В начале жизни школу помню я

«В начале жизни школу помню я…»

«… когда речь идёт о Пушкине, не имеет, в сущности значения – справляется ли дата рождения или смерти: это не именины и не  поминки, а лишь повод для новой встречи с его поэзией и тем самым как бы с ним самим  во всём его обаянии и блеске его ума и характера его личности».(А. Твардовский. Речь на торжественном заседании в Большом театре 10 февраля 1962 г., посвящённом 125- летию со дня смерти А.С. Пушкина.)

Думается, что дата 19 октября – не менее серьёзный повод обратиться в очередной раз к Пушкину:
       
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Ни одно учебное заведение XIX века не привлекало к себе столь пристального внимания, как Императорский Лицей в Царском Селе. Государственные деятели, литераторы, историки, педагоги изучали эту «школу высших наук», появившуюся в первые годы царствования императора Александра I.
Своей известностью Царскосельский лицей, безусловно, обязан прежде всего своему великому выпускнику — Александру Сергеевичу Пушкину. В истории не только русской, но и мировой литературы не было случая, чтобы поэт и писатель такого поистине всечеловеческого масштаба уделил бы воспитавшей его школе так много места в своем творчестве.
Несомненно, одним фактом обучения в Царскосельском лицее великого поэта значение этого учреждения, являвшегося одним из самых передовых не только у нас, но и во всей Европе, не исчерпывается. Ведь из его стен вышла целая плеяда блестящих государственных мужей, деятелей культуры и ученых, чьи имена до сих пор составляют всемирную славу России. Наверное, не будет преувеличением, если сказать, что именно в лицее зародилась та интеллектуальная элита, без которой в стране был бы невозможен мощный культурный подъем XIX века.
В 1811 году распахнул свои двери Императорский Царскосельский лицей — уникальное во всех отношениях учебное заведение, дата открытия которого, как мы помним по пушкинским стихам, приходится на 19 октября (по старому стилю). Этот день считается неофициальным, но общепризнанным праздником русской культуры.
Принятые в него одаренные дети — 30 человек — призваны были стать реформаторами Российского государства. Здесь в атмосфере свободомыслия выросли выдающиеся соотечественники: Александр Пушкин и Антон Дельвиг, декабристы Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер, дипломат Александр Горчаков, генерал Владимир Вольховский, мореплаватель Федор Матюшкин и другие.
Инициатива создания привилегированного вуза принадлежала министру народного просвещения А. К. Разумовскому и министру юстиции М. М. Сперанскому. Учебная программа Лицея была написана Сперанским еще в 1808 году. Сперанский был не только видным государственным деятелем, но и активным сторонником конституционных перемен. Царскосельский лицей был первым такого рода учебным заведением в России. История образования Царскосельского лицея началась в первом десятилетии XIX века, когда русское общество, поощренное либерализмом Александра I, надеялось на возможность государственных реформ. Лицей создавался для того, чтобы готовить деятелей новой, преобразованной реформами России. Полное равенство воспитанников, отмена телесных наказаний были неслыханными для того времени педагогическими новшествами. Главное место в процессе обучение отводилось наукам нравственным и историческим. Научить воспитанников самостоятельно мыслить, развить способности и правильно определить призвание своих воспитанников, вот основные задачи, которые были поставлены перед преподавателями Лицея. 
В дворцово-парковом ансамбле XVIII-XIX века, где сто лет располагалась резиденция русских царей, в живописном уголке городка, носящего сегодня имя Пушкина, а прежде называвшегося Царским Селом, стоит четырехэтажный флигель. Искусно перекинутая через улицу галерея соединяет этот флигель с Екатерининским дворцом. Именно в этом флигеле находился тот самый знаменитый Царскосельский лицей. Здание Царскосельского лицея было построено в конце XVIII века по проекту И.В. Неелова. А в 1811 году его перестроил В.П. Стасов, выдающийся русский архитектор. Стасов перестроил дворцовые помещения флигеля и приспособил их к нуждам школы. Залы лицея были просторны и нарядны, а торжественный Большой зал украшен росписями на античные мотивы. Античность была примером для воспитания молодого поколения. Само название учебного заведения происходит от древнегреческого Ликея.
Первоначально Ликеем называлась священная роща, расположенная вблизи древних Афин у храма Апполона Ликейского, потом – здание, построенное в V в. до н.э.  для гимнастических игр. Там в 335 г. до н.э. Аристотель основал свою философскую школу, просуществовавшую около 8 веков (800 лет!). После Аристотеля Ликеем руководил его ученик Теофраст. В I в. до н.э. Ликей перестал быть центром философского творчества, в нём лишь издавались и комментировались сочинения Аристотеля. С падением Римской Империи перестал существовать и Ликей (Лицей).
