Достояние республики

ДОСТОЯНИЕ РЕСПУБЛИКИ

Что имеем? Как храним? Кто за это ответит? Такие вот вопросы остались, как осадок, после любимого летнего праздника в Петропавловске – Дня города (12 июля).
Сначала о празднике. Его ждали, о нем не забыли, несмотря на близкое соседство другого торжества – Дня Астаны с его столичным блеском и фейерверками.
У нынешнего Дня города была своя особенность – праздник упорно рвался в свои традиционные рамки именин города – второе воскресенье июля (определенное когда-то решением городского маслихата), что, конечно, ближе к дате образования города, празднику в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. Но суровые отцы города не хотят, кажется, это услышать. А жаль…
Так с чего же начинается Родина? Это все уже давно поняли: с истории и памяти. И в этом году, как никогда, было много ретро- и ностальгических воспоминаний. Старина очаровала даже молодежь, старожилы делились воспоминаниями. А фотографии старого города, как никогда, удивительно оживили картины этого праздника на страницах абсолютно всех городских газет.
Однако в хоре радостных праздничных голосов были слышны и разумные сожаления: «Многие городские постройки утратили свой первоначальный облик, как, например, здание Городской Управы». Это здание пережило многое. Построенное еще в позапрошлом веке, оно располагалось на улице своего же имени – Управской, пережило бурный 20 век, но рухнуло, а точнее, так мимикрировало на второй сотне лет.
Нынешнему владельцу – южанину теперешний кислотно-желтый цвет его собственности, вероятно, напоминает жаркое солнце родины. Он и не догадывается, что еще 100 лет назад в нашем северном краю в желтый цвет окрашивали две категории зданий: дома для душевнобольных и публичные. А что думают об этом светлые архитекторские головы? Вероятно, для них решающими моментами были желание заказчика, современные материалы и толщина кошелька хозяина.
Когда-то Городская Управа значилась в списках памятников зданий, имеющих историческую, культурную и архитектурную ценность, под номером 66… Кто же сегодня объяснит горожанам, что их в очередной раз ни о чем не спросили и даже не поставили в известность, разве что post factum.
Давайте, вместе убедимся, как это происходит. Известно, что в областной газете «Северный Казахстан» в рубрике «Официально» публикуются все программы, проекты и постановления областного и республиканского уровня. Так, 25 мая 2010 года была начата с продолжением в последующих номерах публикация Государственных списков памятников истории и культуры местного и республиканского значения.
Кажется, последний раз такая публикация имела место быть 21 октября 2005 года. Называлась она «Памятники, обелиски, здания и сооружения, имеющие историческую, культурную и архитектурную ценность». Общее число памятников по городу Петропавловску тогда составляло 75 объектов.
Нынешние списки много обширнее, охватывают несколько районов области, составляют более полутысячи объектов. К сожалению, как и в 2005 году, нет ссылок на составителей и исполнителей списков этих раритетов. Все анонимно! А жаль! Потому что опять работала какая-то комиссия и коллективный разум, а спросить не с кого.
Конечно, за 5 минувших лет списки претерпели большие изменения. И тут все новости в реестре можно разделить на плохие и хорошие. Давайте начнем с последних. Перечень памятников истории и культуры заметно увеличился: с 75 единиц в 2005 году до 103 (городских) экземпляров в 2010 году. Что, конечно, не может не радовать, значит хорошо поработали: отыскали что-то упущенное, заново оценили и взвесили все ценности. Ничего не забыли?
Если учесть, что буквально в последний «вагон» списка, последней строчкой (№ 103) поместили кинотеатр «Новый свет» 1909 года, больше известный под именем «Ударник» (в списке от 21.10.2005 года он значился под номером 14), можно только догадываться о всей закулисной работе.
Весьма радует, что список раритетов возрос за счет перечня новых объектов – бюстов, памятников и захоронений. Здесь теперь (№ 88) обозначена братская могила на Октябрьской площади (1918 – 1921 г.г.), где еще недавно состряпали увеселительный детский парк. Может быть теперь найдутся деньги, чтобы засыпать старый бассейн – фонтан за театром и разбить, наконец-то, там аллеи памяти всех, кто покоится на этом месте?
Кажется, кто-то из местных ученых – историков предлагал «исправить ошибки истории»... Эту ошибку нужно исправлять незамедлительно. Очень кстати здесь недавние хлопоты горожан по поводу бездорожья на кладбище в Новопавловке. Куда только не обращались они – и в партию «Нур Отан», и в газеты. Оказывается, что на этом кладбище есть воинские захоронения из этого перечня. Может, теперь дело сдвинется. Где деньги взять? Верните автору весь «Союз писателей» из обновленного городского парка (по слухам, стоимостью около 100 «лимонов»), на такое благое дело даже и такой «красоты» не жалко!
