Былое и забытое

БЫЛОЕ И ЗАБЫТОЕ

Как воспитывать патриотизм, любовь к родному городу? Привлекают ли для этого многолетний опыт краеведов? Благодаря или вопреки сложившейся истории идет воспитание? До сих пор у нас что-то усердно переписывают, что-то реформируют. А не пропал ли интерес к самому предмету – городу Петропавловску?
Городу нашему уже больше четверти тысячелетия, сейчас происходит смена поколений и очень важно, чтобы сохранялась преемственность. Известно, что крепость Петра и Павла, давшая основу нашему городу, была заложена 12 июля 1752 года. «Петропавловская крепость в первые годы своего существования уже имела два форштадта (предместья): Нижний – под горой, и Верхний – на горе. Эти форштадты и дали начало городу. К 19 веку их население стало значительным. В 1807 году в Петропавловске была учреждена должность городничего, и с тех пор он стал считаться городом. В 1825 году в Петропавловске числилось 3.495 жителей» (А.И. Семенов. «Город Петропавловск за 200 лет (1752 – 1952 г.г.)». Исторический очерк. Издательство «Северный Казахстан», Петропавловск, 2010).
Через 100 лет, в начале 20 века, в городе проживало уже более 40 тысяч человек. По количеству жителей это в пять раз меньше нынешней численности. Но, обратите внимание, кладбищ – 5, храмов – 13, библиотек и читален – 3. Постоянных театров, клубных и иных сцен – 4, а еще были тюрьмы в количестве 2, благотворительные общества – 2. Количество фабрик и заводов равнялось 20, а еще – гостиницы и номера для приезжих – 10, трактирных заведений было в количестве 50 (М.А. Морозов. «Петропавловск в дореволюционных литературных источниках»).
Всего и не перечислишь, но кое-что совсем не изменилось, не правда ли?
Такой вот исторический экскурс захотелось совершить отнюдь не в связи с очередной круглой датой (до 260-летия города осталось еще полтора года). К теме истории города вернула недавняя акция благоустройства двенадцати городских скверов, которая была проведена с привлечением нескольких районов нашей области. Что же благоустраивали? На что указали, то и обустроили – они сами-то не местные… А что же местные? К чему сами у себя руки приложили?
Признаться, очень надеялись старожилы, что свои-то, городские, предпримут усилия, чтобы, например, навести порядок в памятных и исторических местах. А какие они у нас самые-самые? Те, с которых начиналась история города. Общеизвестно, что в середине 19 века город Петропавловск начал энергично строиться на горе, там, где когда-то располагался Меновой двор, а городской базар дал начало улице Торговой (ныне – ул. Интернациональная).
Старейший краевед Т.В. Макарова в очерке «Драма Вознесенского собора» рассказывает о судьбе главной православной церкви старого Петропавловска – Вознесенского кафедрального собора, который располагался на месте нынешнего русского театра драмы.
В 1870 году, 140 лет назад, в праздник Вознесения Господня (40 день после Светлого Христова Воскресения), праздничный перезвон 10 колоколов сзывал верующих прихожан на первую службу: «Вознесенский собор и Соборная площадь обозначили на карте города сразу три улицы: Пушкинскую, Вознесенскую и Вознесенский проспект (ныне – ул. Конституции Казахстана). Деньги на строительство Собора пожертвовала почетная гражданка Петропавловска вдова купца второй гильдии Мария Глазкова. На грандиозный дар городу Глазкова потратила весь свой капитал» (стр. 227).
У стен Вознесенского собора традиционно размещались могилы почетных граждан Петропавловска. Здесь же были и братские могилы участников Первой мировой войны, умерших от ран в лазаретах города Петропавловска. Так было в начале 20 века. А «…в середине прошлого века целое кладбище на Октябрьской площади было объединено в одну условную братскую могилу. Теперь от былого кладбища, где только в 5 братских могилах похоронены 263 жертвы Гражданской войны, сохранилась лишь одна реальная могила. Это Аубакир Исмаилов. Похороны известного в республике общественного и государственного деятеля состоялись 4 ноября 1932 года… Впоследствии имя Исмаилова было присвоено одной из улиц Петропавловска. Как свидетельствуют архивные материалы, похороны на Октябрьской площади проходили с ноября 1919 года по октябрь 1933 года… К сожалению, полных сведений о погребенных на площади сегодня нет. Объясняется это, прежде всего, тем, что материалы о жертвах… долгие годы находились за семью печатями. Только в 60-ые годы наш земляк, писатель Сабит Муканов смог рассказать о крестьянском восстании 1921 года и его многочисленных жертвах… Всех погибших в окрестностях, за небольшим исключением, хоронили здесь, на Октябрьской площади. В том числе и лучшего друга писателя – молодого, талантливого поэта Баймагамбета Истулина» (Т.В. Макарова. «Петропавловск: страницы истории», стр. 256).
Еще и еще раз к судьбе Соборной – Октябрьской – площади позволяет вернуться и новый «Государственный список памятников истории и культуры местного значения» от 25 мая 2010 года, где в списке памятников градостроительства и архитектуры значатся:
№ 75 – Мемориал боевой Славы «Вечный огонь» Великой Отечественной войны, 1979 год;
№ 88 – Братские могилы на Октябрьской площади, 1918 – 1921 годы.
Вот в такой последовательности и контексте значатся памятники. Здесь никак не упоминаются могилы почетных граждан Петропавловска и братские могилы участников Первой мировой войны. Это и понятно: все могильные захоронения давно сровняли с землей. Такие были времена… Но ведь теперь все изменилось, и что мешает властям привести в порядок это историческое место? И если не аллеи памяти проложить, то хотя бы, пользуясь мировым опытом, оформить мемориал как должно: стелы, газоны, а главное – память. А пока там торчит какой-то несуразный остов фонтана, да еще какие-то безобразные попытки то парк развлечений разбить, то еще какой-нибудь фундамент на костях предков забить…
Интересно, что обо всем этом думают «отцы города» и чиновники из отдела по охране памятников управления культуры? По их определению некоторые мемориалы являются «идейно устаревшими» и теперь лишены всякой охраны и опеки. И все же: могут ли десятки, нет, - сотни могил, а точнее, места, где они были, стать достойны памяти потомков?
А всплеск осенней радости и восторга по поводу новоявленных скульптур в наших скверах вполне понятен. СМИ пестрят восклицаниями: «Очень эстетично!.. Цена подарков не обсуждается!» Все понятно – эти барышни, скамейки и птички – красивые и «на халяву»! Что еще-то? На память приходит монолог Нины Заречной из чеховской «Чайки»: «Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси – словом, все жизни, все жизни… (свершив печальный круг, угасли)».
А все-таки стоило бы привести в порядок историческое место бывших захоронений. Говорят, что ко всему прочему, это еще и очень богоугодное дело:
«Любовь к отеческим гробам.
Любовь к родному пепелищу», - так писал А.С. Пушкин.

Подготовил к печати Павел АФАНАСЬЕВ


Рецензии