Первым директором Царскосельского Лицея был назначен Василий Федорович Малиновский, русский просветитель и дипломат. Директор был обязан постоянно проживать в здании Лицея и находиться в курсе всех важных дел. На нем лежала персональная ответственность за каждого воспитанника. Малиновский старался воспитать своих питомцев полезными Отечеству и России. Это стремление разделяли и профессора, в большинстве молодые люди, окончившие Педагогический институт в Петербурге и завершившие образование в Европе.
Царскосельский лицей находился под патронажем императора России. В это учебное заведение на конкурсной основе принимались лучшие представители российского дворянства. Кроме того, Лицей готовил своих воспитанников и к военной карьере. Специалистом по военным наукам был профессор А. М. Пушкин, который читал лекции по полевой фортификации и другим предметам. После его смерти в 1821 году на должность профессора по военным наукам предложили капитана А. В. Устинова. Лицеисты, избравшие военную карьеру, дополнительно изучали оружие, тактику, стратегию и историю войн, военную топографию и черчение планов, обзор военного искусства и прочее. Граф А. К. Разумовский официально именовался главой Лицея со званием его главнокомандующего. Он знал по фамилии и имени каждого лицеиста, бывал на занятиях и участвовал в приеме экзаменов.
В 1811 году Лицей открыл свои двери для первых 30 учеников. В августе 1811 года из 38 претендентов были отобраны 30 юношей, составивших первый курс. Первый список учащихся утвердил сам император Александр I. Первый выпуск Лицея навсегда останется в истории этого учебного заведения и России как самый известный. Никогда прежде и никогда позднее ни одно учебное заведение России не выпускало из своих стен такого количества талантливых людей.
19 октября 1811 года в Большом зале состоялось торжественное открытие Лицея, на котором прозвучала речь молодого профессора нравственных и политических наук Александра Петровича Куницына, изложившего главные цели лицейского воспитания. «Раздался глас отечества, в недра свои вас призывающего. Из родительских объятий вы поступаете ныне под кров сего священного храма наук… Здесь  сообщены будут вам сведения, нужные для воина. … вы будете иметь непосредственное влияние на благо целого общества… Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями».
День 19 октября навсегда стал особенным для лицейских воспитанников – днем рождения школы и начала дружбы, днем воспоминаний о юности, о друзьях и наставниках. Через шесть лет, прощаясь с Лицеем, первые его питомцы дадут друг другу клятву «… и последний лицеист один будет праздновать 19 октября».
На другой день после открытия начались учебные занятия. Воспитанники получали в Лицее энциклопедическое образование, но основное внимание уделялось нравственным наукам. «Под именем наук нравственных здесь заключаются все те познания, кои относятся к нравственному положению человека в обществе, и, следовательно, понятия об устройстве Гражданских обществ, о правах и обязанностях, отсюда вытекающих». Куницын говорил о классе «против рабства и за свободу». Ему выпало на долю стать любимым педагогом воспитанников.
Тогдашняя шестилетняя лицейская программа приравнивалась к университетской. Утвержденное императором Александром I постановление о Лицее (от 12 августа 1810 г.) уравнивало его в правах и преимуществах с российскими университетами. На учебу принимались физически здоровые мальчики в возрасте 10 -12 лет после предварительных испытаний в начальных знаниях по русскому, французскому и немецкому языкам, арифметике, физике, географии и истории. Обучение было рассчитано на 6 лет и состояло из двух курсов по 3 года в каждом.
Первый курс назывался начальным. На первом курсе изучались языки (русский, латинский, французский и немецкий), науки нравственные (закон Божий, философия и основы логики), науки математические и физические (арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра и физика), науки исторические (история российская, история иностранная, география и хронология), первоначальные основания изящных письмен (избранные места из лучших писателей и правила риторики), изящные искусства и гимнастические упражнения (рисование, чистописание, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).
Второй курс  - окончательный, охватывал все те же отделы, но уже в более сложном аспекте. Кроме того, в течение второго курса воспитанникам давали представление о гражданской архитектуре. 
Учебно-воспитательный процесс организовывали директор, семь профессоров, два адъюнкта, один священник — преподаватель закона Божьего, шесть учителей изящных искусств и гимнастических упражнений, три надзирателя и три гувернера. Особое внимание уделяли подбору профессоров, которые заведовали кафедрами. Им устанавливали VII классный чин и годовой оклад в две тысячи рублей, а также предоставляли благоустроенную квартиру вблизи лицея.
