но, главным образом, исходя из стилистического единства U комплексов.

Первая фаза первого периода начинается с уаки El Para;so и шестая фаза заканчивается уаками Cardal, San Jacinto и El Salitre. Эль Хасинто – обратите на эту уаку внимание, потому что она будет локейшн номер два в нашем автопробеге.

Но, говоря про самую древнюю U уаку, надо учитывать – как мы помним – что многие из них еще по-прежнему не раскопаны и не изучены, и, вследствие этого, пишет Fung Pineda (1988), вопрос с датировками еще не вполне понят, что, в свою очередь, мешает дать точное определение всему феномену.

Однако на основе имеющейся в нашем распоряжении хронологии мы знаем, что самые первые пирамидальные комплексы в форме U были возведены в долине Chill;n, после чего начались строительные работы в долинах Lur;n, Chancay и Rimac и уже позже – на севере тихоокеанского побережья Перу.

И это, конечно, замечательно, что они существуют здесь с таких давних пор, однако эти первые строения – из того, что я видела – U уаками все-таки не являются. Но мы туда все равно заглянем – для целостности восприятия древних строительных тенденций на побережье Перу мы несколько расширим сферу нашего охвата и заодно – из-за их древности – поинтересуемся и обычными уаками, возведенными на тихоокеанском побережье в докерамический период.

Название первой по времени строительства уаки во вступительном слове уже прозвучало – это уака эль Параисо. Хотя по другим данным – по данным Williams'а (1985) и Feldman (1985) – самой древней является все-таки не она, а Huaca de los Idolos, расположенная в долине Супе.

Должна сказать, что меня вообще-то несколько смущает приведенная ниже датировка уаки де лос Идолос – тем, что она находится в большом отрыве от уаки эль Параисо, а ведь именно последней принято вручать пальму первенства, когда речь заходит о древности уак.

Эти данные, приведенные внизу, я их оставляю больше для себя, чем для вас – чтобы они были под рукой, когда предоставится возможность уточнить их у археолога, который занимается непосредственно какой-либо из этих двух уак. Письменные источники - это замечательно, но когда непосредственно разговариваешь с археологами - много интересных деталей и историй проявляется. Например, про кипу, найденные Рут Шейди во время проводимых ей раскопок в Карале Супе - но про это я как-нибудь в другой раз при случае расскажу.

Huaca de los Idolos Supe GX-3859 4900 ± 160 Feldman 1985:77

El Paraiso Chill—n I-13,274 3790 ± 100 Quilter 1985:281.

Но пока мы доверимся опубликованным данным. И вот из этих двух мой выбор пал на уаку де лос Идолос.

Согласно вышеприведенным некалиброванным радиоуглеродным измерениям, самая давняя ее датировка относится к 4900 ± 160, а последняя — к 3970 ± 145. То есть, строилась она и функционировала задолго до Чавина, еще в поздний докерамический период, и конкурентом Чавину не была — так далеко они отстояли друг от друга во времени.

Пусть даты, указанные в предыдущем абзаце, не приводят вас в состояние легкого шока. Здесь используется другая система летоисчисления — она в ходу в разных науках, в том числе, и в археологии. В ней указаны годы не «до нашей эры», а «до настоящего времени», before present, или BP. «Настоящий момент» в этой системе зафиксирован 1950-ым годом. В более привычном для нас летоисчислении la Huaca de los ;dolos относится к 2950 ± 160 — 2020 ± 145 годам до н.э.

Выбранная мной для осмотра уака де лос Идолос расположена на центральном побережье Перу, неподалеку от устья реки Супе. Как изначально эта уака называлась — это, понятно, никому не известно. Свое нынешнее имя она получила в связи с тем, что Robert Feldman во время проводимых им там раскопок нашел в одной из комнат, расположенных на вершине пирамиды, 12 небольших фигурок, выполненных из белой необожженной глины.

Как уака де лос Идолос выглядит сейчас? 40 метров на 30 на 10.7 метров в высоту — то есть, высотой она примерно с четырехэтажный дом, выстроенный в советские времена. Представили?

Чтобы оценить ее, мы встанем перед ней и медленно пройдемся взглядом по элементам, которые составляют ее... эээ... назовем это художественным ансамблем. Взглянем сначала вперед, а потом медленно поднимем взгляд вверх — и по мере того, как мы это делаем, можно представить, что площадь и возвышающаяся за ней пирамида — они все вместе образуют компактное архитектурное произведение, состоящее из четырех тактов.

Первый такт — круглая площадь, сохранившаяся частично, изначально диаметром в 16 метров. Она облицована камнем. Второй — сама многоступенчатая пирамида. На той стороне, что обращена к нам — широкая центральная лестница, по сторонам от нее и ближе к углам пирамиды — две лестницы поскромнее. У основания центральной лестницы, обрамляя вход с обеих сторон, стоит по заостренному сверху монолиту — они высотой в 1.8 метра; это такт третий. И такт завершающий — плоская, функционально срезанная вершина пирамиды. Что там размещается наверху, нам снизу не видно, но для этого мы можем туда подняться по центральной лестнице и все рассмотреть уже на месте.

Поднимаемся — и видим, что там расположены коридоры и помещения разных размеров, что их семь и что все они сохранились на удивление хорошо.