Но вернемся к нашим спискам. Очень сложно, не зная исполнителей, понять методику составления описи. Что в основе? Хронология или городская топография? От крепости к вокзалу или что припомнится, то и вписывают, но разница списков не только в пятилетнем промежутке, есть здесь и свои непонятные мотивы.
Отрадно очень, что во втором списке упомянут, наконец-то, главный памятник Петропавловска, от которого, собственно, и пошел-то наш город – Петропавловская крепость (№ 84). Первые восемь пунктов в таблице без изменений перешли из списка 2005 года. Потом пошел перечень памятников на главной улице (собственно, до революции в городе все лучшие здания были сосредоточены на двух улицах – Пушкинской и Вознесенском проспекте, ныне – Конституции Казахстана). Вот и начали бы по порядку номеров четной и нечетной сторон по возрастающей. Нет, все даже хуже, чем в первом списке.
Впрочем, мы договорились – сначала только о хорошем. А хорошо уже то, что включили (теперь уже под номерами 60 и 61) дома купца Казанцева по улице Конституции Казахстана, 2 и 4, а также здание торгового дома 1911 – 1915 г.г. (ныне Магазин «Пассаж», ул. Конституции Казахстана, 12).
И городской парк культуры и отдыха (бывший городской сад), которому вскоре исполняется 150 лет, тоже вспомнили и включили в список! В нашем городе есть также 2 вида раритетов – мельницы и водокачки. По мельницам. Куда-то исчезла мельница Кучкова. В первом списке она шла под № 70 (ул. Каманина, 21) и до сих пор украшает территорию ЦОТа, но вот из реестра выпала. Есть водонапорные башни в количестве двух, но почему-то ни в одном списке не фигурируют те, что располагаются в районе вокзала – на привокзальной площади и у железнодорожной бани…
Из нового списка исчезло здание консервного завода (№ 18) по улице Медведева, 41. Нет ДК «Машиностроитель» (ул. Мира, 252), в первом списке он значился под № 42. Пропал и бывший клуб завода Куйбышева (№ 72) по улице Каманина, 61, построенный еще пленными немцами и прозванный в народе «кубышкой». А Дворец культуры и техники завода им. Куйбышева по ул. Рузаева даже не фигурирует ни в одном списке, словно он и не был предметом любви и гордости тысяч горожан долгие годы.
Ну, а теперь о смешном и грустном. В списке 2010 года под № 52 значится: «Магазин купеческий «Братья Овсянниковы и Ганшин» (затем через запятую), начало 20 века (Главпочтамт, с 1995 года – АО «Казпочта», ул. Пушкина, 61)».
Мы знаем, что в Петропавловске сейчас много новоселов, приезжих, которые не знают историю нашего города. Но составители списка не могли не знать историю самого красивого здания, которое, кстати, называлось «Магазин Товарищества «Братья Овсянниковы и А. Ганшин с Сыновьями». Почувствуйте, как говорят в рекламе, разницу!
Позволим себе на сей счет маленький ликбез и обширную цитату из книги старейшего краеведа области Тамары Макаровой «Петропавловск: страницы истории» (Издательство «Северный Казахстан», 2008 год):
«Осенью 1917 года Петропавловск бурлил забастовками… Толпа негодующих граждан собралась у дверей универсального магазина. Стихийный митинг продолжался более часа. Затем толпа потребовала провести учет продовольственных товаров в магазине Ганшина. Магазин открыли, и тут оказалось, что в подвалах хранится большой запас коньяка, шампанского и других вин. Это и решило судьбу магазина…
Вечером магазин Ганшина был подожжен. Огромное трехэтажное лучшее здание города охватило огнем. Пожар бушевал до поздней ночи и только благодаря тихой погоде не принял ужаснейших размеров. Всю ночь над городом плавало огромное зарево и жутко завывала сирена…
Вскоре после «черного бунта» в стране и крае началась непрерывная цепь политических потрясений, и городу было не до руин. Тем не менее даже в эти годы предпринимались попытки сравнять их с землей…
В августе 1926 года к разборке стен и строительству почты, согласно договору, приступил Челябинский строительный трест. На стройку, объявленную ударной, он мобилизовал стразу 250 рабочих…
Уже в разгар работ было решено отступить от предварительных расчетов и возводить новое здание на фундаменте бывшего магазина…
В 1927 году, в канун октябрьских торжеств, из старого помещения по улице Революционной (Вознесенской) сюда была переведена городская почтово-телеграфная контора» («Трагическая ночь», стр. 232 – 235).
