Путешествие через две таможни

ПУТЕШЕСТВИЕ ЧЕРЕЗ ДВЕ ТАМОЖНИ

По традиции каждую осень я навещаю своих родственников в ближайшем зарубежье. Оно совсем рядом – Тюменская Казанка в 100 километрах от Петропавловска.
Ишимский автобус вышел из нашего города налегке – 10 пассажиров, 5 из которых следовали до Казанки. Первая таможня на пути, соответственно, казахстанская. Сначала прошли проверку на фотогеничность и фотоидентичность, иногда мне задают вопрос, почему я не похожа на свою фотографию десятилетней давности. Я обычно сетую, что с годами, к сожалению, не молодею, но имею право жить по этим документам до конца дней своих. Такой вот ритуальный обмен любезностями.
Но больше всего мне понравился досмотр вещей на таможне. Не надо было, слава богу, выносить свои сумки из автобуса – откройте сумки, а по углам досмотр мануальный. В общем, «manus manum…» Вот и вспоминаешь, как лет пятнадцать – десять назад ученая собачка пробежит по автобусу, обнюхает и – «Счастливого пути!»
А на российской таможне досмотр ведется уже визуальный – вещи выставляют на ленту транспортера – и вперед через рентген. В конце этого конвейера почему-то не было стола, и надо было проявить чудеса ловкости, чтобы перехватить свою сумку, когда там заветная баночка любимого теткиного варенья чуть не спикировала на землю.
У нас в Петропавловске еще летом писали в газетах, что Россия строит железную дорогу по своей территории, альтернативную тому участку Транссиба, что проходит по нашей области. Тюменская область, как известно, богата нефтью и болотами, и тяжелые составы через г. Ишим не идут. А теперь вот из Кургана в Исилькуль тянут южно-сибирский вариант Транссиба.
В Казанку я езжу лет 30, с тех пор, как еще при советской власти туда переехали мои родственники. А потом в 90-х, когда встали наши заводы, туда хлынул поток наших земляков, кто-то перезимовал, осмотрелся и дальше отправился в поисках лучшей доли. А некоторые остались. И вот эти, уже тертые жизнью, молодые и энергичные преобразили российское приграничье.
Когда я приезжаю в Казанку, то впечатление контраста всегда напоминает мне историю 40-летней давности. Тогда в 60-ые годы мне пришлось посетить колхоз им. Клары Цеткин. Дорога в этот колхоз проходила мимо русской деревни и казахского аула. И когда мы въехали в это немецкое село, мне показалось, что я попала в другую страну. Чистота и порядок, благополучие и достаток – это потрясло после соседних поселений. Лет через пять я прилетела в Ригу и вспомнила, что ощущение заграницы уже переживала когда-то в немецком селе.
Казанка поражает меня благополучием и ухоженностью. Дороги заасфальтированы, дома газифицированы, газом и отапливаются. Я спросила, неужели у них бомжей нет. Конечно, какие-то асоциальные типы есть – они не работают, собирают утиль, но живут в доме, хоть и плохоньком. В обществе всегда будут лидеры и аутсайдеры, но важно, чтобы слабые не теряли облик человеческий. Это задача общества.
Мне понравились в райцентре улицы и дома, магазины и бытовые центры. Зашли на почту, я решила отправить своим российским друзьям новую книгу о Петропавловске. Почта не потеряла своего изначального назначения – услуги по пересылке оказывают быстро, а главное дешево. Дешевле в два раза, поистине «за морем телушка полушку, но дорог перевоз». Все коммунальные платежи оформляют в соседнем зале, в специальном окне, не мешая почтовой службе.
Окончательно сразила меня новая автостанция – уютная, чистенькая, с огромным телевизором. Я уезжала из очень уютного райцентра. Не знаю, решит ли проблемы Казанки новая дорога, наверное, появятся рабочие места, что-то изменится. Но казанцы, не избалованные жизнью, умеют находить себе занятие и заработки – это, конечно, сфера быта – бытовые услуги, учителя, врачи, мастерские, строительство и даже лопнувший ненароком молочный заводик.
Автобус из Ишима пришел полнехонек, нам пятерым, севшим в Казанке, едва нашлось место. В автобусе было очень весело – молодая команда каратистов, как выяснилось позже, ехала на соревнование в Астану. На российской таможне уже привычная ловля сумок у транспортера (столы все стояли сиротливо в стороне). А на казахстанской таможне перемены – сумок не открывали – чего уж – только что из-под всевидящих рентгеновских лучей.
Но опытный глаз таможенника узрел в команде ишимских спортсменов «лицо кавказской национальности», и – с вещами на выход! Девчонки-хохотушки не унимались: «Карен, что у тебя в сумке? Одно кимоно?», «Нет, Карен, у тебя два кимоно…» Карена вернули скоро, но очень грустного. «Пощипали» парня, поди…», - пожалела пенсионерка.
А мы отправились в ночной Петропавловск. Я с удовольствием возвращалась к пятидесяти каналам кабельного ТВ. Путешествуйте без границ! Хорошо там, где нас нет. Но ведь и вправду хорошо, а нас там нет.

Подготовил к печати Павел АФАНАСЬЕВ


Рецензии
Здравствуйте, рад видеть землячку на сайте.
Честно скажу, автобусом в РФ никогда не ездил, а вот в поезде уже три года только в паспорт (или удостоверение) смотрят, про вещи даже не спрашивают - работает таможенный союз. Машины тоже никто не досматривает, только проверяют документы.
А Россия строится невероятно бурно, это верно, ежегодно в крупных городах целые микрорайоны сдают. Впрочем, наш Петропавловск тоже на месте не стоит.

Мицуков Сергей Владимирович   16.02.2014 23:08     Заявить о нарушении
Большое спасибо вам, Сергей, за отклик.

Надежда Михайловна Кириллова   17.02.2014 07:31   Заявить о нарушении