Первым делом мы попадаем в громаднейшую приемную под открытым небом — она размером 11 метров на 16. Или даже не в приемную — по своим размерам это помещение больше походит на дворик под открытым небом. При входе в него — дверь под стать этому дворику. Из-за ее размеров — она шириной в два метра — ее хочется тут же назвать не дверью, а порталом.

Если представить все эти помещения, расположенные на верхней и срезанной части пирамиды, в виде плана, то в нем, в этом плане, при соответствующем мифологическом мировосприятии вполне можно разглядеть лабиринт, хотя и в предельно упрощенной форме.

Считают, что именно эта часть пирамиды имела сакральную направленность, и это предположение делается исходя, в том числе, из того, как организовано здесь внутреннее пространство. В нем постепенно двигаешься из расположенного на периферии и открытого пространства в пространство более закрытое, ограниченное и центральное — где, предположительно, и совершалось то, ради чего все это колоссальное строительство и было затеяно. Но что именно?..

... что за церемонии проходили в уаках - в их атриумах и на вершинах их пирамид — это по-прежнему остается предметом догадок, и какие там ритуалы проводились — это было непонятно как во времена Фельдмана — он проводил там раскопки и исследования в шестидесятых годах -- так это неясно и по сей день.

По этому этому лабиринту мы направляемся к центру и, обогнув по боковому коридору «дворик под открытым небом», попадаем в центральное помещение. По мере приближения к центру пирамиды двери становятся уже, словно ограничивая уровень доступа, и чувствуешь, как пространство вокруг тебя сжимается и становится плотнее.

Центральное помещение, куда мы пришли, размером 5.1 метра на 4.4, и низкая стена, разделяя его на две части, образует из него две смежные комнаты. Тут, по мнению Фельдмана, и проводилась основная церемония.

Эти две центрально-смежные комнаты, как я сказала, отличаются узкими дверями, но кроме этой архитектурной особенности, в них еще есть украшения — они представлены девятью нишами и фризом на восточной стене.

К этим двум комнатам примыкает совсем маленькое помещение — она примечательна тем, что именно здесь, в полу, в углублении Фельдман и нашел 12 антропоморфных фигурок — к ним прилагались корзинки и листья ачиры, Canna edilus. Это растение, по некоторым поверьям, воплощает в себе знания, но почему именно туда были положены именно эти листья и что в чем выражаются воплощаемые ими знания -- это вряд ли кто возьмется рассказать.

Все — дальше идти некуда. Зато, стоя в этой комнате на вершине пирамиды, можно суммировать, что же мы в нашей первой уаке увидели.

Что ее идейный центр уместился в две центральные и небольшие по размерукомнатки на ее вершине. Что, судя по ее архитектуре, уака де лос Идолос не предусматривала ни большого стечения народа, ни проведение highly visible публичных церемоний. И что не была она также и местом погребений.

И еще интересно отметить, что пирамида несколько раз подвергалась перестройкам — вернее, надстройкам. Расположенные на ее срезанной вершине комнаты какое-то время использовались — потом организаторов пирамид они чем-то переставали устраивать и их засыпали, а над ними надстраивали следующий уровень -- и на ее новой вершине снова размещали коридоры и помещения.

Тут я по аналогии вспомнила про другую, более далекую по времени, но зато более нам близкую по территории культуру — Кукутеми-Триполье, и что у нее была такая вот примечательная особенность. Поселения у этих людей существовали только 60-80 лет, потом их почему-то сжигали и на том же самом месте строили точно такие же здания — с той же ориентацией по сторонам света и в той же изначальной форме. В одном поселении в Румынии, в Подури, такое проделали 13 раз. Зачем? Выдвижение гипотез и их обсуждение продолжается.

В нашем случае надстраиваемые друг над другом ярусы пирамиды говорят о том — скорее всего, говорят — что эта укака не являлась освященным сооружением, которое, как было единоразово построено и как было после этого освящено — так в этом освященном виде и самозаконсервировалось на века. Потому что, как правило, никаким существенным переделкам — да еще многократным — освященное культовое строение — без особой на то нужны — не подлежит.

То же самое пишет и Фельдман. «Скорее всего ... это было публичное сооружение, которое неоднократно переделывалось, чтобы в новом виде соответствовать новым нуждам новой социальной группы».

Ммм... но как же тогда быть с сакральным пространством на срезанной вершине, которое было ранее задекларировано тем же исследователем этой уаки, и с проводимыми там религиозными церемониями...

Ну вот, на сегодня, пожалуй, и все – больше мы здесь задерживаться не будем, пора двигаться дальше. Как в целом выглядит самая древняя уака на центральном побережье Перу – или одна из самых древних – мы теперь себе представляем. Mission accomplished.

Остается только добавить, что она, так же как и находящаяся рядом с ней уака де лос Сакрифисос, то есть, уака Жертвоприношений, и все остальные 28 зданий, разбросанные на прилегающей к ним территории в 19 га, образуют археологический сайт эль Асперо. Он относится — напомню — к позднему архаическому периоду, который протянулся с 4000 по 1800 годы др нашей эры. Вместе с сайтом Караль, который расположен в той же долине Супе, он входит в «столичную зону». Именно здесь, как сейчас считают археологи, и возникла цивилизация Анд.


Рецензии