В списках не значатся

«Что-то с памятью моей стало»

В СПИСКАХ НЕ ЗНАЧАТСЯ…

«Собственники памятников истории и культуры
осуществляют деятельность по их сохранению и обязаны
принимать меры по обеспечению сохранности памятников»
(п.-п. 1 ст. 13 Закона РК «Об охране и использовании
историко-культурного наследия» от 2 июля 1992 года)

«Я люблю мой город», - такие клише можно встретить на билбордах, троллейбусах и еще в какой-нибудь рекламе. Что это? Фигура речи или такая форма выражения любви? Выглядит уж очень как-то по-заборному… Если все так любят, то почему не берегут, не заботятся и просто не чтут, например, историю города?
А что же наше краеведение? Основоположником местного краеведения по праву считается А.И. Семенов – автор главной книги о прошлом Северного Казахстана «Город Петропавловск за 200 лет (1752 – 1952 г.г.)». Но кто и что помнит о Семенове, которому, кстати, в следующем году исполняется 105 лет со дня рождения. В областном историко-краеведческом музее нет даже отдельного стенда, посвященного этому ученому-краеведу.
Вот и клуб «Краевед» вообще обрел пристанище и покровительство отнюдь не в краеведческом музее, а в областной библиотеке имени С. Муканова. Краеведы – ветераны собираются на свои заседания регулярно, но, как поется в старой бардовской песне: «Атланты держат небо, …а смена не пришла». Старожилы уходят, а молодежь не приходит им на смену.
Уже давно в нашем городе нет былых учреждений, например, городского экскурсионного бюро, поэтому многие новоселы и молодежь не имеют даже представления об исторических и историко-архитектурных памятниках областного центра, имеющего почти 260-летнюю историю.
Старые советские списки памятников канули в Лету. Через 20 лет нам предлагают обновленный реестр 2010 года, а пять лет назад был другой список, - покороче. Вот и все. Искать «черную кошку в темной комнате» мы вовсе не собирались. Но живем-то в родном городе целую жизнь и невольно обратили внимание на странности в солидном реестре. К примеру, здание бывшей Городской Управы, выведенной из числа памятников и изменившей свой первоначальный облик радикально. Обращает внимание факт исчезновения из списка и других общественный зданий города. Увы, никаких пояснений на сей счет за прошедший месяц из Управления культуры не появилось.
Хотелось бы обратить внимание на то, что из числа историко-архитектурных памятников были выведены и некоторые жилые дома. Из 6 жилых домов, по заверению жильцов, оказалось, что никогда не было памятной таблички на половине зданий. Так, по улице Комсомольской живет уже пятое поколение владельцев, они очень дорожат памятью своих предков и очень надеются когда-нибудь восстановить первоначальный облик очень не большого, но уютного деревянного дома.
А вот еще один исчезнувший из реестра памятников дом, он значился в 2005 году под номером 22 по адресу: ул. Абая, 52. Многие, вероятно, знают этот большой с красивой старинной кладкой из красного кирпича дом купца Перелыгина. Теперь это уже не памятник, а просто частная собственность со всеми сопутствующими атрибутами богатого хозяина: двухметровой оградой с колючей проволокой и видеонаблюдением и броскими следами нового времени – пластиковыми окнами («с видом на будущее») и новыми кирпичами. В общем, на столярку у нового владельца то ли денег, то ли вкуса не хватило. Одним словом, - новодел. Горожанам осталось только со стороны наблюдать этот кричащий симбиоз истории и нового богатства. А как же сам памятник?
Но самая таинственная история исчезновения из списка градостроительства и архитектуры произошла с домом Строганова. Понятно, что когда-то этот особняк был окружен соответствующими приусадебными постройками, но уже давно многоэтажки по улице Карима Сутюшева потеснили этот дом. Так и белел этот дом у дороги до недавнего времени. В прошлом же году здесь появился новый хозяин. И вот уже на месте памятника архитектуры появилось нечто малоузнаваемое после дорогой «реконструкции». А самое интересное на здании – это современная табличка «Областное управление культуры», в котором, как известно, функционирует отдел охраны памятников. То есть памятник уничтожили с ведома служб, которые призваны охранять их? Говорят, что они только арендуют помещения. А хозяин где? А хозяин кто? Впрочем, больше всего огорчает такое уничтожение памятника – культурно и с ведома уполномоченных лиц.
Помните здание «Пицца-Хауз» на месте другого памятника? Все идет по плану, вероятно. А чего мелочиться-то? Памятников в нашем городе еще много, а состоятельных людей – еще больше. А что же Закон? Молчит.