Русский язык и словесность преподавал выпускник Московского университета доктор философии и свободных наук, профессор Н. Ф. Кошанский. Его дополнительной обязанностью было обучение латинскому языку. Выпускники лицея свободно читали в подлинниках произведения Цицерона, Вергилия и других классиков. Приглашенный из Швейцарии профессор Д. И. де Будри вел занятия по французскому языку и словесности, Давид Иванович де Будри, родной брат Жана Поля Марата, вождя Великой французской революции. События тех лет оживали в рассказах профессора. Директор требовал, чтобы воспитанники обращались к преподавателям и общались между собой на этом языке. Уроки по данному предмету проводили ежедневно. кроме того, мальчикам рекомендовали в свободное время читать французскую литературу в подлинниках. Немецкому языку и словесности лицеистов обучал профессор Ф. - Л. де Гауеншильд. Его отличали методическое мастерство, личная дисциплинированность и требовательность к воспитанникам. Заслуженный профессор И. К. Кайданов с 1811 по 1841 годы преподавал в лицее исторические науки и написал несколько учебников и пособий. Профессором нравственных наук был уже упоминавшийся А. П. Куницын. Он читал лекции по логике, психологии, нравственности, различным отраслям права, политической экономии и финансам.
Хотя учебный план Царскосельского лицея неоднократно изменялся, всегда сохранялась его гуманитарно-юридическая основа. Тем не менее естественные науки отнюдь не пребывали в забвении. Так, Я. И. Карцев основал кафедру физико-математических наук, устроил физический и минералогический кабинеты. Согласно программе математику в этом учебном заведении подразделяли на чистую и прикладную, а физику — на теоретическую и техническую. Профессор Карцев вел и курсы по некоторым разделам военных наук (артиллерии, фортификации, морскому делу и другим). Но основным специалистом был профессор А. М. Пушкин, который читал лекции по полевой фортификации и другим предметам. После его смерти в 1821 году должность профессора по военным наукам предложили капитану А. В. Устинову. Лицеисты, избравшие военную карьеру, дополнительно изучали оружие, тактику, стратегию и историю войн, военную топографию и черчение планов, обзор военного искусства и другие науки.
Профессорско-преподавательский состав был свободен в выборе методов работы. Однако строго соблюдался главный принцип обучения: лицеисты не должны были пребывать в праздности. Преподавателям запрещалось просто диктовать новый материал. Они обязаны были вести занятия так, чтобы никто из воспитанников не отставал в учебе. На слабо подготовленных педагоги обращали особое внимание, занимались с ними дополнительно. Все уроки, особенно в первые месяцы обучения, сопровождались отчетами учащихся в устной или письменной форме. Учителя не переходили к отработке нового материала, если кто то из лицеистов не усвоил предыдущего. По каждому разделу программы обучения были установлены определенные методические правила, которым строго следовали. Одна из главных задач лицейского образования состояла в том, чтобы развить умственные способности воспитанников, научить их самостоятельно мыслить. «Основное правило доброй методы или способа учения, — гласил устав, — состоит в том, чтобы не затемнять ума детей пространными изъяснениями, а возбуждать собственное его действие».
Лицеисты с большим интересом занимались изящными искусствами, гимнастическими упражнениями, фехтованием. Уроки верховой езды проводили три раза в неделю посменно, без посторонних зрителей и непременно при гувернере. Плаванию мальчиков учили специально назначенные матросы. Местом для упражнений была большая купальня в саду. После плавания осуществляли медицинский контроль.
Царскосельский лицей являлся закрытым заведением. Выезд воспитанников куда либо во время учебного года был запрещен. Они жили на полном пансионе и подчинялись строгому распорядку дня, за которым наблюдали директор, штатные надзиратели и преподаватели. В 6 часов утра объявляли общий подъем, затем следовала утренняя молитва, потом — повторение заданий преподавателей. С 8 до 9 часов проводили урок в классах, с 10 до 11 предусматривались завтрак и прогулка в парке, с 11 до 12 — второй урок в классах, а с 13 — обед и короткий перерыв. В 14 часов у лицеистов начинались занятия по чистописанию и рисованию, с 15 до 17 — снова уроки в классах. Потом — короткий отдых, полдник, прогулка, игры и гимнастические упражнения. В 20 часов мальчики шли на ужин, затем гуляли в парке и, наконец, снова повторяли заданные уроки. После вечерней молитвы, в 22 часа, все воспитанники ложились спать.  Лицеисты были обязаны носить единую форму: однобортный мундир из темно синего сукна со стоячим воротником из красного сукна и такими же обшлагами, с золотым и серебряным шитьем и позолоченными пуговицами. Камзол и нижнее платье – из белого сукна.
