3. Бабушка

    Самый мой любимый человек! В молодости была очень красива, и для меня лучше её не было никого.Бабушка была портнихой -белошвейкой .Теперь, наверное, мало кто знает, что это такое.Коренная москвичка, которая с самого детства училась шить и  в последствии достигла такого уровня в этом нелёгком  деле, что заказы были (как она рассказывала) от самих господ.А белошвейкой тогда называли тех, кто всё шил вручную.Каждый шов, каждый стежок  мог выдержать любую конкуренцию. Выкройка  делалась с такой точностью, что хватало всего одной примерки .В то время , о котором я вспоминаю, подрабатывать чем- либо не разрешалось, и бабушка шила ночами. Мой сон приходил и уходил под звуки вечной машинки Zinger  и бабушкиных песен. Она очень любила петь, и эта любовь к песне передалась мне от неё. Помню "Молодую пряху ", "Маруся отравилась", "По диким степям забайкалья"...Все песни жалостливые , но душевные. Хорошо помню праздники.Бабушка была душой компании: пела и плясала лучше всех., а как готовила и пироги пекла- это передать словами невозможно! Пироги пеклись  из расчёта  на всех соседей-протвиня четыре. Тесто было таким, что пироги вообще не черствели , хотя поедались  очень быстро.
    Одним из главных праздников детства была "Пасха". Подготовка, как и положено, проходила целую неделю.Бабушка не постилась , но все обычаи соблюдала.Конечно, самым приятным было  вкусить аромат  кулича, помогать красить яйца и готовить пасхальную  пирамиду из  творога и изюма , которая придерживалась специальными формочками ( дощечками ).В предпраздничную субботу бабушка брала меня святить кулич , и предупреждала, что в школе  об этом говорить нельзя. Небольшая церковь находилась в переулке, напротив французского посольства.Французы выходили на балкон и фотографировали  наши ряды, между которых ходили служители церкви и освещали  наши куличи.
   Жили мы скромно, в смысле- небогато.Но не голодали,и позволяли себе по праздникам- черную икорочку, которую, кстати, я терпеть не могла, но бабушка заставляла есть, чтобы повысить мой гемоглобин. В продуктовый  магазин ходили ежедневно,покупали всего понемногу, чтобы не испортилось.Если варёную колбасу не съешь в первый день, то на второй- она уже зеленела.Зато от свежей колбасы аромат в комнате сохранялся в течение дня. Сливочное  масло бабушка признавала только развесное .Когда я шла в магазин, я должна была  обойти все ближайшие, чтобы угодить бабуле . Я, конечно, этого не делала: покупала в пачке, просила у продавца кусок упаковочной  бумаги, перекладывала туда масло и радовала бабушку.
    В восьмом классе я училась в другой школе, наша прежняя была семилеткой .Бабушка много болела,хотя даже лёжа в постели не могла находиться без дела: она вязала крючком скатерть, состоящую из отдельных цветочков.Потом эти цветочки сшивались между собой, и получалась эксклюзивная  вещица.У меня до сих пор есть эта скатерть, которая со временем не потеряла своей красоты.
    Во время болезни бабушки, я почти не спала ночами: если она охала, то я не могла заснуть, а когда она засыпала, я лежала и прислушивалась к её дыханию.Боялась, что умрёт..  Поэтому начала запускать уроки, да ещё возраст такой, что хотелось побольше погулять.Короче говоря, если подходило время  исправления отметок, то я могла организовать коллективный (всем классом) поход в кинотеатр "Ударник". Встречала всех наших у ворот школы и объясняла программу на день.Организовать я могла что угодно. В кинотеатре мы балдели  по два сеанса подряд.Особенно хорош  был буфет, который находился в полуподвальном помещении, но выглядел шикарно.
    Домой ноги не шли: все понимали, что в школе - переполох, и всё закончится вызовом родителей.Так всё и случалось, и зачинщиком всего этого называли меня, и никто из одноклассников не осмеливался   перечить этому факту. Потом всё вставало на свои места.Я исправила оценки,сделала себе шикарную  "Французскую  стрижку ", получила поздравление от мальчишки, в которого была влюблена с пятого класса.Он поздравлял меня с 8 марта и приглашал на свидание: первое свидание в моей жизни! Счастье было беспредельно, но на свидание я не пошла.Не знаю почему, наверное испугалась...
    А через неделю умерла бабушка, у меня на руках.Я поехала к маме сообщить о горе.После бабушкиных похорон мы должны были освободить комнату в трехдневный срок, так как мне не было ещё шестнадцати лет, и я была прописана  вместе с мамой в её новой квартире. Дубовую  мебель  с резными  украшениями раздали соседям, поплакали  и уехали начинать новую жизнь без бабушки.
     Так закончилось моё детство и отрочество, и это было только началом нового, ещё неизвестного, но такого заманчивого периода времени, которое называется юностью.


Рецензии
Приятно прочесть про Вашу бабушку. Моя прабабушка была белошвейкой в Харькове, тоже от господ заказы были, даже в основном от них.
Приглашаю Вас на свою страничку ознакомиться с правилами публикации в питерском журнале "МОСТ". Если заинтересует, высылайте этот текст на адрес редакции.

Мост Будущее   01.05.2014 09:36     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв и приглашение!
С уважением,

Наталья Сергеева 2   01.05.2014 23:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.