Кави Карна. Особенности индийского ислами. Бишнупа

Кави Карна: особенности индийского ислама. Бишнупад Панда

От переводчика: я был весьма удивлен, обнаружив в процессе перевода, что доктор Бишнупад Панда является коммунистически настроенным атеистом. Фамильный титул «Панда» указывает на очень аристократическое брахманское сословие, эти люди монополистическим образом занимаются поклонением всем основным индийским божествам во всех крупнейших храмах. Но, чтобы там ни было, это – большой ученый, и из его труда в историческом плане можно почерпнуть много интересного. Я лично считаю религию поклонения Сатья Пиру живой религией современной Индии, одной из разновидностей индийского суфизма. Мне  доводилось беседовать с носителями этой веры, поэтому мои взгляды серьезно отличаются от взглядов автора. Но в то время правители нищей Индии обратили свои взоры на западную цивилизацию, считая, что одной из причин ее благосостояния являются атеистические идеи.

Теперь давайте попробуем разрешить еще одну религиозную проблему: запрет на поклонение образам в Исламе. Как мы можем привести в соответствие идею культа поклонения Сатьяпиру среди мусульман с культом поклонения Сатьянараяне, появившимся на основе Пуран, причем в конечном итоге эти два культа слились воедино? Мы должны принять, что синкретизм Индуистских и Мусульманских социально-религиозных установлений начался задолго до наступления 16 столетия. Когда один народ завоевывает другой, или когда два народа или нации формируют политический союз, начинается ощутимое движение в сторону слияния религиозных идей.
Мусульманское нашествие на Бенгалию имело место в начале 13 столетия. Но суфийские святые, обычно называемые Пирами, пришли в Индию задолго до этого. Некоторые из них начали проповедовать идеи Ислама в Бенгалии с 10 века.
«Суфий» - арабское слово. Некоторые считают, что это – сокращенная форма от «тасаввуф» («чистота»), тогда как другие говорят, что эти святые носили шерстяные одежды («суф» означает «шерсть»), поэтому их и называли суфиями.
Слово «Пир» - персидское слово, означающее «очень старый» или «древний». Это слово с течением времени стало употребляться вместе со словом «суфий». К концу 12 столетия суфизм стал активно проповедоваться в Индии Муином Ал-дином Мухаммадом Чисти (1142-1236), пришедшим в Индию в этот период времени. Но некоторые ученые утверждают, что суфизм получил широкое распространение в провинциях Читтагонг и Фаридпур (современный Бангладеш), задолго до этого. Создание связанной с культом Пира литературы в 16 веке и историческая достоверность существования пяти Пиров, пользовавшихся большим уважением в Индии в 14 веке, может также быть рассмотрено в этом контексте.
Последнее, но не менее важное историческое явление, о котором мы должны постоянно помнить, состоит в следующем: к концу 14 века мусульмане обратили в Ислам огромное количество индусов, поэтому подавляющее большинство индийских мусульман должны были иметь индуистские корни. С точки зрения фундаментальных особенностей этих двух религий, Индуизм и Ислам принадлежат к диаметрально противоположным мировоззрениям, так что их мирное сосуществование фактически немыслимо. Но индийская культура смогла с легкостью ассимилировать большую часть исламской культуры, особенно в сфере искусства, архитектуры, литературы, музыки и астрологии. Многогранность понятия «Пир» и стремление адептов искать милости и благословений от какого-нибудь божества, чтобы освободиться от мирских страданий, сделали процесс синкретизма довольно легким, и это привело в конечном итоге к амальгамации двух богов: Сатья Пира и Сатьянараяны. Поэтому роль, которую сыграли новообращенные из индуизма, нельзя преуменьшать. Следует принять, что обряды индуистских поклонений, совершаемые вновь обращенными мусульманами, являются частью их ностальгического синдрома по культуре и религии предков. 


Рецензии