Выпускники получали права окончивших университет и гражданские чины 9 14 го классов. Для желавших поступить на военную службу проводили дополнительное военное обучение и предоставляли права окончивших Пажеский корпус.
В 1811 1817 годы в лицее сильно увлекались новой русской литературой, представленной именами Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, и французской литературой эпохи Просвещения (Вольтер). Этот интерес способствовал объединению молодых людей в литературно-поэтический кружок, определявший дух учебного заведения (А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, А. Д. Илличевский, К. К. Данзас и др.). Кружок издавал рукописные журналы «Лицейский мудрец», «Вестник», «Для удовольствия и пользы», между его членами шли поэтические состязания. стихи лицеистов Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера с 1814 года стали печатать известные журналы («Вестник Европы», «Российский музеум», «Сын отечества»). Поэтическое творчество воспитанников и их любовь к литературе особенно поощрял профессор Н. Ф. Кошанский, а также его преемник А. И. Галич. В эти годы в лицей проникли вольнолюбивые идеи, связанные с формированием в России идеологии декабризма. Лицеисты Пущин, Кюхельбекер, Вольховский посещали в Царском селе тайный кружок декабриста И. Г. Бурцева.
В 1817 году состоялся первый выпуск воспитанников на государственную службу. Чин 9 го класса получили девять человек, 10 го — восемь, офицерами гвардии стали семеро, офицерами армии — пятеро. Этот выпуск вошел в историю именами А. С. Пушкина, А. А. Дельвига, В. К. Кюхельбекера, И. И. Пущина, адмирала Ф. Ф. Матюшкина, канцлера, министра иностранных дел А. М. Горчакова, бесстрашного генерала В. Д. Вольховского, директора Императорской публичной библиотеки М. А. Корфа.
За 33 года существования  Лицея его окончили 286 человек в том числе 234 по гражданской части, 50 по военной, 2 по флотской. Многие из них пополнили ряды чиновной знати Российской империи (А. М. Горчаков, А. К. Гире, Н. К. Гире, А. В. Головнин, Д. Н. Замятнин, Н. П. Николаи, Н. А. Корсаков, М. А. Корф, С. Г. Ломоносов, Ф. Х. Стевен, Д. А. Толстой и др.), становились министрами, дипломатами, сенаторами, членами Государственного совета. Чиновной карьере предпочли научную деятельность К. С. Веселовский, Я. К. Грот, Н. Я. Данилевский и др. Историческую славу Ц. л. принесли прежде всего выпускники 1817 - А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, декабристы В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин. В 40-е гг. 19 в. его окончили поэт Л. А. Мей, М. В. Петрашевский, 5 лет в нём учился М. Е. Салтыков-Щедрин (последний год, 1844-й, - в Александровском лицее).
6 сентября 1843 года бывший Царскосельский лицей переехал в Санкт-Петербург, в здание Александровского сиротского дома по адресу Каменноостровский проспект, д. 21. По указанию Николая I после переезда лицей стал именоваться Императорским Александровским. 19 октября 1889 года перед главным входом установили бюст Александра I (не сохранился), а в саду — памятник А. С. Пушкину. 29 мая 1918 года постановлением Совета Народных Комиссаров лицей был закрыт в связи с отменой сословных привилегий. Освободившееся здание занял Пролетарский политтехникум.
В наши дни нетрудно встретить учебные заведения, внешне похожие на Лицей из Царского Села.   Они и не бедны, и имеют хороших преподавателей. В их учебных программах можно найти занятия по изучению латинского языка и акцент на гуманитарные предметы с углубленным изучением и обучением поэзии и множество интереснейших предметов и курсов. Учащиеся этих учебных заведений могут иметь единую форму, которую им надлежит одевать, по крайней мере, по случаю праздников и торжественных собраний.
Среди воспитанников, обязательно найдутся и те, которые всю свою жизнь будут благодарны какому-то конкретному преподавателю или случаю на занятии, благодаря которым они впервые поняли, что такое великодушие, или преодолели какую-то свою слабость или впервые искренне задали себе вопрос: «А кто я?», после чего изо всех сил стали искать на него ответ.
И все же, в Истории, вряд ли найдутся школы, оставившие такой же яркий след, как это удалось сделать Лицею из Царского Села.

Подготовил к печати Павел АФАНАСЬЕВ


Рецензии
Замечательная подборка. Большинство фактов известны, но будучи собраны воедино... Посмотрите мою работу "Два века Лицея", коль скоро Вас интересует эта тема.
С уважением - В.Л.

Виктор Ламм   16.02.2014 21:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Виктор, обязательно посмотрю.

Надежда Михайловна Кириллова   17.02.2014 07:31   Заявить о нарушении