Да и вообще, как теперь узнать, памятник ли это, если в городе нет реставрации, как нет и реконструкции. Из всех латинских «ре-», обозначающих восстановление, у нас практикуют только ремонт, да еще с приставкой евро-. Так и гибнут наши памятники, как часть истории и культуры, после такого евроремонта.
Конечно, на памятнике архитектуры, то есть старинном доме, должна быть памятная доска, табличка, что-то вроде: «Памятник истории и архитектуры 19 века, охраняется государством». Вообще-то самый старый памятник в нашем городе – Петропавловская крепость, или то, что от нее осталось. Где же на ней памятный указатель?
Дом купца Смолина 1874 года (бывшее городское профессиональное училище № 25) тоже достоин был лучшей участи, пока его вообще не снесли. А что же на том месте? Очередной турецкий общепит и никакой памятной доски. А если новый хозяин решит, что автостоянка станет доходнее самого заведения, глядишь – всё с землей сравняет. А кто помешает? А кто запретит? Частная собственность священна и неприкосновенна, однако!
Что касается табличек на исторических памятниках, то пройдите по главной нашей улице – там располагается добрая половина сохранившихся зданий, а доски едва лишь у трети из них имеются. Вроде и памятник, а не обозначен – значит и нет его, значит – «партизан». От чего или от кого затаился-то?
Вот и дом купца Турлапова начала 20 века (ныне – ресторан) по ул. Конституции Казахстана, 48 – чистый новодел: всё сегодняшнее – и кирпич, и пластиковые окна, памятные только месторасположение, стены и абрис. И на том спасибо! А табличку-то по этой причине не повесили или новый кирпич жалко было портить? Вот и гадай: памятник – не памятник… И так по всей главной улице. Но есть и другие дома. Вроде и памятник, даже табличка есть, и фасад нарядный, а заглянешь во двор – как у нерадивой хозяйки – всё кое-как: грязь по углам и задворкам, да и колер другой, совсем не фасадный. Да, есть и такие.
Вспомнился другой памятник, который еще лет 20 назад значился в списке, и доска на нем висела, - всё как положено. А сейчас? Вы не поверите: не дом – картинка! Сегодня в списках уже не значится, но когда-то в этом доме по улице Смирнова находился дом станичного атамана. Надо полагать, что и гости у него бывали знатные, исторические. Говорят, что теперь это летняя резиденция чиновника или чиновницы из Управления культуры, возможно, даже из числа тех, кто призван охранять эти самые памятники.
И еще один памятник из реестра. Во всяком случае, в списках 2010 года он значился под номером 57 как «Дом купца Хлебникова, конец 19 века (управление радиокомитета), ул. Алтынсарина, 197». Вот только с 1 января 2010 года городской радиоузел приказал долго жить по причине, которую объяснили тем, что в двухсоттысячном городе желающих слушать радиоприемники осталась одна единственная тысяча. Причина и повод, конечно, озадачили и огорчили. Дом Хлебникова все лето ремонтировали вполне бережно, первоначальный облик дома, вроде бы, сохранили. Не все уже и знают, вероятно, что этот дом располагается рядом со старейшей городской церковью. «Всехсвятская Церковь в честь всех святых. Построена в 1890 – 1894 годах усердием Петропавловского купца Саввы Исидоровича Хлебникова и его жены Анны Дмитриевны. Здание Церкви и связанной с ней колокольни каменные, обнесены железной на каменном фундаменте оградой» (Михаил Морозов. «Петропавловск в дореволюционных литературных источниках»).
Теперь старожилы с нетерпением ждут окончания все ремонтных работ, и два вопроса интересуют многих: будет ли на этом доме установлена памятная доска и будет ли, наконец, проложена дорога к Храму, который расположен рядом? Дорога давно находится в самом неприглядном виде, не располагая даже пешеходными тротуарами.
А расположенные по соседству банки и магазины не заглядывают на эти задворки. Их благотворительность сюда не распространяется. Видно, к Храму дорога у каждого своя.
Конечно, Петропавловск – не Петербург или Петергоф, поэтому памятников из списков ЮНЕСКО у нас нет, а вот памятники республиканского значения имеются. И как мы уже отмечали, в самом плачевном положении находится «Дом невесты» - деревянный дом оформлен «под камень», что придает ему особую неповторимость. Нынешние же владельцы уже давно прилепили кирпичную стену, и, кажется, совсем не озабочены ни сохранностью дома, ни его исторической ценностью.
Что имеем? Как храним? И кто за всё это ответит? На эти вопросы вам не даст ответа никто, даже прокуратура, судя по тому, как многие годы безнаказанно уничтожаются памятники истории и культуры. Словно кто-то специально задался целью лишить горожан памяти предков.

Подготовил к печати Павел АФАНАСЬЕВ


Рецензии