Если бы старость могла

Если бы старость могла…

Молодые по выбору мрут, старые поголовно.
Старый волк знает толк.
Старого воробья на мякине не проведёшь.
Стар да умён – два угодья в нём.
Дитя падает -  Бог перинку подстилает;
Стар падает – чёрт борону подставляет.
Молодых  потешить – стариков перевешать.
При старости бедность хуже всего.
Стар да нищ – гниль да свищ.
Не гребень голову чешет, а время.
Уплыли годы, как вешние воды.
Старость не радость, а пришибить некому.
Бранить есть кому – кормить некому.
                Пословицы русского народа. Сборник В. Даля

Скажите, вас не пугает одинокая старость? Конечно нет, если у вас тёплый дом, заботливые чада и домочадцы. Но от сумы и от тюрьмы не зарекаются. Известная голливудская история о Леди Гамильтон, доживавшей век в жалкой ночлежке, - классический тому пример.
Но если осмотреться вокруг, то одиноких и забытых стариков – множество. Только в прошлом году ушли из жизни люди, которых многие годы знали все горожане, это были личности творческие, они составляли основу духовности нашего общества. Но ушли из жизни трагически – брошенные и забытые всеми. Статистика определяет, что в нашей области проживает 90 тысяч пенсионеров, а в нашем 200-тысячном городе их около 40 тысяч. А домов для престарелых всего 2-3. В Тайынше на 100 мест, в Смирново на 300, ещё сотни 2-3  курирует собес. «Няньки» (так зовут их старики) дважды в неделю посещают и помогают одиноким и беспомощным старикам – стирка, уборка, покупка продуктов.
Это только у Пушкина октябрь – месяц вдохновенья. А в нашей жизни вполне официально октябрь – месяц поддержки пожилых. Благо 1 октября – День пенсионеров. Правда, какой-то странный календарь – один день или один месяц в году, а остальные 330 дней что же. И почему-то ангажированы только очень уважаемые люди, а если маленький человек – санитарка или сантехник уже не существующего ДЭУ – тут уж не до песен и чаепития. Даже сухим пайком не отметят. Вот и мой сосед, Иван Петрович, 1 октября с утра вынес свою табуретку, сел у подъезда – хоть кто-то да и поздравит,  почествует, слово доброе скажет. Ведь и пенсионерам нужно общения и какие-то радости в жизни.
Вот и нынешний День ветеранов запомнился объявлением в городской газете, приглашающим пожилых посетить премьеру фильма «Монгол» в кинотеатре «Казахстан». Когда попытались попасть на сеанс, вышла неувязка – с утра и до вечера там был «день пионеров» - культ поход школьников. Пенсионерам предложили зайти вечерком или в конце недели, а потом уже и вовсе платно с небольшой скидкой. Вот такой подарок-невидимка или розыгрыш по-петропавловски. А ведь ещё пару лет назад пенсионеров в кинотеатре встречали более приветливо: несколько раз в год устраивали общественные просмотры для небогатых любителей кино. А кинотеатр тот назывался «Киномакс», но их, говоря, сгубили не то контрафакты, не то конкуренты. Других благодетелей на этой ниве пока нет.
Но более всего в прошлом году запомнилась одна акция. Она касалась пенсионеров, которым нынче хорошо за 70 лет. То есть тем самым, кто в годы войны, будучи школьниками, были заняты на сельхозработах. И нужно было совершить 3-кратный поход за справкой:
1) чтобы подать заявление в архив;
2) чтобы получить справку, где значилось, что документов нет;
3) отнести в собес эту справку «Нет» (которая на самом деле означает «да»).