Вообще-то, новый «Государственный список памятников истории и культуры местного значения» можно читать как мемуары и занимательный детектив одновременно. Но не будем утомлять читателей и оставим им это удовольствие для интересного досуга. Однако, еще несколько примеров.
Так, в первом списке дом купца Измаилова значился под № 64 по ул. Жамбыла, 164. В списке же 2010 года под № 48 обозначено «Дом купца Измаилова, конец 19 века (офис фирмы «Алтын базар»)». И значится он уже по адресу: ул. Жамбыла, 166. Но в доме под № 164 располагается ресторан «Генерал Корнилов». И дело даже не в том, как приватизируют имущество, - сохраняли бы памятники. В данном случае с домом Измаилова внешне все выглядит прилично, чего нельзя сказать о Городской Управе, чудесным образом превратившейся в желтый амбар «Пицца-хаус» и выведенной из списка памятников архитектуры.
И еще два примера. Под № 40 значится «Школа № 1 им. Владимира Ильича Ленина, 1935 – 1938 г.г. (лицей)». Но никакого лицея там и в помине нет (уже давно) – только ресторан и банк. Видно, нашему департаменту образования не нужны большие здания для образовательных и воспитательных целей… И еще о печальном. Дом купца Дмитриева 1907 года значится в первом списке под № 49, а во втором – под № 35. На самом же деле он уже много лет лежит в руинах все по тому же своему родовому адресу: ул. Коминтерна, 97. Скорее всего, этот памятник потерян уже окончательно.
Говорят, что большая часть преступлений в мире происходит с молчаливого согласия большинства, в случае с историческими памятниками в нашем городе все происходит именно так.
И, наконец, опять о хорошем – о зданиях республиканского значения, которым повезло несказанно. Новехонькая резиденция Абылай-хана – само загляденье, да и столетний дом купца Юзефовича (ныне – музей изобразительных искусств) красуется как пряничный домик.
Другому памятнику республиканского значения совсем не повезло – очень все печально и обескураживающее с домом купца Янгуразова («Дом невесты»). Мало того, что фамилию купца повсеместно искажают, так еще и приватизация ему пошла в один только вред, дом погибает. Уникальный памятник, по всей вероятности, ждет судьба Городской Управы. Его эксплуатируют нещадно – три в одном – мастерские, общежитие и автостоянка во дворе, а спасти может только статус музея (например, этнографического), как у той же резиденции Абылай-хана. Регулярно и ежегодно в защиту уникального памятника выступают краеведы («Спасите «Дом невесты», декабрь 2008 года) и журналисты («Заброшенное наследие», декабрь 2009 года). Напоминают с болью в сердце, что гибнет достояние республики – уникальное здание, равного которому нет в Казахстане. И спасти его могут только срочные меры и статус музея. Но кто у нас считается с голосом прессы? Кто-нибудь ответил? Принял меры? Ждите, как же! Там такая мафия приложилась, что даже прокуратура бессильна.
Наши патриоты часто любят ерничать про Россию и две ее беды – дураков и дороги. Свои-то дороги давно видели? Пройдитесь по городским улицам, - это вам не Рио-де-Жанейро!
А в дураках тоже нет недостатка, если, конечно, так можно обозвать халатность, мошенничество и прочие безобразия чиновников на их служебном месте. То, что культурой и образованием у нас уже лет двадцать руководят люди случайные, карьерные и некомпетентные, которых время от времени заменяют на им же подобных, это ясно всем. Но вот в архитектурном управлении и инспекции по охране памятников, вроде бы, сидят люди постоянные, притертые. А результаты? Всех все устраивает. А город, люди и страна теряют свое достояние, наследство наших рачительных предков. Кто же вступится за сами погибающие памятники, а не за их охранников?
Может быть, депутаты – лучшие друзья и слуги народа? Но час избирательной кампании еще не пробил, а значит электорат им пока без надобности. Есть еще один проторенный путь: хождение к Власти. Те самые ходоки, которые Ленина видели, вроде бы, всегда возвращались не с пустыми руками…
И из нашего города есть примеры. Случаи, когда (это был вопрос жизни и смерти) жители отправлялись в Астану к Президенту. Говорят, что помогало, если все по-умному изложить. Осталось только дождаться этого камикадзе, того, кто отважится за достояние республики и ее народа биться до последнего с тьмой бюрократов, хапуг и господ, у которых на этом свете все «схвачено»… А на том?

Подготовил к печати Павел АФАНАСЬЕВ


Рецензии