И откуда было взяться спискам? Сами знаете, в войну писали на газетах, а работать в поле были обязаны все. Разве просто по дате и факту рождения нельзя было определиться? Представьте, ведь это люди 1929-1937 рождения, многие из них, имея трудовой стаж по 40 лет и более, сейчас больные и старые люди. И эти путешествия равносильны одному месяцу здоровья, а может, и году жизни. А ведь наши старики не с Марса прилетели и поработали на совесть. Вон сколько всего понастроили! Кстати, когда лет 30 назад, они же построили  «Казахстан», весь город два месяца ходил на один-единственный фильм, чтобы побывть в чудо-кинотеатре, полюбоваться интерьером. И ещё, все очень любили кино, а билеты были общедоступными.
Говорят, что многие пенсионеры так и не оформили свои бумаги на эту «тыловую» доплату. Как, впрочем, и на коммунальные дотации. Не у всех, видно, «есть ещё порох в пороховницах», чтобы шагать и ползать по кабинетам и офисам на закате жизни.
Минувший год был для нашего города юбилейным – 255 лет. Историки и краеведы очень любят круглые даты. Но вот 22 июня 1894 (113 лет назад!) на средства купца Хлебникова С.И. была открыта городская богадельня при Всехсвятской кладбищенской церкви, основанной на средства того же С.И. Хлебникова. У нас таких купцов пока нет! Как-то известный в городе адвокат пояснил, что закон Республики Казахстан не запрещает открывать частные дома-пансионаты для одиноких стариков, но, видно, доходы от них не так велики, чтобы бизнес устремился именно туда. И почему только Хлебников занимался этим? А у нас же есть 300-400 мест за пределами областного центра и ещё где-то на окраине, ближе к кладбищу, чтобы приютить стариков. Что ещё надо?
Но почему горожанин, который полвека жил и работал в любимом городе, лечил, учил, писал стихи и фельетоны, работал на заводе, должен как на высылку отправиться за десятки километров в забвенье.
Недавно вот Валентина Ивановна, женщина активная и образованная, не представлявшая как она сможет прожить без телефонных разговоров с друзьями и знакомыми, без газет и телевизора, без городских новостей и привычного окружения, убыла туда далече… Друзья-старики так и не соберутся её проведать.
А Нина Васильевна недавно продала свою квартиру в обмен на 1 комнату в общежитии. На разницу планировала поддержать себя – ведь на лекарства уходит половина пенсии. И то сказать – средняя пенсия как средняя температура по больнице – кто-то выздоравливает, а у иных уже и конечности холодные. Вот и друзья Нины Васильевны, у которой теперь нет телефона, в недоумении, что стало с пенсионеркой, сходить на другой конец города собраться недосуг.
  Все помнят, конечно, тот пресловутый «стакан воды», который некому подать, чтобы вовремя запить таблетку. Или, когда некому встретить «Скорую помощь», и больной гипертоник сам караулит среди ночи на лестнице дверь в подъезде – больше некому.
Почему же среди регулярных новоселий, банков, ломбардов и торговых центров не предвидется открытие хоть одного городского Центра для одиноких стариков, которые, к несчастью, пережили своих детей и своё время.
Как они умирают - интеллигенты и бывшие рабочие -   в своих четырёх стенах, об это уже никто и не пишет – другие нынче времена да и повода нет. Есть Центр по адаптации (в народе - «бомжатник»), но что-то не слышно о радостных результатах перемен. Как нет вестей и о Николае Илларионовиче («Дяде Коле»), о котором ещё в конце сентября писали в газете нашего города. Где он? С бомжами или в приюте, а может, уже приказал долго жить… Но ведь живая душа, жалко. И как говорили купцы-мильонщики - о душе пора подумать… Всем.
P. S. Кто старое помянет, до утра не уснёт.
Прошли новогодние и рождественские праздники, и кто вспомнил и поздравил наших стариков? Хорошо, если друг друга не забывают. Вот и моя знакомая говорит, что встречала Новый Год в хорошей компании – с Президентом, который поздравил каждого, и альтистом Башметом, который, как всегда, был восхитителен и неподражаем.

Подготовил к печати Павел АФАНАСЬЕВ


Рецензии